Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 25 страница



1920 – 21 г. Отдел древнего искусства. Кафедра искусства Классического Востока. В. В. Струве: «История египетского искусства»; Семинарий: «Скульптура Сумира»; Просеминарий: «Памятники египетского искусства»; Н. Д. Флитнер: «Прикладное искусство древнего Египта». Кафедра античного искусства. О. Ф. Вальдгауер: «Древнейший период греческого искусства»; Семинарий: античная вазовая живопись; Е. В. Ернштедт: «Греческая вазовая живопись»; Б. В. Фармаковский: «Быт и религия греков»; Семинарий: «Греческие архаические храмы и города»; Г. О. Боровка: «Древности Юга России»; Практические занятия по курсу. Отдел дальневосточного искусства. С. Г. Елисеев: «История японской живописи»; «История японской художественной культуры». Отдел византийского и мусульманского искусства. Кафедра византийского искусства. Н. В. Малицкий: «Византийская церковная археология». Отдел западноевропейского искусства. Кафедра средневекового западноевропейского искусства. В. Н. Ракинт: «Французская монументальная живопись позднего Средневековья»; Практические занятия: а) семинарий по западноевропейской иконографии; б) чтение избранных средневековых текстов; О. А. Добиаш-Рождественская: «Латинская палеография»; Р. Р. Беккер: «Краткий обзор истории западноевропейской архитектуры»; Практические занятия по курсу; Е. К. Мроз: «Главнейшие памятники западноевропейского искусства». Кафедра нового западноевропейского искусства. В. П. Зубов: «Итальянское искусство раннего Возрождения (живопись и пластика)»; Семинарий: «Донателло»; И. И. Жарновский: «Возрождение в Италии и на Севере»; «Венеция XVIII в. и ее искусство»; Практические занятия: «Леонардо да Винчи, как художник и теоретик искусства»; Д. А. Шмидт: «Голландская живопись XVII в.»; А. Н. Кубе: «История фаянса»; П. П. Вейнер: «История мебели во Франции»; А. А. Зилоти: «Теория и главные моменты истории живописной техники». Кафедра новейшего западноевропейского искусства. Н. Э. Радлов: «Классицизм и Романтизм в XIX в.»; Семинарий по курсу; Практические занятия по пластической анатомии; Отдел русского искусства. Кафедра древнерусского искусства. Н. П. Сычев: «Русское до-монгольского периода искусство»; Семинарий; Л. А. Мацулевич: «Искусство Московской Руси»; Семинарии: 1) «Розыск по делу Висковатого»; 2) «Фресковая роспись Ферапонтова монастыря». Кафедра нового и новейшего русского искусства. В. Я. Курбатов: «Архитектура и прикладное искусство Франции XVIII – XIX вв. и влияние их на Россию»; Практические занятия в музеях; «Искусство тканей преимущественно XVII – XIX вв.»; С. Р. Эрнст: «История русской {205} живописи второй половины XIX в.». Отдел теории искусства. В. А. Головань: «Введение в изучение искусства»; И. И. Лапшин: «История эстетики». Отдел художественно-педагогический. Л. Г. Оршанский: «Педагогическая эстетика в дошкольном возрасте и история художественного воспитания»; А. А. Починков: «Дидактика на старшей ступени школы»; Просеминарий; Б. П. Брюллов: «Методика ведения художественных экскурсий»; «Академическая живопись XIX в.». Внефакультетские курсы. А. Н. Макаров: «Советская конституция»; С. И. Тхоржевский: «Социология». 1921 – 22 г. Отдел древнего искусства. Кафедра искусства первобытных и полудиких народов. Л. Я. Штернберг: «История первобытного искусства». Кафедра искусства Классического Востока. В. В. Струве: Семинарий: «Виньетки Книги Мертвых»; «Скульптура среднего царства»; Н. Д. Флитнер: Курс по прикладному искусству Египта. Кафедра античного искусства. О. Ф. Вальдгауер: Курс с семинарием: «История римской портретной скульптуры»; Семинарий: «Скульптура Эрмитажа»; Б. В. Фармаковский: «Греческая архитектура»; Е. В. Ернштедт: Просеминарий по античной керамике; Г. И. Боровка: «Курганы Юга России». Отдел византийского и мусульманского искусства. Кафедра древнехристианского искусства. А. А. Починков: Семинарий по раннехристианскому искусству. Кафедра византийского искусства. Д. В. Айналов: «Византийская живопись XIV и XV вв.»; Н. В. Малицкий: «Византийское искусство с VII – XI вв. преимущественно по памятникам миниатюр». Отдел западноевропейского искусства. Кафедра