Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 28 страница



Научная деятельность Факультета (впоследствии — Разряда) Словесных Искусств сосредоточилась по преимуществу на вопросах теоретической и исторической поэтики. Согласно намеченному в «Записке» заданию, Факультет ставил своею целью объединить и организовать научную работу в области изучения литературы, как явления искусства, в первую очередь — на материале новой русской литературы (XVIII – XX вв.). Научные работы членов Факультета уже с первого года {221} существования его сообщались и обсуждались в «Обществе Изучения Художественной Словесности» при Институте, основанном в апреле 1921 г. по инициативе членов Факультета. Согласно Уставу «Общество ставит себе целью научное изучение теории и истории художественной словесности. Материалами для такого изучения служат преимущественно новая русская литература и смежные с ней области мировой литературы». Президиум Общества состоит из следующих лиц: Почетный Председатель — акад. В. Н. Перетц. Председатель — В. М. Жирмунский. Товарищи Председателя: М. Л. Гофман и Б. М. Эйхенбаум. Члены президиума: С. И. Бернштейн, Н. В. Измайлов, Б. В. Казанский. А. А. Смирнов, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов. За первые два года существования Общество имело 38 заседаний, на которых было сделано 41 сообщение: 24 апреля и 8 мая 1921 г. — Б. М. Энгельгардт; «Лингвистика и эстетика (теория Потебни)»; 22 мая — В. В. Виноградов: «Сюжет повести Гоголя “Невский проспект”»; 5 июня — В. М. Жирмунский: «Композиция лирических стихотворений»; 12 июня — Ю. Н. Тынянов: «Достоевский и Гоголь (“Село Степанчиково” и “Переписка с друзьями”)»; 26 июня — Б. В. Томашевский: «Ритмический анализ “Пиковой Дамы”»; 10 июля — Е. С. Кулябко: «Элементы романтического пейзажа»; 4 сентября — Б. М. Эйхенбаум: «Мелодика стиха»; 18 сентября — В. Э. Сеземан: «Образность поэтического языка»; 25 сентября — В. В. Виноградов: «Сюжет и композиция повести Гоголя “Ноc”»; 9 октября — памяти А. А. Блока, В. М. Жирмунский: «Поэтика Блока»; Ю. Н. Тынянов: «Блок и Гейне»; С. И. Бернштейн: «Голос Блока»; 23 октября — Д. К. Петров: «Из испанской метрики»; 6 ноября — Б. В. Томашевский: «Пятистопный ямб Пушкина»; 20 ноября — памяти Достоевского, Б. М. Энгельгардт: «Религиозная эволюция Достоевского»; В. В. Виноградов: «Достоевский и натуральная школа»; 15 января 1922 г. — М. Л. Гофман: «Первая глава науки о Пушкине»; 29 января — памяти Некрасова, акад. Н. А. Котляревский: «Некрасов»; 5 февраля — Б. М. Эйхенбаум: «Поэтика Некрасова»; 12 февраля — Г. И. Чулков: «Эпиграммы Тютчева»; 2 апреля — В. М. Жирмунский: «Методика стиха (по поводу книги Б. М. Эйхенбаума)»; 23 апреля — В. П. Адрианова-Перетц: «Карамзин в истории русского литературного языка»; 7 мая — М. Л. Гофман: «“Египетские ночи” Пушкина (история текста)»; 11 июня — К. И. Истомин «Стилистическая судьба “Недоросля” Фонвизина»; 19 июля — А. А. Смирнов: «Введение в методологию науки о литературе»; 10 сентября — А. И. Белецкий: «Женщины-писательницы тридцатых – шестидесятых годов»; 5 ноября — Л. В. Щерба: «Лингвистический анализ стихотворения Пушкина “Когда для смертного…”»; 19 ноября — С. И. Бернштейн: «Методологическое значение фонетического изучения рифмы»; Б. В. Томашевский: «История печатного текста “Каменного гостя”»; 3 декабря — Б. В. Казанский: «Проблема синкретизма»; 17 декабря — Л. П. Якубинский: «К вопросу о поэтическом языке»; 14 января 1923 г. — К. А. Шимкевич: «Задачи поэтики»; 28 января — С. Д. Балухатый: «Путь Чехова к новой драме»; 11 февраля — Б. В. Томашевский: «Новости пушкинского текста»; А. А. Гизетти: «Композиция романов Диккенса» (анализ «Холодного дома»); 25 февраля и 4 марта — Ю. Н. Тынянов: «Проблемы стиховой семантики»; 11 марта — Н. В. Яковлев: «Сонеты Пушкина»; 25 марта — В. М. Жирмунский: «Из истории рифмы»; 22 апреля — С. Д. Балухатый: «История текста “Иванова” Чехова»; 6 мая — К. А. Шимкевич: «Лермонтов и Подолинский» (к литературной истории «Демона»); 20 мая — П. Н. Медведев: «Отзывы Блока о начинающих поэтах (по неизданным материалам)». Большинство перечисленных работ напечатано