Возможные варианты толкования



 

Друзья – добрые дела, которые, в конечном счёте, положительно повлияют на наше спасение.

 

Это понимание весьма характерно для ранних толкователей, которые видели в добродетелях путь к спасению и были далеки от протестантского sola fide (догмата об оправдании только верой независимо от дел).

 

Так в частности, Иоанн Златоуст писал:

 

Как же говорит Писание: «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк.16: 9)? Что значат эти слова? … Здесь говорится, что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня… Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя… потому Господь и присовокупил: «друзей богатством», дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосердие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся.

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 48

 

Друзья – люди, которые своими молитвами поспособствуют нашему спасению

 

Этого толкования, например, придерживается еп. Лоллий (Юрьевский):

 

Подобно Неправедному Управителю, раздавайте щедро и самоотверженно эту «маммону неправды» всю без остатка беднякам, сиротам и вдовам, и сердца ваши умягчатся, и души ваши окрылятся любовию, и будете иметь искренних друзей и молитвенников за вас, и благодарностью откроют они вам входы в небесные, вечные обители, когда вы скончаетесь, покинув эту землю с ее тленным, суетным богатством.

 

Эту точку зрения убедительно опровергает всё тот же Иоанн Златоуст:

 

Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствуем за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: «друзей богатством», дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосердие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. А что ни родство, ни дружба не принесут никакой пользы без дел, об этом послушай, что говорит пророк: «если бы нашлись сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, не спасли бы ни сыновей, ни дочерей» (Иез.14:14,18). Но что я говорю о будущей жизни, если и в настоящей дружба нисколько не защищала? Так, сколько плакал и рыдал Самуил, и, однако, не спас Саула (1Цар.15:35)! Сколько молился Иеремия, и, однако, ни в чем не помог иудеям, но еще получил запрещение молиться (Иер.14:7,11)! И удивительно ли, что Иеремия нисколько не помог им, когда даже Моисей, как сказано, если бы он был в то время, не мог бы спасти тогдашних иудеев, которые предавались нечестию и сами от себя не оказывали ничего доброго (Иер.15:1)?

 

Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 48

 

Друзья – это люди, которые пришли к Богу в результате нашего щедрого служения и вместе с Богом встречают нас на небесах.

 

Согласно этой точке зрения, служение Богу земным богатством должно быть бескорыстным. Ты должен из милости к погибшим грешникам потратить на них свои земные сокровища, привести их в Царство небесное. А фразу «чтобы они… приняли вас в вечные обители» – следует толковать в значении «встретили вас в небесных обителях».

 

Выбранное решение вопроса

 

Третья точка зрения представляется нам верной. Герменевтические принципы, побудившие нас прийти к этому выводу, таковы:

 

Принцип исторической преемственности

 

Как мы уже отметитли выше, наша точка зрения не была популярна у ранних толкователей. Тем не менее несколько уважаемых экзегетов находят её верной.

 

Нам следует проявить большую заботу о том, чтобы быть уверенными, что после смерти, когда мы обнищаем, будем приняты в вечные обители на небе. Жилище на небесах – дом нерукотворенный, вечный, 2 Кор. 5:1. Христос ушел туда прежде нас, чтобы приготовить место для Своих, и Он готов принять их. Ложе Авраамово готово принять их, и, когда Ангелы перенесут их в небесные обители, ангельский хор будет готов принять их туда. Нищие святые, которые прежде них вошли в славу, примут тех, кто в мире обеспечивал их средствами к существованию.

 

Мэтью Генри. Комментарий на Евангелие от Луки.

 

***

 

Обдуманно распоряжаясь земным богатством, возможно привлекать новых и новых людей в число последователей Иисуса Христа.

 

Джон А. Мартин. Толкование на Евангелие от Луки.

 

***

 

Верующие должны употреблять «деньги» своего Господа таким образом, чтобы приобрести друзей для вечности, т.е. вкладывать в Царствие, в благую весть, приводящую грешников к спасению, чтобы по прибытии на небеса (в «вечный дом») те грешники радушно приняли их.

 

Джон МакАртур. Комментарий на Лук. 16:9

 

 


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!