Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 27 страница



2) Просеминарий по курсу (2 ч.). Весною 1921 г. были предложены слушателям Института следующие конкурсные темы: по кафедре истории русского театра (В. В. Гиппиус): а) «Мольер и русский театр»; б) «Итальянские комедианты в России» и в) «Щепкин и Пров Садовский» (их метод и стиль); по кафедре истории театра Возрождения (Я. Н. Блох): «Итальянская новеллистическая комедия XVI в.»; по кафедре истории нового театра (В. Н. Соловьев): «Комедии-балеты Мольера». За 1920 – 21 год в открытых заседаниях Института были прочтены членами Факультета доклады: А. А. Гвоздев: «Новые методологии истории театра (гравюра и театр)»; К. М. Миклашевский: «Постановочная часть в спектаклях итальянской импровизированной комедии» и А. И. Пиотровский: «Переводы двух комедий Аристофана “Ахарняне” и “Всадники”». В мае месяце 1921 г. в актовом зале Института С. Э. Радловым в сотрудничестве с Л. А. Мацулевичем и Факультетом Истории Музыки была осуществлена при участии хора Академической Капеллы сценическая реставрация «Пещного действа» в московской редакции. За год существования Факультета в его личном составе произошли изменения: на кафедру истории нового театра (ставшей вакантной за отъездом А. Я. Левинсона) был избран А. А. Гвоздев, а акад. В. Н. Перетц приступил к исполнению своих обязанностей и прочитал в летнем триместре цикл лекций под общим названием: «Введение в историю старинного русского театра». Осенью 1921 г., в связи с общей реформой Института, Факультет был переименован в Разряд Истории Театра, а прежние профессора и вновь избранные Б. А. Кржевский и К. М. Миклашевский получили звание Действительных Членов Института. Одним из первых начинаний Разряда было основание «Комитета по Истории Русского Театра», возглавляемого акад. В. Н. Перетцем при Секретаре А. А. Гвоздеве. В целях расширения исследовательской деятельности по изучению русского театра Комитетом были выдвинуты для исследования темы: «Театр и зрители в России в XVIII в.», {216} «Влияние европейского театра на старинный русский театр» и намечены работы: переиздание драматических сочинений Озерова, комментированное издание избранных русских водевилей XIX в., собирание архивных данных по истории русского театра XVII и XVIII вв. и составление библиографии старинного русского театра. За это время Разрядом был утвержден план исследовательской деятельности Действительных Членов и Научных Сотрудников, который и приводится в исполнение. В настоящее время Действительные Члены и Научные Сотрудники ведут следующие работы: Я. Н. Блох: «Театр в эпоху Реставрации Стюартов»; С. К. Боянус: «Инсценировка староанглийских комедий-балетов» (Маски Бен-Джонсона в постановке Иниго Джонса); А. А. Гвоздев: 1) Собирание и изучение материалов по иконографии театра; 2) «Эволюция сценических театральных форм балетных постановок позднего Возрождения»; В. Н. Соловьев: «Основы сценического стиля театра Мольера»; Б. А. Кржевский: «Структура комедии староиспанского театра (Тирсо де Молина)»; Д. К. Петров: «История сюжета трагедии Вебстера “Графиня Мальфи”»; С. Э. Радлов: «Народный немецкий театр в начале XVIII в. (Страницкий)»; А. И. Пиотровский: «Композиция комедий Аристофана»; В. М. Кремкова: Описание и каталогизация иконографического материала по истории французско-итальянского театра; А. А. Шульц: «Статистический очерк балетов Т. Готье на Петербургской сцене по афишам бывших императорских театров и проверка на основании собранного материала данных “Хроники” Вольфа и других источников». В связи с изменением Устава и вступлением большинства слушателей Факультета в кандидаты в Научные Сотрудники научная педагогическая деятельность Разряда выразилась в проведении ряда семинариев с означенными лицами. В 1921 – 22 академическом году велись следующие практические занятия: А. А. Гвоздевым: «Романтический театр во Франции»; С. Э. Радловым: «История драматической техники»; В. Н. Перетцем: «Старинный русский театр»; В. Н. Соловьевым: «Комедии Мольера, как материал для суждения об актерской технике того времени». Научная деятельность Разряда, кроме работ, включенных в вышеупомянутый план, выразилась в следующих