отдельным изданием или в сборниках и периодической печати («Сборники по теории поэтического языка», «Начала» № 1, «Пушкинский сборник» 1922 г. сборник «Об Александре Блоке» и др.). Однако, еще в 1921 г. Разряд Словесных Искусств подготовил к печати первый том своих «Записок», которые не увидели света благодаря наступившим затруднениям книжного дела. В настоящее время предполагается издание «Трудов» Разряда в издательстве {222} «Academia» в составе непериодической серии под общим заглавием «Вопросы поэтики». Осенью 1923 г. выйдут в свет первые четыре номера этой серии: 1) А. Л. Слонимский: «Техника комического у Гоголя»; 2) Б. В. Томашевский: «Русская метрика» (курс, читанный на Факультете Истории Словесных Искусств в 1921 – 22 г.); 3) В. М. Жирмунский: «Рифма, ее история и теория», и 4) Б. М. Эйхенбаум: «Сквозь литературу» (сборник статей). Подготовлены к печати: 5) Ю. Н. Тынянов: «Проблема стихотворного языка» и 6) В. В. Виноградов: «Этюды о Гоголе». В связи с реформой, имевшей место летом 1921 г., и расширением научно-исследовательской деятельности Института, Разрядом Истории Словесных Искусств был разработан план коллективных научных работ, предпринятых младшими сотрудниками под руководством Действительных Членов и Научных Сотрудников I категории. В план этот входит: 1) библиографическая работа по русским журналам начала XIX в.; 2) составление словарей отдельных поэтов и 3) описание и составление систематического каталога метрических форм русских поэтов XVIII и XIX вв. В осуществление намеченного плана были начаты следующие работы, которые в настоящее время приближаются к окончанию: 1) Словарь поэтического языка Тютчева, составляемый под руководством С. И. Бернштейна и Ю. Н. Тынянова; 2) Каталог метрических форм русских поэтов XVIII в., под руководством Б. В. Томашевского, и 3) Библиография русской художественной прозы по журналам тридцатых годов, под руководством Б. М. Эйхенбаума. С февраля 1923 г. при Разряде основан Кабинет изучения художественной речи, который служит ученым и учебным целям и в котором в настоящее время разрабатываются фонетические записи декламации современных поэтов, сделанные С. И. Бернштейном. Кабинетом заведует С. И. Бернштейн. В связи с работами кабинета при Разряде учрежден «Комитет изучения художественной речи», который ставит себе целью изучение вопросов поэтики, граничащих с областью лингвистики, и, главным образом, — звучащей художественной речи. Председателем Комитета состоит Б. М. Эйхенбаум, Товарищем Председателя — С. И. Бернштейн, Секретарем — Н. А. Коварский. Комитет имел весной 1923 г. два заседания: 27 мая — В. М. Жирмунский: «Составная рифма у русских поэтов»; В. А. Пяст: «Несколько законов декламации» и чтение стихов — В. А. Пяста и Н. С. Омельянович (дуэтная декламация); 3 июня — С. И. Бернштейн: «Принципы членения речи в декламации современных русских поэтов». В первый год работы Факультета, рядом с научной деятельностью, существенное значение получили вопросы организации преподавания. Факультет ставил себе задачей подготовить кадры научных сотрудников, которые обладали бы специальными знаниями в области изучения литературы, как словесного искусства, и были бы осведомлены в тех новых проблемах и методах формально-эстетического анализа, которые преимущественно разрабатываются Факультетом в его ученой работе. При этом Факультет предусматривал возможность двух различных групп в составе слушателей — с одной стороны студентов, которые желают получить полное и законченное высшее образование в самом Институте, с другой стороны филологов-специалистов (окончивших Университет или студентов-филологов старших курсов, педагогов и др.), которые, уже обладая законченным филологическим образованием, желают в Институте пополнить его в специальном направлении работой в семинариях, слушанием курсов, посвященных новым научным проблемам, и пр. В связи с этим уже в первых своих заседаниях в ноябре и декабре 1920 г. совет Факультета выработал следующие «Основные положения об организации преподавания на Факультете Истории Словесных Искусств». I. Студенты Факультета разбиваются на две группы: 1) Студенты первой группы поступают в Институт для свободных научных занятий по избранной ими специальности. Они занимаются у тех профессоров и по тем вопросам, которые составляют предмет их специальных {223} научных интересов. Для них могут быть составлены особые индивидуальные и групповые планы. По окончании года они могут получить свидетельство о прослушанных лекциях и сданных зачетах. В эту группу зачисляются лица, состоящие в других высших учебных заведениях на филологическом отделении или окончившие таковые, а также все те студенты, которые не имеют в виду получить в Институте систематическое и законченное образование. 