Мои хладеющие руки | Тебя старались удержать; || Томленья страшного разлуки | Мой стон молил не прерывать. 24 страница



V. Отдел русского искусства. Кафедра древнерусского искусства. I год. Древнерусское искусство домонгольского и монгольского периодов (4 ч.); Искусство на Юге России в византийскую эпоху (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Искусство эпохи образования великорусского государства (2 ч.); Архитектура Московской Руси (2 ч.); Семинарий или курс по славянской и русской палеографии (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Живопись Московской Руси (2 ч.); Методология древнерусского искусства и источниковедение (общий курс — 2 ч.); Прикладное искусство древней Руси (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. Кафедра нового и новейшего русского искусства. I год. Русская архитектура и декоративная пластика XVIII в. (4 ч.); Русская живопись XVIII в. (2 ч.); Русская скульптура XVIII – XX вв. (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Русская архитектура и декоративная пластика XIX – XX вв. (4 ч.); Русская живопись первой половины XIX в. (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Русское прикладное искусство XVIII – XX вв. (4 ч.); Русская живопись второй половины XIX в. и XX в. (2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. VI. Отдел теории искусства. I год: История эстетики (4 ч.); Введение в изучение искусств (ежегодный курс для слушателей всех специальностей — 2 ч.); Семинарии, просеминарии и специальные курсы. II год. Эстетика (или обзор эстетических учений — 4 ч.); Введение в изучение {199} искусств (ежегодный курс для слушателей всех специальностей — 2 ч.). История и теория перспективы (курс специальный). Семинарии, просеминарии и специальные курсы. III год. Общее учение об искусстве (4 ч.); Введение в изучение искусств (ежегодный курс для слушателей всех специальностей — 2 ч.); Семинарий, просеминарий и специальные курсы. Применительно к изложенному нормальному плану учебной деятельности Разряда были составлены также следующие «Программы прохождения Курсов на Разряде Истории Изобразительных Искусств Российского Института Истории Искусств». I. Для специализирующихся по кафедре искусства Классического Востока. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс по средневековому искусству (2 ч.); Один курс по искусству Возрождения (2 ч.); Один курс по византийскому искусству (2 ч.); Практические занятия по чтению иероглифов (2 ч.); Новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Шесть курсов по кафедре (12 ч.); Три семинария по кафедре (6 ч.); Три курса по античному искусству (6 ч.); Два семинария по античному искусству (4 ч.); Один курс по мусульманскому искусству (2 ч.); Один курс по новому западноевропейскому искусству (2 ч.); Латинский язык (проходится вне Института); Греческий язык (проходится вне Института). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Дальнего Востока, древнехристианскому, новейшему западноевропейскому, древнерусскому, новому русскому, теории искусства (согласно одобренному Разрядом списку пособий). II. Для специализирующихся по кафедре античного искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс по средневековому искусству (2 ч.); Один курс по искусству Возрождения (2 ч.); Один курс по византийскому искусству (2 ч.); Греческий язык (проходится вне Института); Латинский язык (проходится вне Института); Новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Восемь курсов по кафедре (в том числе один курс по археологии Юга России и один курс по классической нумизматике — 16 ч.); Шесть семинариев по кафедре (12 ч.); Два курса по искусству Классического Востока (4 ч.); Один семинарий по искусству Классического Востока (2 ч.); Один семинарий по новому западноевропейскому искусству (2 ч.). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Дальнего Востока, древнехристианскому, новейшему западноевропейскому, мусульманскому, древнерусскому, новому русскому и теории искусства (согласно одобренному Разрядом списку пособий). III. Для специализирующихся по кафедре византийского искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс по античному искусству (2 ч.); Введение в изучение искусства (2 ч.); Два курса по новому западноевропейскому искусству (4 ч.); Один просеминарий или семинарий по античному искусству (2 ч.); Новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Пять курсов по кафедре (из которых не менее одного по древнехристианскому искусству — 10 ч.); Четыре семинария по кафедре (из которых не менее одного по древнехристианскому искусству — 8 ч.); Два курса по мусульманскому искусству (4 ч.); Два семинария по мусульманскому искусству (4 ч.); Два курса по средневековому искусству (4 ч.); Один семинарий по средневековому искусству (2 ч.); Один курс по архитектуре нового времени (2 ч.); Два курса по древнерусскому искусству (4 ч.); Один семинарий по древнерусскому искусству (2 ч.); Латинский язык (проходится вне Института); Греческий язык (проходится вне Института). {200} Кроме того, сдаются выпускные экзамены по искусству Классического Востока, Дальнего Востока, новейшему западноевропейскому, новому русскому и теории искусства (согласно одобренному Разрядом списку пособий). IV. Для специализирующихся по кафедре средневекового искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс античного искусства (2 ч.); Один курс древнерусского искусства (2 ч.); Введение в изучение искусства (2 ч.); Один просеминарий по кафедре (2 ч.); Один просеминарий или семинарий по античному искусству (2 ч.); Один просеминарий или семинарий по античному или древнехристианскому искусству (2 ч.); Новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Шесть курсов по кафедре (12 ч.); Один курс по древнехристианскому искусству (2 ч.); Два курса по византийскому искусству (4 ч.); Один курс по мусульманскому искусству (2 ч.); Один курс по архитектуре нового времени (2 ч.); Четыре курса по новому западноевропейскому искусству (8 ч.); Два курса по античному искусству (4 ч.); Три семинария по кафедре (6 ч.); Один семинарий по новому западноевропейскому искусству (2 ч.); Латинский язык (проходится вне Института); Итальянский язык (проходится вне Института). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Классического Востока, Дальнего Востока, новейшему западноевропейскому, новому русскому и теории искусства (согласно одобренному Разрядом списку пособий). V. Для специализирующихся по кафедре нового западноевропейского искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс по античному искусству (2 ч.); Один курс по византийскому искусству (2 ч.); Один курс по древнерусскому искусству (2 ч.); Один курс по новому русскому искусству (2 ч.); Введение в изучение искусства (2 ч.); Один просеминарий по кафедре (2 ч.); Один просеминарий или семинарий по античному искусству (2 ч.); Новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Девять курсов по кафедре (18 ч.); Четыре семинария по кафедре (8 ч.); Два курса по античному искусству (4 ч.); Два курса по средневековому искусству (4 ч.); Один курс по древнерусскому искусству (2 ч.); Один курс по новейшему западноевропейскому искусству (2 ч.); История живописной техники (1 ч.); Один семинарий по средневековому искусству (2 ч.); Латинский язык (проходится вне Института); Итальянский язык (проходится вне Института). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Классического Востока, Дальнего Востока, древнехристианскому, мусульманскому и теории искусства (согласно одобренному Разрядом списку пособий). VI. Для специализирующихся по кафедре новейшего западноевропейского искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс по античному искусству (2 ч.); Один курс по византийскому искусству (2 ч.); Один курс по древнерусскому искусству (2 ч.); Введение в изучение искусства (2 ч.); Один просеминарий по выбору (2 ч.); Один курс по кафедре теории искусства (2 ч.); Новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Три курса по кафедре (6 ч.); Три семинария по кафедре (6 ч.); Два курса по средневековому искусству (4 ч.); Один семинарий по средневековому искусству (2 ч.); Шесть курсов по новому западноевропейскому искусству (12 ч.); Два семинария по новому западноевропейскому искусству (4 ч.); Два курса по новому русскому искусству (4 ч.); Два курса по новейшему русскому искусству (4 ч.); Два семинария по новому и {201} новейшему русскому искусству (4 ч.); История живописной техники (1 ч.); Пластическая анатомия и перспектива (1 ч.). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Классического Востока, Дальнего Востока и мусульманскому искусству (согласно одобренному Разрядом списку пособий). VII. Для специализирующихся по кафедре древнерусского искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс по античному искусству (2 ч.); Один курс по искусству Возрождения (2 ч.); Один курс по средневековому искусству (2 ч.); Введение в изучение искусства (2 ч.); Один просеминарий или семинарий по античному искусству (2 ч.); Новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Шесть курсов по кафедре (12 ч.); Три семинария по кафедре (6 ч.); Три курса по новому русскому искусству (6 ч.); Два курса по византийскому искусству (4 ч.); Два курса по средневековому искусству (4 ч.); Один курс по древнехристианскому искусству (2 ч.); Один курс по мусульманскому искусству (2 ч.); Два курса по античному искусству (4 ч.); Один семинарий по византийскому искусству (2 ч.); Латинский язык (проходится вне Института); Греческий язык (проходится вне Института). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Классического Востока, Дальнего Востока, новейшему западноевропейскому искусству и теории искусства (согласно одобренному Разрядом списку пособий). VIII. Для специализирующихся по кафедре нового и новейшего русского искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Один курс по античному искусству (2 ч.); Один курс по средневековому искусству (2 ч.); Один курс по византийскому искусству (2 ч.); Введение в изучение искусств (2 ч.); Один просеминарий или семинарий по античному искусству (2 ч.); Один новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Шесть курсов по кафедре (12 ч.); Три семинария по кафедре (6 ч.); Три курса по новому западноевропейскому искусству (6 ч.); Один семинарий по древнерусскому искусству (2 ч.); Два семинария по новому западноевропейскому искусству (4 ч.); Один курс по античному искусству (2 ч.); Один курс по средневековому искусству (2 ч.); Латинский язык (проходится вне Института). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Классического Востока, Дальнего Востока, мусульманскому, древнехристианскому и теории искусства (согласно одобренному Разрядом списку пособий). IX. Для специализирующихся по кафедре теории искусства. Подготовительный год: Государственное устройство СССР. (2 ч.); Социология искусства (2 ч.); Введение в изучение искусства (2 ч.); Один курс по античному искусству (2 ч.); Один курс по искусству Возрождения (2 ч.); Один курс по средневековому искусству (2 ч.); Один просеминарий или семинарий по античному искусству (2 ч.); Один новый язык (кроме сданного при поступлении — 2 ч.). В течение специального трехлетия: Исторический материализм (2 ч.); Три курса по кафедре (6 ч.); Три семинария по кафедре (6 ч.); Два курса по византийскому искусству (4 ч.); Один курс по древнехристианскому искусству (2 ч.); Четыре курса по новому западноевропейскому искусству (8 ч.); Два курса по древнерусскому искусству (4 ч.); Два курса по новому или новейшему русскому искусству (4 ч.); Один курс по мусульманскому искусству (2 ч.); Один курс по новейшему западноевропейскому искусству (2 ч.); Два семинария по выбору (4 ч.). Кроме того сдаются выпускные экзамены по искусству Классического Востока, Дальнего Востока (согласно одобренному Разрядом списку пособий). {202} Эти требования (по всем специальностям) являются минимальными и дополняются слушателями по своему выбору, по всем указанным предметам сдаются экзамены: по предметам подготовительного года — перед переходом на специальное трехлетие, по другим предметам — в течение или в конце трехлетия. Для того, чтобы дать более полное понятие о характере учебной деятельности Института по Разряду Истории Изобразительных Искусств за 1913 – 23 гг., приведем здесь обозрение преподавания за эти годы. 1913 г. (весенний семестр). В. П. Зубов: «О методах истории искусства»; Э. К. Липгардт: «La peinture italienne à l’époque de la Renaissance»; П. В. Деларов: «История живописи в Нидерландах»; В. Т. Георгиевский: «История русской иконописи»; Н. Н. Врангель: «Искусство XVIII и XIX вв. в России»; В. Я. Курбатов: «Классицистическая архитектура в Западной Европе и России»; О. Ф. Вальдгауер: «Geschichte der antiken Plastik, I»; С. М. Волконский: «Человек как материал пластического искусства»; Louis Réau: «Les relations artistiques entre la France et la Russie au XVIIl‑me siècle». 