УРОК 7. ЛЕКСИКА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ



ВОЗМОЖНОСТИ СИНОНИМОВ, ОМОНИМОВ

Цель: углубление знаний о лексическом значении слова, развитие умений работы со словарями, обогащение словарного запаса учащихся; показать вариативность использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура, столкновения смыслов.

 

Структура урока:

1. Актуализация знаний учащихся о значении слова. Работа с эпиграфом.

2. Углубление знаний о лексическом значении слова (коды 2.1, 2.5).

3. Совершенствование умений работать со словарями, фрагментами художественных произведений с целью рассмотрения на конкретных примерах вариативности использования богатства лексического значения слова,

4. Углубление знаний об омонимии.

5. Совершенствование умения оценивать текст с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Анализ текстов рекламных слоганов с целью рассмотрения использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура (коды 2.2, 10.4).

6. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Мягкий знак после шипящих (код 6.4).

7. Домашнее задание.

Ход урока:

I . Работа с эпиграфом. Текст уже знаком учащимся — это фрагмент из стихотворения Микеланджело (см. урок 5):

 

…Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

 

Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из фрагмента текста? (Написание суффиксов причастий, обособление определений, выраженных причастным оборотом.)

В миниатюре Микеланджело речь идет об образах, созданных архитектором или скульптором, но кажется, что мысль справедлива и по отношению к музыкальным, поэтическим образам.

— Что для вас означает сочетание «образ слова»? (Возможные ответы: значение слова, облик слова, те переживания, которые связаны с этим словом и др.) Сколько образов может быть у слова? От чего зависит многообразие образов?

Одна из задач урока — очертить круг понятий, помогающих увидеть, понять образ конкретного слова через обращение к словарям и работу с фрагментами текстов художественных произведений.

 

II. Углубление знаний о лексическом значении слова.

Этот этап урока предлагается в двух вариантах: I вари ант — конспект лекции учителя; I вариант — работа с фрагментом текста Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста» (запись под диктовку целого текста или его части с последующим выполнением задания).

 

I вариант

Цель работы: закрепить у учащихся навыки различения многозначных слов и омонимии, настроить на восприятие «работы» слова в конкретном тексте — возможность приращения смысла, игры слов. (Термины, касающиеся «памяти слова», можно не вводить.)

Слово — значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т. д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке.

С понятием слова связан следующий парадокс. Оно, с одной стороны, является самоочевидным, интуитивно ясным. Исследователи экзотических языков, лишенных письменности, неоднократно обращали внимание на то, что их носители без всякого труда оперировали этим понятием: произносили отдельные слова, диктовали тексты, делая между словами паузы, чтобы дать исследователю возможность записать, и т. д. Общее представление о том, что речь состоит из слов, свойственно носителям языков самой разной структуры.

С другой стороны, для лингвиста понятие сло́ва чрезвычайно трудноопределимо. Даже в рамках одного языка порой сложно дать строгое формальное определение слова, такое, чтобы все, что интуитивно подразумевается под словом, соответствовало бы этому определению, а то, что носитель языка не воспринимает как слово, противоречило бы ему. При этом задача еще усложняется, если требуется дать такое определение слова, которое было бы универсальным, т. е. приложимым ко всем языкам. Л. В. Щерба писал: «В самом деле, что такое ,,слово”? Мне думается, что в разных языках это будет по-разному. Из этого, собственно, следует, что понятия ,,слово” вообще не существует».

Лексическое значение слова — определенный смысл, значение, в котором получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков.

Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью.

Омонимы — слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения.

Слово в каждом конкретном тексте претерпевает «изменение и усложнение смыслового объема» (Ю. М. Лотман). Существует так называемая «память слова»: референциальная, комбинаторная, звуковая. Если комбинаторная память слова — это зафиксированная сочетаемость для данного слова как в общем, так и в индивидуальном поэтическом языке, то референциальная память слова вызывает к порогу сознания круги значений и ассоциаций из прежних контекстов, создавая этим дополнительные при ращения смысла в создаваемом заново тексте. Под звуковой памятью слова понимается его способность вызывать в памяти близкозвучные слова, принадлежащие другим текстам, либо собирать слова из звуков данного текста.

