Глава 45. Кто чем осолится в Мк. 9:49?



 

Ибо всякий огнем осолится, [и всякая жертва солью осолится]. (От Марка 9:49)

 

πας γαρ πυρι αλισθήσεται [καὶ πᾶσα θυσία ἁλὶ ἁλισθησεται]

 

Формулировка вопроса

 

Этот текст по праву считается одним из самых трудных для толкования. Отчасти потому, что здесь проблемы с пониманием значения фразы усугубляются текстологическими проблемами.

 

Действительно, второй половины 49‑го стиха нет в старейших Синайском и Ватиканском кодексах (4‑го века). Нет этих слов про осоленную жертву и в Вашингтонском кодексе 5‑го века, нет их и в Королевском кодексе 8‑го века и Санкт‑галленском кодексе 9‑го века. Ещё семь менее важных унциальных рукописей не содержат этот текст. Нет его в ранних армянских и грузинских переводах, а также в некоторых сирийских и коптских древних рукописаях.

 

С другой стороны, вторая часть 49‑го стиха содержится в Александрийском и Ефремовом кодексах 5‑го века, а также в Афонском кодексе Великой Лавры (9‑й век). Есть она ещё в семнадцати менее известных унциальных рукописей. В большинстве текстов византийского корпуса (а значит и в Textus Receptus и в славянской, и в русской Библии) эти слова о солёной жертве также содержатся. Есть они в других сирийских, коптских, эфиопских рукописях, а также в Вульгате и старолатинских переводах.

 

С третьей стороны в кодексе Безы (5‑й век) есть только вторая половина 49‑го стиха: «Ибо всякая жертва солью осолится», – а первой половины нет. Такой же вариант содержат некоторые рукописи со старолатинскими переводами (а один из них даже содержит вариант: «Всякая субстанция будет употреблена»).

 

Таким образом, большинство древних рукописей содержит обе фразы 49‑го стиха. Однако, самые древние и авторитетные рукописи не содержат второй половины (считается, что Синайский и Ватиканский кодексы – это две из 50 рукописей Священного Писания, заказанных около 331 года имератором Константином Великим Евсевию Кесарийскому).

 

Нам думается, что можно пренебречь, как случайной погрешностью вариантом из кодекса Безы. Однако мы стоим перед трудным выбором: две фразы в 49 стихе или одна? Что важнее: древность рукописей или их количество?

 

Критическое издание Нового Завета UBS‑4 полагает, что в оригинальном тексте Марка содержалась только первая половина 49‑го стиха. Текстологи ставят напротив этого стиха индекс вероятности В. Надо сказать, что этот индекс предполагает примерно восмидесятипроцентную уверенность, т.е. это довольно высокий уровень вероятности, хотя и не стопроцентный. Синайский и Ватиканский кодексы принадлежат к лучшему, александрийскому типу текстов. И хотя к нему же принадлежит Александрийский кодекс, Синайский и Ватиканский кодексы древнее почти на 100 лет.

 

Поэтому мы склоняемся к тому, чтобы согласиться с выводами выдающихся современных текстологов‑библеистов и признать, что в оригинале Марк написал только: «Ибо каждый огнём осолится».

 

Скорее всего, фраза «и всякая жертва солью осолится» была добавлена позже переписчиками для пояснения мысли евангелиста.

 

Этот экскурс в текстологические тонкости необходим для понимания смысла текста. Ведь нам предстоит ответить на вопросы:

 

1. К какой группе людей относится прилагательное «всякий»?

 

2. Что значит «огнём осолится»?

 

Возможные варианты толкования

 

Всякий» – это верующий, который будет осолен огнём страданий за Истину христианского учения.

 

Такого толкования придерживается Баркли. Однако ему (и другим сторонникам этой точки зрения) приходится объяснять, почему Иисус вдруг резко «перескакивает» с темы судьбы неверующих (напомним, что 47–48 стихи описывают вечные мучения неуверовавших). Поэтому Баркли приходится прибегнуть к довольно громоздкому и нелепому предположению:

 

…это три отдельных не связанных между собой высказывания Иисуса. Они сложились вместе в голове человека, записывавшего это Евангелие и засели там в таком порядке, потому что во всех трех встречается слово соль…

 

Оставим на совести шотландского богослова «забвение» того факта, что именно Дух Святой вдохновлял евангелиста Марка, а не просто некие воспоминания «засевшие в голове». Мы же никак не можем согласиться, что стихи 49–50 никак не связаны между собой и с предыдущими стихами.

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!