ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 98 страница



Обобщая такие факты, мы обнаруживаем, что продолгежатые надмогильные сооружения сопровождались экстраординарными обрядами. Так. шалаш над п. 19к. 1 Староселья перед началом сооружения насыпи был положжён, п. 5 к. 3 Каменского поля снабдили обломком уникального для этих мест бронзового кинжала, п. 3 Высокой Могилы было совершено в антропоморфной могиле и сопровождалось редкостным по своей моделировке идолом, и т.д. Отсюда следует версия, что «вытягивание» курганов (и, следовательно, сопрягавшихся сними мантр) обусловливаюсь усилением экстазности обряда. Подтверждения такой версии обнаруживаются же в довольно ранних курганах: овальные, не круглые очертания ‘Солнца’-Сурьи и протянутые ог него на 1.5—11 км лороги-лучип.8к. I Староселья [960, рис. 4], продолговатость изображений Лакщи над п. 3 этого же кургана и к. 1/2—IV Кисличеватой [960, рис. 2; 31. рис. 1] и др. Сочетание в последней паре курганов образов Дакши и Солнца, обнаруживающих здесь, к тому жесхожаение Праджапати иХираньягарбхи <см. выше), даёт ключ К пониманию сенсорных механизмов «вытягивания». Дело втом, чтоарийский Дакша (‘Энергичный “Двигающийся’, ‘ Удовлетворяющий’ и т. п.) сходен с древнерусским солярно-огненным Даждь-богом, упоминпемым вместе со Стри-богом (< и. -е. * pra-stri '‘простирание’) [ 1 с. 82—85]. Надо полагать, чтоархетип, воспроизведенный в экстазно-шаманском обряде к. 1/2—IV, соотносим с сексуальным (обладаюше-возрожлающим) влечением, что ешё очевиднее в акцентрировании мужского органа воспроизводства встроении Дакши наг п. 3 к. 1 у Староселья; этот же архетип представлен и в фаллических, и в виде 'Золотоп- зародыша’ курганах срубного времени. Необычная характерность его дд* (распространившихся «длинных курганов*) срубного времени коррелируется с максимальным выражением и распространением здесьжс эмбрионального (адорированногс положения покойников, ориентацией их к восходу наиболее высокого солниа <ж продолжительного летнего дня), а также, быть может, с минимальной встречаемостью здесь детских захоронений.

Здесь уместно отметить, что культовые сооружения в виде курганов и проч_ имитирующие половые органы и совокупление, зафиксированы на разных тег- риториях: на Сицилии в Кастеллуччио [1073. т.2, с. 173; 476, с. 212, рис. 115]. * Англии близ Дорсета и в др. районах [1044, рис. 26:f. фото 41; 1081, Taf.582:D]. а? Франции у Ле-Менеке [125, рис. 8.3], в Алжире [1082, рис. 5, 7, 9. 17:1, 2, 5]; дг и Стоунхендж—один их прообразов и воплощений мандал не что иное, как символ соединения женского и мужского начал Вселенной [125, рис. 1.1, 9-2; 800. с. 10 ■> На пограничьи Юго-Восточной Европы наиболее известным аналогом такяж сооружений чрляются дольмены Кавказа с их закупоривавшимися фаллическим* пробками отверстиями в порталах [476, с. 212—215]. Из последних находок такс-гс рода следует указать на курган-святилище у с. Сусанино в Крыму: его круглая первичная насыпь была заключена в прямоугольную досыпку, ограниченную вдоль длинных сторон каменными стенами, причём у северной стсны «обнаружены дав антропоморфных идола, отражающих, возможно, мужскую и женскую фигургд» [593, с. 159-160].

Итак, можно полагать, что распространение «длинных курганов» взапцдном ареаж срубной культуры было обусловлено чрезвычайной восприимчивостью её творцов so всяком случае жрецов, руководивших поіребальнымобрядом) кархегипамвоспроизволег» жизни. При этом замена квадратно-круглых мандал (означавших, наряду с прочим, соединение мужского и женского начал мироздания) мандатами прямоугольн:— овальными была обусловлена наполнением последних сексуальным (тантричесюш'-- содержанием, сопрягавшимся, к тому же, с идеями достижения (простирания к) иелж. Первопричину тут следуют искать, очевидно, в вышеотмеченны.х изменениях солнечной и демографической активности, которые повлекли за собой усиление подсознательных (экстазно-шаманских) культурообразующих факторов. А сейчас перейдём к рассмотрению наиболее тесно связанных с этими факторами конструкций и представлений, соответствующих арийскому учению о «дне Брахмы», в течей* которого возникает и исчезает-обновляется Вселенная.

