Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 20 страница



Несколькими днями позже открытия Факультета Истории Музыки, Институту были предоставлены постановлением Коллегии Наркомпроса от 27 февраля новые широкие возможности признанием за ним российского значения, что выразилось в соответственном переименовании его и предоставлении ему права открытия иногородних и заграничных отделений. Последнее право отвечало давнишней любимой мечте Института, которая, мы верим, когда-нибудь и сбудется, об учреждении русскими научными силами художественно-исторических исследовательских пунктов в Италии, прежде всего в Риме с его совершенно исключительным значением для мировой истории искусства. Идея основания Римского Отделения Института остается, к сожалению, для нас все еще прекрасной мечтою; за то в 1920 же году, с лета его, начало функционировать исследовательское Отделение Института в Новгороде, где еще летом 1918 г. были начаты силами Института успешные работы по копированию и изучению древних стенных росписей, которые затем продолжались в 1920, 1921 и 1922 годах. Подобные же работы в 1919 г. исполнялись во Владимире на Клязьме, а в 1922 г. — в Ферапонтовом монастыре. Эти копии выполнявшиеся большей частью в натуральную величину, со все большим приближением к технике и материалу оригиналов, уже теперь составляют внушительное собрание, часть которого была выставлена: на отчетных выставках в 1920 и 1923 гг. в здании Института в Петербурге, осенью 1921 г. в Новгороде и наконец на устроенной летом 1923 г. архитектурной выставке в помещении Музея Города в Аничковском {178} дворце; для создания и усовершенствования кадров новых специалистов по копированию древних памятников из числа лиц обладающих необходимой для подобного рода работ археологической и художественно-исторической подготовкой, при Институте существует Художественно-Копировальная Мастерская, руководимая Л. А. Дурново и Н. И. Толмачевской, которым, вместе с А. А. Львовой, принадлежит главная доля всех вышеупомянутых копий с древнерусских фресок. Летом 1920 г. по соглашению с Отделом Охраны Памятников Искусства и Старины и Российскою Академиею Истории Материальной Культуры было приступлено к сложной работе по детальным обмерам и архитектурному исследованию одного из интереснейших памятников древнего новгородского зодчества — церкви Параскевы Пятницы. Чертежи обмеров, а также фотографии и зарисовки деталей были частью выставлены на трех последних из вышеупомянутых выставок. Работы эти производились, главным образом, самоотверженными усилиями молодых архитекторов: З. И. Крыловой и М. И. Тороповой, к которым с лета 1921 г. присоединилась О. И. Руднева, под общим руководством арх.-художника В. Н. Талепоровского. Научные задания Отделения определялись с 1920 г. Конференцией Института по представлениям Л. А. Мацулевича, принявшего в части исследовательских работ деятельное личное участие; много помогал с самого начала работ, своими советами и указаниями, также и Н. П. Сычев; Институт не может также с благодарностью не упомянуть о всесторонней поддержке, оказанной Новгородскому Отделению местным Отделом Охраны Памятников во главе с Н. Г. Порфиридовым. Параллельно с работами Новгородского Отделения Института производилась, хотя и в более скромных размерах, начавшаяся в 1920 г. аналогичная работа в Петербурге и его окрестностях — сообразно характеру преобладающего здесь художественного материала, над памятниками архитектуры, скульптуры и живописи XVIII и первой половины XIX веков. В настоящее время все производимые и проектируемые Институтом исследовательские работы в этом направлении сосредоточиваются в учрежденном при Институте Комитете по Изучению Художественных Памятников Петербурга и окрестностей, Председателем которого состоит архитектор Л. А. Ильин. Возвращаясь к изложению крупнейших фактов общеинститутской жизни, на первом месте следует поставить учреждение в том же 1920 г., наиболее богатом в смысле организационной работы, двух новых Факультетов Института: Факультета Истории Театра и Факультета Истории Словесных