ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 96 страница



Земляные букраниевианые конструкции позднеямной культѵры—не редкость, хотя они и не все» да определяются зафиксировавшими их исследователями [355,рис.

3. 4;395,ргіс. I] Наиболее выразительна и определена досыпка над п 5 к. I Староселья [959, рис. 2; 975, с. 82—84]. Мы касались ее при рассмотрении охры. Вспомним, что она последовала за лунообразной досып кой над кеми-обински м п 4 и предс га в л яла собой круг с обращёнными к восходам летнего и зимнего Солнпа рогами, межлу которыми желтым лёссом обозначен был полукруг Луны. Обращённые на запад глазницы Телыга образованы были воронками со следами жертвоприношений, среди которых наиболее примечательным оказался обломок (антропоморфной"'J стелы. А в ямке рта (впереди этих глазниц) поместили 11 катышков охры, символизировавших, очевидно, месяцы года и зодиакальные созвездия с Тельцом во главе. Здесь, как и в нескольких курганах ѵсятовской культуры, отчетливо отразилось представление о сочетании Тельца с Луной, находящее наиболее близ^с аналоги в греческой мифологии: в образе влекомой быками колесницы Селены, і которой нередко отождествлялась Артемида (405, с. 38,64], в сюжете о похищен»* Европы Зевсом-быком [405, с 116—117,9! 1 ,с. 114—115,176—177]. К этому следит* присовокупить, что обряд п 5 рубежа ранней и поздней ямной культур сложи.?;* под влиянием кеми-обинской и старосельской культур. В такомже инокультурнг» окружении возникли букраниевидные досыпки (строительные горизонты Ш-. Be л икоалексашровского кургана; вполне вероятно, что вышерассмотренная досьвза. над п. 5 к. 1 Староселья возникла под их влиянием.

Насколько можно судить по реконструкциям земляных сооружений И — J Великоалександровского кургана, они сохранили преемственность от антропомофнсст кромлеха II: ту же северную ориентировку и выделенноеть головной части; подос-эг к. 1 —IV Кисяичеватой, их рога тоже можно принять за руки антропоморфных фііг-і. В VII—X горизонтах ^все эти три признака исчезают: досыпки в виде голо», животного поворачиваются теменем на запад, конфигурация рогов делает голода похожей на баранью, а признаки антропоморфизма исчезают. По-видимоьг» происходит смена почитания Телыіа почитанием Овна Судя по тому, что !>-> горизонты были сооружены и над позднеямными (п.4, п. 20, п. 19), и ни раннекатакомбными (п. 15, п- 5, п. 10, п. 13) погребениями, они относятся примерз® к XXIII—XXII в. до н. э., к рубежу соответствующих культур. Это время ознаменовал ocs очередным значительным парадом планет [911, с 335], а обусловленные им оксж 2242 г до н. э. катастрофы привели к мошным миграционным движения» 2236—2200 г до н э. [956, с 114; 969, с.260]: Телец в это же время хоть и не устѵпжя ещё главенства Овну, но в противостоящем первому созвездии произошла смсяг Скорпиона на Весы [914, с. 159]. Важно, что в строении X горизонта-Оки Великоалександровского кургана сохранились некоторые весьма специфические элементы ѴІІ горизонта-Тельца к. 1 у Староселья, а именно: 2+1 воронки, образѵюілв глазницы и рот, которые могли использоваться для календарных наблюдений за восходами солнца в дни равноденствий и солнцестояний [975, с.80—81]. Примечательны отличия, сохранившие признаки сходства, рот Овна был заполнен ж катышками охры (как Тельца V II горизонта над п. 5), а парой сосудов со следаж еды и. питья, а между рогами помещён не полумесяц, но раздробленный через крупного рогатого животного (т. е. «погибшего Тельца»).

