УРОК 9. АНТИТЕЗА КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЕМ.



СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ АНТИТЕЗЫ

Цель: выявление способов выражения антитезы (лексические и синтаксические средства).

 

Структура урока:

1. Обогащение словаря учащихся (анализ подготовленных дома словарных статей о поэтах, писателях). Индивидуальные задания.

2. Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста. Речеведческий разбор текста (коды 2.2, 8.1).

3. Практическая работа — совершенствование умений анализировать используемые средства выразительности (код 10.5).

4. Домашнее задание.

 

Ход урока:

I . Обогащение словаря учащихся (анализ подготовленных дома словарных статей о поэтах (писателях). Анализ выполнения домашнего задания. Индивидуальные задания.

 

Задание 1

Продолжите ряд градации.

1. Я не хотел здесь оставаться ни дня, ни ____.

2. Любите свою страну, ____, ____.

3. Туман окутал молочной пеленой деревья, ____, ____.

4. Ветер поднимал листья с крыльца, ____, крыши сарая.

5. Поднимается шар воздушный выше домов, выше _______, выше _______.

6. Реформы касались каждого человека, каждой ____, всего ______.

7. Следует бережно относиться к водным запасам Земли: к ручейку, _____, ______.

8. Каждый звук, каждое _____, каждая воспринимались по-новому.

 

Задание 2

Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми сочетаниями. Замените их словами с прямым значением.

Старый Свет —                             Северная Венеция —

Улыбка Фортуны —                      Предел мечтаний —

Водная артерия —                         Сердце России —

Мастер пера —                              Макушка Земли —

Ночное светило —                         Королева цветов —

Туманный Альбион—                    Последний шаг —

Закат жизни —                              Второе дыхание

Гвоздь программы —                    Лебединая песня —

 

II. Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста. Анализ текста, в основе построения которого — антитеза.

Работаем с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Два богача» с опорой на план речеведческого анализа.

На предтекстовом этапе спрашиваем, о чем может быть текст.

 

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

— А мы ее ... и не соленую, ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

 

Анализ текста.

1) Лексическая организация.

Даем толкование слов превозносят, призрение, умиляюсь; объясняем их правописание, подбираем синонимы.

— Как же название текста отражает его содержание (Это миниатюра о двух богачах.)

Как выстраиваются образы богачей? Выписываем ключевые слова и словосочетания.

богач — убогое крестьяне кое семейство

громадные доходы разоренный домишко

целые тысячи — последние гроши

для детей, больных, старых сирота-племянница

2) Синтаксическая организация.

Композиционно образ Ротшильда противопоставлен образу мужика — 2-й абзац начинается с предложения с противительным союзом но. Рассказ о Ротшильде — первое сложноподчиненное предложение, выделенное в абзац; цепная связь со вторым предложением-абзацем реализуется при помощи лексического повтора.

Последнее предложение-абзац — выражение авторской позиции.

Делаем вывод о том, что все в описании Ротшильда противопоставлено описанию жизни мужика и его жены; в основе построения образов лежит антитеза.

И если в названии герои объединены, то последнее предложение показывает пропасть между ними. Значит, богатство второго не в деньгах, а в умении понять, воспринять как свою боль другого, помочь, разделить с ним все, что есть.

 

III. Практическая работа.

Спишите текст, определив его тип. Какой прием лежит в основе построения? Какова идея текста?

 

1616

...в этот год умерли Сервантес и Шекспир. Но никто в этот год не родился.

(Ф. Кривин.)

 

Комментарий:

Можно считать, что в тексте-повествовании три предложения. Первое «Одна тысяча шестьсот шестнадцатый» (домысливаем «год») — обозначение времени действия. Второе, начинающееся с многоточия, связано с первым цепной связью, не выраженной эксплицитно (т. е. языковыми средствами) — в этот год. Третье предложение, начинающееся с противительного союза но, вступает в антонимические отношения со вторым. Акцент сделан на двух лексических антонимах — умерли/не родился. Но антитеза не только в этом: во втором предложении сообщение о личностях Сервантеса и Шекспира (грамматически эти слова являются подлежащими в предложении), в третьем предложении в роли подлежащего выступает отрицательное местоимение никто. Мы понимаем, что речь идет не об отсутствии новорожденных вообще, а о личностях, равных Сервантесу, Шекспиру...