средневекового западноевропейского искусства. В. Н. Ракинт: Семинарий по западноевропейской средневековой иконографии; Семинарий по западноевропейской средневековой архитектуре; В. И. Эпимах-Шипилло: «Западно-христианская параментика». Кафедра нового западноевропейского искусства. Е. К. Мроз: Семинарий: «Рафаэль и Микеланджело»; Просеминарий: «Кватроченто»; В. П. Зубов: Семинарий по Барокко; М. В. Павлинова: Семинарий по пластике Раннего Возрождения в Италии; И. И. Жарновский: Семинарий: «Возрождение в Италии и на Севере»; Д. А. Шмидт: «Итальянское Высокое Возрождение»; П. П. Вейнер: Курс по прикладному искусству: «История мебели»; А. А. Зилоти: «Теория и история живописной техники». Кафедра новейшего западноевропейского искусства. Н. Э. Радлов: Семинарий по французской живописи XIX в. Отдел русского искусства. Кафедра древнерусского искусства. Л. А. Мацулевич: Семинарий: «Ферапонтовская роспись». Кафедра нового и новейшего русского искусства. В. Я. Курбатов: «История ткани XVI – XIX вв.»; Семинарий: «Прикладное искусство и архитектура XVIII и XIX вв.»; С. Р. Эрнст: Семинарий по русской живописи XIX в.; Б. П. Брюллов. Семинарий по русской академической живописи XIX в. Отдел теории искусства. В. А. Головань: «Введение в изучение искусства»; И. И. Лапшин: Семинарий по общей эстетике. Отдел художественно-педагогический. А. А. Починков: «Дидактика на старшей ступени школы»; Б. П. Брюллов: «Методика ведения художественных экскурсий». 1922 – 23 г. Отдел древнего искусства. Кафедра искусства Классического Востока. В. В. Струве: Семинарий: «Виньетки Книги Мертвых»; Просеминарий: Разбор надписей на памятниках; Н. Д. Флитнер: «История египетского прикладного искусства»; «Археология Египта»; Просеминарий (см. просеминарий В. В. Струве). Кафедра античного искусства. О. Ф. Вальдгауер: «Эллинистическая скульптура»; Просеминарий по античной скульптуре; Б. В. Фармаковский: «Введение в археологию»; Семинарий: «Эллинистические города и храмы»; Г. О. Боровка: «Доисторическая археология»; «Южнорусские курганы классической эпохи»; А. Н. Зограф: Семинарий по античной нумизматике. Отдел византийского и мусульманского искусства. Кафедра мусульманского искусства. Акад. В. В. Бартольд: «История {206} мусульманства Африки и Испании»; Семинарий: «Средневековые города Персии»; Просеминарий: «Взаимодействие культур мусульманской и дальневосточной». Кафедра древнехристианского искусства. А. А. Починков: Просеминарий: «Введение в историю раннехристианской средневековой архитектуры». Отдел западноевропейского искусства. Кафедра средневекового западноевропейского искусства. А. А. Константинова: «Французская архитектура XIII и XIV вв.»; Просеминарий: «Итальянская скульптура XIII и XIV веков». Кафедра нового западноевропейского искусства. Д. А. Айналов: «Начало Возрождения в Италии»; Семинарий по курсу; Е. К. Мроз: Семинарий: «Рафаэль и Микеланджело»; Просеминарий: «Мастера-живописцы эпохи Кватроченто»; М. В. Павлинова: «Живопись и пластика Кватроченто»; Д. А. Шмидт: «Итальянское искусство XVI в.»; Семинарий: «Рембрандт». Кафедра новейшего западноевропейского искусства. Н. Э. Радлов: «Натурализм и Реализм в живописи XIX в.»; Семинарий по курсу; В. Я. Курбатов: «Основные течения прикладного искусства в XIX в.»; Семинарий: «Французское искусство XVIII в. по запискам современников»; Н. Н. Пунин: «Европейская живопись конца XIX в. (от Импрессионизма)»; Семинарий по курсу. Отдел русского искусства. Кафедра древнерусского искусства. А. П. Смирнов: Семинарий: «Декоративное искусство домонгольской Руси». Просеминарий по курсу. Кафедра нового и новейшего русского искусства. В. Я. Курбатов: «Стремление к Классицизму в России и на Западе 1760 – 1850 гг.»; Б. П. Брюллов: Семинарий: «Русская академическая живопись первой половины XIX в.». Отдел теории искусства. В. А. Головань: «Введение в изучение искусства»; Семинарий: «Вопросы, связанные с обоснованием общей теории искусства» (для слушателей старших курсов); Н. В. Болдырев: «Введение в эстетику» (для слушателей всех Разрядов); А. А. Починков: «Элементы эстетического воздействия» (для начинающих); Я. А. Назаренко: «Теория и история художественных музеев». В