докладах, прочитанных в открытых заседаниях Института: А. А. Гвоздев: «Театральная эстетика Пьетро Гонзаго»; М. В. Добужинский: «Театральный костюм»; В. А. Брим: «Скоморох» (опыт лингвистических наблюдений); А. А. Гвоздев: «Оперно-балетные постановки XVI и XVII вв. во Франции по рисункам и гравюрам эпохи». Кроме того в память трехсотлетия со дня рождения Мольера 14 мая 1922 г. было устроено открытое заседание Разряда, где были произнесены речи: Д. К. Петровым: «Пять знаменательных лет в жизни Мольера»; А. А. Гвоздевым: «Комедии-балеты Мольера»; В. Н. Соловьевым: «Сценическое искусство Мольера». В марте месяце 1922 г. за отказом Д. К. Петрова Председателем Разряда был избран А. А. Гвоздев. Зимою того же года была открыта театральная диатека — собрание диапозитивов, иллюстрирующих историю итальянского, французского и др. театров в гравюрах и рисунках эпохи. Летом 1922 г. по инициативе Разряда положено основание макетной мастерской с поручением Научному Сотруднику А. В. Рыкову выполнения ряда исторических театральных макетов (Староанглийский театр, Эрмитажный театр XVIII в. и т. п.). К этому же времени возникла мысль о создании «Историко-Театрального Общества», вызванная желанием привлечь к работе Разряда более широкие слои театральных работников и войти в научное общение с рядом учреждений, работающих в смежных областях (Музей академических театров, Центральная Библиотека Академической Драмы и т. д.). Во временный Совет Общества должны были войти: А. А. Гвоздев, Б. А. Кржевский, Л. И. Жевержеев, И. Н. Иванов и В. Н. Соловьев. На 11 заседаниях Комиссии при Разряде Истории Театра, имевшей целью организацию Общества, были прочитаны доклады: В. М. Алексеев: «Китайский {217} театр»; А. И. Белецкий: «Старинный украинский театр»; Ю. И. Слонимский: «Сильфида» (глава из истории романтического балета); А. А. Гвоздев: «Экспрессионизм в новейшей немецкой драме»; А. И. Пиотровский: «Лизистрата» Аристофана (введение в перевод комедии); Н. И. Конрад: «Японский театр»; С. Э. Радлов: «Ромео и Юлия» в постановках и декорациях В. А. Лебедева; Л. И. Жевержеев: «Портал и занавес»; С. К. Боянус: «Маски Бен-Джонсона»; П. Н. Медведев: «Опыты новой драматургии И. Клейнера». Деятельность названной Комиссии показала, что Разряд сам, без образования особого Общества, может вести те научные занятия, которые предполагалось выделить в сферу ведения общества. Разряд поэтому отказался от образования этого Общества и перенес намечавшиеся в нем доклады на открытые свои заседания. Постановлением Разряда от 27 июля 1923 г. был установлен следующий учебный план Курсов для Подготовки Специалистов по Истории Театра. I год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 1); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 1); 3) Общий курс истории западноевропейской драмы (ч. 1); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 1); 5) Античная драма; 6) Теория театра и основы драматургии; 7) Обзор современных театральных течений; 8) Просеминарий по истории русского и западноевропейского театра; 9) Экскурсии; 10) Один из отделов истории изобразительных искусств. II год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 2); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 2); 3) Общий курс истории западноевропейской драмы (ч. 2); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 2); 5) Античный театр; 6) Основы эстетики; 7) Сценическая интерпретация драматических текстов; 8) Просеминарий по истории русской и западноевропейской драмы; 9) Просеминарий по истории русского или западноевропейского театра; 10) Экскурсии; 11) Один из отделов истории изобразительных искусств; 12) История театральной архитектуры. III год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 3); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 3); 3) Общий курс западноевропейской драмы (ч. 3); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 3); 5) История декорационной живописи; 6) Методология истории театра; 7) Семинарий по истории русской и западноевропейской драмы; 8) Семинарий по истории русского и западноевропейского театра; 9) Экскурсии; 10) Один из отделов истории изобразительных искусств. IV год. 