Общепротестантские и общепятидесятнические доктрины



Символы Веры

Харизматические церкви «ДВ» содержат на своих официальных сайтах типовой раздел «Во что мы верим». При некотором разнообразии этих символов веры, все они довольно однотипны и большей частью сводятся к общепятидесятническому шаблону. Например, декларация веры Библейского учебного центра «Рема» К. Хейгина «идентична Ассамблеям Бога и большинству других крупных пятидесятнических деноминаций»[149]. Даже наиболее одиозные проповедники «ДВ» не включают в символы веры специфические особенности учения, исходя, вероятно, из миссионерской задачи возможно более широкого привлечения последователей. Вполне типовой симовол веры представлен церковью К. Коупленда, хотя в задачах его мисси уже прописывается обучение людей библейским принципам процветания и исцеления[150]. Подобный же типовой символ веры представлен церковью К. Хейгина[151]. Взяв его за основу и сравнив с другими «служениями» «ДВ», можно составить примерный вариант усреднённого символа веры:

• Боговдохновенность и безошибочность Библии.

• Триединство Божества: Отца, Сына и Святого Духа.

• Человек создан по образу Бога, но отделён от него грехом.

• Иисус пролил кровь на кресте за наши грехи.

• Спасение есть дар Бога человеку через веру в Иисуса Христа.

• Крещение в воде путем погружения есть прямая заповедь Господа. Водное крещение рассматривается как символ очищающей крови Христа и нашей веры[152] (Дж. Остин), способ идентификации со смертью, погребением и воскресением Иисуса[153] (Дж. Мейер), внешний знак внутренней приверженности человека[154] (Ч. Нейман).

• Крещение Святым Духом есть дар, который сопровождается говорением на иных языках. (Многие служения декларируют долженствование: крещение Святым Духом должно сопровождаться глоссолалией).

• Освящение, как продолжающийся процесс после «рождения свыше», посредством Слова и Святого Духа.

• Исцеление обеспечено для всех верующих в искуплении Иисуса Христа.

• Второе пришествие Иисуса Христа.

• Реальность ада и рая.

• Телесное воскресение из мёртвых: к вечной жизни для праведных и к вечному наказанию для нечестивых.

 

Таким образом, усреднённый символ веры содержит как общехристианские, так и частные пятидесятнические положения вероучения. Водное крещение и причастие не рассматриваются как таинства. Например, символ веры Д. Принса говорит о «Святом Причастии» как «праздновании смерти Иисуса и нашего воспоминания о Нём»[155].Ч. Нейман говорит о причастии как о «воспоминании жертвы Иисуса для нас»[156]. В символе веры «Нового поколения» А. Ледяева утверждается: «Таинство Вечери - особенное время воспоминания в присутствии Божьем, щепотка хлеба и глоток вина символизируют Тело и Кровь Иисуса Христа»[157]. Символическое понимание таинств объединяет пятидесятников с баптистами, но отличает от традиционных протестантов, лютеран и реформатов. Вместе с тем, такое положение символа веры, как «крещение Святым Духом» (иногда отдельным пунктом добавляют «рождение свыше»), сопровождаемое глоссолалией, является пятидесятнической формулировкой. Например, католики-харизматы стремятся избегать термина «крещение Святым Духом». Символ веры баптиста-харизмата Э. Лонга содержит формулировку «крещение Святым Духом», но не в пятидесятническом смысле[158]. Утверждение о том, что физическое исцеление от болезни содержится в искуплении и является привилегией всех верующих, объединяет «ДВ» с церквями «Полного Евангелия» и масштабной пятидесятнической организацией «Ассамблеи Бога»[159].

Общепятидесятническое учение о «девяти дарах Святого Духа» (1Кор.12:8-10) заявлено в символе веры Международного Соглашения Церквей и Служителей Веры (МСЦСВ)[160], главной ассоциативной структуре участников «ДВ», а также в символе веры церкви М. Серулло[161]

Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры декларирует в своём символе веры процветание: «Мы искуплены от проклятия закона, которым является бедность, болезнь и смерть. Наша жизнь будет богатой и здоровой, если мы будем идти в свете этого искупления …»[162]. Некоторые «служения» «ДВ» также прямо говорят о процветании в своих символах веры. Церковь Дж. Остина: «Как чада Божьи мы – победители, и более чем победители, Бог предназначает для каждого из нас опыт жизни с избытком, который он имеет в запасе для нас»[163]. Дж. Принс из Сингапура также включает процветание наряду с исцелением в символ веры своей церкви[164].

