Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 23 страница



Исходящий из приведенных соображений план работ Комитета предусматривает следующие задания: 1) составление инвентаря всех замечательных в художественном и историческом отношениях зданий или отделок, непосредственно со зданиями связанных, в Петербурге и ближайших окрестностях; 2) составление художественно-исторической карты Петербурга; 3) систематическое изучение всех памятников петербургского искусства или тесно с ним связанных, производимое с возможною полнотою, обмерами, зарисовками, фотографированием, обследованием собраний как в Петербурге, так и вне его; 4) исследование архивных данных, относящихся к истории петербургского искусства; 5) систематическое обследование литературы; 6) сводка всех добытых данных и результатов для подготовки их к печатанию в изданиях Института. Во исполнение этих предначертаний с 1921 г. осуществлялись Комитетом несколько групп работ. Под руководством Л. А. Ильина произведены О. А. Шепелевской обмеры домика анненского времени на Кадетской линии Васильевского Острова. В 1922 г. приступлено к обмерам здания Первого Кадетского Корпуса. На Лазаревском кладбище, также под руководством Л. А. Ильина, Научными Сотрудниками Н. П. Гавриловой и О. И. Рудневой в 1921 и 1922 гг. обмерены и зарисованы 22 памятника. Работа эта являлась особенно настоятельной в виду общего угрожаемого состояния надгробий. Летом 1922 г. начались обмеры внутренних помещений Павловского дворца, ведшиеся под руководством архитектора В. Н. Талепоровского Научными Сотрудниками Института З. И. Крыловой и М. И. Тороповой. Сделаны планы зал «войны» и «мира»; разрезы: два осевых и два диагональных; детали: камина, плафона (купола) ниш, арматуры фриза ниш, карниза. Чертежи исполнены в карандаше. Необмеренными остались плафоны зал в виду отсутствия лесов. В Павловском дворце приступлено также летом 1922 г. к копированию и изучению наружных росписей галереи Гонзаго (находящейся под постоянной угрозой гибели или повреждения), с использованием относящихся к деятельности этого художника данных в Павловском архиве. Эти работы выполняются Научными Сотрудниками Н. В. Исаченко и А. Н. Суворовой. Председателем Комитета по Изучению Художественных Памятников Петербурга и его Окрестностей состоит Л. А. Ильин, а Членами: В. П. Зубов, В. Я. Курбатов и В. Н. Талепоровский. Переходя к обозрению издательской деятельности Института по Разряду Истории Изобразительных Искусств, прежде всего, как об этом было уже сказано выше, надлежит отметить появление в свет двух выпусков тома I «Ежегодника Российского Института Истории {194} Искусств». В первом выпуске была помещена первая часть исследования О. Ф. Вальдгауера: «Очерки по истории античного портрета», а во втором — статьи: В. В. Бартольда: «Башня Кабуса» и «Ориентировка первых мусульманских мечетей»; В. В. Струве: «Эрмитажная стела Харемхеба»; Н. Д. Флитнер: «Стекольно-керамические мастерские Тель-Амарны»; О. Ф. Вальдгауера: «Эрмитажная статуэтка Диомеда»; Д. А. Шмидта: «Ян и Саломон де Брай»; В. К. Мальмберга: «Рисунок “Портрет золотых дел мастера” учителя Дюрера»; Э. К. Липгарта: «О некоторых вариантах типа Мадонны Бенуа»; И. И. Жарновского: «Савольдо»; Л. А. Мацулевича: «Рельефы Дмитровского собора во Владимире». Третий выпуск (т. II), уже переданный для печати в Петроградское Отделение Государственного Издательства, будет посвящен окончанию «Очерков по истории античного портрета» О. Ф. Вальдгауера, а четвертый (т. III) — исследованию О. Ф. Ольденбурга: «Живопись Дунь-Хуанских пещер» (фототипические таблицы к этому выпуску уже готовы). Пятый выпуск предполагается посвятить исследованию Л. А. Мацулевича о живописи Ферапонтова монастыря. В ближайшее время в книгоиздательстве «Academia» должны начать выходить в виде отдельных сборников труды Разряда, менее обширные по своим размерам, чем статьи, предназначаемые для «Ежегодника», и не требующие столь богатого иллюстрационного материала; сюда же будут входить научного характера рецензии о вновь вышедших