Кости жертвенных животных — быка, но также козла и коня — были брошез®. и в яму за рогами площадки в виде головы барана-Овна к. 3 у с. Атманай (Ноаэ&і Акимовского р-на Запорожской области [975, с. 63—74,81, рис. 16]. В глазницы же э-зйі перекрытой насыпью площадки были помешены два позднеямных захоронение — мужчины средних лет с булавой-колотушкой (шаманскогобубна?) и жертвоприношени» в виде мелких обломков и обрубков костей взрослого человека. Несмотря ш обращенность головы теменем строго насевер, глазницы её были несколькоскошеяЕ и обращены, соответственно, к восходу летнего и закату зимнего солнца. Голсш»- площадка и глазницы-могилы были перекрыты насыпью в виде оранты-рожениин— сильно стилизованной женской фигуры с поднятыми к голове (к югу) руками и пожатыми ногами, между которыми и вырыли вышеуказанную яму в виде обращённой на вер личины, заполнив её рот костями жертвенных животных. Данный обряд с№- наруживает идею бракосочетания Матери-Земли и Неба-Отца (весеннего Огка обеспечивающего воспроизводство народа и стад; вместе с тем, именно в этом и окрестных ілрганах прослежено, как было рассмотрено выше, формирование образа Пушана — козлополобного покровителя рода и благополучия, выводящего из потустороннего мира затока счастливых дорог.

... у кого козлы — кони, кто охраняет скот...

Пушан — близкая родня Неба и Земли,

Господин живительного напитка, щедрый,

удивительного вида,

Тот, кого боги отдали Сурье,

Сотворённый любовью, сильный,

лепсо устремляющийся (к пели).

[РВ ѴІ.58. 2,4]

Завершая рассмотрение фигурных надмогильных конструкций ямной культуры, выделим следующее. «Комплекс.Пушана» представляет её наиболее специфический миф. Оформление его обнаружено в вышерассмотренном к. 3 у Агманая, но истоки— в индоевропейских святилищах Чатал-Гуюкас их сочетанием орант-рожениц и бычьих голов-созвездий [ І078,с. 102—103], в антропозооморфных рвах усатовских курганов 14 и 15 у Жёлтого Яра [748, с.29—31], в жертвоприношениях козлов и быков кургана- святилища 9 у Григориополя [715, с. 77—80, 123]; впоследствии соответствия образу Пушана сосредотачиваются в наиболее характерном для позднеямной (но бытующем отчасти до конца бронзового и даже в начале железного века) культуры комплексе инвентаря, включавшем кости ноги зубы или нижние челюсти мелкого рогатогоскота, сосуды, атакже молоточковидные булавки. Последние соответствуют «стрекалу Пушана», первые — его способности «легко устремляться к нели» [РВ ѴІ.58. 2,4], а сочетание средних—мифу о выбитых зубах Пушана, которому следует поэтому приносить жертву кашей [805].

Приступая к рассмотрению фигурных конструкций носителей старосельского типа, начнём с соответствий мифологеме о верховном боге солнца Сурье, которому «боги отдали» Пушана [РВ VI. 58.4]. Такая ситуация прослежена в Высокой Могиле (к. 1) и окрестных курганах у Староселья, гае обнаружены древнейшие из известных доныне погребений старосельского и Новотатаровского типов алазано-беденской культуры [956; 969]. Вспомним, что в к. 1—V у сел. Цнори данной культуры была зафиксирована каменная конструкция в виде несущейся птицы (с могилой—островом—гнездом в чреве), заключённой в яйцевидный курган [198, с. 21—24; 975, с. 46—49].