Символ веры церкви Ч. Неймана наиболее отчётливо угадываются специфические особенности учения «ДВ». В нём, в частности, говорится, что Иисус стал грехом, проклятием, подверженным болезни и бедности, чтобы мы могли быть здоровы и богаты. Благой Бог не использует трагедии, болезни и стихийные бедствия для нашего вразумления. Его воля заключается в том, чтобы верующие «процветали и были здоровы»[165].

Учение о премиллениаризме (пришествие Иисуса Христа до Его буквально понимаемого «тысячелетнего царства» на Земле) можно назвать официальной точкой зрения «ДВ», поскольку это вероучительное положение закреплено в символе веры МСЦСВ: «Мы верим в пред-тысячелетнее, неизбежное пришествие Господа нашего Иисуса Христа»[166]. Премиллениаристский взгляд также особо выделен в символе веры П. Уайт: «Мы верим в пред-тысячелетнее второе пришествие Иисуса: во-первых, чтобы воскресить умерших праведников … , во-вторых, чтобы царствовать на земле тысячу лет»[167].

В символе веры церкви К. Трита отдельным пунктом оговаривается, что «брак является божественным учреждением исключительно между мужчиной и женщиной»[168]. Вынесение этого пункта в качестве отдельного положения символа веры служит своеобразным знамением духа времени. В своей деятельности разным проповедникам приходится обозначать своё отношение к гомосексуализму. Позиция проповедников веры в целом совпадает с консервативной христианской точкой зрения, но с разной степенью остроты, от резкого неприятия (Э. Лонг) до лояльного отношения (Эр. Полк).

 

«Крещение Святым Духом» и освящение

«Крещение Святым Духом» - ключевое понятие пятидесятнического богословия, объясняющее важнейшую общепятидесятническую практику глоссолалии. Большинство пятидесятников, включая руководителей «ДВ», считают глоссолалию обязательным критерием «крещения Духом». Основатель «ДВ» К. Хейгин утверждает: «То переживание, которое следует за спасением, называется принятием Святого Духа, крещением Святым Духом или исполнением Святым Духом … Если вы исполнены Святым Духом, то у вас должно быть сопровождающее свидетельство (языки)»[169]. Однако, некоторые пятидесятники, например, ранне-пятидесятнический проповедник А.Б. Симпсон[170], церкви ЕХДА и ХВЕ в России, считают, что «крещение Святым Духом» не обязательно сопровождается глоссолалией[171], а представляет собой просто некое « … откровение Бога в душе верующего человека. … Такая душа ощущает в своем теле новую, божественную силу и мощь»[172].

Возникновение понятия «крещение Святым Духом» у пятидесятников как некоего одномоментного акта Святого Духа имеет свою предысторию. Первые упоминания особого озарения Святым Духом можно найти у монтанистов во II в. н.э., которых современные пятидесятники рассматривают в качестве своих идейных предшественников. Основатель ривайвелизма американский конгрегационалистский проповедник Дж. Эдвардс в 1734 г. в одной из проповедей развил идею, что «существует такое явление, как духовное и божественное озарение, непосредственное, ниспосылаемое душе Богом, и отличное по своей природе от всего того, что достигается естественными средствами»[173].

Воздействие Духа как особое внезапное переживание можно встретить в биографии основателя методизма Дж. Уэсли. После первой неудачной миссионерской поездки в Америку Уэсли в 1738 г. посетил лондонское пиетистское собрание «Моравских братьев», где пережил «личное обращение» во время чтения предисловия М. Лютера на «Послание к римлянам». «Я почуствовал, что на сердце у меня странным образом потеплело. Я понял, что одному лишь Христу могу доверить я свое спасение»[174].

В богословии Дж. Уэсли можно выделить два сотериологических аспекта. Обращение человека начинается с оправдания, когда верующему вменяется праведность Иисуса Христа[175], что совпадает с общепротестантским представлением. Другой аспект – освящение или действие «освящающей благодати». Это длительный процесс, растянутый на всю жизнь христианина и связанный с его личными аскетическими усилиями. Процесс освящения может закончиться «полным освящением» или совершенством (perfection, отсюда «перфекционизм»), святостью верующего, которая заключается в отказе от сознательного греха. Подобное учение шло в разрез с кальвинизмом, но могло быть инспирировано православием, о котором Уэсли имел представление.