книгах. В первых выпусках появятся статьи: Д. В. Айналова: «Гоголь и Иванов в Риме»; О. И. Бич: «Керамика Перу в Эрмитаже»; Д. П. Гордеева: «Две византийские эмали»; В. В. Згура: «Два портрета Пушкина работы Тропинина»; В. П. Зубова: «Заметки о голландских картинах Павловского дворца-музея»; В. Н. Лазарева: «Строгановское Благовещение Филиппино Липпи»; А. М. Папе: «Картина Я. де Брая из собрания Фаберже»; Т. Н. Ушаковой: «Гравюры Дюрера и Шонгауера» и «Портретные бюсты времен Траяна»; Н. Д. Флитнер: «Статуэтка богини Ма»; рецензии акад. В. В. Бартольда, Г. О. Боровки, Д. А. Шмидта и Е. А. Хариновой. Особые сборники будут посвящены статьям по архитектуре и декоративному искусству в России конца XVIII в. и первой половины XIX в. (под редакцией В. Я. Курбатова) и по древнерусской фресковой живописи (под редакцией Н. П. Сычева). Из переводных сочинений готовы к печати: Вёльфлин: «Основные положения истории искусств», его же: «Юношеские произведения Микеланджело» и Фридлендер: «Литография». Далее особым изданием предполагается напечатать исследование о ц. Параскевы Пятницы в Новгороде. Сюда должны войти результаты художественно-исторического обследования этого памятника Л. А. Мацулевичем и атлас чертежей, исполненных Научными Сотрудниками З. И. Крыловой и М. И. Тороповой под руководством архитектора В. Н. Талепоровского. Результаты других обмерных работ, ведущихся Институтом, предполагается со временем также издать. Наконец, в программу Разряда входит издание «Русского Художественного Архива», в котором прежде всего должны начаться печатанием художественно-исторические документы, имеющиеся в Павловском Дворце-Музее. Являясь исследовательским учреждением, с одной стороны, и озабочиваясь подготовкой специалистов в области истории искусств, с другой, Институт естественно должен был столкнуться с вопросом о постановке эстетического образования и воспитания в средней школе и о подготовке преподавателей истории изобразительных искусств. В 1916 и 1917 гг. в стенах Института собиралась комиссия, избранная на основании постановления Совещания директоров средних учебных заведений Петроградского Учебного Округа, для обсуждения указанных выше вопросов. Комиссия разработала, между прочим, программу ознакомления {195} с памятниками искусства в VI и VII классах гимназий и подробный примерный список диапозитивов для средней школы. После революции, когда власть решительно обратила внимание на постановку изучения искусства в школе и включила историю искусств в число предметов школьного преподавания, Институт счел своей обязанностью содействовать делу подготовки преподавательского персонала для упомянутой цели. Весной 1918 г. (20 мая – 9 июня) Институтом были организованы для преподавателей и преподавательниц средних и высших начальных учебных заведений трехнедельные каникулярные курсы с целью подготовления преподавателей к разбору памятников искусства в классе и к художественно-историческим экскурсиям с учениками. На курсах этих велись следующие занятия: Акад. М. И. Ростовцевым: «Античное искусство на Юге России» (6 лекций); О. Ф. Вальдгауером «Классическое искусство в школе» (10 лекций), «Античные скульптуры Эрмитажа», «Античные вазы Эрмитажа». «Музей слепков Академии Художеств»; В. П. Зубовым: «Итальянское искусство в школе» (6 лекции); Н. П. Сычевым «Основы древнерусской живописи допетровской эпохи» (6 лекций); В. Я. Курбатовым: «Ознакомление с памятниками русского искусства императорского периода» (9 лекций), «Осмотр дворцов, церквей и других художественных памятников Петрограда»; И. И. Жарновским: «Картины Эрмитажа» (6 лекций); А. А. Броком: «О принципах художественного воспитания» (доклад); В. А. Голованем: «Введение в изучение искусства» (курс практической эстетики, 12 лекций). В виду успеха этих курсов и в дополнение к ним, осенью того же года были снова устроены курсы. Занятия велись: О. Ф. Вальдгауером: «Классическое искусство в школе» (10 лекций), «Музей древней скульптуры Павловского дворца» (1 лекция); В. А. Голованем: «Введение в изучение искусства» (курс