Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 26 страница



То отрадное явление, что в качестве первых слушателей поступили в свое время на Факультет Истории Музыки, главным образом, лица, в достаточной степени сознававшие необходимость методической работы в области наук о музыке, сделало возможным приступить с ними уже на втором году их пребывания в Разряде к действительно научной работе, продолжая в то же время деятельность и учебно-педагогического характера. За три истекших года существования нашего учреждения кадр таких не совсем опытных, но горячо преданных делу музыкальной науки научных сотрудников достиг 14 человек; они вместе с небольшим количеством старших сотрудников и Членов Разряда составили первый научно-исследовательский {210} коллектив музыкальных работников, краткое обозрение работ которого ниже дается. Конкретно научно-исследовательская работа Разряда развернулась в трех направлениях: 1) в посильной проверке исторических сведений о русской музыке, путем кропотливых изысканий в архивах, Центральной Библиотеке Государственных Академических Театров, Публичной, Академии Наук и прочих учреждениях; 2) в выработке путем камеральных обсуждений метода историко-музыкальных исследований; 3) в нахождении и закреплении действительно научного подхода к изучению вопросов так называемой музыкальной эстетики. К области видимых результатов произведенной работы можно отнести: а) Ряд прочитанных в открытых заседаниях Разряда научных докладов лицами, принадлежащими к его составу: 1) В. Г. Каратыгин: «Ритм и метр», 2) С. К. Булич: «Пушкин и Лермонтов в русской музыке», 3) С. М. Ляпунов: «М. Балакирев и его творчество», 4) Б. В. Асафьев: «Музыка “Божественной Комедии” Данте»* [214], 5) А. В. Финагин: «Из прошлого русской оперы — Е. И. Фомин»* 6) Е. М. Браудо: «Рояль в его историческом развитии», 7) Р. И. Грубер: «Проблема музыкально-художественного воплощения»*, 8) А. В. Преображенский: «Итальянское влияние в русских духовно-музыкальных композициях XVIII и XIX вв.», 9) С. Л. Гинзбург: «Карл Юльевич Давыдов»*, 10) В. Г. Каратыгин: «О цветном слухе», 11) А. В. Финагин: «Византийские гласы по парадигме 1625 г.». б) Выпуск специального сборника, посвященного вопросам музыковедения и являющегося до некоторой степени программой непрекращающейся работы теоретического Отдела Разряда: Сборник статей под редакцией Игоря Глебова (Б. В. Асафьева) «De Musica» (издание «Государственной Филармонии» 1923 г.) со статьями: 1) Игорь Глебов: «Ценность музыки», 2) Р. Грубер: «Проблема воплощения», 3) Борис Зотов (псевдоним): «Проблема формы в музыке», 4) С. Гинзбург: «Основоположения теории музыкально-исторического знания», 5) А. Финагин: «Систематика музыкально-теоретических знаний». в) Печатаемый в настоящее время издательством «Academia» первый выпуск «Записок Разряда Истории Музыки» — результат музыкально-исторической работы Разряда за первый год его деятельности в качестве научного учреждения, т. е. за 1922 год. Сборник выходит под названием «Прошлое русской оперы» со следующими статьями: 1) Б. В. Асафьев: «Перспективы музыкально-исторических исследований по русской музыке», 2) Г. П. Орлов: «Арайя в истории русской музыки», 3) А. Н. Челюсткин: «Сарти и его стиль», 4) В. А. Прокофьев: «Михаил Матинский», 5) А. В. Финагин: «Евст. И. Фомин. Жизнь и труды», 6) В. А. Прокофьев: «А. Н. Титов, как оперный композитор» и 7) Ю. А. Зандер: «Камер-фурьерский журнал как источник сведений о начале русской оперы». О целом ряде других докладов, читанных в закрытых заседаниях Разряда, так же как и о подготовленных к печати работах второго выпуска «Записок» (за 1923 г.) и второго сборника «De Musica» и, наконец, о намеченных в ближайшее время к выпуску в изд. «Academia» прочих трудах Института по Разряду Истории Музыки — здесь говорить, за недостатком места, не приходится. Отметим еще хотя бы бегло деятельность учреждений Разряда, непрестанно подготовляющих материалы к опубликованию. {211} При Разряде функционируют в разное время учрежденные следующие четыре научно-исследовательских