2) Во вторую группу зачисляются лица, желающие закончить свое образование в Институте. Они проходят цикл предметов, входящих в нормальный план Факультета, сдают зачеты согласно обязательному минимуму и могут, по истечении четырех лет и прохождении программы, получить свидетельство об окончании Института. II. Предлагаемый нормальный план заключает минимум предметов, обязательных для студентов второй группы. В основу его положены следующие принципы: 1) Курсы, читаемые на Факультете, должны быть построены по принципу формального изучения литературы (история жанров, история стилей — целой эпохи или индивидуального стиля писателя, история отдельных приемов поэтического творчества и т. д.). 2) На первый план выдвигаются вопросы, имеющие теоретическое или методологическое значение. Задача каждого курса — не столько исчерпать в прагматическом изложении весь исторический материал, сколько указать метод формальной работы на данном материале. 3) В качестве примерного систематического курса, по формальным принципам построенного, в основу программы кладется история русской литературы XVIII и XIX вв. с дополнительными курсами по древней русской художественной литературе и народной словесности и вспомогательным курсом по истории литературного языка. Русская литература выделяется в этом смысле из числа других литератур, как материал, наиболее знакомый и доступный слушателям по языку. 4) Курсы по всеобщей литературе (классической, восточной, романо-германской) привлекаются к изучению, как материал сравнительный. Необходимо знакомство каждого слушателя с каким-нибудь отделом истории лирики, эпоса, романа и драмы вне пределов русской литературы. Желательно ознакомление с различными возможными подходами к изучению того же жанра или приема. В виду необходимости знания языков для изучения иностранной литературы, в программу входит систематическое изучение какого-нибудь иностранного языка в течение всех четырех лет пребывания на Факультете. 5) В программу входит ряд предметов теоретических, усвоение и разработка которых протекает параллельно чтению общих курсов. Сюда относятся как вопросы теоретической поэтики, так и общего языкознания. В качестве общеобразовательных предметов вводится эстетика, история античных литератур, курс по истории изобразительных искусств и по истории или теории музыки. III. Научное преподавание на группах всеобщей литературы (классической, романо-германской, восточной) не должно ограничиваться узкими потребностями нормального плана, построенного на преобладании русской литературы, но может быть направлено на свободную научную разработку всех вопросов соответствующей области, имея в виду интересы тех слушателей (первой группы), которые поступают на Факультет для свободных занятий предметами той или иной группы, для пополнения сведений, приобретенных в других высших учебных заведениях филологического типа, работой в духе новых методов над вопросами исторической и теоретической поэтики Востока или Запада. Для этих целей предметными Комиссиями должны быть выработаны особые групповые планы. В связи с реформой Института, имевшей место летом 1921 г., учебная работа б. Факультета была перенесена на учрежденные при Институте с осени 1922 г. особые курсы для подготовки научных специалистов. При организации преподавания на курсах нормальный план был подвергнут {224} существенным изменениям. Сокращение штатов заставило сосредоточить преподавание на русской литературе и связанных с нею теоретических и лингвистических предметах. Литература