Искусств. Не из стремления к грюндерству во что бы то ни стало возникни эти два новых научно-педагогических учреждения, а из ясно осознанного в широких кругах научных работников, стоявших еще вне Института, единства морфологического или формального метода, применимого в равной мере и к изучению форм словесного творчества и сценического воплощения, и к исследованию форм музыкальных и пластических; опыт основания в России подобных институтов отвечал потребности, шедшей со стороны начинающих работников и учащейся молодежи. К лету 1920 г. конституировался сначала Факультет Истории Театра, первоначальный состав которого в числе 8 профессоров: Д. К. Петрова, Я. Н. Блоха, С. К. Боянуса, В. В. Гиппиуса, А. Я. Левинсона, В. Н. Перетца, С. Э. Радлова и В. Н. Соловьева, был замещен на основании выборной процедуры, аналогичной порядку избрания профессоров Факультета Истории Музыки; первым Деканом Факультета был избран Д. К. Петров; в течение каникулярного времени членами факультета был прочитан ряд просветительных внекурсовых лекций, а 18 октября того же года первой лекцией по курсу Д. К. Петрова открылась правильная деятельность Факультета. Всего несколькими днями позже начались, под председательством В. П. Зубова и Д. К. Петрова, заседания выборной коллегии по избранию профессорского состава последнего, четвертого Факультета Института — Факультета Истории Словесных Искусств, как бы четвертого угла институтского {179} здания, — избраны были на 15 профессур Факультета: Ф. Ф. Зелинский, Б. В. Казанский, Г. Л. Лозинский, В. М. Жирмунский, А. А. Гвоздев, перешедший потом на вакантную кафедру Факультета Истории Театра, М. А. Жирмунский, М. М. Рындин, Б. М. Эйхенбаум, М. Л. Лозинский, В. А. Чудовский, И. Ю. Крачковский, В. М. Алексеев, В. Б. Шкловский, Н. С. Гумилев и Б. М. Энгельгардт; Деканом Факультета был избран В. М. Жирмунский, ныне Председатель Разряда Истории Словесных Искусств. 28 ноября 1920 г. Факультет открылся публичным заседанием с речью Декана «О задачах нового Факультета» и научными докладами его членов. Младший по возрасту из Факультетов Института развил в короткое время своего существования чрезвычайно живую и плодотворную научно-педагогическую деятельность. Рука об руку с ним работало основанное по инициативе его членов в мае 1921 г. «Общество Изучения Художественной Словесности при Российском Институте Истории Искусств». Обществом устроено до настоящего времени 38 открытых заседаний с докладами на темы по русской поэтике. 7 сентября того же 1921 г. Институт получил свой, второй после игнатьевского, Устав, утвержденный Государственным Художественным Комитетом. Наиболее существенным нововведением этого Устава явилось преобразование Института из Высшего Учебного Заведения в Ученое Учреждение, «ставящее своей задачей развитие науки истории искусств путем исследовательской работы» (§ 1 Устава); четыре Факультета Института переименованы в соответственные Разряды; § 4‑м Устава санкционировано право Института на открытие иногородних и заграничных Отделений и на учреждение должностей Ученых Корреспондентов в России и заграницей; упразднены должности профессоров и преподавателей Института; на место первых созданы должности Действительных Членов Института, «ведущих самостоятельные научные исследования, заведующих научно-исследовательскими и научно-вспомогательными учреждениями, а также выполняющих определенные научные задания по поручению Конференции Института или Государственного Художественного Комитета»; на место преподавателей поставлены Научные Сотрудники I категории, «производящие научную работу под руководством Разряда»; на место наиболее подготовленных из числа б. студентов — Научные Сотрудники II категории, «помогающие Действительным Членам в их работах или состоящие при Институте для подготовки к научной деятельности». Правление Института преобразовано в Президиум, из Председателя, «являющегося», согласно § 19, «единолично ответственным за все происходящее в Институте», Ученого Секретаря (он же Зам. Председателя) и 5 членов, назначенных, как и Председатель и Ученый