ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ОРФОГРАФИЯ



УРОК 3. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ И УДАРЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Цель: развитие умений оценивать речь с точки зрения основных орфоэпических норм.

 

Структура урока:

1. Расширение понятия об орфоэпической норме, связи орфоэпии и фонетики (коды 1.1, 1.2).

2. *Совершенствование умений анализировать фонетические средства выразительности (код 10.1). Анализ примеров использования фонетических средств выразительности.

3. Совершенствование орфоэпических умений учащихся. Орфоэпическая разминка (на основе слов домашнего задания).

4. Повторение изученного о нормах литературного произношения в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала (код 9.1).

5. домашнее задание.

 

Ход урока:

I . Расширение понятия об орфоэпической норме, связи орфоэпии и фонетики.

Запись под диктовку первых двух предложений упражнения 274 (фрагмент статьи В. В. Виноградова о культуре речи). Видный ученый высказал мысль о том, что «культура речи — часть внутренней культуры человека» и «по тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре».

Вы согласны с этим высказыванием? (Да, безусловно. Понимание взаимосвязи культуры речи и внутренней куль туры человека было у древних мудрецов — «Заговори, чтоб я тебя увидел» (Сократ). Это подмечали поэты. А. Бьерк: «Мы родились для слов, мы все поэты. / Красе невольной в речи не укрыться: / Мы не умеем не проговориться / И вы даем древнейшие секреты, / Сказав и то, что думали сберечь, / Поскольку нас умнее наша речь».)

Еще сто лет тому назад великий знаток языков профессор Бодуэн де Куртенэ говорил студентам: «МышлЕние говорят те, у кого мозгИ, а мЫшление — те, у кого мОзги».

Речь на уроке пойдет о произносительной (орфоэпической) норме языка.

Чтобы овладеть орфоэпией, т. е. совокупностью произносительных норм, надо уметь слышать и анализировать звучащее слово.

— Проверьте себя: сколько звуков [о] в высказывании Бодуэна де Куртенэ? (Три; из них один, находящийся под ударением, поставленным осознанно неверно, — в последнем слове.)

— Сколько мягких согласных звуков в этой фразе? (Одиннадцать.)

Пример транскрибирования фразы: [мышл’эн’иj’е гавар’ат т’э у каво мазг’и а мышл’эн’иj’э т’э у каво мозг’и].

Примечание: возможно, необходима более тщательная работа по совершенствованию умений слышать и анализировать звучащее слово, поэтому следующий этап урока предлагается выстроить на основе материала упражнения 5 (с. 9). Разговор же о фонетических средствах выразительности следует включить в серию уроков, посвященных анализу особенностей художественного стиля речи.

 

Упражнение 5 предполагает работу с отрывком из романа И. С. Шмелева. Помимо работы по орфографии и пунктуации, дается ряд заданий:

1) Назовите гласные и согласные фонемы в выделенных словах. (Слова: щетки жнивья, холодеющем, кружило, жиревших (гусей), чудились, уютом, всё, идти.) Подчеркните одной чертой твердые и двумя чертами мягкие согласные.

Здесь привлекаются знания о согласных, не образующих пары по твердости/мягкости:

три твердых согласных — [ж], [ш], [ц];

три мягких согласных [ч’], [щ’], [й’];

2) Найдите в тексте слова, в которых согласные буквы: а) не обозначают звуков; б) обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.

Для выполнения этого задания учащимся необходимо вспомнить об основных фонетических процессах, связанных с согласными звуками:

• оглушение звонких парных на конце слова (стог, кровь);

• оглушение звонких парных перед глухими (лодка);

• озвончение глухих парных перед звонкими, кроме сонорных и звуков [в], [в’] Этот процесс называется ассимиляцией (уподоблением звуков);

• диссимиляция (расподобление) — усиление различий между звуками для облегчения произношения. Так, в слове легкий вместо ожидаемого уподобления [кк’] произносится сочетание [хк’].

• упрощение групп согласных в словах с так называемыми непроизносимыми согласными (в сочетании из трех согласных один не произносится сердце, солнце).

Предполагается, что учащиеся работают с содержащимися в упражнении словами всё, идти. Определяем, какие фонетические процессы влияют на произношение данных слов — оглушение звонких согласных.

3) Выпишите слова, в которых разными способами обозначена на письме мягкость согласных звуков.

Здесь необходимо вспомнить о двойной роли букв е, ё, ю, я — возможности обозначать два звука и возможности обозначать гласный звук и мягкость предшествующего согласного. Пример из текста упражнения: всё; чудились.

I I. *Совершенствование умений анализировать фонетические средства выразительности. Анализ примеров использования фонетических средств выразительности.

Возможности звучащего слова являются основой создания фонетических средств выразительности. Поэты широко используют звуковые повторы, звукоподражание, звукопись (аллитерацию, ассонанс), звуковой символизм, благозвучие и неблагозвучие, ударение, интонацию. В качестве примеров можно использовать тексты упражнений 8, 9 (с. 11—12) или предлагаемый ниже материал.

Замечательный пример звукописи приводится в стихотворении «Штранная иштория» П. Синявского:

 

Встретил жук в одном лесу

Симпатичную осу:

— Ах, какая модница!

Пожвольте пожнакомиться.

 

— Увазаемый прохозый,

Ну на сто это похозэ!

Вы не представляете,

Как вы сепелявите!

И красавица оса

Улетела в небеса.

— Штранная гражданка...