практической эстетики, 14 лекций); И. И. Жарновским: «Картины Эрмитажа» (8 лекций); В. П. Зубовым: «Западноевропейское искусство в школе» (6 лекций), «Теоретические основы искусствоведения» (2 лекции), «Павловск» (2 лекции), «Гатчина» (2 лекции); В. Я. Курбатовым: «Памятники русского искусства XVII – XIX вв. в связи с историей европейских стилей» (12 лекций); акад. С. Ф. Ольденбургом: «Буддийский пещерный храм» (2 лекции); Л. Г. Оршанским: «Детские рисунки» (2 лекции), «Иллюстрированные книги для детей» (2 лекции), «Игрушки» (2 лекции); В. Н. Ракинтом: «О восприятии архитектуры» (2 лекции); Н. П. Сычевым: «Основы древнерусской живописи допетровской эпохи» (6 лекций); Б. В. Фармаковским: «Ольвия» (4 лекции); Д. А. Шмидтом: «Тициан» (2 лекции). При курсах была организована выставка цветных репродукций с картин нидерландской, немецкой и итальянской школ живописи (с объяснениями). В том же 1918 г. Институт примкнул к Просветительной Ассоциации Петербургских Ученых Учреждений и Высших Учебных Заведений, которая ставила, между прочим, своей задачей «… подготовку деятелей для народных аудиторий, курсов и университетов» (Устав, ст. 45). В 1919 г. было основано Художественно-Педагогическое Общество при Российском Институте Истории Искусств, поставившее себе две главных цели: 1) выработку программы для преподавания истории искусств в средней школе в виду введения этого предмета на старшей ступени оной и 2) объединение педагогов, интересующихся историей искусства или преподающих искусства в средней школе путем чтения ими докладов и лекций на художественно-педагогические темы. Для достижения первой цели Обществом был устроен ряд докладов при чем специально установлению метода и программы преподавания в средней школе были посвящены доклады А. А. Брока и А. А. Починкова вызвавшие оживленный обмен мнений. Затем Обществом были делегированы лица в комиссию при Наркомпросе (при коллегии экспертов), созданную для выработки общей программы преподавания истории искусств в трудовой школе. {196} Для достижения второй цели в Обществе состоялся ряд сообщений на художественные темы. Проработав около полутора года, в виду отмены в программе средней школы обязательного предмета истории искусств — Общество, за невозможностью достижения главной своей цели, прекратило свою деятельность. Что касается учебной деятельности Разряда, то деятельность эта, начатая с весны 1913 г. в сравнительно скромных размерах, постепенно расширялась и приобретала все более и более планомерный характер. С 1913 г. по 1918 г. печатались ежегодно обозрения преподавания, содержавшие не только расписания лекций, но и краткую программу их. Начиная с осеннего семестра 1913 г. были введены практические занятия. В 1915 г. преподаванию истории искусств в Институте был придан характер высшего учебного заведения с трехлетним курсом, имеющим целью дать обучающимся законченное художественно-историческое образование. Соответственно с этим Устав Института 1916 г. (ст. 6) разделяет все преподавание истории изобразительных искусств на три Отдела: 1) русского, древнехристианского и византийского искусства (3 кафедры), 2) древнего искусства (1 кафедра) и 3) западноевропейского искусства (4 кафедры). Ежегодно по этим Отделам (и четвертому — истории и теории музыки) читаются не менее девяти из следующих предметов (ст. 5 Устава): I. По Отделу русского и византийского искусства: 1) древнехристианское искусство, 2) византийское искусство, 3) древнерусское искусство: великокняжеский и царский периоды, 4) русская иконопись Новгородского периода, 5) русская иконопись Московского периода, 6) строгановская школа иконописи и царские живописцы, 7) русское искусство императорского периода, 8) русское декоративное и прикладное искусство. II. По Отделу древнего искусства: 1) искусство древнего Востока, 2) греческое искусство, 3) эллинистическое и римское искусство. III. По Отделу западноевропейского искусства: 1) романо-готическая архитектура, 2) романо-готическая пластика и орнаментика, 3) романо-готическая живопись, 