Секретарь, Академическим Центром; видоизменен, в соответствии с новой структурой Института, состав его Конференции, основной функцией которой остается общее направление научной деятельности Института. Тогда же были утверждены новые штаты Института и назначен на текущее пятилетие его Президиум, в составе Председателя В. П. Зубова, Ученого Секретаря В. Н. Ракинта и 5 Членов: Б. В. Асафьева, А. А. Гвоздева, В. М. Жирмунского, Д. К. Петрова и Н. Э. Радлова. В ноябре того же года Государственным Художественным Комитетом были утверждены в должности Действительных Членов все бывшие профессора Института и сверх того еще следующие лица: 1) по Разряду Истории Изобразительных Искусств: В. В. Бартольд, С. Ф. Ольденбург и Л. Я. Штернберг, 2) по Разряду Истории Театра: А. М. Евлахов, Б. А. Кржевский и К. М. Миклашевский, 3) по Разряду Истории Словесных Искусств: В. П. Адрианова-Перетц и А. А. Смирнов, кроме того: Главный Библиотекарь А. А. Починков и и. о. Председателя Комитета по Изучению Художественных Памятников Петербурга и окрестностей Л. А. Ильин. 15 марта 1922 г. было отпраздновано десятилетие существования Института, который в этот день имел удовольствие получить многочисленные приветствия от родственных ему учреждений, в том числе от Академии Наук, Академий Истории Материальной Культуры, Петроградского Археологического {180} Института, Института имени Веселовского, Академии Художеств, Государственной Школы Актерского Мастерства, Академической Школы-студии имени В. Н. Давыдова, Государственного Эрмитажа, Московского Музея Изящных Искусств, Музея Академических Театров, Музея Города, нескольких Дворцов-Музеев, Общества ревнителей истории и пр. связанных с Институтом обществ и отдельных лиц. На торжественном открытом заседании Института, посвященном столь крупному в его жизни событию, присутствовавшими на заседании лицами, бравшими слово для приветствия Институту, особенно подчеркивалась роль основателя этого учреждения В. П. Зубова, энергии которого и вложенным личным денежным средствам Институт обязан своим существованием и успешным развитием. Ученым Секретарем Института В. Н. Ракинтом был прочитан краткий очерк истории Института, который и лег в основание настоящего отчета. Следующий 1922 – 23 академический год ознаменовался многочисленными приятными и печальными событиями. В. Н. Ракинт, являвшийся одной из наиболее крупных двигательных сил Института, уехавший вскоре после упомянутого юбилейного торжества в заграничную командировку и продолжавший заграницей усердно трудиться на пользу Института, подал весной текущего года прошение об освобождении его от должности Ученого Секретаря и, несмотря на усиленные просьбы Президиума, не признал возможным взять обратно свое прошение об отставке. Конференция 12 июля 1923 г., в знак огромных заслуг В. Н. Ракинта перед Институтом, избрала его Почетным Членом. Из других нерадостных фактов, имевших место в этом году, приходится указать прежде всего на отказ Института, за отсутствием средств на ремонт и охрану, от дома в Новгороде, предоставленного под Новгородское его Отделение. Институту пришлось также отказаться от мысли создать в его доме на Галерной музей из хранившихся там коллекций. Разбойничьи нападения, учиненные на этот дом, заставили Институт просить Отдел Охраны Памятников Старины изъять упомянутые коллекции, за полной финансовой невозможностью для Института изыскать средства к должному их охранению. Но если на долю Института выпадали неудачи, то о всех их легко забыть, если мы вспомним, что в истекшем году наблюдалось опять ярко выразившееся оживление научной, учебной и культурно-просветительной деятельности Института, при чем объяснения некоторым новым чертам ее следует в значительной мере искать в результатах последней реформы Института, которые весьма многочисленны и на различных Разрядах имеют различный характер. Что касается основной, научно-исследовательской функции Института, то здесь, после реформы, первою заботою его было обеспечение себя кадром достаточно квалифицированных младших сотрудников, которые бы вели под