Принцип литературного контекста и авторского замысла



 

Сам жанр не предполагает тут буквального истолкования образа девственников.

 

Автор явно выражается метафорически. Вряд ли число этих людей буквально равняется 144 000. Автор явно не желает подчеркнуть, что их было не 143 998 или 144 003. Число 144 000 здесь, несомненно, метафора, обозначающая некую полноту полноты. В 7 главе Откр. говорится о тех же 144 000, как о 12 000 от каждого из двенадцати колен Израиля. Опять же авторский стиль здесь не позволяет говорить о точном количестве людей, но о некоем символе преизобилования Божьей милости к верному остатку Израиля.

 

Но и в 14 главе, вторая часть четвёртого стиха – метафора. Вряд ли эти люди буквально ходили по пятам за Христом, который был в образе Ягнёнка. Представить себе эту картину буквально невозможно без комического эффекта: огромная толпа в 144 000 мужчин всю свою жизнь бегают след в след по лугам и пастбищам за молодым бараном, куда бы тому не вздумалось побежать.

 

Да и дальше метафоры продолжаются. В конце 4 стиха эти люди названы «начатками» (греч. Ἀπαρχή, в синоадльном переводе «первенцы»). Разумеется, не имеется в виду, что эти люди были каким‑то буквальным образом похожи на первые снопы или какие‑либо иные плоды.

 

Слово «начаток» метафорически обозначало человека, который был первым в чём‑либо, а потом за ним последовали другие люди:

 

Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. (Римлянам 16:5)

 

Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), (1 Коринфянам 16:15)

 

Так и эти евреи были первыми из своих соплеменников, обратившихся ко Христу при конце времен.

 

Об этом пророчествовал Захария:

 

А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. (Захария 12:10)

 

Это провидел апостол Павел:

 

Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. (Римлянам 11:1–5)

 

Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их – примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (Римлянам 11:11–15)

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, – чтобы вы не мечтали о себе, – что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. (Римлянам 11:25–27)

 

Да и сам Иоанн в 17 главе рисует образ религиозной системы Вавилона – великой блудницы, которая не одинока, но есть «мать блудницам и мерзостям земным». Именно с этими блудницами и с «их матерью» прелюбодействовали все цари земные. Речь здесь идёт именно о религиозной нечистоте

 

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

 

Образ духовного блуда и духовной девственности довольно часто встречается у библейских авторов.

 

Грехи против Бога изображаются, как духовная супружеская измена, духовный блуд. Судите сами:

 

Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их… (Исход 34:15)

 

И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним… (Второзаконие 31:16)

 

но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали… (Судей 2:17)

 

Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… (Осия 2:2)

 

И стала Огола блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к соседям своим, к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначальникам и градоправителям, ко всем красивым юношам, всадникам, ездящим на конях; и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась; (Иезекииль 23:5–7)

 

И пр.

 

Напротив, верность Богу часто изображается, как духовная девственность:

 

Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима… (4 Царств 19:21)

 

вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима… (Исаия 37:22)

 

Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся… (Иеремия 31:4)

 

Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои… (Иеремия 31:21)

 

И пр.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 197; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!