В к. 4 у Староселья следов семантики птицы не выявлено, но нельзя исключать, что зародившийся здесь и оформившийся в п. 8 соседнего к. 1 образ Сурьи-’Солнца’ был сопряжён с идеей Праяйиа или Хираньягарбхи — 'Золотого зародыша’. Это предположение подкреплено строением досыпки над древнейшим — раннеямного і Михайловки-ІІ) периода—старосельским п. 7 к. 4. Судя по реконструкции, она имела округлые или овальные очертания с выразительной зрительной осью состороны восхода лешего в сторону заката зимнего солнца. Начало этой оси отметили размещением п. 7 северо-восточнее предшествующего кромлеха (вокруг раннеямного с нижнемихай- зовскими чертами п. 3) и его юго-западной ориентировкой. В последнем направлении и на соответствующем склоне досыпки устроен был жертвенниквозвышения с каменной вымосткой на плоской поверхности; заесь раскладывали жертвенные костры.

Наконец, вдоль юго-запаяноіі плчы досыпки был вырыт ровик, разомкнутый проход» на вышеуказанной оси [949, с. 59—61. рис. 5]. Как видим. досыпка над п. 7 к Староселья было тесно связана с Солнием (в высшем и низшем его проявлениях которое в «Гимне неизвестному богу» ('Отцу существ' Праджалати) РВ \ I отождествляется с 'Золотым (огненным) зародышем’ мироздания [Ю|9. с. 102] Э-т зародыш-Хираньягпр?\ѵ мог воплощать вышеописанный жертвенник. тоі дакакрон - «океан вместе с Расой» [РВ X. 121.4] или место возлияний Жертвенник для возжигзки* сохранялся в к. 4 и впредь. Им пользовались, очевидно, при совершении старосельскта п. 5 и п. 4, огромные воронкообразные уступы которых восприняли. по-видимс№ семантику рва (ешё не засыпанного, кстати, при совершении названных погребегег Связь уступа п. 4 с возлияниями подтверждается обилием на нём камыша.

К 4, в котором были совершены древнейшие п 7, п 5. п 4 старосельскon типа, и размерами, и обрядностью сильно уступая соседнему к. I. в котором в ѵчг же время свершались п- 3 н п. 4 кеми-обинской культуры. Стратлграфиче^и засвидетельствованные факты с осу шествований тех и других носителей - преобладающим автохтонным населением ямной культуры следует трактовать каі противостояние двух племенных союзов, вышеотмеченная же \ іиербность к - \ казывает на приниженность позже образовавшегося старосеяьско-ямного сок а. Ьго возобладание, а вместе с тем крах кемиобннско- ямного союза ознаменовал двумя событиями - прекрашением кеми-обинских захоронений вкурганах у Старосе. j* и свершением в к. 1 наиболее грандиозного из доныне известных старосельски погребений — л 8 [949, с 54—55, рнс 2, 960, с 51—52. рис 4] Его обряд — олз» из наиболее сложных и ярких в степях Евразии эпохи энеолита и бронзы, — отрззапі начало похода с та росе л ьско-ямного союза племён в сторону Закавказья, а вмеск с тем коней раннеямного периода или времени поселения Ми\зйловка-ІІ [9“' г. 23—28.84—86,255—259]. В виде близости старосельского типа к алачано-бедеискзі культуре, с одной стороны, а с другой — его большей архаичностью по сравнена*: с соседствующими с данной культурой новотитаровским типом Нижнего Прикубаны можно полагать, что указанный поход завершил круг скитаний некого рола кап небольшого племени «старосельцев», совершённого из Закавказья или Малой Лзи* через низовья Дуная и Днепра, т е. в пределах Циркумпонтнйской зоны се (выделенного В.Н Даниленко) особо проторенного маршрута вдоль ссвеснь» побережий Чёрного и Азовского морей