руководством Действительных Членов научную работу (§ 14 Устава). Разрядами, каждым особо, были выработаны правила о необходимых испытаниях, а также подаче и защите конкурсных сочинений для лиц, предназначающих себя к этому званию, и в настоящее время в составе Института состоят 70 Научных Сотрудников (по Разряду Истории Изобразительных Искусств — 30; Разряду Истории Музыки — 14; Разряду Истории Театра — 5 и Разряду Истории Словесных Искусств — 21), исполняющих поручаемую им Действительными Членами работу. Совершенно естественно, что работа эта приняла во многих случаях групповой характер; так, например, коллективно велись работы по изучению некоторых памятников русского искусства (напр. Ферапонтова монастыря), по составлению словаря тютчевского поэтического языка, по иконографии театра, и т. д., и т. д. Также казалось бы вполне естественным, что наблюдается стремление Разрядов образовывать различные отдельные комитеты, комиссии и научные семинарии, посвящающие себя изучению тех или иных отраслей науки. Особенно в этом отношении характерно распределение научно-исследовательской деятельности в Разряде Истории {181} Музыки, выделившем из своей среды: 1) Комитет по Изучению Русской Музыки, 2) Комитет по Изучению Русского Музыкального Быта. 3) Библиографическую Комиссию и 4) Музыкально-Философский Семинарий. При Разряде Истории Словесных Искусств с весны этого года начала функционировать Комиссия по Изучению Художественной Речи, переименованная затем в Комитет. Еще перед тем при Разряде был образован Кабинет по Изучению Художественной Речи, оборудованный специальными аппаратами и имеющий особую небольшую библиотеку. При Разряде Истории Театра состоит Комитет Истории Русского Театра. Сверх того при этом Разряде основан исторический кабинет макетов и прочих историко-театральных памятников. Наконец в последнем заседании Конференции 12 июля 1923 г. одобрена организация Комитета по вопросам общего искусствознания и эстетики, в который должны войти представители всех Разрядов, так как именно в сотрудничестве их всех и лежит в значительной мере залог успеха работ в этой области. Обсуждению результатов научных работ лишь в тесном кругу лиц, принадлежащих к составу Разряда, естественно иногда предпочесть обсуждение их в более широкой аудитории, организованной, однако, в известное единство, что дает возможность привлечь к научной работе также лиц, не состоящих в Разряде. Это соображение, повлекшее за собою образование в свое время усердно работающего при Институте упомянутого выше Общества Изучения Художественной Словесности, привело деятелей Разряда Истории Театра к образованию осенью 1922 г. особой Комиссии, имевшей обратиться в Историко-театральное Общество при Институте и в 1922 – 23 академическом году проявившей оживленную научную деятельность (10 докладов). Другим видом обсуждения докладов являются вошедшие в обиход Института с 1919 г. открытые его заседания, при чем с 1922 г. наиболее частой формой их являются заседания Института по данному Разряду. Всего открытых институтских заседаний с научными докладами и сообщениями членов, сотрудников и — в отдельных случаях — гостей Института состоялось 58 (с 71 докладом). Сознавая, что только в постоянном единении всех научных сил между собою и в частности русских с западными возможно поступательное движение науки, Институт выступил в текущем году с ходатайством перед Академией Наук о том, чтобы она приняла на себя инициативу по созыву в Петербурге съезда историков искусств; организация такого съезда в Петербурге в значительной мере помогла бы нам войти в более тесную связь с достижениями истории искусств на западе — связь, которая почти порвалась за годы войны и ныне лишь очень медленно налаживается. В тесной связи с исследовательскими работами научных сил Института стоит деятельность его по опубликованию этих работ. В апреле 1921 г. вышел первый выпуск тома I «Ежегодника Института Истории Искусств» с первой частью статьи О. Ф. Вальдгауера «Очерки по истории античного портрета» (12 печатных листов, 8 фототипических таблиц и 37 фототипий