Для обозначения мягкости согласных
Мягкость согласных • буквами е, ё, и, ю, я; на письме обозначается • мягким знаком | |
Мягкий знак е с т ь: | Мягкого знака н е т: |
• на конце слова (кроме шипящих); • после л всегда | • в сочетаниях букв: чк, нч, рщ, чн, шщ, ст, щн, нт |
Мягкий знак после шипящих
С мягким знаком | Без мягкого знака | ||
Глаголы в форме инфинитива, 2-го лица единственного числа | Существитель-ные 3-го склонения | Наречия | Существительные 1-го склонения (мн. ч., род. п.), 2-го склонения (м. р., ед. ч., им. п.; мн. ч., род п.); краткие прилагательные, наречия-исключения |
придешь, смеешься, можешь, стеречь | ночь, речь, глушь, рожь | сплошь, настежь, лишь, прочь | дач, (много) луж, меч, сторож, пастбищ, могуч; уж, замуж, невтерпеж |
Диктант «Проверь себя»
СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ
Мелкая дрожь пробирала адъютанта. Он должен был помочь другу и взять реванш за провал. Среди зеленых рощ и пастбищ остался его дом. А ему приходится нестись вскачь прочь из дома через густую рожь, через бурьян...
Взгляд его был колюч и угрожающ, когда он читал послание: «Назначьте встречу там, где стоит шалаш, ландыш пахуч, а песок сыпуч». Навстречу с ним пришел взъерошенный подозрительный субъект, который нес трехъярусную этажерку.
И тут...
Задание: дописать последнее предложение текста.
V II. Домашнее задание:
1) В стихах или прозе создать каламбур с использованием ниже приведенных слов: три (имя числительное) — три (глагол); печь (имя существительное) — печь (глагол); стать (имя существительное) — стать (глагол); пасть (имя существительное) — пасть (глагол).
|
|
2) Составить словарный диктант (40 слов) на отработку правил: «Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных» и «Мягкий знак после шипящих». По желанию можно создать связный текст из слов на данные орфограммы.
Фрагменты художественных произведений, используемые на уроке
Карточка № 1
1) Прошел еще один год в тяжком оцепенении горя, и когда люди очнулись и взглянули вокруг себя — над всеми мыслями и жизнью их господствовал страшный образ идиота.
(Л. Н. Андреев. Жизнь Василия Фивейского.)
2) В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
(А. А. Блок.
Вхожу я в темные храмы...)
3) Жених и невеста разом упали на колени и поклонились в ноги Кузьме. Поднялись и опять упали. Кузьма взглянул на невесту, и в глазах их, встретившихся на мгновение, мелькнул ужас. Кузьма побледнел и с ужасом подумал: «Сейчас брошу образ на пол...»
(И. А. Бунин. Деревня.)
|
|
4) В это время, показалось ему, мелькнул пред ним какой-то странный образ человеческого лица. Думая, что это было простое обаяние сна, которое сейчас же рассеется, он открыл больше глаза свои и увидел, что к нему точно наклонилось какое-то изможденное, высохшее лицо и смотрело прямо ему в очи.
(Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.)
5) В горнице было тепло, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом: ближе стояло нечто вроде тахты, покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом.
(И. А. Бунин. Темные аллеи.)
6) И, несмотря, что нос Ивана Никифоровича был не сколько похож на сливу, однако ж она схватила его за этот нос и водила за собою, как собачку. Он даже изменял при ней, невольно, обыкновенный свой образ жизни: не так долго лежал на солнце, если же и лежал, то не в натуре, а всегда надевал рубашку и шаровары, хотя Агафия Федосеевна совершенно этого не требовала. (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.)
|
|
Карточка № 2
1) Но в самое то время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: «Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!»
(Н. В. Гоголь. Ночь перед рождеством.)
2) Андрей подъехал к ней, соскочил с лошади, обнял старуху, потом хотел было ехать — и вдруг заплакал, пока она крестила и целовала его. В ее горячих словах послышался ему будто голос матери, возник на минуту ее нежный образ.
(И. А. Гончаров. Обломов.)
3) Для самого труда, больше ни для чего. Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере, моей.
(И. А. Гончаров. Обломов.)
4) Образ Ольги пред ним, но он носится будто в дали, в тумане, без лучей, как чужой ему; он смотрит на него болезненным взглядом и вздыхает.
(И. А. Гончаров. Обломов.)
5) Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
(С. А. Есенин.
Анна Снегина.)
6) И если б этот самый учитель мог увидать свой образ накануне казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь? Этот вопрос тоже невольно мерещится...
(Ф. М. Достоевский. Идиот.)
|
|
Карточка № 3
1) ...День-деньской маешься, маешься — до того ли? Бог знает, что это! Вот образ-то на стене... — И вслед за этим говорящий нос исчез за дверь, но говор еще слышался с минуту за дверью.
(И. А. Гончаров. Обломов.)
2) Ну, образ жизни ваш каков?
Без горя нынче? Без печали?
(А. С. Грибоедов. Горе от ума.)
3) …Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой...
(С. А. Есенин. Пушкину.)
4) Алексей был в восхищении, целый день думал он с новой своей знакомке; ночью образ смуглой красавицы и во сне преследовал его воображение.
(А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка.)
5) — Император Александр, — сказала она с грустью, сопутствовавшей всегда ее речам об императорской фамилии, — объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления.
(Л. Н. Толстой. Война и мир.)
6) Играть будет Заречная, а пьеса сочинения Константина Гавриловича. Они влюблены друг в друга, и сегодня их души сольются в стремлении дать один и тот же художественный образ.
(А. П. Чехов. Чайка.)
Карточка № 4
1) Он работал не покладая рук, китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! — и наконец увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец, и решил передохнуть.
(И. А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.)
2) Весь стан ее похож был на кадушку, и оттого отыскать ее талию было так же трудно, как увидеть без зеркала свой нос. Ножки ее были коротенькие, сформированные на образец двух подушек. (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.)
3) И этот человек, образец кротости, который ни одну нищую не пропускал, чтоб не расспросить ее, выбежал в ужасном бешенстве. (Н. В. Гоголь. Повесть о том, как по ссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.)
4) У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер — это образец корректности.
(А. И. Куприн. Поединок.)
5) Но если моя благочестивая тетушка, этот образец кротости и смирения... О, я тогда заговорю с ней по-своему.
(А. Н. Островский. Лес.)
6) Прушевский взял в руку образец овражного грунта и сосредоточился на нем — он хотел остаться только с этим темным комком земли, Вощев отступил за дверь и скрылся за нею, шепча про себя свою грусть.
(А. П. Платонов. Котлован.)
Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 631; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!