Эти конструкции и представления отчасти рассмотрены нами при анаіжк трупосожжений, теперь вернёмся к ним с позиции строительства курганов.

Истоки «дня Брахмы» обнаружены в к. 2 у с. Большая Белозерка Ноаа- КаменскОго р-на Запорожской области [1038, рис. 39; 980]. Это один из крайне

немногочисленных курганов, который непрерывно функционировал и досыпался на протяжении ямного, катакомбного и срубного времени.

Прежде всего надо отметить, что первичная насыпь над п. 1 рубежа раннего и позднего периодов ямной культуры была длинная: стелообразная, с обращённой на север вершиной. В этом же направлении была обращена голова антропоморфной досыпки •строительный горизонт III) над группой позднеямных и катакомбных (включая поздние) захоронений. А горизонты II и IV оказались наделены лабрисовидными очертаниями. В конце позднекатакомбного периода началось иное чередование, продолжавшееся до окончания строительства кургана в начале раннесрубного периода: J. VII, IX горизонтам придали букраниевидные очертания (обратив их макушкой на запад), тогда как IV, V Ш, X—крестовидные. В среде последних, как мы уже знаем, возник и обряд кремации, и наиболее выразительные мифы: возникновение мироздания из 'Золотого (огненного) зародыша’ Хираньягарбхи (VI и ѴІІІ горизонты) и отправка на небеса посланца Ганохарвы (X, верхний горизонт). При этом крестообразность верхней лосыпки была трансформирована в подобие птицы, обращённой головой на север, к жниту, с мандалой «солнца над землёй» на спине (жёлтый лёссовый кругв квадрате из белых известняковых камней; в круге устроили могилу с перезахоронением кремации).

Затем в 6 км восточнее (с целью создания пространства для продолжительных шествий?) заложили к. 1. Ему придали вид мужской фигуры с обращённым в западном направлении фаллосом; ‘Семя’-Ваджу при этом образовали 60 воронок, в 14 их которых \ далось найти по 1 —2 створке молодых речных раковин, а в 3—обгоревшие кости козла «Пушана?). ЗтотВаджасимволизировал, очевидно, ответнебес напосольствоГандхарвы: народ получил источник благоденствия. Обратим внимание на то, что оно было обозначено тантрическим архетипом, выразилось в продолговатой (в отличие от к. 2) конструкции и оказалось приурочено к расцвету раннесрубного периода. В свете рассмотренных выше причин становления длинных кургановтакаяметаморфоза, такой «ответ небес» выглядит вполне закономерным: всплеска из подсознания шаманов- жрецов иного архетипа, принципиально другого мифологического образа не следовало и ожидать (как не следует ожидать от Зевса иной, чем оскопление, расправы над умерщвляющим род Кроносом-’Временем’. Эта параллель не случайна: вспомним элементы образов Зевса и Диониса в рассматриваемом к. I). После совершения в к. I трупосожжения. ознаменовавшего очередную кульминацию мифотворчества, досыпки кургана стали обретать крестообразные очертания, похожие и на букраний, и на мужчину с раскинутыми руками [1038, рис. 37—38]. Такое схождение образов быка- Телыда и ‘Семени’-Ваджи вряд ли случайно: оно наметил ось ешё в III—IX горизонтах к.

2 и, главное, соответствует семантической связке и.-е. *urs-en- 'бык', 'изливающий семя’, ‘мужской’> др.-ина. ѵгкГбык’, vrsru—’мужской’ [133, с. 566], объяснение чему можно искать уже не столько в подсознании, сколько на уровне хозяйства и быта.

В конце раннесрубного периода к. I оставили, амежду ним и к. 2 заложили третий, позднейший в этой іруппе к. 6. Предварительно на его месте состороны восхода летнего всторону заката зимнегосолниа было совершено І+І+(І+1) погребений. Над первыми двумя, насколько удалось проследить, соорудили овальные насыпи, а полукруг над двумя последними бьш тутжеразвёрнутвзмиевидную конструкцию. Его крестообразная го лова-Солнце была обращена к восходу летнего,- полукруглый хвост-Луна—к закату зимнегосолнца; 2+2 извилистых рва вдоль туловища означали, по-видимому. Млечный Путь. Выше было указано на соответствие этого змия вселенскому Шеше, испепеляю- шемѵ — в данном случае — мироздание. В соответствии с таким завершением «і-я БрахмыС’Молитвы’)», к. 6 да и вся курганная группа была завершенатрупосожжениеч.