в тексте). Своей чрезвычайно тщательною редакцией и своею внешностью книга эта прежде всего обязана трудам Ученого Секретаря Института В. Н. Ракинта и Секретаря Редакции Е. Р. Лещинской. Осуществление подобного издания возможно было, однако, лишь благодаря самоотверженному труду работников 15 Государственной Типографии. За первым выпуском «Ежегодника» последовал в 1923 г. выход второго (2‑й вып. тома I; 22 печ. листа, 10 таблиц и 47 иллюстраций в тексте), а в настоящее время сдан в печать третий (том II). «Ежегодник» Института издается Петроградским Отделением Государственного Издательства, которое одно в состоянии в настоящее время продолжать печатание его, хотя бы приблизительно, в том виде, как он первоначально был задуман. Однако, одним изданием «Ежегодника» Институт не мог никогда удовлетвориться и давно стремился к созданию собственного издательства, {182} которое могло бы постепенно выпускать в свет по заранее выработанному плану весь имеющийся в распоряжении Института научный материал, ставший особенно многочисленным со времени последнего преобразования. В текущем году этому стремлению Института суждено было осуществиться. Книгоиздательство «Academia», в лице А. А. Кроленко, хорошо осознавшего все значение той культурной миссии, которую это издательство в данном случае могло взять на себя, без всякого колебания пошло навстречу всем в этом отношении желаниям Института. Редакционно-Издательской Комиссией был разработан план печатания по каждому Разряду: 1) сборников статей, 2) отдельных монографий и 3) переводных сочинений. К исполнению этого плана было немедленно приступлено и в ближайшие месяцы Институту, вероятно, удастся выпустить в свет около 10 книг. С преобразованием Института в 1921 г. в научно-исследовательское учреждение возник вопрос о дальнейшей судьбе его учебной деятельности. Уже в первые же месяцы после реформы решение этого вопроса наметилось вполне определенно. Было признано необходимым не порывать с прежней традицией Института в деле подготовки кадров молодых научных работников, тем более, что и новым Уставом (п. 6 § 4) Институту оставлено право устраивать курсы и семинарии для подготовки научных специалистов. Это убеждение нашло себе яркое выражение в единодушном вотуме Конференции Института (февраля 1922 г.) о восстановлении учебных планов с целью, как сказано в резолюции, «обеспечения, притока свежих научных сил». Во исполнение этого решения были выработаны и представлены летом 1922 г. в Петроградский Отдел Профессионального Образования Положение о «Курсах для подготовки специалистов по истории искусств» (по всем четырем Разрядам Института), а также Правила о приеме слушателей на эти Курсы. Кампания по проведению в жизнь при Институте «Курсов для подготовки специалистов по истории искусств», энергично проведенная Заместителем Председателя А. А. Гвоздевым, увенчалась полным успехом, за который Институт не может не принести здесь благодарности Охобру Петропрофобра и его Заведующему чрезвычайно живо приветствовавшему идею Курсов. Курсы открылись в октябре прошлого года. Первый год налаживания этого дела несомненно указывает на его необходимость, своевременность и будущий рост. Другой крупной отраслью работы Института с осени прошлого года стала его культурно-просветительная деятельность, никогда еще за все существование Института не принимавшая таких размеров, хотя мысль о циклах публичных лекций уже давно обсуждалась Институтом. За сравнительно короткий промежуток времени со 2 ноября до настоящего времени состоялось 62 лекции, 16 концертов, 6 выступлений литературных организаций и отдельных авторов, 2 цикла чтений новой драматургии и 22 показательных спектакля. В настоящем отчете нельзя не отметить той крупной работы, которая была понесена в названном хлопотливом деле, при трудных условиях новой экономической политики, Действительными Членами Института А. А. Гвоздевым, С. Э. Радловым и служащими Института Е. А. и Т. Н. Буйницкими.

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 220; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!