учреждения: 1) Комитет по Изучению Русской Музыки, 2) Комиссия по Изучению Русского Музыкального Быта XVIII – XIX вв., 3) Библиографическая Комиссия и 4) Постоянный Музыкально-Философский Семинарий. I. В Комитете по Изучению Русской Музыки продолжаются начатые в 1922 г. работы по истории музыкально-художественной критики в России (монографии о Лароше, Стасове, Серове и Кюи); систематическое описание русской песни в операх Римского-Корсакова; коллективная разработка вопросов жизни и творчества А. Н. Верстовского и современных ему бытовых условий, и семинарские занятия по оперному стилю П. И. Чайковского (под руков. Б. В. Асафьева). II. В Комиссии по Изучению Музыкального Быта России конца XVIII и начала XIX вв. продолжается собирание музыкально-бытового материала; из крупных работ этого рода следует отметить законченное Научным Сотрудником Института А. В. Дружининым описание и опубликование «Дневника Болотова-сына», относящегося к 1789 г. (из материалов архива Московского Исторического Музея). Под руководством Секретаря Комиссии закончены следующие научно-вспомогательные работы членов Комиссии: а) состановлен именной указатель к «Запискам М. И. Глинки», б) составлены указатели музыкально-бытового материала, содержащегося в нижеприводимых изданиях: «Русский быт XVIII – XIX вв.» (изд. Задруга); «Записки» С. Н. Глинки; «Воспоминания» Ф. Ф. Вигеля; «Записки» Болотова (отца); «Воспоминания» Ф. Булгарина; «Взгляд на мою жизнь» И. И. Дмитриева; «Рассказы бабушки из воспоминаний пяти поколений» Благово; «Загробные записки» кн. А. Голицына и т. д. III. Члены Библиографической Комиссии заняты в на стоящее время составлением полного музыкально-библиографического указателя по главнейшим историко-литературным журналам, в том числе — «Русской Старине», «Русскому Архиву», «Вестнику Европы», «Русской Мысли» и другим, более мелким по объему. IV. В Постоянном Музыкально-Философском Семинарии были заслушаны и обсуждены кроме докладов, опубликованных впоследствии в упомянутом сборнике «De Musica», еще следующие сообщения: 1) «Задачи музыкально-художественной критики»; 2) «Понятие формы в музыке (по Герм. Эрпфу)»; 3) «Искусство и быт»; 4) «Ритм и метр, как элементы музыкальной формы»; 5) «Строение музыкальной речи (по Б. Яворскому)»; 6) «Современная идеология в оперном творчестве»; 7) «В поисках новых звучаний (манифест группы левых композиторов)»; 8) «Изобразительность в кантатах Баха». Деятельность Музыкально-Философского Семинария является связующим центром для работ сотрудников Разряда в области музыковедения, а так как постановка музыкально-теоретических вопросов и обсуждение их сознательно ставятся в связь с общими вопросами искусствознания, то деятельность подобного учреждения может служить звеном, скрепляющим теоретические исследования Разряда с подобными же работами, производимыми по другим видам искусства на соответствующих Разрядах. Кроме этих, уже действующих, учреждений Разряда Истории Музыки в нем ведутся подготовительные работы по организации акустической лаборатории для экспериментально-музыкальных исследований и диатеки с двумя отделами: а) собранием фотографических снимков с древнейших рукописей церковного пения в России и факсимиле светских музыкальных произведений русских композиторов и б) собранием диапозитивов по истории музыкальных инструментов. Упомянув об имеющейся при Разряде специальной библиотеке с хорошо представленным отделом нотной литературы, главным образом XVIII и XIX столетий, можно этим ограничить предварительный обзор внутреннего научного уклада жизни Разряда, более широкое ознакомление с которым требует без сомнения и более пространного отчета. {212} Развернувшаяся за последнее время научная деятельность Разряда Истории Музыки естественно привела его руководителей к пересмотру отставшей от жизни первоначальной схемы распределения научных кафедр. Ближайшим поводом к такому пересмотру явилось учреждение при Институте «Курсов по подготовке специалистов». В виду того, что учебно-педагогическая работа Разряда в настоящее время является, по существу, чисто вспомогательною к научным его заданиям, — сделалось необходимым нормальный учебный план курсов поставить в соответствие с внутренней конструкцией и способами изучения вопросов истории и теории музыки в Разряде. Постановлением Разряда от 16 сего мая в изменение утвержденной в конце 1919 г. схемы кафедр и профессур определено следующее расписание кафедр: 1) Музыкальная историография и источниковедение (история музыкальной науки на Западе и в России, западноевропейская музыкальная библиография, источниковедение по истории русской музыки и т. п.). 