западная представлена курсом и семинарием, посвященным новому времени, прежде всего — проблемам, связанным с новой русской литературой. Усилено преподавание лингвистических наук, являющихся необходимой базой для стилистических исследований, в частности — русского языка, при чем, однако, изучение древних периодов языка не рассматривается, как самоцель, а в подчинении задаче истолкования явлений современного литературного языка: при этом центр тяжести в занятиях языком переносится на работу в семинариях. Кроме того, с осени 1923 г., вместо систематических курсов по истории русской поэзии и русской художественной прозы XVIII и XIX вв. (4 ч. + 4 ч.) вводится по новой литературе ориентирующий пропедевтический курс и просеминарий преимущественно историографического характера (на I курсе), для того, чтобы на старших курсах предоставить большую свободу в выборе специальных курсов по эпохам и по авторам. Нормальный план рассчитан на четыре года и обнимает следующие предметы. I. Общеобразовательные предметы. Эстетика (или история эстетических учений) (2 ч.); Курс по истории (или теории) изобразительных искусств или музыки (2 ч.); Античные литературы (2 ч.); Западные литературы нового времени (4 ч.) и семинарий (2 ч.). II. Теоретические предметы. Методология истории литературы (4 ч.) и семинарий (2 ч.); Введение в поэтику (2 ч.) и семинарий (2 ч.); Специальный отдел поэтики (2 ч.) и семинарий (2 ч.); Метрика, курс с практическими занятиями (2 ч.). III. Общее языкознание и русский язык. Введение в языкознание (2 ч.); Общая фонетика (2 ч.); Церковно-славянский язык (с чтением текстов) (2 ч.); История русского языка (с чтением текстов) (2 ч.); Грамматика современного русского литературного языка (4 ч.); Синтаксис современного русского языка (2 ч.); Семинарий по истории русского языка (чтение текстов) (2 ч.); Семинарий по диалектологии (чтение текстов) (2 ч.); Семинарий по общему языкознанию или современному русскому языку (2 ч.). IV. Русская литература. Введение в историю русской литературы XVIII и XIX вв., курс и семинарий (4 ч.); Специальные курсы по русской литературе XVIII и XIX вв. (8 ч.); Русская драма (2 ч.); Новейшая русская литература (курс или семинарий) (2 ч.); Древнерусская художественная словесность (2 ч.); Русская народная словесность (2 ч.); Семинарий по русской литературе (8 ч.). V. Новые языки. Основной язык (10 ч.); Вспомогательный язык (4 ч.). Экзамен по основному предмету (русской литературе XVIII и XIX вв.) со специальным вопросом сдается, на основании всех прослушанных частных курсов, в предметной Комиссии, в которую представляется также выпускная работа, написанная на тему специальных занятий студента. В 1922 – 23 учебном году на Разряде Словесных Искусств читались следующие курсы: I. Общие предметы. Н. В. Болдырев: «Эстетика» (2 ч.); Б. В. Казанский: «Античные литературы» (2 ч.); А. А. Смирнов: «Западноевропейские литературы», курс и семинарий (4 ч.). II. Теоретические предметы. В. Н. Перетц: «Методология истории русской литературы», курс и семинарий (4 ч.); Б. М. Энгельгардт «Методология», курс и семинарий (4 ч.); В. М. Жирмунский: «Основы поэтики», курс и семинарий (4 ч.); Б. В. Томашевский: «Метрика», курс и семинарий (4 ч.). III. Общее языкознание и русский язык. Л. П. Якубинский: «Введение в языкознание» (2 ч.); С. И. Бернштейн: «Фонетика» (2 ч.); В. В. Виноградов: «История русского языка» (2 ч.); С. И. Бернштейн: Семинарий по русскому синтаксису (2 ч.); С. И. Бернштейн и Ю. Н. Тынянов: Семинарий по лексикологии: словарь Тютчева (2 ч.); В. В. Виноградов: {225} Семинарий по семантике (2 ч.); Л. В. Щерба: «Лингвистический анализ поэтических текстов» (2 ч.). IV. Русская литература. Б. М. Эйхенбаум: «Русская проза середины и конца XIX в.» (2 ч.); Семинарий по Лескову (2 ч.); Ю. Н. Верховский: «Русская поэзия XVIII в. (Елизаветинская эпоха)», курс и семинарий (4 ч.); Ю. Н. Тынянов: «Русская лирика XIX в.», курс и семинарий (4 ч.); А. Л. Слонимский: семинарий по Достоевскому (2 ч.); М. Л. Гофман: «Пушкиноведение» (не состоялось, в виду отъезда в командировку); В. П. Адрианова-Перетц: «Древнерусская художественная