Мы уже лредпологали, что «кеми-обинны* представляли собой клан жреца*, собиравших и синтезировавших мудрость (календари, обряды и мифы—как і інетрѵмечпк связей общественного бытия) разноэпчичных племён арийской общности, оказавшихся гцхделах воздействия «азово-черноморской линии развития степного энеолита». В oru'^ac оіних «старосельцы*.немногопоажепояБившиссяв этих пределах, были не искусственнее (подобно 'искусственно созданному’ санскриту — языку арийских жреиов), а естесівгч® возникшей этнической группой. Очевидно, что вследствие такой жизнестойкости а» оаержачи верх всвоемсоревновании с «кеми-обиниами» завяияниясреди преобладающа» автохтонного населения ямной культуры, успеху «старосельцев» способствовал ихдосухж. меднорудным месторождениям Кавказа, Малой Азии и Балкан, а так»® облалзяк- древнейшігми из доныне известных в Европе повозками иприспособленностьккочезэ»» укладу; да иліудросгью, судя по обряду и календарю п. 8 к. 1 у Староселья, эти древнеГсяе кочевники обладали немалой, к тому лее их культурные связи уходили в яревнейщиг цивилизации Балкани Месопотамии. Так, что подчинённость Пушана поздних «ямников» Сурье развитых «спіроселыіев» оказалась вполне закономерной; так же, как и последнего мифологического образа * более яревними развитым Алитьям «кеми-обиниев».

В к. 1 Староселья старосельское п. 8 следовало за кеми-обинской (п.4) и ямной (п.5) засыпками в виде растущей JIуныи Тельшс полумесяцем между рогами; закономерно, что з связи с этим и сообразно традиции старосельских погребений к. 4 досыпке над п. 8 к. I придали символику Солниа. Данная досыпка — как и вышерассмотренная досыпка к. 4 имела на плоской вершине каменную вымостку со следами костров, а также связь с восходом летнего и закатом зимнегосолнца; наличие возлияний отчётливо прослеженона увлажнённом лкрѵтлом уступе. Он образовал вместе с Х-образной, характерной для старосельского типа могилой, знак потустороннего солніи (или посвящённой ему шкуры Тельца, «попібавшего» ночью за горизонтом, а днём в лучах солнца в полугодие между зимним и лешим солнцестояниями). Знакпротивостоящего, небесногосолннабыл представлен досыпксй в sue креста изжёлтого лёсса. перекрытого широким овалом из чернозёма. Эта дуальная пара Савитара и Сурьи — ■(О)живителя’ и ‘Солнца’—была объединена не только формальным, также солержателы іым н существенным сходством. Ко второму следует отнести костры Бмопілеперед укладкой покойника инажерівеннике на вершине досыпки), атакже повозку г дороги (на перекрытии могилы и расходящиеся оі досыпки); к третьему — календарь и хновную идею обряда. Календарь был образован 12-ю лучеобразными дорогами, проторенными до горизонта от солнцеподобной досыпки над п. 8; они были направлены на ярчайшие звезды зодиакальных созвездий и были связаны с определёнными месяцами и ззіами года. Всвоюочерель7 колёс на уступе вокруг могилы были уложенытак, что повторяли •относительно готовы погребённого старика) ориентировку'лучей-дорог, у казывавших на зхенне-летние месяцы. Отсюда идея обряда: покойник—посол, связующий потустороннее и небесное солнпа (Савитараи Сурью), возносится—переезжает (с огнём и дымом кост ра, гіз чудесной 7-колёсной повозке)позвёзлнымпутямотзимы —смерти квесне — воскресению. При этом сам покойник (жрец) уподоблялся, вероятно, Сурье:

Вот лучи везут вверх

Семь кобылиц везут тебя,

I Іламенновласото. на колеснице,

О      Сурья. бог. видяшнй далеко.

[РВ I.S0. 1,8]

Ввиду того, что п. S было приурочено к созданию союза племён и началу далёкого похода (отразившегося, в частности, в наличии дорог и повозки в обряде), погребаемый мог рассматриваться и каквожаь-предводитель. Действительно, в ведийских гимнах

■ заговорах *нз поставление паря», «На успех паря»и т. п. имеются указания наегосвязь сСавитаром и Сурьей [АВ 1.29.3,5], на «все стороны света» и всепобеждающую мошь; аризываются Ашвины с их колесницей и проч. |АВ 111.4. |—4]; есть и соответствия рассматриваемой досыпке или ѴІІІ строительному горизонту Высокой Могилы [АВ 111.4.2.7]- Опирайся о высоту, о вершину царства!

