Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 29 страница



В конце 1921 г. преподаватель Института Р. Р. Бекер, уезжая в отпуск за границу, передал Институту на хранение с правом пользования свою библиотеку, около 1000 томов, посвященную преимущественно архитектуре, в коей находится ряд весьма ценных, по преимуществу английских изданий. Нельзя обойти молчанием того факта, что прочие ученые учреждения Петрограда, как-то: Российская Академия Наук, Российская Академия Истории Материальной Культуры, Академия Художеств, Государственный Эрмитаж и др., неоднократно приходили на помощь Библиотеке Института бесплатным предоставлением своих изданий книгохранилищу Института, за что Библиотека Института считает своим долгом выразить перечисленным учреждениям свою глубокую благодарность. В последнее время из-за недостатка денежных средств Библиотека Института лишь спорадически пополнялась книгами. Тем более отрадным является факт получения Библиотекой в течение 1923 г. от закупочной комиссии при Народном Комиссариате Просвещения, работающей в Берлине, через посредство находящегося там в командировке от Института В. Н. Ракинта, ряда книг, вышедших в Германии за последнее время. К сожалению, первая партия книг, посланная еще в 1922 г. из Германии, не дошла до Института, так как пароход, на котором она была отправлена, потерпел аварию. В настоящее время книгохранилище Института насчитывает приблизительно 14 000 названий книг и 6 000 нот. Общее количество томов, хранящихся в Библиотеке Института — около 45 000. В обоих отделениях Библиотеки Института принята в настоящее время детально разработанная каталогизационная система. Имеются следующие каталоги: I. Инвентарные — а) основной и б) для книг, переданных на хранение разными лицами. II. Алфавитный карточный, со ссылочными карточками на местности и мастеров. III. Систематический карточный. Система подразделения книг по истории изобразительных искусств была разработана персоналом Библиотеки в 1919 – 20 гг., система разделения по истории словесных искусств и по истории театра разрабатывается. IV. Топографический, по полкам, специально предназначенный для ревизий книжного имущества. V. Каталог дублетов. Количество лиц, пользующихся книгами в Читальном Зале Библиотеки Института, а равно и берущих книги на дом, сильно колебалось в зависимости от ряда причин — отсутствия отопления, перерывов в подаче тока и пр. За последние месяцы значительно сокращена выдача книг на дом слушателям Института (по примеру прочих академических библиотек), что отразилось на увеличении числа пользующихся книгами в Читальном Зале. За последние годы статистика дала следующие цифры (округлены в сотнях). {227} Число выданных книг в обоих Читальных Залах за годы: 1921 – 1800 названий, 1922 – 1500, 1923 до 1 августа — 1800. Выдано книг и нот на дом: 1921 г. — 900 названий, 1922 г. — 1300, 1923 г. по 1 августа — 1000. Библиотека находится в заведывании Главного Библиотекаря А. А. Починкова. Библиотекарями состоят Н. А. Крижановская и В. В. Щербачев. Помощником Библиотекаря — Ю. А. Лебедева. Научными Сотрудниками при Библиотеке — Е. В. Голицинская, А. Л. Иессен, В. Н. Лавриновская и Е. Е. Шведе. Фототека Института насчитывает в данное время около 40 000 листов фотографий и других репродукций. Коллекция эта составилась первоначально из того случайного материала, который по мере надобности приобретался для практических занятий по тому или иному вопросу, начиная с первых годов существования Института. Составившаяся таким образом коллекция первоначально заключала в себе около 10 000 частью монтированных, частью оставшихся ненаклеенными фотографий с большим преобладанием школ живописи Италии. Наряду с этим в состав первоначального фонда вошло до 10 000 листов репродукций, главным образом цинкографий издания Bruckmann в Мюнхене. За последние годы Фототека обогатилась еще целым рядом приобретенных и пожертвованных репродукций, из которых на первом месте следует поставить прекрасно