словесность», курс и семинарий (4 ч.); Б. В. Казанский: «Народная словесность» (2 ч.). Личный состав Разряда: Председатель: В. М. Жирмунский. Секретарь: Б. В. Казанский. Действительные Члены: В. П. Адрианова-Перетц, В. М. Алексеев, В. М. Жирмунский, Б. В. Казанский, И. Ю. Крачковский, М. Л. Лозинский, М. М. Рындин, А. А. Смирнов, В. А. Чудовский, Л. В. Щерба, Б. М. Энгельгардт, Б. М. Эйхенбаум. Научные Сотрудники I категории: А. М. Астахова, С. И. Бернштейн, Н. В. Болдырев, Ю. Н. Верховский, В. В. Виноградов, М. Л. Гофман, П. Д. Жуков, Н. А. Котляровский, С. Я. Лурье, А. А. Ромаскевич, А. Л. Слонимский, Б. В. Томашевский, Ю. Н. Тынянов, Л. П. Якубинский. Научные Сотрудники II категории: А. И. Алофузо, Е. К. Бахмутова, И. И. Бернштейн, О. П. Блех, А. Л. Векслер, Л. Ю. Виндт, С. Г. Вышеславцева, О. М. Гальковская, И. И. Досычева, М. Г. Егоров, К. Д. Ильина, Н. А. Коварский, Н. П. Колпакчи, А. Н. Макарова, С. И. Раевская, К. И. Раткевич, Т. А. Роболи, В. Г. Соловьева, А. И. Терентьева, Р. Р. Томашевская, Г. С. Фиш. VI Научно-вспомогательный аппарат Института Библиотека Института, начало составления которой было положено еще в 1910 г., как об этом говорилось уже в общем очерке истории Института, с конца 1918 г. была переведена из тесного помещения в нижнем этаже здания Института на Исаакиевской пл., 5 в верхний этаж и размещена там в 4 комнатах, в одной из коих был устроен просторный Читальный Зал с небольшим справочным отделом при оном. С 1919 г. началось сильное разрастание этого книгохранилища, потребовавшее и соответствующего увеличения штата Библиотеки. В начале указанного года было сделано чрезвычайно удачное приобретение книжного собрания от наследников покойного проф. Археологического Института Н. В. Покровского, посвященное, главным образом, византийскому и древнерусскому искусству, в количестве около 1000 томов, среди коих оказались весьма редкие и ценные издания, а также почти полный подбор сочинений самого Н. В. Покровского. В том же 1919 г. поступило в Библиотеку несколько сот старинных книг (по большей части литература XVIII и начала XIX в.), приобретенных покупкой. Тогда же была приобретена весьма значительная коллекция книг по художественной промышленности, в том числе ряд ценных периодических изданий, чем сильно пополнился этот отдел, ранее один из самых бедных в Библиотеке. В 1920 г., в связи с образованием в составе Института музыкального отделения, была передана Институту на хранение с правом пользования большая музыкальная библиотека (ноты и книги), принадлежащая А. И. Зилоти. Получение этой коллекции позволило Разряду Истории Музыки сразу стать на твердую почву. Тогда же передана Библиотеке Института, по описи, бывшая библиотека Паскевичей, помещавшаяся в здании, перешедшем к Институту (Красная ул., 7). В помещении б. библиотеки этого дома было устроено Музыкальное Отделение Библиотеки Института с особым при нем Читальным {226} Залом, и там же временно, за недостатком шкафов в Главном Книгохранилище, были оставлены и книги Паскевичей, не посвященные изобразительным искусствам. В 1921 г. преподаватель Института Б. П. Брюллов пожертвовал Институту большое книжное собрание, созданное, главным образом, его дедом архитектором А. Брюлловым; книги эти, большей частью посвященные изобразительным искусствам и относящиеся к XVIII и началу XIX в., были сильно попорчены водой на месте их прежнего нахождения. По передаче их Институту были приняты меры для просушки книг, и ряд весьма ценных старых изданий был этими мерами спасен. В конце 1921 г. поступило на хранение в Библиотеку Института значительное книжное собрание и большая коллекция нот от Декана Разряда Истории Музыки Института проф. С. К. Булича, вскоре затем скончавшегося за границей, после чего книги были окончательно переданы Библиотеке. Книги эти, преимущественно по специальностям покойного профессора, т. е. по языкознанию, фонетике и музыке, будут очень полезны для Разряда Истории Словесных Искусств и Разряда Истории Музыки, пополняя книжное собрание Зилоти.

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 226; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!