С той горы, о грозный, раздавай нам блага!

Счастливые пути, многие, разнообразные.

Сойдясь все вместе, создали тебе свободное пространство.

В связи с рассмотренным обрядом п. 8 следует подчеркнуть два обстоятельства Во-первых, близость календаря к хурритскому [953, с. 40—42]. Во-вторых, то, чте *ѵ объездами территории вхеттской традиции типологическое, возможно даже генетическое, сходство обнаруживает «поездка» царя в древнеиндийском ритуале «порождена* царя» и Нового года — раджасуя» [41, с. 22]. Не исключено, что'обряа п. 8 Высок:» Могилы у Староселья впервые закрепил союз хурритов и ариев («старосельиев- * «ямников»), приведший впоследствии к созданию государства Митанни [555, с. 6“—гі 969]. Тяготение старосельского типа, а вместе с ним и образа Сурьи к хурритскоч) т~ носу согласуется с тем обстоятельством, что указанный образ и связанная с ним гр ~- па солярных божеств несколько обособлены в ведийской мифологии от несомненнг арийских Адитьев (находящих тесные .аналогии, как мы уже знаем, в обрядах кем»- обинской и контактировавшей с ней части ямной культуры). Сурья^’Солние’ «высыпает в подчинённом положении Варуны, а также Ицдры, которому он уступает в стз- ре. Гимны говорят, что Сурья создан другими богами или что боги извлекли ere из моря...» [ 1019, с. 59—60]. Последнее указание согласуется как с приверженное-!*, «старосельиев» к Циркумпонтийским (’Вокруг Чёрного моря’) путям, так и с прік^- щи ми им возлияниями.

Следующая досыпка к. 1 у Староселья, перекрывшая поздние ямное п. 12 и стэск^ сельскоеп. 10 возвратившихся из закавказскогопоходаплемён, отразила начало \тезэ курганной архитектуры; его конец, как уже отмечалось, пришёлся на р’-ое* позднекагакомбногои раннесрубного периодов. Здесь впервые проступили соотзетгэ* вия Пушану — в виде лопатки рогатого животного на перекрытии п. 12. Под еннхэа» ной досыпкой соседнего к. 4 они представлены молоточковидной булавкой в позднеямного п.9 и сосудами из раннекатакомбного п. 12.

Несмотря на резкое сокращение строительства курганов в раннекатакомсг^й период, изредка закладывались новые насыпи [775, с. 9—10; 688, с. 88] Семантик и невыразительна. Темне менее, вк.3ик. 1 у Староселья прослежено сооружение дось^ш в прежних—антропоморфной и солярной — традициях (Адити и Сурьи9), а в Berzia* александровском кургане (VIII строительный горизонт)—даже развитие, выразившем! в замене букраниевидных досыпок с символикой Тельца на символику Ояиа «Несколько десятков небольших ямок» обсерваторно-каоендарного назначения вырыты вокруг кенотафной катакомбы, впущенной в курган с. Новоиетрли Новоодесского р-на Николаевской области [231, с. 24—25]. А вокруг раннекгпгакомсеаш к. 2 хут. Кременчук на левом берегу нижнего течения Южного Буга был вырыт •-— >* частный ров. Этот курган—один из наиболее выразительных и интересных в Ек— периода средней бронзы [1037, с. 153—159, табл. С V ].