Значения, присущие ключевому слову, предопределяют и отражают этапы развития мысли в тексте. Ключевое слово соединяет в себе все многообразие смысловых единиц, заключенных в тексте, и становится по смыслу как бы эквивалентом произведению в целом.

 

II вариант

Работа с фрагментом текста Н. М. Шанского «Лингвистический анализ художественного текста», взятого из методических рекомендаций к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы».

Можно записать под диктовку весь текст или только первый абзац, затем продолжить работу по заданиям, предложенным к тексту.

 

III а. Работа с выписками из толкового и словообразовательного словарей.

Вспоминаем, что словообразование тесно связано и с лексикой, и с грамматикой, поэтому знание словообразовательного гнезда слова часто помогает полнее осознать его лексическое значение. Предполагается, что карточки с выписками есть у учащихся на каждой парте.

В сочетании «образ слова», о котором мы уже говорили, есть прием языковой игры. У каждого слова есть образ, есть свой образ и у слова «образ». Какой он? Обратимся к словарям.

 

Выписка из «Школьного словообразовательного словаря русского языка» под ред. А. Н. Тихонова.

                                    образ-ин

ОБРАЗ 1            → образ-н-(ый)     → образн-о

(облик)                                                                 образн-ость

                                                                             без-образн(ый)

                                    про-образ

 

Выписка из «Словообразовательного словаря русского языка» под ред. А. Н. Тихонова.

ОБРАЗ 2 (икона) → образ-ок → образоч-ек

 

Выписка из «Толкового словаря русского языка» под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Образ 1, -а, мн. -ы, -ов, м.

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

2. Вид, облик. Создать что-нибудь по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять образ человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.

4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин — о. скупца. Артист вошел в о. (вжился в роль).

6. чего. Порядок, направление чего-нибудь, способ.

Образ 2, -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.

// уменьш. образок, -зка, м.

// прил. образной, -ая, -ое.

 

Делаем вывод о многозначности слова «образ», омонимии слова.

Образец, -зца, м.

1. Показательное или пробное изделие; проба 1 (во 2 знач.). Образцы почв. Образцы минералов. Образцы изделий.

2. То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-нибудь характерных черт, качеств, воплощение чего-н. Служить образцом кому-н.

3. Способ устройства, вид, форма. Станок новейшего образца.

По образцу кого-чего, в знач. предлога с род. п. — сходно с кем-чем-н., так, как кто-что-н. Работать по образцу мастеров.

// прил. образцовый, -ая, -ое (к 1 знач.).

 

Образина, -ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек. Пьяная о.

 

Образный, -ая, -ое; -зен, -зна.

1. см. образ 1.

2. Изобразительный, яркий, живой. Образная речь. Образное выражение. Говорить образно (нареч.).

// сущ. образность, -и, ж.

 

Безобразный, -ая, -ое; -зен, -зна.

1. Крайне некрасивый. Б. вид.

2. перен. Непристойный, возмутительный. Б. поступок.

// сущ. безобразность, -и, ж.

 

III б. Работа с фрагментами текстов художественных произведений (дидактический материал расположен в конце урока).

Задача: определить, как же работает слово «образ» в тексте. Как реализуется все многообразие его значений в конкретном произведении, как идет приращение смысла?

В ходе выполнения заданий учащиеся неоднократно обращаются к выпискам из словарей; в некоторых случаях говорят, что испытывают затруднение при определении того или иного значения слова, реализуемого в данном контексте. Эти примеры должны обсуждаться в классе, они-то и показывают возможности «памяти слова». Учащимся предлагается записать 2—3 примера.

 

I V . Углубление знаний об омонимии происходит с помощью анализа языкового материала и теории, представленной в учебнике (с. 25—26).