передающие оригиналы цветные фототипии изд. Wilh. Bode, представляющие собою коллекцию избранных картин европейских музеев (всего около 200 листов). Фототипии эти различных размеров, вставленные в картоны (48 ´ 62), представляют собой ценный материал при занятиях живописью, так как, поскольку это вообще возможно, верно передают краски. В 1919 г. была приобретена коллекция Лебедева, состоящая из прекрасно монтированных фотографий (размером 18 ´ 24) и дающая богатый материал для изучения искусства Возрождения в Италии и на Севере и состоящая из 1 500 листов лучших фотографических фирм Запада, как-то: Alinari, Anderson, Braun, Levi и т. д. В том же 1919 г. поступила в Институт коллекция фотографий по прикладному искусству в несколько тысяч экземпляров, а в 1919 и 1920 гг. еще целый ряд мелких коллекций и отдельных листов, частью купленных Институтом, частью ему пожертвованных прежними слушателями и преподавательским персоналом. Около этого времени также куплено было несколько десятков довольно ценных гравюр, являющихся материалом для изучения гравировальной техники, и собрание негативов (около 800), сделанных фотографом Кубешом с различных памятников искусства, находящихся преимущественно в окрестностях Петербурга. В данное время значительная часть всего этого материала (до 10 000 фотографий и др. репродукций) приведена в полный порядок, точно определены автор и местонахождение изображенного памятника или картины, так как многие фотографии имелись вообще без надписей, другие же, что еще хуже, были снабжены неправильными или устарелыми определениями. Весь разобранный материал снабжен сигнатурами, на каждую фотографию или репродукцию имеется в каталоге по две карточки (по автору и по местонахождению). Кроме того заканчивается составление систематического каталога на весь этот разобранный материал, вполне готовый таким образом к пользованию. Фототекою заведует Старший Ассистент Института М. В. Павлинова; Научными Сотрудниками по Фототеке состоят: Е. С. Тайлова и М. Ф. Гвоздева. Диатека Института, основание которой положено почти одновременно с самим Институтом, была составлена первоначально из диапозитивов, исполненных фирмою F. Stoedtner в Берлине. Это первоначальное собрание пополнялось постепенно по мере надобностей, вызываемых читавшимися курсами. Диапозитивы выписывались из-за границы или заготовлялись фотографической мастерской Института и посторонними фотографами {228} (Кубешом, Уховым и Чистяковым). В 1921 г. Институту была передана коллекция диапозитивов б. гимназии Таганцевой. Диапозитивы распадаются на следующие основные коллекции: 1) Искусство Египта; 2) Искусство Ассирии и Вавилона; 3) Византийская архитектура; 4) Византийские мозаики; 5) Искусство французского средневековья; 6) Итальянская живопись; 7) Итальянская скульптура; 8) Итальянская архитектура; 9) Нидерландская живопись XV и XVI вв.; 10) Голландская живопись; 11) Французская живопись; 12) Древнерусская архитектура; 13) Древнерусские фрески; 14) Древнерусская иконопись; 15) Новая русская живопись; 16) Новая русская архитектура; 17) Собрание архитектурных планов и разрезов; 18) Собрание орнаментов; 19) Мебель; 20) Древнерусское шитье; 21) История театра. Сверх того имеются собрания диапозитивов, изготовленных для отдельных читавшихся в Институте публичных лекций и научных докладов. Всего в Диатеке в настоящее время — 11 000 диапозитивов. Персонал Диатеки ведет сейчас наряду с инвентарем работу по составлению алфавитного каталога (с карточками, написанными на автора и на местонахождение памятника), а в ближайшее время, после окончательного приведения в порядок собрания, снабжения всех диапозитивов соответствующими сигнатурами и окончания карточного каталога, должно быть приступлено к составлению каталога систематического. В Диатеке состоят: Ассистент А. А. Львова и Научный Сотрудник Е. Н. Добровольская. Фотографическая мастерская, обладающая отличным оборудованием, чрезвычайно важна, при правильном функционировании, для