Учение о десятине как о «семени веры». Сбор пожертвований



Учение о десятине, то есть ветхозаветное установление об обязательном пожертвовании Богу десятой части доходов, используется в качестве финансового принципа деятельности и в некоторых христианских церквях. Например, в домонгольский период сбор десятины на церковные нужды практиковался Русской православной церковью. Среди современных протестантских и неопротестантских деноминаций, обязательное пожертвование десятины имеет место в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), церкви Адвентистов седьмого дня, некоторых баптистских и пятидесятнических церквях. В неопротестантизме нет единой точки зрения по этому вопросу, иногда он вызывает споры. Харизматические церкви «ДВ» устанавливают для своих последователей обязательное пожертвование десятины как важную часть учения с развитым теологическим обоснованием. Десятина, как и прочие денежные пожертвования, рассматриваются в качестве декларации веры или «семени веры».

Апологию учению о десятине составил О. Робертс в своей теологии «семени веры». Он утверждал, что как в Ветхом завете люди отдавали десятую часть прибыли Богу, так и сегодня христиане должны жертвовать, чтобы получить благословение. Так телезритель программы О. Робертса мог «посадить семя» (т.е. пожертвование), которое обернётся большой финансовой отдачей[186]. Это учение позже было дублировано и развито другими лидерами «ДВ» под названием «закона сеяния и жатвы». Например, Дж. Аванзини в своей книге «30, 60, 100 крат» пишет: «Если вы хотите, чтобы Бог благословил вас именно деньгами, то, кроме десятин и пожертвований, сейте деньги, если же вы хотите обувь, то сейте обувь. То, что вы сеете, то и пожнете»[187]. Афро-украинский пастор С. Аделаджа повторяет своих учителей: «Если вы находитесь в сложной финансовой ситуации, посейте семя веры, просто отдайте Богу то, что у вас есть, и скажите: «Господь, я верю Тебе, и я сею то, что у меня есть»[188]. «Я вижу действие этого духовного принципа в своей жизни: квартира, машина и все, что у меня есть сегодня, — это плоды моего сеяния»[189].

Призывы пасторов к щедрым пожертвованиям в качестве «семени веры» чреваты злоупотреблениями, в частности, в африканских странах. Ли Грейди, редактор журнала «Харизма» в своей статье «Нигерийское чудо» приводит в пример слова одного анонимного нигерийского харизмата: «Я знаю церкви, где за вас не помолятся у алтаря, если вы сначала не дадите им денег. По их словам, чтобы получить какое-либо благословение, сперва нужно посеять семя»[190].

Заповедь о десятине Кр. Доллар включил в символ веры[191]. Также у Р. Неймана: «Десятина должна быть частью жизни каждого христианина»[192]. У Р. Тилтона десятина также является обязательным вероучительным пунктом. Десятина рассматривается как долг Богу за прошлые благословения и задел на будущее[193]. Среди отечественных церквей «ДВ» десятина считается обязательной в «Новом поколении», в «Прославлении» Р. Белосевича, ассоциации церквей «Царство Божие». Таким образом, все церкви, имеющие отношение к «теологии процветания», узаконивают пожертвование десятины для своих последователей.

«ДВ» отличает крайне прагматический взгляд на финансы. «Теология процветания» рассматривает пожертвования как важную часть учения, в котором помимо «семени веры» есть и другие теологические обоснования денежных пожертвований. Например, К. Коупленд, а за ним и многие другие учителя Веры рассматривают библейский пассаж Мк.10:31 в качестве «закона» стократного приумножения пожертвованного Богу капитала.

Дж. Аванзини среди учителей Веры имеет репутацию специалиста по финансам и сам себя позиционирует как учитель «библейской экономики»[194]. Часто лидеры «ДВ» специально приглашали «брата Джона» на телемарафоны по сбору пожертвований, как наиболее убедительного проповедника. Дж. Аванзини утверждает, что Бог сообщает каждому человеку план жизни через сны и видения, но для осуществления мечты необходимы денежные средства, поэтому для начала нужно озаботиться их приобретением. Официальный сайт его служения приглашает обнаружить скрытое в каждом человеке семя миллионера, но большинство людей не осознают как «генерировать богатство»[195]. Аванзини предлагает духовный путь, как избавиться от долгов и жить изобильной жизнью.

Р. Тилтон, как и Аванзини, является наиболее прагматичным учителем Веры. Тилтон собирал пожертвования на своё служение, рекомендуя во время телеэфиров давать «обеты веры» в 5 или 10 тыс. долларов. На официальном сайте своего «служения» Р. Тилтон предлагает алгоритм обретения богатства. Помимо чёткого представления желаемого и декларации его обретения, Тилтон включил любопытный промежуточный пункт: необходимо дать «обет веры», т.е. отправить денежное пожертвование, соразмерное вере, на счёт его церкви[196]. Подобные «обеты» являются лучшим доказательством веры. Эти обеты рекомендуется делать в гносеологической традиции Слова Веры, не обращая внимания на реальные финансовые обстоятельства[197], т.е. на материальную стеснённость, в надежде получить «возврат» от Бога.

В начале 1990-х Тилтон оказался в центре скандала, связанного с журналистским расследованием. «Служение» Тилтона выбрасывало тысячами, не прочитав, молитвенные просьбы жертвователей[198]. Наиболее известная книга Тилтона называется «Как быть богатым и иметь все, что вы хотели».


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!