1913 – 14 г. Д. В. Айналов: «История Древнехристианского и Византийского искусства». О. Ф. Вальдгауер: «Geschichte der antiken Plastik, II»; Kunsthistorisches Seminar: «Uebungen an den Denkmälern der Antikensammlung der kaiserlichen Ermitage»; Н. Н. Врангель: «Главные моменты французской живописи»; Практические занятия по французской живописи XVIII в.; В. Т. Георгиевский: «История русской иконописи»; Практические занятия по русской иконописи в Русском Музее; В. А. Головань: «Введение в изучение рукописей позднего Средневековья»; В. П. Зубов: «Теоретические основы искусствоведения»; В. Я. Курбатов: «Европейское Барокко»; Практические занятия по европейскому Барокко; А. А. Трубников: «Фламандская живопись XVII в.»; Практические занятия по голландской живописи XVII в.; Д. А. Шмидт: «Избранные главы из истории искусства итальянского Возрождения». 1915 – 16 г. Д. В. Айналов: «Древнерусское искусство»; О. Ф. Вальдгауер: «История греческой вазовой живописи»; В. Т. Георгиевский: «История русской живописи: новгородский период»; В. П. Зубов: «Лаврентий Великолепный и искусство Флоренции»; Семинарий: «Орнамент Возрождения и Барокко»; В. Я. Курбатов: «История русского Барокко»; В. Н. Ракинт: «Элементы Готики»; Д. А. Шмидт: «Старо-фламандская живопись»; А. Е. Яковлев: «Практический курс рисования с натуры, перспективы и пластической анатомии». 1916 – 17 г. Д. В. Айналов: «Древнерусское искусство»; О. Ф. Вальдгауер: «Эллинистическая скульптура»; Практические занятия по греческой керамике; В. Т. Георгиевский: «История русской живописи»; Практические занятия по изучению русской иконописи; В. А. Головань: «Итальянская пластика XII – XIV вв.»; В. П. Зубов: «Голландская живопись XVII в.»; «Главные моменты Высокого Возрождения и Барокко в Риме»; В. Я. Курбатов: «Русское искусство императорского периода»; Практические занятия по курсу; В. Н. Ракинт: «Основы готического искусства»; Д. А. Шмидт: «Графические искусства XVI и XVII веков». 1917 – 18 г. Д. В. Айналов: «Русское искусство московского периода»; О. Ф. Вальдгауер: «История античного искусства до персидских войн»; Практические занятия по античной скульптуре; В. Т. Георгиевский: «Иконопись новгородского периода»; Практические занятия по курсу; В. А. Головань: «Итальянская пластика XIII – XIV вв.»; Введение в изучение искусства; С. Г. Елисеев: «История японской живописи»; В. П. Зубов: «История итальянского Барокко»; В. Я. Курбатов: «Французское искусство XVII – XIX вв.»; Практические занятия по курсу; В. Н. Ракинт: «История французского искусства в средние века — романский период и ранняя готика»; Практические занятия (рефераты); В. А. Чудовский: «Зрительное восприятие, как основа живописи, по литературным памятникам»; Д. А. Шмидт: «История испанской живописи»; «История графических искусств XVII в.»; Практические занятия: толкование избранных памятников истории живописи. {203} 1918 – 19 г. Отдел русского, древнехристианского, византийского и мусульманского искусства. Д. В. Айналов: «Русское искусство московского периода»; Практические занятия; В. Т. Георгиевский: «Обзор памятников новгородской иконописи, миниатюры и литургического шитья»; «Строгановские мастера-иконописцы»; Практические занятия по изучению иконописного стиля древнерусских мастерских в иконописных собраниях Петрограда; В. Я. Курбатов: «Русское искусство XVIII – XIX вв.»; «Садовое искусство»; «Декорационное искусство»; Практические занятия; Н. П. Сычев: «Древнехристианское искусство»; Практические занятия; акад. В. В. Бартольд: «Культура мусульманского мира». Отдел древнего и дальневосточного искусства. М. И. Ростовцев: «История античной декоративной живописи»; О. Ф. Вальдгауер: «Введение в историю античной пластики»; Практические занятия для начинающих; «Развитие стилей в вазовой живописи»; М. И. Максимова: «Культурные древности Греции»; В. В. Струве: «Археология древнего Востока»; С. Г. Елисеев: «История китайской