Принцип аналогии веры и аналогии Писания



 

Второй и третий аргументы нашего оппонента как раз взывают к этому принципу: «…в 1 Тимофею 3:4 Павел выдвигает параллельное требование: «хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью… если в Титу 1:6 πιστός означает «верующий», трудно объяснить, почему это требование («детей имеет верующих») отсутствует в 1 Тимофею 3:1–7».

 

Аргументы, довольно странные. Действительно, в 1 Тим. 3. к детям пресвитера формально не предъявлены требования быть верующими, достаточно их послушания и честности. Но разве не должны мы воспринимать эти два списка (из 1Тим. 3 и Тит.1), как дополняющие друг друга? Ведь именно к этому призывает принцип Analogia Scriptura. Он призван согласовать между собой все требования Писания, а не отвергнуть те, которые по мнению толкователя отсутствуют в некоторых текстах.

 

Ведь, во‑первых, это не единственный случай неполного совпадения требований между 1 Тим.3 и Тит.1.

 

Например в Тит. 1:7 пресвитеру вменяется в обязанность не быть самодовольным (αὐΘάδης). Это требование отсутствует в 1 Тим. 3.

 

И наоборот, в 1 Тим. 3:2 есть требование, чтобы епископ был «благочинным», «благообразным», «порядочным» (κόσμιος), а в послании к Титу этого требования не содержится.

 

Значит ли это, что эти качества «необязательны»? Конечно, нет.

 

Наоборот, только согласовав эти два текста, мы получим полный список требований, предъявляемых к пресвитеру (и его детям). Перетолковывать требование к детям быть верующими только на том основании, что этого требования нет в послании к Тимофею – значит действовать не в согласии с принципом Analogia Scriptura, но вопреки ему.

 

А во‑вторых, объяснений нестопроцентному совпадению списков качеств пресвитера (и его детей) можно представить немало.

 

Ну, например, неполное совпадение объясняется разностью задач, которые стоят перед Титом и Тимофеем. Тит должен поставить пресвитеров на Крите, в церквах с ещё несложившимся церковным руководством. А Тимофей служит в ефесских в церквах «с историей».

 

Ну или, как предлагает Дж. МакАртур, Тимофею дают повеление относительно маленьких детей, а Титу – относительно подростков или молодых людей. На более старший возраст детей из послания к Титу указывает также и слово ἀσωτία (распутство). По определению К. Л. Роджерса это слово означает «роскошный образ жизни, экстравагантное расточительство средств; неумение копить». Деньги в то время (да и сегодня тоже) доверяли только уже достаточно взрослым детям.

 

Однако, принцип Analogia Scriptura велит обратить нам внимание на тот факт, что Писание действительно возлагает на отцов немалую ответственность за религиозный и нравственный выбор своих детей.

 

Так священник Илий собственной спиной почувствовал расплату за небрежное религиозно‑нравственное воспитание своих чад:

 

в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу; Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки за ту вину, что он знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их; и посему клянусь дому Илия, что вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек. (1Цар.3:12–14)

 

Писание прямо повелевает нам:

 

Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. (Прит.22:6)

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. (Еф.6:4)

 

 

Принцип ясности Писания

 

Ну и, наконец, даже если предположить, что «верный» – значит «послушный», то это требование всё равно содержит в себе значение «христианин». Ведь каждый верующий отец призывает своих детей быть верующими, требует этого от них, побуждает к чтению Писания, учит молиться. И если ребёнок непослушен воле отца в том, что касается веры во Христа, то он не может считаться «верным и послушным» отцу. Ясный смысл и широкий семантический ареал прилагательного πιστός включает в себя понятие «верующий». Т. е. Понятие «послушный» включает в себя понятие «верующий», но не противопоставлено ему.

 

Вывод

 

Разумеется, каждый человек рано или поздно делает самостоятельный выбор. Бывает, что у верующих родителей дети уходят в мир, отпадают от Христа. Вполне возможно, что родители прилагали все усилия, чтобы этого не произошло. Так бывает.

 

Мы можем вполне согласиться с древними толкователями:

 

То, что сказал Павел: детей содержащий в послушании, – не о неограниченной власти над сыновьями говорит, но о заботе отца, так чтобы сам старался их скромно наставлять и иметь их покорными, повинующимися ему, когда он дает им совет о подобающем. Если же, несмотря на то, что существует такое решение отца, сыновья захотят упорствовать в худшем из‑за порочности своего решения, вины отца в этом нет.

 

Павел не порицал доблесть отцов из‑за порочности сыновей, ведь и Самуила не сделала недостойным священничества порочность сыновей: но учит этому, желая показать, что достойно одобрения усердие отца в воспитании сыновей.

 

Феодор Мопсуестийский, Фрагменты

 

Среди тех, кто хорошему обучил своих сыновей, оказавшихся [впоследствии] дурными, полагаю и Исаака, который сына Исава во всяком случае наставил в доброй вере. Исав же, блудливый и низменный, за одну еду продал первородство свое. Среди таковых родителей был и Самуил, который воззвал ко 1осподу, и Господь услышал его, и во время жатвы дождь зимой вымолил; но его сыновья уклонились в алчность.

 

Иероним Стридонский, Комментарий на Послание к Титу

 

Поэтому мы полагаем, что если хорошо служивший и верный Слову пресвитер прилагал все старания, чтобы дети его были верующими, но несмотря на эти усилия, дети всё же отпали от Христа, то пресвитер не виноват и может продолжить служение.

 

Но всё же, когда речь идёт о рукоположении нового служителя, то требование иметь верующих детей (разумеется, если они в принципе есть и находятся в достаточном возрасте, чтобы эту веру проявить) – это очень серьёзное и важное требование.

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!