Наблюдение — фонетические омонимы-омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию):

[молат] — молот, молод;

[гр’ип] — грипп, гриб;

[л’эс’т’] — лесть, лезть.

Различия слов-омонимов лучше осознаются и запоминаются учащимися, если провести морфемно-словообразовательный разбор омоформ (совпадение только отдельных форм слова), например:

до-клад-ыва-ть (добавлять)                   — доклад-ыва-ть (сообщать)

наряд (задание)                                     — на-ряд (одежда)

с-пе-ть (от «петь»)                                — спе-ть (созревать)

до-сад-и-ть (посадки)                           — досад-и-ть (досада)

 

Задание на отработку умения находить различные формы омонимии:

1) Сгруппировать слова, объяснить принцип деления, дополнить каждую группу своими примерами.

Завод, водный, наводка, море, уморить, водоворот, приморский, горевать, горный, угореть, приводить, высокогорье.

(Оснований для классификации может быть несколько: по морфологическому принципу — существительные, прилагательные, глаголы; по словообразовательному — например, наличие приставки; по лексическому значению — омонимия корней и однокоренные слова.)

V . Совершенствование умения оценивать текст с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Анализ текстов рекламных слоганов с целью рассмотрения использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура.

«Московский комсомолец». Из номера в номер — номер один.

Номер —

1. Порядковое число предмета в ряду других однородных.

2. Предмет или лицо, обозначенное определенным числом по порядку. Последний номер журнала.

3. Размер предмета (преимущ. одежды), обозначенный цифрами.

4. Отдельное помещение в гостинице. Заказать номер.

5. Отдельно исполняемая часть эстрадного циркового представления, концерта. Хоровой номер.

6. Боец орудийного, пулеметного, минометного расчета. Орудийные номера.

Пустой номер, выкинуть номер, номер один — самый главный или первостепенный.

 

Мы обставим всех! (реклама салона мебели)

Обставить —

1. кого-что чем. Поставить что-н. вокруг чего-н.

2. что. Завести мебель, обстановку (обставить кабинет).

3. перен., что. Устроить, создав подходящие условия. Хорошо обставить юбилей.

4. кого-что. Обогнать, опередить кого-нибудь (в работе, в какой-н. деятельности).

5. кого. То же, что обыграть (в 1 знач.) (прост.).

6. кого-что. То же, что обмануть (в 1 знач.) (прост.).

 

Вывод: различные формы омонимии используются для акцентирования внимания на значение внешне сходных, но различных по смыслу слов, а также для создания не обычной рифмы или каламбура.

 

В качестве дополнительного (или индивидуального) задания можно предложить анализ следующих фрагментов:

Он стар и сед, а в старых черепах

Мысль движется едва ль быстрее черепах. (Дм. Минаев.)

 

Я приехал в Москву, плачу и пла́чу. (П. Вяземский.)

 

         ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ

У Вселенной непорядок с одной Галактикой.

— Что это у тебя, Галактика? Как-то ты вся затуманилась?..

— Да вот, Солнце тут есть одно...

У Галактики непорядок с одним Солнцем.

— Откуда у тебя, Солнце, пятна?

— С Землей что-то не ладится...

У Солнца непорядок с одной Землей.

— Что у тебя, Земля, там происходит?

— Понимаешь, есть один Человек...

У Земли непорядок с одним Человеком.

— Что с тобой, Человек?

— Бог его знает! Ботинок как будто жмет...

Один ботинок — и тяготит всю Вселенную!

                                                                      (Ф. Кривин.)

 

Тяготение

1. Свойство всех тел притягивать друг друга, притяжение (спец.). Закон всемирного тяготения Ньютона.

2. Перен. Влечение, стремление к кому-чему-н., потребность в чем-н. Тяготение к технике.

Тяготить —

Быть в тягость кому-чему-н., обременять. Тяготят заботы.

 

V I. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных. Употребление мягкого знака после шипящих. Материал представлен в обобщающих таблицах, может быть использован по усмотрению учителя для индивидуальной работы.

Употребление мягкого знака


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!