4) итальянское Раннее Возрождение, 5) итальянское Высокое Возрождение, 6) итальянское Барокко, 7) старонидерландское искусство, 8) французское искусство, 9) испанское искусство, 10) английское искусство, 11) немецкое искусство. Сверх того читаются ежегодно не менее двух из следующих специальных курсов: 1) эстетика, методология и теория стилей, 2) орнаментика, 3) история миниатюрной живописи, 4) графические искусства, 5) минойское искусство, 6) греческая вазовая живопись, 7) античная стенная живопись, 8) русское деревянное зодчество, 9) русские лицевые рукописи, 10) русское портретное искусство, 11) искусство Индии, Китая и Японии, 12) западноевропейское искусство XIX – XX вв., 13) история бытовой живописи, 14) история пейзажной живописи, 15) история европейской портретной живописи, 16) европейский импрессионизм, 17) западноевропейское прикладное искусство, 18) декорационное искусство, 19) история одежды, 20) музеография. В 1919 г. приведенная схема преподавания подверглась переработке и был составлен план учебной деятельности, при чем выполнение его ложилось на обновленный преподавательский состав, о выборах которого в этом году было сказано выше, в общем очерке истории Института. Новый план преподавания был рассчитан на то, чтобы студенты получали в течение четырех лет запас знаний, необходимый для специалиста по одной из групп преподаваемых в Институте научных дисциплин. В связи с этим были приняты соответствующие программы прохождения курса студентами. Преподавательская деятельность Института по Разряду Истории Изобразительных Искусств несколько затихла с последним преобразованием Института. В 1921 – 22 гг. занятия шли, главным образом, с лицами, готовившимися {197} к сдаче испытаний и подаче сочинения на звание Научного Сотрудника II категории. С осени 1922 г. учебная жизнь Института в виде «Курсов для подготовки специалистов» вновь приобрела более оживленный характер, причем в связи с разработкой вопросов, касающихся преподавания на означенных Курсах, Разрядом Истории Изобразительных Искусств был принят с 1923 г. новый, переработанный план учебной деятельности следующего содержания. I. Отдел древнего искусства. Кафедра искусства Классического Востока. I год. Искусство и археология Месопотамии (4 ч.); Искусство хеттов (2 ч.); Искусство Элама (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Практические занятия по чтению иероглифов (для студентов подготовительного года — 4 ч.). II год. — Искусство и археология Египта (4 ч.); Искусство Эфиопии (2 ч.); Прикладное искусство Египта (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Практические занятия по чтению иероглифов (для студентов подготовительного года — 4 ч.). III год. Искусство и археология Сирии, Финикии, Палестины и Малой Азии (4 ч.); Искусство и археология Ирана до начала господства Ислама (4 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Практические занятия по чтению иероглифов (для студентов подготовительного года — 4 ч.). Кафедра античного искусства. I год. Античное искусство до эпохи персидских войн (4 ч.); Введение в классическую археологию (2 ч.); Археология Юга России (Доскифское время; скифы и эллины в архаическую эпоху — 2 ч.); Доисторическое искусство (2 ч.); Искусство первобытных народов (2 ч.); Семинарии просеминарии и специальные курсы; Общий курс античного искусства (ежегодно для слушателей других специальностей — 4 ч.). II год. Греческое искусство V и IV вв. до Р. Х. (4 ч.); Быт и религия греков (2 ч.); Археология Юга России (классическая и раннеэллинистическая эпоха — 2 ч.); Глиптика (2 ч.); Искусство древнеамериканских культурных народов (курс специальный — 2 ч.); Греческая вазовая живопись (курс специальный — 2 ч.), Семинарии, просеминарии и специальные курсы; Общий курс античного искусства (ежегодно для слушателей других специальностей — 4 ч.). III год. Эллинистическое и римское искусства (4 ч.): Быт и религия римлян (2 ч.); Археология Юга России, позднеэллинистическое и римское время (2 ч.); Классическая нумизматика (2 ч.); Римское провинциальное