живописи». Отдел западноевропейского искусства. В. А. Головань: «Итальянская пластика накануне Возрождения»; «Итальянская миниатюра позднего Средневековья (XII – XIV вв.)»; «Введение в изучение искусства»; Практические занятия: Разбор сочинения А. Гильдебранда: «Проблема формы в изобразительном искусстве»; И. И. Жарновский: «История венецианской живописи»; В. П. Зубов: «История итальянской живописи Возрождения и Барокко»; «Музееведение»; Практические занятия для начинающих; В. Н. Ракинт: «Средневековое французское искусство»; Практические занятия для начинающих: «Введение в изучение западноевропейского церковного зодчества»; практические занятия по истории средневекового искусства; Д. А. Шмидт: «Рубенс, его предшественники и современники»; Практические занятия для начинающих: толкование избранных памятников истории живописи; А. Г. Гольдман: «Зрительные восприятия в науке и искусстве». 1919 – 20 г. Отдел древнего искусства. Кафедра искусства классического Востока. В. В. Струве: «Искусство и археология Месопотамии»; Семинарий: «Развитие архитектурных форм египетского храма»; Просеминарий: Практические занятия на памятниках Эрмитажа; Н. Д. Флитнер: «Прикладное искусство Египта». Кафедра античного искусства. О. Ф. Вальдгауер: «Древнейший период античного искусства в бассейне Эгейского моря»; Практические занятия по вазам; Семинарий по античной скульптуре; Б. В. Фармаковский: «Введение в классическую археологию»; Семинарий: «Классические города и храмы»; Занятия по быту греков и римлян по памятникам коллекции Академии Истории Материальной Культуры и Эрмитажа; С. С. Лукьянов: «Археология Юга России»; Семинарий: «Искусство и археология Юга России в эпохи палеолита и неолита». Отдел дальневосточного искусства. С. Г. Елисеев: «Японская архитектура и пластика»; «Художественная культура Японии»; акад. С. Ф. Ольденбург: Ряд отдельных лекций по истории индийского искусства. Отдел византийского и мусульманского искусства. Кафедра мусульманского искусства. Акад. В. В. Бартольд: Лекции по культуре мусульманского мира. Отдел западноевропейского искусства. Кафедра средневекового западноевропейского искусства. В. А. Головань: «Средневековая итальянская пластика»; В. Н. Ракинт: Практические занятия по средневековому западноевропейскому искусству; К. Д. Чичагов: «Живопись и скульптура Империи и европейского Запада от Миланского эдикта до Каролингов»; Просеминарий по курсу. Кафедра нового западноевропейского искусства. В. П. Зубов: «Итальянское искусство эпохи Барокко»; Семинарий: Разбор жизнеописаний Микеланджело; Просеминарий: Разбор избранных памятников искусства; И. И. Жарновский: «Венецианская живопись XV – XVIII вв.»; Семинарий по курсу; Д. А. Шмидт: Практические занятия по истории западноевропейской живописи на памятниках петербургских и пригородных музеев и музеев-дворцов. Кафедра новейшего западноевропейского {204} искусства. Н. Э. Радлов: «Введение в изучение искусства XIX в.»; Семинарий: «Пластическая анатомия в применении к изучению истории искусства»; А. Н. Кубе: «Художественное прошлое Гатчинского дворца»; П. П. Вейнер: «Комнатное убранство XVIII в.»; Ряд экскурсий в Павловск, Петергоф и Гатчину для занятий по художественному убранству дворцов. Отдел русского искусства. Кафедра древнерусского искусства. Н. П. Сычев и Л. А. Мацулевич: Экскурсии в Новгород для изучения на месте фресок и других памятников древнерусской живописи; Семинарий: практические занятия по памятникам в музеях Петрограда и его окрестностей, Новгорода, Пскова и др. мест. Кафедра нового и новейшего русского искусства. В. Я. Курбатов: «Скульптура XVIII и первой половины XIX вв.»; «Садовое искусство XVIII и XIX вв.»; Экскурсии в пригороды Петрограда; С. Р. Эрнст: Занятия по прочтенному курсу («Русская живопись первой половины XIX в.») в музеях и собраниях Петербурга. Отдел теории искусства. В. А. Головань: «Введение в изучение искусств (курс практической эстетики)»; И. И. Лапшин: «Введение в эстетику». Отдел художественно-педагогический. А. А. Починков: «Художественная дидактика на старшей ступени школы»; Л. Г. Оршанский: «Педагогическая эстетика в дошкольном возрасте».

Дата добавления: 2018-09-22; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!