Принцип грамматики и лексического анализа



 

Прилагательное πιστός встречается в Новом Завете 67 раз. Иногда оно относится к неодушевлённым предметам, иногда к Богу, а иногда к людям.

 

Также Abbott‑Smith предлагает нам различать активное и пассивное значение этого прилагательного. Пассивное – «быть достойным доверия», т.е. быть объектом чьей‑то веры. Активное – самому веровать, доверять кому‑либо.

 

Abbott‑Smith без колебаний помещает наш текст (Тит. 1:6) в список текстов, где прилагательное πιστός используется в активном значении – быть верующим.

 

 

Пятый аргумент нашего оппонента звучит так: «когда прилагательное πιστός определяет существительное, например «дети» в Титу 1:6, оно всегда означает «верный» (в смысле, «имеющий верность»), или «надежный».

 

Однако, это утверждение не соответствует действительности.

 

Например в Деян. 16:1 речь идет о верующией иудейке.

 

Дошел он и до Дервии и до Листры. И вот некий ученик был там по имени Тимофей, сын верующей Иудеянки, но отца Еллина. (Деян.16:1 пер. Еп. Кассиана)

 

Прилагательное πιστός там выступает в качестве определения к существительному «иудейка». Но речь явно не идёт о надёжной или достойной доверия женщине. Наоборот, подчёркивается, что мать Тимофея была верующая.

 

Ну или в Гал. 3:9 речь идёт о верующем (πιστός) Аврааме. Авраам – это ведь тоже существительное. (Подробное доказательство, что в Гал. 3:9 речь идёт именно о верующем, а не о достойном доверия Аврааме см. [битая ссылка] J.B. Lightfoot «St. Paul’s epistles to the galatians», 157)

 

Кстати, непонятно, почему наш оппонент говорит лишь прилагательном, определяющем существительное. С чисто грамматической точки зрения надо бы говорить о прилагательном, которое служит определением и к существительным и к местоимениям. Правда тогда аргумент будет совсем уж неправдоподобным. Его легко будет разрушить и на основании 1 Пет. 1:20–21, где речь идёт о «вас, верующих в Бога» (прилагательное «верующие» служит определением к местоимению «вы»)

 

Также несостоятелен на наш взгляд и первый аргумент нашего оппонента: «…фраза, дополняющая требование в Титу 1:6, „не укоряемых в распутстве или непокорности“, подчеркивает поведение, и, по всей видимости, объясняет либо расширяет значение того, что значит для детей быть πιστός».

 

Если делать синтаксический разбор этого предложения, то можно ясно увидеть, что фраза «не укоряемых в распутстве или непокорности» не является уточняющим оборотом при прилагательном πιστός. И прилагательное «верующие», и фраза «не обвиняемых в распутстве», и прилагательное «непокорные» – это однородные члены предложения, выполняющие функцию определений при существительном «дети».

 

См. синтаксическую диаграмму текста:

 

 

Кроме того, если прилагательное πιστός здесь использовалось бы в значении «достойный доверия», «послушный отцу», «верный по отношению к отцу», то использование прилагательного ἀνυπότακτος (непослушный, непокорный) выглядело бы, как явная речевая избыточность (плеоназм).

 

Принцип литературного контекста и авторского замысла

 

Наш оппонент пишет (это его четвёртый аргумент): «…перевод „верный“ имеет большую согласованность с контекстом. Все другие требования к пресвитеру, высказанные в Титу 1:5–9 предполагают его личную ответственность перед Богом». Этот аргумент вкупе с цитатой доктора Бэррика звучит на первый взгляд очень убедительно. Но только на первый взгляд.

 

Мы действительно не можем зажечь огонь веры в сердцах наших детей. Но мы также не можем повлиять и на их поведение в каждой конкретной ситуации. Мы не в состоянии сделать их послушными, мы не в состоянии повлиять на укоры со стороны других людей (а одно из требований к детям – быть неукоряемыми в распутстве, не говоря уже о том, что сам пресвитер должен иметь доброе свидетельство от нехристиан, а ведь не в нашей власти повлиять на всё, что говорят неверующие люди). На самом деле мы не в состоянии сделать выбор за наших детей ни в вопросах веры, ни в вопросах поведения. Так что аргумент о том, что мы не в силах зажечь огонь веры в сердцах детей не работает. Вернее он «работает» против своих сторонников. Да, мы не можем сделать ребёнка верующим, но можем воспитывать его в вере. Мы не в состоянии сделать ребёнка послушным, но можем учить его послушанию.

 

И результат наших усилий – это либо вера и послушание ребёнка, либо неверие и скверный характер. Положительный результат – это показатель пастырской профпригодности.

 

На мирской работе никто и никогда не поставил бы руководить отделом продаж человека, который не в состоянии подписать даже очень сложный контракт. Руководитель – это лучший в своём деле человек. А если ты ещё учишься, то тебе ещё рано в руководители.

 

Ну и наконец, если уж говорить о контексте, то апостол Павел не ведёт речь о том, чтобы снимать со служения кого бы то ни было из пресвитеров (о чём беспокоится доктор Бэррик). Речь идёт о том, чем мы должны руководствоваться при поставлении НОВЫХ пресвитеров. Текст просто не даёт нам инструкций о том, что надо делать, если кто‑то из детей епископа отпал от веры или через некоторое время опять принял Евангелие. Апостол Павел учит нас, что когда вы ставите нового пресвитера, то (среди прочих требований) на этот момент его дети должны быть верующими, не обвиняемыми в распутстве, не непокорными. Разумеется, если они в том возрасте, когда эти качества могут быть проявлены и оценены окружающими

 

Разумеется, если, к примеру, епископ через несколько лет безупречного служения возьмёт ещё одну жену, или станет горьким пьяницей, или все его дети станут гангстерами, то церковь будет решать, что и как делать с таким пресвитером. Но Павел в данном тексте не даёт нам советов о том, как поступать в таких случаях. Этот вопрос выходит за чисто экзегетические рамки и является вопросом применения принципов данного текста. Однако, это не значит, что мы должны вчитывать в текст то значение, которое явно не имел в виду автор.

 

Ведь Павел, описывая качества пресвитера, указывает на цель этих качеств: «…чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». (Тит 1:9)

 

Пресвитер должен хорошо управлять домом (т.е. наставлять домашних в истинной вере), потому что лжеучителя «…развращают целые домы, уча, чему не должно…» (Тит 1:11)

 

Ну и, наконец, пресвитер должен хорошо наставлять в вере, в частности, свою семью (и результат должен быть очевиден для всех – верующие дети), чтобы уметь хорошо наставить заблуждающихся: «…дабы они были здравы в вере» (Тит 1:13).

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 240; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!