2) Музыкальная этнография и этнология (происхождение музыки, народное творчество, музыка Востока, русская песня, русская народная инструментальная музыка). 3) История материальной музыкальной культуры (музыкальная нотопись, история инструментов, музееведение и пр.). 4) История западноевропейской музыки (античная музыка, музыка Византии, история музыки в Средние Века, XVII – XVIII и XIX – XX столетия). 5) История русской музыки (русская опера, симфония, камерный инструментальный ансамбль, история фортепианной музыки в России, русский романс, история русского музыкального быта). 6) История церковного пения в России (учение о церковных ладах, учение об осмогласии в связи с историей византийской музыки, история духовно-музыкальной литературы, русская музыкальная палеография, русская музыкальная археология). 7) Методология истории музыки (теория музыкально-исторического знания, теория музыкально-исторического процесса и т. д.). 8) Основы музыкальной композиции (мелодика, гармоника, контрапункт, ритмика, агогика, динамика, метрика). 9) Естественнонаучные основы музыкального искусства (акустика математическая, физическая, физиологическая, биологические основы, психофизика). 10) Общая систематика музыковедения (учение о музыкально-выразительных приемах, история музыкальных теорий, теория интонации, учение о ритме, учение о стиле в музыке). 11) Психология музыкально-художественного творчества, восприятия и музыкально-художественной критики (психология музыкального творчества и восприятия, теория и история музыкально-художественной критики). 12) Музыкальная эстетика (систематика музыкально-теоретических знаний, история музыкально-эстетических учений, феноменология музыкально-художественной идеи). В виду отсутствия в учебно-педагогической сети России средних учебных заведений, достаточно подготовляющих по вопросам истории и философии искусств, Разряд считает необходимым сохранить предметно-курсовую систему преподавания на своих подготовительных Курсах, т. е. не предоставляет порядок прохождения Курсов свободному выбору кандидата, но обязывает каждого поступившего на Курсы слушателя, прежде чем перейти к интересующей его специальности, произвести ряд обязательных работ, для которых соответствующие курсы и просеминарии и составляют программу учебных занятий первого года: 1) Введение в историю музыки; 2) Основы музыкальной композиции; 3) Естественнонаучные основы музыкального искусства; 4) Введение в музыкальную этнографию; 5) Систематика {213} музыкально-теоретических знаний; 6) Общий курс по истории западноевропейской музыки; 7) Источниковедение русской музыки и 8) Collegium musicum. В дальнейшем слушателям подготовительных курсов предоставляется работать по индивидуальному плану, при чем отсутствие специального отдела по истории западноевропейской музыки не мешает возможности для них вести занятия и по этой специальности, пользуясь указаниями Членов Разряда, состоящих в группе профессоров по истории западноевропейской музыки. В истекшем учебном году лицами из научного состава Разряда были прочитаны следующие курсы: Для слушателей первого года: 1) С. Л. Гинзбург: «Введение в историю музыки»; 2) М. М. Чернов (затем Ю. Н. Тюлин): «Основы музыкальной композиции»; 3) И. И. Крыжановский: «Естественнонаучные основы музыкального искусства»; 4) Б. В. Асафьев: «Введение в музыкальную этнографию»; 5) А. В. Финагин: «Систематика музыкально-теоретических знаний»; 6) Е. М. Браудо: Общий