Сила веры и желание. Магические параллели



Учителя «ДВ» не ограничиваются понятием «силы веры», ощущая, что вера в отведённом ей функциональном значении творящей силы органически взаимосвязана с другими аспектами этой силы. Современный проповедник неопятидесятнической церкви «Новое поколение» А. Ледяев заявляет: «Нет желаний – нет результатов… Желания – двигатель веры». «Сильные желания и высокие цели строят сильную и глубокую личность, способную идти против течения»[356]. «Вам необходимо иметь пламенное желание, чтобы достичь цели; вам необходимо хранить его, глядя, как выполняется эта цель», - утверждает корейский проповедник «ДВ» П. Йонгги Чо[357]. «Знайте, чтобы иметь успешное служение, вы нуждаетесь в … могущественном желании. И вы можете иметь такое желание только через свое четкое и ясное видение и мечту»[358]. 

Эти высказывания могут иметь вполне традиционное прочтение, если понимать под пламенным желанием энергию внутреннего настроя, за которым следует практическая деятельность по осуществлению мечты. Учителя Веры не отвергают практическую деятельность, однако в их концепции желание обращено прежде всего к укреплению самой силы веры, вера замыкается на саму себя. Вслед за требованием пламенного желания, Йонгги Чо переходит к … вере, поскольку «Вера – это осуществление»[359]. 

Потребность сильного желания обретает параллельный смысл. Стих (Притч.10:24)    «Желание праведников исполнится» понимается учителями Веры как потребность в эмоциональном, чувственном насыщении «силы веры». Сильное желание увеличивает потенциал творящей Силы[360]. В таком прочтении попечение о пламенном желании выглядит как заурядный магический акт. Предшественник «ДВ» Э. Холмс утверждал, что чувства человека сами по себе обладают творящей силой: «Чувства же имеют созидательную силу, и чем больше чувства вложено в слово, тем большее могущество оно будет иметь …»[361]. Это соответствует общему оккультному представлению об «астральных» сущностях эмоционального происхождения, по природе отличных от чисто ментальных «астро – идей». Практикующий маг и теоретик сатанизма А. Лавей рекомендовал вкладывать в заклинания как можно больше чувства для успеха ритуала: «Все, что служит усилению эмоций во время ритуала, будет служить его успешному завершению»[362]. Агриппа Неттесгеймский в XVI в. утверждал, что «молитвы должны … произноситься со страстью, … с пылом, который они передают в заклинаемую вещь»[363].

Теоретики оккультизма видят близкое сходство учений метафизического движения и «ДВ» с магией, даже если их представители этого не ощущают. Крупный теоретик и практик оккультизма XX в., сатанист А. Кроули даёт следующую оценку учению мысленного целительства: «Можно привести общеизвестный, но, тем не менее, поразительный пример эпидемического распространения подобной ошибки - я имею в виду «Христианскую Науку» и родственные ей учения о «духовном исцелении». Если оставить в стороне всевозможные догматические выкрутасы, то данные теории выглядят как превосходный пример определенной разновидности Магии ... В их основе лежит достаточно здравая мысль: материя есть иллюзия, которую Желание порождает с помощью разума, вследствие чего она должна изменяться в соответствии с повелениями своего создателя. Однако всем этим теориям недостает практики. Деятели «Христианской Науки» не разработали научных техник применения Желания; вместо того, чтобы изобрести локомотив, они сидят сложа руки и ждут, что паровой котел перевезет их с места на место»[364]. А. Кроули представляется редукция творящей силы только к вере и разуму недостаточно разработанной магией.

       В рассуждениях учителей «ДВ» о «силе веры» идёт речь не просто о допущении силы или энергии в основе веры, за этой силой единственно и признается творящая способность, она занимает место Творца, но, будучи безличным «творческим» субстратом чудотворения, оказывается всецело в распоряжении человеческой воли.

Если речь идёт об элементах магии в учении теистической религии, эта религия должна отчасти утратить теистические черты, поскольку Бог, по определению, всемогущее существо, может воспрепятствовать своей волей деятельности мага. Магическая схема не возможна, если Божество способно отказать магу. Поэтому наряду с пантеистическими аспектами учения, можно предполагать наличие в доктрине «ДВ» деистических элементов, устраняющих непосредственное волевое и промыслительное участие Божества в человеческой деятельности. Отчасти это выражено в декларации закона, за которым скрыт личностный Бог, однако эта тема требует более детального рассмотрения.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 259; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!