Важно, чтокомплекссоответствий «дню Брахмы» в Белозерских курганах охватиз весь раннесрубный период: в V—VI горизонтах к. 2 прослеживается формирование .культуры многоваликовой керамики (на основании синкретизации позднейших грутт ямной и катакомбной культур), а в двух последних погребениях к. 6 найдены eoc\J2»- типичные для ранней сабатиновской культуры. Подобная картина выявлена и в к. 1/ 4у Староселья, которые, так же, как к. 6 у Белозерки, символизировали единство Солі-сд. Луны и Млечного Пути [975. рис. 11] П. 1 к. 4 — древнейшее здесь из погребения срубного времени,— обнаруживает реминисценции кеми-обинской культуры, в та время как позднейшее (частичное трупосожжение) п. 1к. 1 сопровождалосьфрагмеь- тами сабатиновской керамики [949, с. 57—58,65, рис. 3:1. 6:2—5].

Несмотря на сходство, между к. 6 к к. 1/4 немало отличий. Второй курган сын ориентирован с восхода зимнего к закату летнего солнца, и символ последнег» преобладал в нём над символом Луны; в отличие от к. 6, признаков змиевидност* я к. 1/4 не обнаружено. И если в первом обнаружены соответствия арийским Шеи.* я «дню Брахмы», а также греко-фракийскому культу Диониса, то во втором соответсгат последнему едва проступают, а вместо первых весьма выражены параллели сш «Свадебным гимном» Ригведы. В согласии с этим гимном [РВХ.85.9 пел.], фаллцчесглв стела при n. I к. 4 обозначила мужскую природу кургана-Луны, — и лишний раз подтвердила тантрическую сущность длинных кургановсрубного времени. Интересна, что трактуя их с нных позиций. В.В.Отрошенко использовал указанную сіел> дяв аргументации предположения о связи длинных курганов-святилищ «с культ» плодородия, идеей воспроизводства жизни» [580, с. 16—17].

С зачатками учения о «дне Брахмы» оказался связан и самый длинный (около 5№ м) из раскопанных курганов — Гарман у с. Чонгар на одноименном полуосірсэе ш Сивашском заливе Азовского моря. В его конфигурации и строении обнаружилась соответствия змию Шеше с яйиеподобными Хираньягарбхой и Вплой внупж. порождение которых стимулирует посох бога -странника Вишну, подведенный к кончику хвоста Шешы [980J. Этот миф о возникновении в начале «дня Бргіѵѵы»- 'Золотого (огненного) зародыша’ Вселенной и “Лугового (праяйца)” Нового гоіл ж сохранился в арийском литературном наследии, тем выше значение кургана Гарѵош. Следует подчеркнуть, чю он близок, к. 6 у Белозерки не только змиевидносп* очертаний, но и наличием признаков Вишну (грёхчастность в обоих случаях LLIezaL на котором покоится в потустороннем мире бог Вишну, который затем «тремя ішпмр» создаёт пространство-и-время Нового года).

Наиболее выразительный образ Вишну представлен встроении к. 4ѵс. Скворсяаи Каховскогор-наХерсонскойобласти[975.с. 147—149, рис. 19]. Мы уже рассматркзаш его при анализе жертвоприношений коней и людей, а также кремаций. А тегка* рассмотрим в контексте причин распространения «длинных курганов», в контеагяг' отражения в них архетипов тантричности и простирания. Оба они отразились Я Скворцовском кургане с отчётливостью необычайной, особенно последний.                                       '

К архетипу тантричности в Скворцовском кургане следует отнести первичзяиі. насыпь в виде яйца, которая перекрыла антропоморфную яму-«зародыш»- знакомый уже нам (по к. 16 у Чёрной долины, к. 2 у Долгой Могилы и др. > ^соа? “Золотого (огненного) зародыша' с ‘Отцом существ’ ГІраджапати внутри, котосаа.іь