 

IV . Домашнее задание:

1) Составить сочетания, используя данные слова (синонимы и антонимы):

 

Истинный — бесспорный, спорный; талантливый одаренный, бездарный; нечаянный — случайный, продуманный; расчетливый практичный, непрактичный; бесчестный — подлый, справедливый.

 

2) Подобрать к данным словам антонимы, составить с ними предложения:

 

Бе_счетный, бе_человечный, бе_перспективный, бе_молвный, бе_тактный, бе_культурный, бе_вкусный.

 

3) Упражнение 54.

4) Индивидуальные задания: подготовить сообщения по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов», используя материал упражнений 78*, 87, 88.

 

УРОК 10. РУССКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цель: систематизация знаний по фразеологии, совершенствование умений конспектирования.

 

Структура урока:

1. Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах (код 2.3).

2. Углубление знаний учащихся по теме, совершенствование умений конспектирования (код 11).

3. Повторение орфографии. Правописание приставок (коды 6.6, 6.11, 6.13).

4. Домашнее задание.

 

Ход урока:

I . Актуализация знаний учащихся о фразеологизмах. История неразрывно связала некоторые имена и понятия: геростратова слава, пиррова победа. Что объединяет следующие имена и понятия? Какие понятия не связаны ни с одним из имен?

 

Ахиллес, Геркулес, Дамокл, Прокруст, Сизиф, Эзоп.

Труд, язык, каша, кинжал, ложе, столбы, пята, меч.

 

«Аукцион фразеологизмов. Кто приведет больше примеров фразеологизмов со словом ум? (Браться за ум, без ума от чего-либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит...)

 

II. Углубление знаний учащихся по теме, совершенствование умений конспектирования.

Озвучивание подготовленных учащимися сообщений по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов». Учащимся предлагается делать записи по ходу выступлений.

 

II I. Повторение орфографии. Правописание приставок.

Прочитать текст, дать оценку лексическим совпадениям. На каких словах можно сделать логический акцент?

Чтению текста предшествует подбор определений к словосочетанию российские пространства. Какие определения преобладают: со знаком «+» или «—»? Необходимо обратить внимание на использование определений с приставками пре-, без-(бес-).

 

Беспечны, безучастны, беспризорны,

российские безмерные пространства,

бескрайно и безвыходно просторны,

безмолвны, безнадежны и бесстрастны.

                                       (Игорь Губерман.)

 

Анализ текста.

1) Лексический строй текста. Можно организовать самостоятельную работу учащихся со словарем: либо значения слов выясняются в ходе беседы, либо учащиеся заранее получают карточки с выписками из толкового словаря.

 

Пространство —

1. Одна из форм (наряду со временем) существования бесконечно развивающейся материи, характеризующаяся протяженностью и объемом.

2. Протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами.

3. Промежуток между чем-н., место, где что-н. помещается.

 

Беспечный беззаботный, легкомысленный.

 

Безучастный — не проявляющий или не выражающий участия к кому-чему-н.

 

Беспризорный —

1. Лишенный присмотра.

2. Бездомный, живущий на улице.

Бесстрастный — не подверженный страстям, холодный и спокойный.

 

Безвыходный —

1. полн. форма. О пребывании где-н.: безотлучный, постоянный.

2. Такой, при котором нет выхода, исхода.

 

Безмолвный —

1. То же, что молчаливый.

2. перен. Не нарушаемый звуками, тихий.

 

Безнадежный —

1. Не дающий надежд на улучшение, выражающий отсутствие надежды.

2. перен., полн. форма. Неисправимый, полнейший.

2) Морфологический строй текста — «безглагольность». Это обусловлено, возможно, стремлением подчеркнуть неподвижность, неизменяемость, отсутствие действия.

3) Синтаксическая особенность построения четверостишия одно предложение с однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.

4) Определение идеи произведения.

 

IV . Домашнее задание:

1) Подобрать 30—40 слов по теме «Правописание приставок» (пре-/при-, без-/бес-, не-).

2) Упражнение 87.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 677; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!