Наверно, иноштранка.

 

Использование звукового каламбура слышим в стихотворениях Т. Собакина:

          

МЫШИНЫЙ ПОСЕЛОК

На небо вскарабкался лунный осколок —

В подвале проснулся Мышиный поселок.

Во тьме

Паровоза послышался свист:

Катает мышей

Удалой мЫшинист.

На площади — шум

И мышей мЫшанина.

Повсюду спешат

За мЫшиной мЫшина.

Внизу под мышами

Шуршит мЫшура.

Вверху над мышами

Жужжит мЫшкара.

Ученые мышки полны размышлений...

МЫшок мЫшинально ворует мЫшенник...

 

     ВОСКРЫСНЫЙ КРЫССВОРД

Как-то вечером Крыса подпольная

Губки яркой помадой накрЫсила

И, обувшись в крЫссовки спортивныя,

Сразу стала крЫсавицей писаной!

Вот уселась она и крЫсуется,

Наблюдая за крЫсками вечера

И крЫснея от ушек до хвостика.

В гости ждет не дождется крЫсавчика...

 

III. Совершенствование орфоэпических умений учащихся. Орфоэпическая разминка на основе упражнения 17 (с. 15).

Необходимо заполнить таблицу словами из упражнения. Три человека, выполнявшие индивидуальное домашнее задание, привлекаются к проверке.

 

У д а р е н и е п а д а е т н а

первый слог второй слог третий слог четвертый слог
сажень щавель алфавит усугубить
кухонный сироты километр изобретение
петля мышление договор  
ржаветь анапест обеспечение  
мизерный квартал реформировать  
  хозяева каталог  
  ходатайство    
  петля    
  мизерный    

 

— Какие слова могут быть помещены в две колонки? Как называется вид ударения? (Вариативное, при котором все же более употребим вариант, записанный в словаре первым.)

 

I V. Повторение изученного о нормах литературного произношения в курсе русского языка основной школы.

Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют (отражают) свойственные языку орфоэпические нормы.

Наибольшую сложность обычно вызывают задания, связанные с:

— произношением сочетаний чн, чт и др.;

— произношением согласных перед е в заимствованных словах;

— постановкой ударения.

Материал упражнения 10 (с. 12) дает возможность совершенствовать орфоэпические умения учащихся.

 

Произнесите правильно данные слова. Укажите в них под цифрой II произносительные варианты. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

 

I. Дебют, интервью, патент, либретто, тест, тезис, тенденция, антитеза...

II. Яичница, конечно, скучно, нечто, справочные материалы, булочная, ночной...

 

Первая часть задания направлена на совершенствование умений произносить согласные перед е в заимствованных словах. Следует напомнить учащимся, что в подавляющем большинстве слов, вошедших в обиход, перед е звучит мягкий согласный:

[д’] — дебаты, дебют, девиз, дедукция, декларация, декорация, демократия, демон, одеколон, Одесса, резиденция;

[т’] — тенор, компетентный, патент, паштет, террор, терапевт, протест;

[з’] — газета, зебра, зефир, дизель, музей, резерв;

[с’] — бассейн, сеанс, секта, сенат, сервиз, серенада, се лектор;

[р’] — акварель, барельеф, компресс, корректор, ребус, реванш, рефрен;

[н’] — неон, брюнет, шинель;

[ф’] — федерация, фейерверк, феникс, феномен, аффект, кофе, кафедра.

В то же время во многих иноязычных словах в указанных сочетаниях произносится твердый согласный:

[дэ] — декольте, дельта, дендрарий, дефиле, детектор, детектив, диадема, тенденция, цитадель, шедевр, рандеву;

[тэ] — антитеза, тезис, гротеск, интенсивно, бутерброд, теннис, пастель, альтернатива, сентенция, тенденция;

[зэ] — безе, зеро, кузен, Морзе, экземпляр, экзема;

[сэ] — антисептика, диспансер, нонсенс;

[нэ] — бизнес, генезис, генетика, полонез, тоннель.

Вторая часть задания позволяет отработать произношение сочетаний чн, чт.

В современном языке слова с сочетанием чн можно разделить на три группы:

1) те, в которых чн произносится только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, яичница, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на чна: Ильинична, Кузьминична, Фоминична;

2) те, в которых чн произносится только как [чн]: точно, удачно, точечный, маскировочный;

3) те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения [чн] и [шн] подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

 

V . Домашнее задание:

1) Индивидуальное задание: составить текст из десяти предложений для орфоэпической разминки, используя слова, разбираемые на уроке, а также материалы словарей.

2) Индивидуальное задание: вопросы 7—9 (учебник, с. 5) — объяснить выбор написания гласных и согласных в корне слова.

3) Упражнение 3 (задание 1 — произвести фонетический разбор выделенных слов).

4) От данных слов образовать: а) существительные с обозначением лица; б) прилагательные; в) глаголы. Составить и записать словосочетания с 2—3 словами из каждой группы; уточнить в словаре значения неизвестных слов.

А. Гимназия — гимназист; авантюра, валюта, гастроли, дебют, декламация, делегация, драматургия, инициатива, оккупация, энтузиазм, интервенция.

Б. Апатия — апатичный, апатический; агрессия, виртуоз, дискуссия, инерция, номинал, паритет, сарказм, сентиментализм, тенденция, эмоция, коррупция.

в Апелляция — апеллировать; аренда, дезертир, аттестация, лимит, мобилизация, спекуляция, декларация.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 394; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!