1) Общий курс истории русской драмы (ч. 4); 2) Общий курс истории русского театра (ч. 4); 3) Общий курс истории западноевропейской драмы (ч. 4); 4) Общий курс истории западноевропейского театра (ч. 4); 5) История костюма; 6) История театральной критики; 7) Семинарий по истории русской и западноевропейской драмы; 8) Семинарий по истории русского или западноевропейского театра; 9) Экскурсии; 10) Один из отделов истории изобразительных искусств. В связи с утверждением учебного плана в настоящем академическом году на Курсах преподавание велось в следующем составе лекций и семинариев: 1) В. Н. Соловьев: «Обзор современных театральных течений»; 2) С. Э. Радлов: «Основы драматургии и теория театра»; 3) П. П. Соколов: «История античной драмы»; 4) А. А. Гвоздев: Общий курс истории западного театра, ч. I: «Средневековый театр»; 5) А. А. Гвоздев: Семинарий по истории оперно-балетных постановок во Франции XVI – XVII вв.; 6) А. А. Смирнов: «Староанглийский театр эпохи Шекспира»; 7) С. Д. Балухатый: «Драматургия Чехова»; В. Н. Перетц: Семинарий по истории старинного русского театра; А. Л. Слонимский: «Русская комедия XVIII в.»; К. М. Миклашевский: Просеминарий, чтение текстов сценариев commedia dell’arte; В. Н. Соловьев: Просеминарий «Иностранный театр в России в XVIII в.». Просветительная деятельность Разряда за истекший учебный год выразилась в организации двух циклов общедоступных лекций по истории театра. {218} Первый цикл составляли лекции: А. И. Пиотровского: «Греческий театр»; С. Э. Радлова: «Римский театр»; С. К. Боянуса: «Средневековый театр»; Д. К. Петрова: «Испанский театр XVI и XVII вв.»; А. А. Смирнова: «Шекспир»; А. А. Гвоздева: «Оперно-балетные представления во Франции в XVII в.»; Б. А. Кржевского: «Французский классический театр» и В. Н. Соловьева: «Театр Мольера». Второй цикл общедоступных лекций был посвящен истории восточных театров и состоял из лекций: В. М. Алексеева: «Китайский театр»; Н. И. Конрада: «Японский театр»; А. Н. Самойловича: «Турецкий театр»; Е. Э. Бертельса: «Персидский театр»; В. В. Владимирцева: «Тибетские мистерии», и С. Ф. Ольденбурга: «Индийский театр». Не имея в своем распоряжении достаточных денежных средств, Разряд был вынужден воздержаться от попытки исторической реконструкции спектаклей старинного театра. Тем не менее он вел успешную работу по подготовке подобных реконструктивных спектаклей и оборудовал опытную сценическую площадку в актовом зале Института. Считая, что история должна разрабатываться в тесной связи с практикой теории сцены, Разряд зимой 1922 – 23 г. организовал ряд показательных спектаклей художественно-театральных студий и школ Петрограда, сопровождаемых объяснительными лекциями и диспутами. Исследовательская деятельность Членов Разряда за три года своего существования и их научные интересы нашли полное отражение в изданиях, имеющих выйти в свет в 1923 г. Согласно плану все издания по истории театра распадаются на семь непериодических серий: I. Европейский театр. II. Русский театр. III. Восточный театр. IV. Опера и балет. V. Теория театра. VI. Материалы по истории театра. VII. Монографии по истории театра. В 1923 г. выходят в свет следующие книги: Серия I. Выпуск 1: «Очерки по истории европейского театра», сборник статей под ред. А. Гвоздева и А. Смирнова, куда входят: А. Н. Пиотровский: «Античный театр»; С. К. Боянус: «Средневековый театр»; А. А. Гвоздев: «Возникновение сцены и театральные здания нового времени»; К. М. Миклашевский: «Commedia dell’arte»; Д. К. Петров: «Лопе де Вега и его сотрудники»; А. А. Смирнов: «Староиспанская сцена»: А. А. Смирнов: «Староанглийский театр»; Б. А. Кржевский: «Классический театр во Франции: Корнель и Расин»; А. А. Гвоздев: «Оперно-балетные постановки во Франции в XVII в.»; В. Н. Соловьев: «Театр Мольера». Серия II. Выпуск 1: «Старинный театр в России», сборник под редакцией В. Н. Перетца, в который вошли статьи: В. Н. Перетц: «250 лет тому назад — трагическое и комическое в старинном русском театре»; В. Н. Перетц: «Несколько мыслей об изучении старинного русского театра»; В. П. Адрианова-Перетц: «Школьная драма в тверской семинарии в 1740 г.»; С. А. Щеглова: «Пастораль Симеона Полоцкого»; С. А. Щеглова: «Из истории крепостного театра в конце XVIII в. по данным архива князя Воронцова». Серия III. Выпуск 1: «Старинный балет», сборник статей: Ю. И. Слонимский: «Сильфида» и «Жизель» — две главы из истории романтического балета; А. А. Гвоздев: «Балеты Торелли»; С. К. Боянус: «Староанглийский балет (комедии Бен-Джонсона)»; В. Н. Соловьев: «Комедии-балеты Мольера»; А. А. Шульц: «Балеты Т. Готье на русской сцене» (статистический очерк); Игорь Глебов: «Музыка балетов Люлли». Выпуск 2: Ж. Ж. Новерр: «Письма о танце», перевод Ю. Слонимского под редакцией А. А. Гвоздева, примечания к тексту И. И. Соллертинского. Серия IV. «Восточный театр»: Карл Гагеман: «Игры народов» (в трех выпусках: 1. Индия, 2. Япония, 3. Китай и Африка), перевод с немецкого под редакцией А. А. Гвоздева. В состав Разряда Истории Театра входят ныне следующие лица: Председатель Разряда: А. А. Гвоздев; Секретарь Разряда: В. Н. Соловьев. Действительные Члены: Я. Н. Блох (театр эпохи Возрождения), Б. Л. Богаевский (античный театр), С. К. Боянус (средневековый театр), А. А. Гвоздев (театр нового времени), В. В. Гиппиус (русский театр), {219} Б. А. Кржевский (театр эпохи Возрождения), К. М. Миклашевский (театр эпохи Возрождения), В. Н. Перетц (русский театр), Д. К. Петров (театр эпохи Возрождения), С. Э. Радлов (античный театр), В. Н. Соловьев (театр нового времени). Научные Сотрудники I категории: С. Д. Балухатый (русский театр), А. И. Пиотровский (античный театр), А. Л. Слонимский (русский театр), А. А. Смирнов (театр эпохи Возрождения), П. П. Соколов (античный театр), С. А. Щеглова (русский театр). Научные Сотрудники II категории: В. М. Кремкова, В. А. Лебедев, А. В. Рыков, И. И. Соллертинский и А. А. Шульц. V Разряд Истории Словесных Искусств В связи с расширением деятельности Российского Института Истории Искусств, охватившей постепенно, кроме первоначальной области искусств изобразительных, новые Отделы — истории музыки и театра, среди Членов Института возникла мысль об основании при Институте четвертого Отдела — истории словесных искусств. В апреле 1920 г., по инициативе Правления Института, была созвана особая Комиссия из специалистов, которая составила «Объяснительную записку» к проекту учреждения в составе Российского Института Истории Искусств Факультета Истории Словесных Искусств следующего содержания: «За последнее время среди историков литературы все сильнее становится сознание, что научное изучение литературных произведений зашло в тупик, из которого может вывести только пересмотр и сознательная критика традиционных историко-литературных методов. До сих пор изучение литературных памятников страдало от беспринципного эклектизма методов: поэтическое произведение рассматривалось, то как материал для биографии и психологии поэта, то как памятник религиозно-философского мировоззрения, то как культурно-исторический фактор и т. д. Благодаря такому подчинению науки о литературе внеположным задачам и методам других наук (философии, психологии, истории духовной культуры) оставалась неясной самостоятельная задача истории литературы, как науки, ее особый метод и, тем самым, ее право на свое отдельное место в ряду других научных дисциплин. Новейшие работы по методологии показали, что, соответственно особому характеру изучения предмета (литературного произведения), как объекта эстетического, метод истории литературы должен быть методом историко-эстетическим, т. е. история литературы должна строиться по тем же принципам, как и другие отделы истории искусств. Особенность поэзии, как искусства, определяется ее материалом; материалом поэзии является слово. Поэтому история поэзии входит, как история словесного искусства, в систему других наук об искусстве. Российский Институт Истории Искусств, первоначально посвятивший свои труды изучению искусств изобразительных, с течением времени расширил область своей деятельности, включив в нее историю музыки и историю театра. Обширная область истории словесных искусств до сих пор в Институте представлена не была. Завершение системы наук, преподаваемых и изучаемых в Институте, требует включения в программу и этого цикла предметов, интересных по особенностям своего материала