Принцип исследования исторического контекста



 

Многие спрашивают, почему повеление «только в Господе» дано только вдовам?

 

Павел особенно подчёркивает разрешение вдовицам вступать в брак так как общественное мнение той поры вполне благосклонно относилось ко вторичному браку вдовцов, но для вдовы считалось более приличным оставаться всю жизнь незамужней (см. например Лк 2:36, 37).

 

Однако строго говоря, этот раздел (1 Кор. 7:8,9; 29–40) относится как ко вдовам, так и к девицам. И заключение этого раздела содержит простую мысль: лучше будет не выходить замуж, ни девицаим, ни вдовам, но если уж выходить замуж, то в Господе…

 

Однако, Павел особо относит этот принцип к вдовам только потому, что в той культуре замужество девицы весьма редко происходило по её волеизъявлению… К девице очень редко могли быть применимы слова «за кого хочет». В основном девушек выдавали замуж родители, никак не спрашивая мнения дочери, находящейся на выданье… Кроме того, родители жениха и невесты нередко договаривались о браке своих детей, когда те ещё были в младенческом возрасте.

 

Только вдовы в той культуре были более или менее свободны в выборе своего супруга (потому что родители женщины к тому времени уже, как правило, умирали).

 

Скорее всего только поэтому, апостол Павел и не ставит слово «девица» в 39 стих. Не потому что девица свободна выйти замуж за неверующего. А потому что девица в принципе почти никогда не свободна выйти «за кого хочет», слишком часто решение о замужестве принимала не она.

 

Однако история ранней церкви знает примеры, как благочестивые девицы противились браку с язычниками.

 

Все ранние христианские предания о девицах‑христианках наполнены этой идей.

 

Так святая Петронилла (конец 1‑го века), по преданию, была либо дочерью ап. Петра, либо его духовной дочерью. Когда к ней посватался благородный язычник по имени Флакк, она заперлась в башне, три дня постилась и молилась, а на исходе третьего дня умерла. Даже если предание о чудесном Господнем избавлении Петрониллы от замужества – выдумка. Весьма показательно, что агиографическое сознание автора предания однозначно противилось самой идее брака с язычником, отражая верования ранней Церкви.

 

Святая Ирина Македонская в конце первого века родилась в семье язычника Ликиния, правителя области Мигдония. Когда отец нашёл ей выгодную партию, отказалась вступать в брак с язычником, чем вызвала сильный отцовский гнев, была избита и только чудом тогда избежала смерти. Отец через некоторое время обратился к Христу.

 

Потамиена Александрийская пострадала при императоре Септимии Севере (193–211), отвергнув множественные предложения конкубинатного характера со стороны язычников, предпочла мученическую смерть. По той же причине была казнена в 251 году Регина Алезийская.

 

Так св. Анастасия старшая (Римляныня) в третьем веке отказалась вступить в брак с язычником и была подвергнута пыткам и казни, а св. Анастасия младшая (Узорешительница) в 4 веке была насильно выдана за язычника, однако наотрез отказывалась вступать в интимные отношения с мужем, ссылаясь на тяжёлую болезнь (оставим на её совести эту ложь, обратим лишь внимание на категорическое нежелание жить в браке с язычником). Муж её, кстати, вскоре умер, а сама Анастасия претерпела мученическую смерть за Христа.

 

Святая Агнесса Римская (4в.) так и не согласилась на брак с сыном римского префекта Семпрония и предпочла мученическую смерть отречению от Господа.

 

Особо показательна судьба Иулиании Никомидийской, дочери знатного язычника Африкана. В девятилетнем возрасте Иулиания была обручена с неким Елевсием. Подошло время свадьбы. Елевсий уже в то время пребывал в чине градоначальника. Иулиания же стала тайной христианкой, крестилась и решительно отказалась от замужества. Отец сперва уговаривал ее, потом избил, наконец, обратился в суд – а судьей и оказался Елевсий. Он не отказывался от брака, даже просил Иулианию выйти за него, обещал не принуждать ее к перемене веры (видимо, врал). Девушка отказалась. Тогда Елевсий приказал пытать Иулианию и казнить.

 

Василисса (Василла, Басилла) Римская (304). По преданию, эта девушка из дома императора Галлиена была с детства помолвлена с сенатором Помпеем. После того, как она уверовала и крестилась, Василисса отказалась выходить замуж за язычника. Сенатор пожаловался императору, император приказал девушке выбирать: замужество или смерть. Выбор был сделан, и девица была обезглавлена.

 

Таким образом, мы видим, что для церковного сознания первых четырёх веков брак с язычником был совершенно невероятен. Христиане приравнивали такой брак к идолопоклонству и скорее шли на смерть, чем соглашались осквернить себя.

 

Вывод

 

Христиане не должны по доброй воле вступать в брак с нехристианами.

 

Ни для кого не секрет, что недостаток потенциальных женихов в современных церквах заставляет некоторых молодых христианок искать спутника жизни среди нехристиан. Но делать этого нельзя ни в коем случае!

 

Практические вопросы связанные с решением этой проблемы, выходят за рамки чисто экзегетического исследования. Нам представляется, что для решения этой проблемы церкви должны «наступать» сразу по трём направлениям.

 

Во‑первых, привлекать в церковь мужчин.

 

Во‑вторых, занять по вопросу брака с неверующим чёткую позицию и твёрдо, бескомпромиссно наставлять молодёжь в соответствии с ясным Библейским учением.

 

В‑третьих, научиться помогать одиноким христианам найти себя и своё особое, святое, уникальное, Господом предназначенное место в жизни (не только сугубо церковной, но и в остальном жизненном пространстве – ведь Господу посвящено всё жизненное пространство христианина).

 

Может быть здесь пригодился бы опыт монашествующих, миссионеров, сотрудников благотворительных христианских организаций.

 

Ясно одно, что христианин должен быть целиком посвящён Господу. Если он состоит в браке – в Господа должна быть «погружена» его семья. Если не состоит в браке – это не значит, что он хуже всех. И не нужно ориентироваться на мнение мира сего. С Божьей точки зрения, безбрачный – лучше. Только пусть не зацикливается на себе, но всю свою жизнь посвятит Христу.

 

Так, глядишь, скорей и до Царства Небесного доживём!

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!