Всякий» может относиться как к верующим, так и к неверующим/соблазнившимся.



 

Джон Грассмик пишет:

 

Местоимение «всякий» может относиться и к каждому человеку вообще. Все будут «осолены огнем» в свое время и своим «способом» – в зависимости от взаимоотношений каждого с Иисусом Христом: неверующие в значении и с целью их наказания вечным огнем, а последователи Его – в значении очищающего действия испытаний в их жизни.

 

Всякий» – это неверующий или не устоявший перед соблазнами и отпадший верующий.

 

Такое толкование подразумевает, что не удастся избежать адских мучений тем, кто соблазнил или стал жертвой соблазна. Вновь процитируем в связи с этим Джона Грассмика: «Все такие люди будут „осолены“ огнем в том смысле, что, подобно тому, как соль сохраняет от порчи съестные продукты, так и грешники будут „сохранены“ для вечного наказания огненным судом».

 

Выбранное решение вопроса

 

Проанализировав возможные варианты, мы принимаем решение поддержать третью точку зрения.

 

Практически все толкователи усматривают в 49 стихе аллюзию на Лев. 2:13. «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего: при всяком приношении твоем приноси соль».

 

Мы полагаем, что мысль Господа в изложении евангелиста Марка можно передать так: «Ведь всякий грешник осолится (будет „обмазан“, охвачен, опалён) огнём (почувствует огонь своей кожей, как „чувствует“ соль кожа жертвенного животного, ведь огнём будет охвачено всё тело грешника подобно тому, как вся жертва натирается солью). Поэтому нам, христианам, нужно иметь в себе соль (символ Божьего Завета, Его Слова), чтобы не оказаться в стыде вместе с „несолёными“ грешниками».

 

Вот какие герменевтические принципы лежат в основе наших умозаключений:

 

Принцип исторической преемственности

 

Поразительно, но все древние толкователи обходят стороной вопросы, которые интересуют нас. Отцов Церкви более занимает проблема вечных мучений.

 

Только один из древних толкователей – Мефодий Патарский – определяет символ соли в 50 стихе, как указание на Божье Слово:

 

В книге Левит запрещается приносить во всесожжение Господу Богу всякий дар, который не был осолен солью. Схожим образом всякое духовное упражнение в Писаниях дается нам в виде едкой соли для стяжания пользы. Без этого совершенно невозможно принести Вседержителю душу свою надлежащим образом.

 

Мефодий Патарский, Слово о пальмовых ветвях.

 

Действительно, соль даже в Лев. 2:13 названа «солью завета», т.е. символом Слова Бога и Его Завета с Израилем.

 

Однако принцип исторической преемственности срабатывает ещё и на весьма неожиданном материале. Мы неслучайно подробно остановились во вступлении на текстологических нюансах. Ведь если мы полагаем, что слова «и всякая жертва солью осолится» – это интерполяция, появляющаяся в тексте уже в 5 веке, то такая интерполяция свидетельствует о древнем толковании этого текста.

 

Совершенно очевидно, что редактор, вставивший слова о соли и жертве, желал пояснить читателю своё понимание текста. С его точки зрения нужно противопоставить судьбу тех, кто будет опалён огнём судьбе тех, кто будет осолен солью Божьего Завета. Редактор как бы говорит: «Всякий грешник будет осолен (охвачен, опалён) огнём. А тот, кто свою жизнь посвятил Господу (подобно жертвенному животному) будет осолен солью Божьего Слова, Завета».

 

На это же толкование указывает и примечательная описка в Вашингтонском кодексе (5‑го века). Там вместо слов πυρι αλισθήσεται (огнём осолится) стоит фраза πυρι ἀλισγηθήσεται (огнём осквернится).

 

Принцип грамматики и лексического анализа

 

Греческий глагол ἁλίζω (я солю) в Библии употребляется четырежды. Первый раз в Септуагинте – в уже известном нам Лев. 2:13. Потом в Иез. 16:4 при описании обычая посыпать солью новорождённых младенцем (соль использовалась в качестве антисептика). И дважды этот глагол встречается в Новом Завете. Матфей приводит его в Нагорной Проповеди: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу (буквально «сделается глупой». Прим. П.Б.), то чем сделаешь ее соленою (здесь форма глагола ἁλίζω. Прим. П.Б.)? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. (От Матфея 5:13). И наконец этот глагол встречается в «нашем» тексте.

 

Видно, что символ соли имеет довольно широкий смысловой ареал. Однако все четыре случая использования указывают на некое «антисептическое» свойство соли. К тому же явно под солью подразумевается самый мощный моральный антисептик – Слово Божье и Завет (личные отношения) с Богом.

 

49‑й стих начинается с союза γάρ (ибо). Что указывает на объяснение только что сказанного предыдущих стихах. Но в них говорится о противопоставлении судеб верных Господу учеников грешникам. Таким образом наше толкование вполне поддерживает грамматика текста.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!