курс истории западноевропейской музыки. Для продолжающих образование кроме того: 7) С. М. Ляпунов: «История фортепианной музыки в России»; 8) Д. Г. Маггид: «Библейская кантиляция»; 9) А. В. Преображенский: Семинарий по истории церковного пения; 10) Р. И. Грубер: Просеминарий по психологии творчества; 11) Б. В. Асафьев: Просеминарий по истории русской оперы. В научном составе к настоящему времени состоят по Разряду следующие лица: Председатель: Б. В. Асафьев. Секретарь: А. В. Финагин. Действительные Члены: Б. В. Асафьев, Е. М. Браудо, В. Г. Каратыгин, И. И. Крыжановский, С. М. Ляпунов, А. В. Оссовский, А. В. Преображенский, А. Н. Римский-Корсаков и М. О. Штейнберг. Научные Сотрудники I категории: С. Л. Гинзбург, Р. И. Грубер, В. И. Коваленков, А. С. Лурье, Д. Г. Маггид, Ю. Н. Тюлин, А. В. Финагин и В. В. Щербачев. Научные Сотрудники II категории: П. В. Грачев, М. С. Друскин, А. В. Дружинин, Ю. А. Зандер, М. А. Иессен, С. М. Кригер, В. Н. Кнохе, Ф. Я. Лапинер, А. А. Матисен, Г. П. Орлов, В. А. Прокофьев, К. С. Стуккей, М. И. Фрейде, А. Н. Челюсткин. IV Разряд Истории Театра В осеннем семестре 1919 г. среди руководителей научно-художественной и педагогической деятельности Российского Института Истории Искусств возникла мысль об учреждении при Институте, наряду с существующими Отделениями истории изобразительных искусств и истории музыки, еще двух новых Отделений: истории театра и истории словесных искусств. Образование при Институте новых Отделений вытекало из ясно осознанного в широких кругах научных работников, стоявших частью еще вне Института, единства морфологического формального метода, применяемого в равной мере как к изучению форм сценического воплощения, так и к изучению форм пластических и музыкальных. К тому же опыт основания высшего учебного заведения, посвященного изучению истории и теории театра, отвечал и потребности, шедшей со стороны начинающих работников и учащейся молодежи. На заседании Совета Института от 22 ноября 1919 г. была заслушана «Объяснительная записка к проекту учреждения Отделения Истории Театра», составленная С. Э. Радловым, а затем на заседаниях Коллегии по выбору профессорского состава Отделения Истории Театра, имевших место в апреле и мае 1920 г., были окончательно намечены в общих чертах цели и задачи вновь открываемого «Отделения Истории Театра». Не преследуя каких бы то ни было целей обучения практической деятельности в области театра, Отделение должно {214} было изучать исключительно природу театра и историческую эволюцию его форм. Состав же и объем науки истории театра представлялся тогда в следующем виде: в основание учебного плана были поставлены три предмета, не исчерпывающие историю театра, но являющиеся необходимыми ее элементами: 1. История театральной литературы, понимая под этим как литературу для театра (пьесы для сцены), так и литературу о театре (критику и теорию) и дополняющее ее рассмотрение нетеатральных произведений драматических авторов. 2. История изобразительных искусств в театре, как-то: театрального зодчества (постройка самого здания театра), убранства сцены (декорационное искусство) и убранства актера (костюм, грим, маска и т. д.). 3. История музыки в театре (оперы, балета, водевиля и т. п.). Исходя из положения, что театр не есть механическое соединение перечисленных выше искусств, в него вливающихся, а самостоятельное искусство, подлежащее особому изучению, организаторы Отделения Истории Театра полагали, что главным предметом изучения должны являться история сценической постановки (техники режиссирования, восстанавливаемой при помощи современных ремарок, хореографических записей и т. д.) и история техники актера, что вместе дало бы возможность достичь восстановления цельного исторического спектакля во всех его частях. 