и применяемым к нему методам, и до сих пор еще недостаточно изученных с формально-эстетической точки зрения. Развитие современной науки о поэзии идет навстречу этой новой задаче Института, поскольку, уже со времени основополагающих трудов акад. Александра Николаевича Веселовского, была поставлена задача построения истории литературы, как исторической поэтики или истории словесно-художественных форм. Новый Факультет Института Истории Искусств, по предмету своих занятий, по задачам и методам, ни в каком смысле не должен дублировать {220} Филологическое Отделение Факультета Общественных Наук Университетов. Основой научной работы в Университете всегда являлось и должно являться филологическое изучение литературного памятника, т. е. изучение и критика его текста, датировка, интерпретация, внутренняя история самого памятника. К этим филологическим задачам присоединяются задачи исторические: литература рассматривается, как один из фактов исторической жизни в ряду других культурно-исторических дисциплин и в связи с другими фактами духовной и материальной культуры (религиозными, философскими, общественно-политическими, социально-экономическими). Институт Истории Искусств, согласно своей особой задаче, должен подходить к литературе, как к словесному искусству. Предметом изучения являются здесь, как и на других Факультетах Института, художественные (в данном случае — поэтические) приемы в их историческом развитии и история художественного (поэтического) стиля как замкнутого единства или системы художественных приемов. Предметы, преподаваемые на новом Факультете Истории Словесных Искусств, должны естественно распадаться на большие национально-исторические группы или отделы: I. Поэзия древнего мира, II. Поэзия романо-германекого Запада, III. Поэзия Востока, IV. Русская поэзия. К этим основным группам присоединяется: V. Теория поэзии, ибо новое историко-эстетическое построение литературных фактов должно основываться на изучении фактов теоретических, требует систематического анализа основных эстетических понятий (теория стиха, теория сюжета, история драмы, стилистика и т. д.). К теоретическим дисциплинам относится также изучение языка, как материала словесного искусства (общее языкознание, фонетика и т. п.). В границах каждого отдела исторический материал должен быть расположен по эстетическим, а не культурно-историческим категориям, например: по истории жанров (история эпоса, лирики, драмы, романа; английский роман XVIII в., русская лирика XIX в., французская трагедия XVII в. и т. п.) или по истории стилей (поэзия классическая, романтическая, стиль Гете, поэтика Байрона, петраркизм на Западе и в славянских странах и др.)». Приведенная записка была доложена Конференции Института и принята к руководству при организации нового Факультета. В октябре 1921 г. состоялось избрание профессорского состава по следующим кафедрам: I. Теория поэзии: Н. С. Гумилев, Б. М. Энгельгардт, В. Б. Шкловский. II. Поэзия Востока: В. М. Алексеев, И. Ю. Крачковский. III. Поэзия классической древности: Ф. Ф. Зелинский и Б. В. Казанский. IV. Поэзия романо-германская: А. А. Гвоздев, В. М. Жирмунский, М. А. Жирмунский, Г. Л. Лозинский, М. М. Рындин. V. Русская поэзия и проза: Б. М. Эйхенбаум, М. Л. Лозинский, В. А. Чудовский. На первом организационном собрании Деканом Факультета был избран В. М. Жирмунский, состоящий в настоящее время Председателем Разряда, Секретарем — А. А. Гвоздев, которого с осени 1921 г. заменил Б. В. Казанский. Занятия на Факультете открылись 25 ноября 1920 г. публичным научным заседанием, на котором были прочитаны следующие сообщения: 1) Доклад Декана об организации Факультета; 2) Б. М. Эйхенбаум: «Типы художественной прозы»; 3) В. А. Чудовский: «Органическое учение о стихе»; 4) В. М. Жирмунский: «Задачи поэтики». Согласно постановлению Факультета в ознаменование годовщины научной работы имели место публичные заседания: в 1921 г. — с докладом Б. М. Эйхенбаума: «Мелодика стиха у Фета»; в 1922 г. — с докладами Б. В. Томашевского: «Проблемы ритма» и Ю. Н. Тынянова: «Ода и элегия».

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 232; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!