числе задач, которые ставил себе с самого своего основания Институт, было поднятие общего уровня художественно-исторических знаний в населении. Здесь имеются в виду широкие обывательские массы, которые вовсе не имеют желания или возможности посвящать себя систематическому изучению истории искусств, но которые могут стремиться к приобретению хотя бы элементарных познаний в этой области и могут интересоваться в ней отдельными вопросами. Образованные слои общества заграницей гораздо более, в среднем, до последнего времени были осведомлены в этих вопросах, чем у нас. Но и у нас интересы публики в данном направлении непрерывно растут, и вполне естественно, что именно Институт Истории Искусств должен идти им навстречу. В виду этого Институт и включает в свою программу культурно-просветительную деятельность. Деятельность эта выразилась, поскольку мы говорим о Разряде Истории Изобразительных Искусств, в устройстве многочисленных внекурсовых лекций и целых циклов их. Перечислим некоторые из них. 19 октября 1917 г. для начала академического года В. П. Зубов прочел внекурсовую лекцию «Художественные сокровища Гатчинского дворца». Весной 1918 г. по поручению Института В. Я. Курбатовым был проведен цикл популярных лекций под общим заглавием «Искусство и его роль в жизни человека» (1 — «Характеристика основных проявлений искусства», 2 — «Проявление красоты в ваянии», 3 — «Красота жилищ», 4 — «Красота мебели», 5 — «Красота утвари», 6 — «Красота в театре»). Столетие философской системы Шопенгауэра было ознаменовано лекцией О. Н. Малыгина 29 сентября 1918 г.: «Учение об искусстве А. Шопенгауэра». В ознаменование 250‑летия со дня смерти Рембрандта, в 1919 г., состоялись лекции Д. А. Шмидта: «Внутренний и внешний мир в творчестве Рембрандта» и Г. С. Верейского: «Офорты Рембрандта» (в Эрмитаже, с демонстрацией гравюр). {207} В 1919 – 20 г. И. И. Лапшиным читался ряд внекурсовых лекций по вопросам эстетики. В ознаменование 400‑летия со дня смерти Рафаэля (в 1920 г.), в Институте была устроена открытая для публики выставка репродукций с произведений Рафаэля. В связи с этой выставкой И. И. Жарновским, М. В. Павлиновой, Д. А. Шмидтом и Н. Э. Радловым был прочтен ряд лекций, посвященных творчеству Рафаэля. Затем в 1920 г. состоялись также следующие внекурсовые лекции: А. Н. Кубе: «Музейное дело во Франции во время революции и в наполеоновскую эпоху»; Т. С. Варшер: «Помпейский дом», П. Н. Столпянского: «Как возник, рос и основался “Санкт-Питер-Бурх”»; Е. С. Кругликовой: «Техника гравюры»; Е. Г. Лисенкова: «История гравюры»; Н. Н. Пунина: «Пикассо» и две его же лекции «Современное искусство». Востоку были посвящены лекции: С. Ф. Ольденбурга: «Четыре периода индийского искусства» (3 лекции) и «Археологическое исследование Восточного Туркестана»; В. В. Бартольда: «Мухамед и Ислам», «Чингиз-хан и монгольская империя», «Тимур и Средняя Азия». Особенное оживление получила эта деятельность в 1922 – 23 гг., когда прочли лекции: Н. Э. Радлов: «Экспрессионизм в живописи»; М. В. Павлинова: «Донателло»; Д. А. Шмидт: «Леонардо да Винчи», Е. К. Мроз: «Рафаэль»; В. П. Зубов: «Микеланджело»; он же: «Бернини»; И. И. Жарновский: «Мантенья»; он же: «Джорджоне»; Д. А. Шмидт: «Тициан»; В. А. Головань: «Тьеполо»; В. П. Зубов: «Флоренция и Медичисы»; А. А. Починков: «Античный Рим»; В. А. Головань: «Пиза»; А. А. Починков: «Помпеи»; В. А. Головань: «Города Умбрии»; М. В. Павлинова: «Сиена». К культурно-просветительной деятельности Разряда может быть также отнесено устройство в Институте отчетных выставок исполненных Научными Сотрудниками Института копий с древнерусских фресок в 1921 и 1923 гг., при чем в 1923 г. были выставлены тут и чертежи ц. Параскевы Пятницы в Новгороде, а также устройство летом 1923 г. исторической выставки русских портретов, находившихся во владении Института. В личный состав Разряда в настоящее время входят: Председатель Разряда: О. Ф. Вальдгауэр. Секретарь: Б. П. Брюллов. Действительные Члены: Д. В. Айналов, В. В. Бартольд, В. А. Головань, И. И. Жарновский, В. П. Зубов, Л. А. Ильин, Г. И. Котов, В. Я. Курбатов, Е. Г. Лисенков, С. Ф. Ольденбург, А. А. Починков, Н. Э. Радлов, В. Н. Ракинт, К. К. Романов, В. В. Струве, Н. П. Сычев, Б. В.