24 мая 1920 г. на заседании упомянутой избирательной Коллегии были произведены выборы профессорского состава Отделения Истории Театра. Избранными оказались: С. Э. Радлов (кафедра истории античного театра), С. К. Боянус (кафедра истории средневекового театра), Д. К. Петров и Я. Н. Блох (кафедра истории театра Возрождения), А. Я. Левинсон и В. Н. Соловьев (кафедра истории нового театра), В. В. Гиппиус и В. Н. Перетц (кафедра истории русского театра)[215]. Означенные лица и составили Отделение Истории Театра, вскоре переименованное в Факультет Истории Театра, во главе с Д. К. Петровым, первым Деканом его, и Секретарем В. Н. Соловьевым. В ближайший летний триместр деятельность нового Факультета выразилась в разработке учебного плана, далее в научном докладе С. К. Боянуса: «Ремарки “Мистерии об Адаме”, как материал для суждения о постановочной технике Средневековья» и в ряде общедоступных внекурсовых лекций по истории театра, организованных с целью информации будущих слушателей о задачах Факультета (Д. К. Петров: «О причинах расцвета драмы в XVI и XVII вв.»; В. В. Гиппиус: «Причины, задерживающие успешное развитие русской драматургии», и К. М. Миклашевский: «Старинный итальянский театр»). На заседании Совета Факультета Истории Театра от 26 июня 1920 г. был принят учебный план, согласно которому: I. На Факультете Истории Театра устанавливаются четыре цикла курсов: а) античный, б) западноевропейский, в) русский и г) восточный. II. Все предметы делятся на общефакультетские и специальные (по циклам). А. Предметы общефакультетские: 1) Основы эстетики в связи с историей эстетических учений; 2) Энциклопедия театральных знаний; 3) Основы драматургии; 4) Общий курс истории драмы, и 5) Новый язык. Б. Предметы специальные: а) Для античного цикла: 1) История античного театра и драмы; 2) История античных литератур; 3) История античной культуры; 4) История античного искусства; 5) История античной драмы в драматургии христианских народов, и 6) Два древних языка. б) Для западноевропейского цикла (с подразделением на подциклы): 1) История западноевропейской литературы; 2) История национального театра и драмы (Англия, Франция, Испания и т. д.); 3) История национальной литературы; 4) История национальной культуры; 5) История национального искусства тех же стран, и 6) Два новых языка, избираемые в зависимости от специальности. {215} в) Для русского цикла: 1) История русской литературы; 2) История русского театра и драмы; 3) История западноевропейской литературы; 4) История русской культуры; 5) История русского искусства; 6) Новый язык, и 7) Русский язык или русская стилистика. г) Для восточного цикла было решено временно, впредь до замещения кафедры, специальных предметов не устанавливать. В летнем семестре был пополнен личный состав Факультета приглашением преподавателей: М. В. Добужинского, В. А. Брима, Ф. Ф. Зелинского, А. А. Гвоздева и В. Н. Княжнина и составлено следующее обозрение преподавания на предстоящий 1920 – 21 учебный год: Д. К. Петров: «Общий курс истории драмы» (2 ч.); С. Э. Радлов: «Основы драматургии» (2 ч.); В. Н. Соловьев: «Энциклопедия театральных знаний» (2 ч.); М. В. Добужинский: «История костюма» (2 ч.); Ф. Ф. Зелинский: «История и конструкция античной комедии» (2 ч.); С. К. Боянус: 1) «Французские мистерии», 2) Просеминарий: «Английские мистерии» (2 ч.); Д. К. Петров: Семинарий по истории испанской драмы XVI в. (2 ч.); Я. Н. Блох: 1) «История итальянского театра эпохи Возрождения» (2 ч.), 2) «Английский театр эпохи Елизаветы и Иакова» (2 ч.), 3) Семинарий по елизаветинскому театру (чтение и анализ документов, относящихся к деятельности «Office of the Revels») (2 ч.); К. М. Миклашевский: «Итальянская импровизированная комедия» (2 ч.); В. Н. Соловьев: 1) «История театральных объединений во Франции в XVII в.» (2 ч.), 2) Просеминарий по сценическому стилю французской комедии XVII и XVIII вв. (2 ч.); А. Я. Левинсон: 1) «Романтическая сцена во Франции (литературные формы, теория, постановка и проч.)» (2 ч.), 2) Семинарий по курсу (2 ч.), 3) «История балета, как сценического жанра, в связи с историей театрального танца» (2 ч.); В. А. Брим: «История немецкой драмы» (2 ч.); А. А. Гвоздев: 1) «Введение в изучение сценического искусства XVII и XVIII вв.» (2 ч.).

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!