должного развития научной и учебной жизни Института, в особенности — Разрядов Истории Изобразительных Искусств и Истории Театра. Мастерская, за упразднением, при сокращении штатов, должности фотографа, ныне почти бездействует. Работали в ней фотографы А. М. Никиль и Н. А. Зейфарт, а общее руководство ею принадлежало В. А. Голованю. Наряду с Диатекой и Фототекой Институт обладает еще некоторыми художественными научно-вспомогательными собраниями (Хранитель — М. В. Доброклонский). В состав их входят: I. Собрание копий с памятников древнерусской живописи (заведующая — Ассистент Н. И. Толмачевская), являющееся наиболее богатым в Петрограде (96 номеров), — о составе его мы уже говорили в отчете о деятельности Разряда Истории Изобразительных Искусств. II. Собрание слепков с древностей крито-микенского периода. III. Небольшое собрание архитектурных моделей. IV. Научно-вспомогательное собрание по дальневосточному искусству (из коллекц. Базилевского). V. Исторический кабинет театральных макетов (заведующий — Научный Сотрудник А. В. Рыков). Состоящая при Институте Художественно-копировальная мастерская (заведующая — Ассистент Л. А. Дурново) существующая с 1920 г., снабжена художественными пособиями и имеет целью подготовку опытных специалистов по копированию древнерусских фресок, могущих войти в число сотрудников Института, работающих для пополнения выше упомянутого собрания копий. Приемы копирования с памятников искусства вообще преподает — Ассистент Н. И. Толмачевская, а специально снятие копий с древнерусских фресок, в связи с изучением техники этих последних, — Ассистент Л. А. Дурново. Мастерская служит также для работ по реставрации и монтировке копий, входящих в состав институтского собрания. Библиографическая картотека Института, организованная В. Н. Ракинтом в 1921 г., имея целью возможно полно охватить всю литературу, касающуюся истории искусств, в плане систематического каталога Библиотеки, в настоящее время обладает следующими отчасти законченными, отчасти заканчивающимися разработкой указателями по истории изобразительных искусств: 1) по библиографии нового русского искусства, составленный покойным Н. А. Врангелем (копия с экземпляра, {229} переданного в Академию Наук, 3865 карточек); 2) по библиографии христианской иконографии, распадающийся на 287 тем (под ред. В. Н. Ракинта, 1650 карточек); 3) по библиографии Рафаэля (с 1883 г.), составленный в 1921 г., к столетию со дня смерти Рафаэля, и являющийся продолжением к работе Müntz’а, посвященной этому предмету и вышедшей в 1883 г. (составлен Научным Сотрудником А. А. Гессен, 1580 карточек); 4) по библиографии Леонардо да Винчи (под ред. Д. В. Айналова, 1180 карточек), и 5) по итальянской скульптуре эпохи Барокко (под ред. В. П. Зубова, 368 карточек) и т. д. По истории театра начат указатель по библиографии иконографии театра (около 100 карточек, с фотографическими снимками). О. К. Васильевой составляется указатель литературы о португальском театре. Весьма крупным событием в жизни Института является передача ему, состоявшаяся уже во время печатания настоящего отчета, огромной библиографической картотеки по истории русского театра, составлявшейся в течение ряда лет под руководством В. Н. Всеволодского и ныне размещаемой в особом специально для нее отведенном помещении (500 000 карточек). Кроме перечисленных указателей в состав Картотеки должны быть переданы, по мере их окончания, и все другие индивидуальные и коллективные библиографического характера работы, о которых говорилось на предшествующих страницах отчета. В картотеке состоят Ассистенты: О. К. Васильева и Е. П. Сачавец-Федорович. Научные Сотрудники: Е. С. Витцель и Т. О. Вреден. Кабинет по изучению художественной речи, обязанный своим устройством С. И. Бернштейну, за короткий срок своего существования (с 1922 г.) успел обзавестись рядом аппаратов и ценной коллекцией фонографических записей. {231} Приложение I


Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!