Фармаковский, Д. А. Шмидт, Л. Я. Штернберг. Научные Сотрудники I категории: Н. В. Бакланов, В. И. Бейер, Г. О. Боровка, В. В. Вейдле, Е. В. Ернштедт, А. А. Зилотти, А. Н. Зограф, Н. А. Кожин, А. А. Константинова, Г. А. Корн, О. О. Крюгер, А. Н. Кубе, Н. В. Малицкий, Е. К. Мроз, Я. А. Назаренко, М. В. Павлинова, Н. Н. Пунин, А. И. Смирнов, В. Н. Талепоровский, А. И. Хоментовская, Н. Д. Флитнер, Т. Н. Ушакова, В. И. Эпимах-Шипилло, С. Р. Эрнст. Научные Сотрудники II категории: О. Г. Базанкур-Штейнфельд. К. А. Большева, Е. Н. Брюллова, Е. С. Витцель, Н. С. Войтинская, А. К. Газенвинкель, С. К. Газенвинкель, С. М. Гайдин, А. И. Зубова, С. Л. Каменецкий, Е. Н. Катранова-Волкова, Е. М. Китаева, С. А. Корсунская, А. Е. Кроль, М. З. Крутиков, М. А. Курочкина, М. П. Лаврова, М. Э. Матье, А. И. Миловидов, В. А. Николаева, А. А. Передольская, Е. П. Сачавец-Федорович, Е. Г. Смекалова, Е. А. Тартаковская, Н. С. Тривас, С. А. Фомина, Е. А. Харинова, Д. С. Шилкин, Е. А. Шульц, П. Н. Шульц. III Разряд Истории Музыки Осенью 1916 г. было положено основание к расширению деятельности Института и на область изучения не только пространственных искусств. В программу Института был введен систематический курс по истории {208} музыки («Общее введение в историю музыки»), прочитанный в течение 1916 – 17 учебного года Н. А фан‑Гильзе‑фан‑дер‑Пальсом. В следующем 1917 – 18 учебном году начал читать курс по истории музыки Е. М. Браудо («История стилей в музыкальном искусстве»), и программа Института, наряду с тремя Отделами по изобразительным искусствам, пополнилась четвертым Отделом — истории и теории музыки. В отличие от программы Отделов по изобразительным искусствам, имевшим в виду преподавание лишь по вопросам истории, новый Отдел сразу же был намечен, как историко-теоретический, что без сомнения оказало влияние на формы его дальнейшего развития. Программа последующего 1918 – 19 учебного года по вновь сконструированному Отделу выразилась в чтении следующих курсов: 1) «Классическая школа в музыке»; 2) «Введение в музыкальную эстетику и акустику»; 3) «История и теория музыки XVII, XVIII и XIX вв.», и 4) «Римский-Корсаков». Интерес, проявленный со стороны слушателей Института к учебной работе нового Отдела, побудил Совет Института 17 апреля 1919 г. одобрить предложение представителя кафедры истории музыки Е. М. Браудо об учреждении в составе Института особого Отделения по истории и теории музыки. Для проведения принятого предложения в жизнь, Советом Института осенью того же года была созвана специальная избирательная Комиссия, в которой приняли участие, кроме постоянных Членов Совета Института, также и представители от Петроградской Консерватории (В. Г. Каратыгин, С. М. Ляпунов, Л. В. Николаев), Петроградской Народной Хоровой Академии (М. Г. Климов, А. В. Преображенский, Н. А. Соколов), Государственного Оркестра (П. В. Клочков, А. Ф. Пащенко) и особо приглашенные лица — музыканты-специалисты, — из длинного списка которых действительно приняли участие в работах Комиссии: Е. М. Браудо, А. К. Глазунов, С. К. Булич, В. И. Коваленков и М. О. Штейнберг. Комиссией была принята следующая схема распределения профессур во вновь учреждаемом Отделении: I. Всеобщая история музыки (1. История средневековой музыки; 2. История музыки от начала оперы до конца XVIII в.; 3. История западноевропейской музыки XIX и XX вв.). II. Историй русской музыки (1. Русская народная музыка; 2. Русская церковная музыка; 3. Русская светская музыка). III. Акустика и психология звука. IV. Музыкальная эстетика. V. Теория музыки. В состав профессоров были избраны следующие лица: Б. В. Асафьев, С. К. Булич, В. Г. Каратыгин, В. И. Коваленков, И. И. Лапшин, С. М. Ляпунов, А. В. Оссовский, А. В. Преображенский и М. О. Штейнберг, в первом же административном заседании которых, при участии А. К. Глазунова (8 декабря 1919 г.), Деканом вновь образованного Факультета был избран проф. С. К. Булич. Обязанности Секретаря Факультета, возложенные по избранию на проф. В. Г. Каратыгина, были вскоре переданы последним Е. М. Браудо. 