данном случае уподоблен Вшин\. Сюда же можно отнести ритуал раскалывания Хираньягарбхи и вылупливания из него божества—в виае жертвоприношения ребенка. Вместе с тем данный ритуал можно отнести и к архетипу простирания: ведь «раскалывание» было сопряжено с рытьём ровиков у концов яйцевидной насыпи, строительства из грунта ровиков столбов-ворот, бросанием в костер на поверхности насыпи кусков расчленённого коня. расчленением ребе икай погребением его далеко от насыпи. Последующие ритуалы всецело относятся кпоследнему архетипу: и совершение

3 погребений (жертвенного, обычного, кремированного—соотве’гственно потустороннему, земному и небесному мирам, в также «трём шагам Вишну») наодной оси, направленной через первичную насыпь и ворота со стороны заката зимнего в сторону восхода летнего солниа; и рытьё вдоль погребений рвов в виле палицы и посоха-герлыш (т. е. орудий «дистанционного воздействия»); и. наконец, сооружение (вслед за приобщённым к восходу летнего солнца труіюсожженнем) кургана в виде огромной стопы. Она символизировала «третий шаг Вишну», выросшего с этим шагом из карлика в гиганта [1019, с. 61-62 и о.].

Поскольку стопы наиболее явственно выражают архетип движения и простирания, остановимся на развитии этого символа.

Древнейшим изтакихсимволов Юго-Восточной Европы можносчитать планировку протогорода Триполья С—1 у с. Тальянки Тальновского р-на Черкасской области [387. с. 121—124, рис. 2—31. Его стопообразная форма могла обусловшъся рельефом в излучине речки, однако направления улии безусловно передали контуры, пятку, свод и пальцы левой стѵпни. обращённой к закату летнего солнш. Подобны и внешние очертания Усатовского поселения ]606, рис. 31:1], но здесь стопа (тоже левая) была направлена носком к восходу зимнего солнца. В качестве аналога (тоже, по-видимому, левой столы) можно указать на обший плйн лендьельского святилища-обсерватории у Кофингейдорфа (Австрия) ]1090, оЬг.158]. Со стопой (с носком или пяткой) могли ассоциироваться трилиты и окружающая их «подкова из голубых камней» в центре Стоунхенджа-ІІІ, поскольку основной их визир — «Пяточный камень» — получил своё название от некогда заметного на нём изображения стопы [864, с. 12. рис. 5]. Особо отметим, что этот камень указывал восход летиего солнцестояния — самого высокого солниа и длинного дня в году — и был поставлен на выходе из круглого сооружения и на входе в весьма протяжённую аллею. Здесь, как видим, обнаруживаются и закономерность смены мандал. и архетип простирания, замеченные нами в курганах Юго-Восточной Европы; к тому же «Пяточный камень» в совокупности с подобиями ворот из “трёх камней’ (трилитов) вполне сопоставимы с концепцией «трёх шагов Вишну».

Определённым образом ориентированные Тальянковское и Усатовское поселения тоже могли, как Стоунхендж и Кофингейдорф, служитьсвоеобразными «обсерваториями» календарного назначения. Именно на таких стопообразных поселениях трипольской культуры и мог сложиться семантический узел прасл. *ѵьяь (др.-рус. весь ‘обши- на’, "село’); авест. vis ’дом’; вед. vis ‘дом’, ’село’, ‘обшина’; др.-инд. ѴЬпи (с его символом в виде стопы) — ‘всеобъемлющий’, ‘тот, кто распространился во все стороны’ [875, с. 55; 184, с. 34; J55, с. 238].

«Нескольконеобычную «ступнеподобную» форму с перехватом посередине» имела первичная насыпь ямного к. 3 у с. Приднепровского Чернобаевского р-на Черкасской области, основного в группе изб курганов на высоком берегу р. Коврай [716, с. 89]. Возможно, в данной насыпи сказалась традиция Тальянковскогс поселения, тем более, что ступня была тоже левая и направлена в северном направлении. Основное п. 2, оказавшееся кенотафом, было устроено на месте большого пальш и обращено к восходу летнего солнца.

Но особенно распространились в ямное время антропоморфные стелы с изображениями 2, а той 3 стоп, причём в курганах у Старогорожено и в Федоровском святилище удалось проследить схождение одной из таких стел именно с образок Вишну ]975, с. 134—136; 988]. Вероятно, с этого времени стали наносить изображения стол на пл. 34, пл.44, пл.49 и др. Каменной Могилы, которые В. Н.Даниленко сопоставил, в частности, с шагами Вишну [191, с. 62—63].