Сооружение к. 2 началось с рытьяуказанногорва, составленногоиз 7+1 се*'«,*в| с наибольшим разрывом в юго-западной части. Первый от разрыва к югу сектср использован для детского позднеямного захоронения, остальные 7 Оказались " - ."Ш Данный ров сопоставим со рвами ямных курганов 12-1 к/г Аккермень и II у Богэ«*^ первый из этих аналогов близок наличием подобия кромлеха внутри прерывистог; ^ а второй — его 8-частностью. Затем внутри рва были совершены раннекатакомб -ья ч

3 и п. 6. После засыпки могил и, отчасти, рва приступили к строительству мжівщ сооружений. Их начала «выкладка, в плане напоминающая мальтийский крест - —ві входной ямой п. 6; одновременно из земли и камней был сооружён холмик «* центральным п. 3. В них покоились останки взрослого и ребёнка. У синхронноп^ -озднеямного п. 5 у разрыва была сделана наброска из мелких камней, от которой, эероятно. и начали строительство кромлеха. Еёсделали центром Х-образной конструкции, -эстично перекрывшей разрыв во рву. А в противоположном направлении была выложена луга из двух рядов, сливающихся в один между крестообразным алтарем и зставшейся частью разрыва. Таким образом, получилось довольно реалистическое изображение свернувшегося кольцом змия со стреловидной головой и раздвоенным гзыком-«жалом», а также заостренным хвостом. Нетрудно заметить его преемственность от змия к. 9—1 возле Усатово, располагавшегося в нескольких десятках километрах западнее от рассматриваемого к. 2 у Кременчукэ.

Три основных погребения к. 2 развили, быть может, выявленный в к. О—I образ .индоевропейского Триты. Но не исключено также присутствие мифологемы трёхшагов Зишну, основы которой выявлены в расположенных неподалёку Старогороженских органах. Два этих возможных направления трактовки кургана объединяются образом •Інлры—друга Вишну ивоспреемниказмиеборческоголодвигаТриты (1019, с. 72—73J. Образ Индры {‘Яарённого’<‘Яйценосного’>' Мужественного’) могли воплотитьвп. 5,

- 3. п. 6—показав тем самым путь его рождения и возмужания. В таком случае детское

- 5 в ѴШ сегменте рва могли символизировать VIII сына Адити — 'Мёртвое яйцо’ Чзртанду. а п. 3 — '(Живое) яйцо' Инару внутри зародыша новогоднего мироздания Залы; взрослое п. 6 под крестовидным жертвенником отождествлялось, возможно, с вооружённым ваджрой Инарой, готовым к сражению со змиевидным кромлехом —

Преградой’ Вритрой. В свою очередь, прерывистый ров мог означать расчленение тобежяённого Вритры... Расположивкурпш-святилшце наекдлистомберегу замерзаюшей зеки, его использовали, очевидно, для новогодних мистери й. О повторяемости ритуалов свидетельствуют ешё несколько курганчиков с 7-частными рвами, примыкавшие к ялиерассмотренномук. 2

Близкий по времени и культурной принадлежности аналог—тоже уникальный ■своёмроде—известен на Константиновскомплатопваг. Пятигорском Здесьвраннем :гверокавказском к. 1 «под земляной насыпью были обнаружены каменные яшики, единённые между собой перемычками из рваного камня, образуя в целом подобие сгомлеха-спирали» [475, с. 54, рис. 19:6]. Описание неточное. Наделе фигура сложней: ■» соединённых ящиков обрззѵют дугу, а 3 — вертикаль из её центра наружу; особая, технологически излишняя кладка S-образной конфигурации соединила основание вертикали с северной частью дуги. По-видимому, здесь представлены Луна с ийрзстаюдшм из неё древом жизни, корни которогообвивает змея. Это предположение ткгпвержаается находкой в одном из ящиков бронзовой молоточковидной булавки с «ээбражениями на стержне змей. Истоки данного образа обнаруживаются вернаментике ■ѵро-араксской керамики и в строении Кишпекского кургана [900], а также в Еснфигурации кромлехов рзннеямных п. 4 и п. 5 к. 1 у Волонтёровки [352, рис. 5].


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!