19 февраля 1920 г. (по нов. стилю) состоялась первая лекция на Факультете Истории Музыки, прочитанная проф. С. М. Ляпуновым — по истории русской музыки, — и этот день является датой окончательного сконструирования первого в России высшего учебного заведения, посвященного вопросам изучения истории и теории музыки. Первый год деятельности Факультета следует признать прошедшим без каких-либо идеологических и твердо установленных методов преподавания. Слишком тяжелое было тогда общегосударственное положение в России, чтобы иметь силу и волю твердо наметить те цели, которые преследовались новым учреждением. Последовавшая вскоре смерть первого Декана проф. С. К. Булича привела в начале 1921 г. к смене Президиума Факультета, и второй год своей деятельности Факультет Истории Музыки начал при Декане проф. Б. В. Асафьеве и исп. об. Секретаря А. В. Финагине (в настоящее время состоящих Председателем и Секретарем Разряда). И этот год (1921 – 22) может быть охарактеризован годом напряженной организационной работы Факультета. {209} Наметив широко разработанную программу своей учебной деятельности, главным образом по истории русской музыки, однако с самостоятельными Отделами по историческим эпохам развития западноевропейской музыки (античная музыка, музыка средневековья, история музыки XVII – XVIII вв. и новейшая музыка), Совет Факультета положил в основу получаемого по его программе образования возможность специализироваться по отдельным музыкальным стилям, в порядке истории музыкальных форм (история симфонии, история оперы, народное творчество, духовная музыка, романс и т. д.). К началу осеннего семестра 1921 г. имелись окончательно сконструированными два из вышеупомянутых Отделов: 1) по истории русской музыки и 2) по истории послебетховенской западноевропейской музыки, оба — результат глубокого убеждения Факультета в необходимости, с одной стороны, заинтересовать слушателей историей русского музыкального быта и литературы и, с другой, пойти навстречу проявленному в сильной степени интересу со стороны слушателей к музыке новейшего времени. Дальнейшее развитие учебного плана Факультета было приостановлено происшедшей реформой всего Института, выразившейся в переходе его из положения высшего учебного заведения в чисто научное учреждение со специальными исследовательскими задачами. Следует отметить, что Факультет Истории Музыки не был настигнут этой реформой врасплох, несмотря на свою молодость. Плодотворность учебных занятий по русскому отделу, довольно высокая академическая подготовленность большинства его слушателей, удачно подобранный по специальностям состав профессуры привели Совет Факультета, еще до общей реформы Института, к мысли о необходимости открытия при Факультете Ученых Комитетов по вопросам истории и теории музыки. Реальным результатом этой тенденции явилось примечание к одному из параграфов утвержденного осенью 1921 г. нового Устава Института, которым с момента утверждения Устава учреждался и Комитет по изучению русской музыки. Таким образом, переход Института на положение исследовательского учреждения явился для Факультета Истории Музыки только желательным осуществлением научных его потребностей. Начатая, затем уже чисто научная работа Факультета, переименованного в Разряд Истории Музыки, своими результатами показала, что научные стремления состава Разряда не были только платоническим пожеланием, а имели под собою реальную и твердую почву. Продолжая как бы традиции предшествующего времени, Разряд Истории Музыки половину своего внимания направил на разработку научных вопросов по истории русской музыки, памятуя в данном случае полное почти отсутствие в России правильно поставленных и планомерно проводимых научных исследований именно по истории национального звукотворчества и учитывая при этом временную невозможность быть достаточно осведомленным о состоянии музыкальной науки на Западе по вопросам истории западноевропейской музыки; вторая половина исследовательской энергии Разряда была направлена опять-таки, продолжая мысли первых шагов в деятельности Факультета, на вопросы теории музыки, расширив область их обсуждения до границ общего музыковедения.

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!