Принцип грамматики и лексического анализа



 

Начнём с того, что устраним неточности синодального перевода. В нём принятие в вечные обители сопровождает обстоятельство времени «когда обнищаете». Но в греческом тексте мы видим глагол εκλίπη̣ (форма глагола ἐκλείπω – прекращаться, кончаться, проходить, миновать). Это глагол 3‑го лица, единственного числа. Он согласуется в лице и числе не со словом «друзья», а со словом «мамона». Фразу следует перевести так: «И Я говорю вам: сотворите себе друзей из маммоны неправедности, чтобы, когда кончится, приняли вас в вечные обители».

 

Обратите внимание, что это не мы обнищаем, а маммона оскудеет, кончится, пройдёт. Т.е. речь идёт о моменте, когда земные богатства потеряют свою ценность. Разумеется, речь идёт о нашей смерти. Мы не возьмём с собой ничего из наших материальных ценностей.

 

Примечателен также и глагол «приняли» (гр. Δέξωνται). Это форма глагола δέχομαι, который имеет значение не только «принимать» в значении «допускать», но и благосклонно выслушивать, одобрять. Это слово вовсе необязательно говорит о том, что друзья решают, допустить вас на небо или не допустить. Этот глагол скорее соответствует нашему выражению «принимать гостей». Ведь когда долгожданные гости приходят к нам домой, мы не решаем на пороге, допускать или не допускать их. Мы их принимаем, т.е. с радостью усаживаем на лучшие места и стараемся сделать так, чтобы им было хорошо.

 

Обратите внимание, что в греческом тексте также нет местоимения «они». Есть глагол 3‑го лица множественного числа «приняли». Но этот глагол не обязательно относится к друзьям. Это может быть неопределённо‑личное множественное число. Его Лука, кстати, использует в 6:38 «давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Кто отсыплет, даст и отмерит? Бог или, возможно, ещё кто‑то… Это неважно… Важно, что это произойдёт.

 

Так и в нашем тексте всё смешивается: друзья, Бог, ангелы… Не важно кто, важно что нас приняли, посадили и угостили за трапезой Господней. Разумеется, чем больше людей пришло к Богу в результате нашего служения, тем радостней будет этот приём.

 

В тексте нет и намёка на то, что даже правильно потраченное богатство делает нас праведными или даёт нам право на небесные обители. Похоже, что маммона потому и названа неправедной, что от неё не зависит праведность в глазах Божиих. Нельзя богатством приобрести спасительной праведности. Но богатство можно употребить для того, чтобы «приём» на небесах был более многолюдным.

 

Принцип литературного контекста и авторского замысла

 

Из ближайшего контекста мы видим, что Христос и Лука проводят определённую параллель между действиями неверного управителя и нашими действиями

 

Сравните 4 и 9 стихи:

 

4 стих

 

…Ίνα

 

όταν μετασταθω…

 

δέξωνταί με…

 

εις τους οίκους

 

9 стих

 

…Ίνα

 

όταν εκλίπη̣…

 

δέξωνται υμας…

 

εις τας… σκηνάς…

 

Из этой параллели видно, что принимают (и управителя и нас) не дела, а люди. Люди, которые превратились друзьями в результате деятельности «своего рода» (хитрец‑управитель – переделка отчётности, мы – благотворительность и пожертвование на благовестие).

 

13 стих убеждает нас, что вся притча о неверном управителе должна убедить нас служить Богу, а не маммоне. И уж конечно не своему «реномэ», и не делам праведности. Речь не идёт о том, чтобы оплатить вход на небеса себе. Речь идёт о бескорыстном служении Богу, единственной мотивацией которого будут Бог и люди, раскрывшие нам объятия на небесах.

 

Кроме того, широкий контекст в виде истории о богаче и Лазаре хотя и посвящён несколько иной теме, но в частности также убеждает нас в том, что сокровища богача могли бы послужить и Лазарю и братьям богача, если бы богач и братья его «слушали Моисея и пророков», т.е. веровали в Бога и принимали верою обещанного Моисеем и пророками Мессию. В этой истории также не говорится о спасении по делам. Покаяние – результат веры в Слово Божье (Лук. 16:29–31), но практическое следствие нераскаявшегося сердца богача выразилось в его жадности, недальновидности и уповании на своё богатство земное.

 

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

 

Похожую мысль высказывает и апостол Павел:

 

Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (1Тим.6:17–19)

 

Толкованию этого текста мы посвятили [битая ссылка] одну из предыдущих глав.

 

Вывод

 

Чем тратить все свои деньги на себя (т.е. служить маммоне), лучше проявить «догадливость», т.е. дальновидность и не скупиться, когда речь идёт о служении Богу…

 

Писание поощряет нас жертвовать деньги на служение благовестия, на обеспечение деятельности Церкви. Потому что благодаря этой деятельности в Царстве Божьем может стать хотя бы на одного человека больше. И, быть может, этот человек окажется на небесах отчасти благодаря вашим пожертвованиям…

 

Да и в жизни Церкви уже спасённые братья и сёстры нуждаются в нашей поддержке не только духовной, но и вполне материальной:

 

При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; (2Кор.9:6–12)

 

Так что доставайте свои банковские карточки и сделайте прямо сейчас какое‑нибудь пожертвование на хорошее дело Божье. Помогите нуждающемуся и почувствуйте жар его объятий в «вечных обителях»!

 

И можете быть уверенными, к этим объятиям присоединится и Бог!

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!