Скворцовский курган—не единственный, очевидно, стопообразный курган срубного времени. Немалоих, вероятно, скрывается за «гантелевидными», «грушевидными» и т. п. (по определениям В.В.Отрощенхо, И.Ф.Ковалёвой и др.) невероятными для эпохи бронзы фигурами. Нередко они скрывают под собой 2—4 первоначальные насыпи, что даёт основание считать такие фигуры проявлением «осознанного родстте населения*, оставившегопредьшушис курганы,атакже стремлением сократить«затрзтк труда и времени, неизбежные при возведении отдельных насыпей» (331, с. 24]. Но ведь есть досыпки, ассиметричные по отношению к перекрытым ими насыпям, уходящие от них в сторону. Это служит указанием стремления древних строителей создать определённые фигуры, среди которых порой вполне очевидный стопы. Таковы к. 4—1 у Котовки [336. рис. 2:12] и вышерассмотренный к. 1—II возле Тернов [323, рис. 4]. Оба они находились на Днепропетровщине; оба были ориентированы к закату летнего солнца, но первый означал, по-виаимому, левую, а второй правую ступню. При этом к. I —II. как и Скворцовскому (тоже в виде редко встречающейся правой ступни), также предшествовала антропоморфная фигура.

Завершая рассмотрение Скворцовского кургана, обратим внимание на сочетание в нём жертвоприношений человека и коня — «всадника*, отвечающего образ? кентавра (арийского Гадахарвы ] Ю19, с. 204]). Он не менее «шагов Вишну» отражает архетип простирания, но имеет то преимущество, что выражает арийские обряды пуруша- и ашва-медхи ('жертвоприношения человека и коня’) с их довольно исследованными уже выходами в подсознание ]711, с. 47—70; 975, с. 241—247].

Мы уже знаем, что такие совместные жертвоприношения прослеживаются • Юго-Восточной Европе с раннеямного периода, со святилища Чауш и петроглифа у «Грота быка» Каменной Могилы ]975, с. 205—206, 243—245, рис. 23,26]. На Каменной Могиле, помимо изображения жертвоприношения человека и коня у подножия антропоморфного идола, естьпл.28с изображениями стоп и коней [678, табд XXI], связующая позднеямные антропоморфные стелы с соответствующей моделировкой [391, рис. 1—3; 751, рис. 38—39] и вышерассмотренные жертвоприношения Скворцовского кургана. Показательно, что в ведийских соответствиях последнему образы человека и коня или всадника тоже сочетаются с представлениями об устремлении и сексуальности (т. е. с отражениями архетипов простирания и тантричности). Так, 'Всеобъемлющий’ Вишну и ‘Отец сушеств' Праджапати (кото-рый выступает обычно эпитетом различных божеств, в том числе Вишну; об их схождении в «зародыше» Скворцовского кургана сказано выше» проходят сходные 'преврашения’-аватары, в том числе коня и человека ] 167]. В Ригведе [1.155. 1,4] Вишну- Индра

... не поддаваясь обману, стоят на великой Вершине гор, подобно (всаднику, правящему) прямо мчащимся скакуном!

Затем первый персонаж вытесняет второго и

Мы воспеваем эту самую его мужскую силу...

(Его), кто земные (просторы) далеко перешагнул

Всего лишь тремя шагами — для широко шагающей жизни.

Помимо упоминавшегося выше Шешы из курганов у Белозерки и Чонгара, в курганах срубного времени встречаются и другие змеевидные образы. Их рассмотрение приведёт нас к открытию третьего архетипа «длинных курганов», объединяющему два предыдущих.

В основе Чаплинского кургана (у одноименного райцентра Херсонской области) прослежена чашевидная, обкопанная и промазанная илом площадка, нал венчиком которой было произведенозэхоронение с костром на деревянном перекрытии; затем всё это перекрыли полусферической насыпью и обкопали дугообразным рвом в виде змия [915. рис. 64—65]. Этот комплекс можно считать преемником рассмотренных выше к.

I у Старогорожено, к. 2 у Кременчука и др., отразивших основной миф Ригведы — о противоборстве героя Индры и змия Вритры за обладание Валой, новогодним вместилищем вод^ огня и проч. Однакоестьсомнение, что насыпь и ров рассматриваемого кургана отразили именно Валу и Вритру. Дело в том, что особенности площадки, деревянная чаша и глиняный горшокпри погребённом, характер перекрытия и костёр


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!