искусство (курс специальный — 2 ч.); Топография Рима (курс специальный — 2 ч.); Система греческого искусства (техника и стили, курс специальный — 2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы; Общий курс античного искусства (ежегодно для слушателей других специальностей — 4 ч.). II. Отдел дальневосточного искусства. I год. Китайское искусство (архитектура, живопись, пластика — 4 ч.); Индийское искусство (2 ч.); Китайская и японская керамика (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Японское искусство (живопись и графика — 4 ч.); Буддийское искусство (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Японское искусство (архитектура и пластика — 4 ч.); Корейское искусство (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III. Отдел византийского и мусульманского искусства. Кафедра византийского искусства. I год. Древнехристианское искусство и археология (4 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Византийское искусство до Македонской династии (4 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Византийское и неовизантийское искусство с эпохи Македонской династии до падения Константинополя (4 ч.); Христианское искусство Кавказа (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Кафедра мусульманского искусства. I год. Мусульманиное искусство, его основы и история (общий курс — 2 ч.); Мусульманская культура (Передняя Азия, Египет, Персия, Туркестан — 2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Сассанидское искусство {198} и культура (2 ч.); Сельджукское и персидское искусство (2 ч.); Мусульманское искусство средней Азии (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Искусство Мусульманского Запада (2 ч.); Мусульманское искусство Индии и Дальнего Востока (2 ч.); Османское искусство (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. IV. Отдел западноевропейского искусства. Кафедра средневекового искусства. I год. Средневековое искусство — ч. I (4 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Средневековое искусство — ч. II (4 ч.); Семинарий или курс по средневековой латыни (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Средневековое искусство — ч. III (4 ч.); Семинарий или курс по палеографии (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Кафедра нового искусства. I год. Итальянская архитектура Возрождения и Барокко (4 ч.); Итальянская пластика Раннего Возрождения (2 ч.); Итальянская живопись Раннего Возрождения (4 ч.); Живопись эпохи Возрождения в Германии и Нидерландах (4 ч.); Западноевропейская нумизматика (специальный курс — 2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Общий курс искусства Возрождения в Италии и на Севере (ежегодно для студентов других специальностей — 4 ч.); II год. Северная архитектура Возрождения, Барокко, Рококо и Классицизма (4 ч.); Итальянская пластика Высокого Возрождения и Барокко (2 ч.); Итальянская живопись Высокого Возрождения и Барокко (4 ч.); Общий курс прикладного искусства (курс факультативный — 4 ч.); История гравюры (курс специальный — 2 ч.). Специальные курсы по истории прикладного искусства. Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Общий курс искусства Возрождения в Италии и на Севере (ежегодно для студентов других специальностей — 4 ч.); III год. Французская живопись и пластика (4 ч.); Живопись XVII в. в Голландии и Фландрии (4 ч.), или отдельно (по 2 ч.); Испанская живопись и пластика (4 ч.); Северная пластика Возрождения (курс факультативный — 2 ч.); Северная пластика Барокко (курс факультативный — 2 ч.); Английская живопись (курс факультативный — 2 ч.). Семинарии и специальные курсы. Общий курс искусства Возрождения в Италии и на Севере (ежегодно для студентов других специальностей — 4 ч.). Кафедра новейшего искусства. I год. Классицизм (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Романтизм (4 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Реализм и Импрессионизм (4 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы.

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!