Перфекционисты или церкви святости, вышедшие из методизма, представили идею полного освящения как мгновенный акт Святого Духа: «Считается, что полное освящение обычно обретается мгновенно в результате душевного переживания, сходного с обращением»[176]. Святость, по арминианским представлениям методистов и перфекционистов, может быть утрачена. По мнению И. Ефимова: «в самой идее достижения святости заложено зерно пятидесятничества — учения, которое признает человека спасенным и святым ввиду его общения со Святым Духом, достигаемым благодаря крещению Им»[177]. Т.е. «крещение Святым Духом», выраженное в глоссолалии, воспринимается как критерий спасения.

Новизна пятидесятнического учения заключалась в провозглашении особого мгновенного акта «крещения Святым Духом», который теоретически обосновал феномен глоссолалии. Пятидесятническое учение учитывает как одномоментное, так и длительное действие Святого Духа, а различные оттенки богословия зависят от того, на каком из этих действий делает акцент тот или иной проповедник. Современное академическое богословие пятидесятников (С. Хортон) говорит о «тройном аспекте доктрины освящения»: «позиционная», «действительная» и «окончательная» святость[178].

«Позиционная святость» соответствует «оправданию» у Дж. Уэсли и у других протестантов. «Этот аспект нашего освящения происходит мгновенно, … мы освящаемся и спасаемся одновременно»[179]. Вторая ступень освящения связана с упорной борьбой «между живущим в нас Духом Божьим и старой греховной природой, которая по-прежнему живёт в нас…»[180], а третья наблюдается в конце жизненного пути и представляет собой предвкушение совершенства в воскресении из мёртвых.

«ДВ» по ряду причин акцентирует внимание на первой, «позиционной святости». Это связано в первую очередь с учением об обожении (о «маленьких богах»). В понимании учителей «ДВ», человеческая природа не автономна, а неизбежно причастна Богу или сатане. «Крещение Святым Духом» воспринимается как одномоментное восстановление в человеке изначальной божественной природы со всеми её благами, здоровьем и процветанием, достижимыми верой. Утверждение академического пятидесятнического богословия: «Старая природа не «вырывается с корнем», «по-прежнему живёт в нас и проявляет себя»[181], - плохо совмещается с этой доктриной.

«ДВ» предпочитает говорить о «новой твари во Христе» в её онтологическом совершенстве ещё и по причине практики «позитивного исповедания». Адепт учения Веры должен декларировать совершенство уже обретённым для привлечения его в реальности, поскольку «исповедание веры создаёт реальность». В этом смысле декларация собственного актуального несовершенства, собственной греховности, может быть воспринята как «негативная исповедь».

Как и все пятидесятники, «ДВ», разводит понятия «крещения Духом» и «освящения» во всех его аспектах, как моментальных, так и продолжительных. «крещение Духом» подразумевает в первую очередь обретение силы[182]. Оно рассматривается как ключ к другим дарам, и в радикальном изложении вообще не связано со святостью. Теоретик «ДВ» К. Хейгин утверждал, что харизма «СИЛЫ» сообщается вне нравственного совершенства. К. Хейгин: «… плод духа – для СВЯТОСТИ – в то время, как крещение Святым Духом – для СИЛЫ. Можно быть святым без силы, и можно иметь силу и не быть святым. Но лучше всего сочетание обоих. Мне встречались люди, которые были прекрасными христианами и имели чудесный плод духа, но в их жизни не было силы. Знал я также и тех, кто были Божиими силовыми станциями, но ясно, что им нужно больше плода в их жизни»[183].

Если уэслианская теория «освящения» могла иметь отправной точкой православие, то дальнейшая трансформация этой идеи в пятидесятничестве привела к радикальной перестановке понятий и расхождению с православием. Чудотворение воспринимается уже не как дар Святого Духа в сердце, очищенном от страстей, не итог и плод аскетической жизни, а изначальный дар новообращённому. Если крещение в святоотеческой традиции понимается как «всевание семени» нового человека, то «крещение Святым Духом» приводит, по К. Хейгину, сразу к конечной точке пути: «Я – новая тварь во Христе».

«Крещение Духом» не зависит не только от «освящения», но и от других положений пятидесятнического учения. «Крещение Духом», сопровождаемое глоссолалией, может случиться и до и после «рождения свыше», водного крещения или рукоположения. Г. Коупленд, жена лидера «ДВ» К. Коупленда, поясняет: «Возможно, на тебя возложит руки брат во Христе или служитель, или же ты примешь в своём месте молитвы наедине с Богом»[184]. К. Хейгин вспоминает о своём разочаровании, поскольку «крещение Духом» не было связано у него ни с какими переживаниями. Он сделал вывод, что «крещён Духом», исключительно по самому факту глоссолалии[185].

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!