ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 97 страница



. В позднекатакомбный период строительство курганов несколько оживилось. D-части оно было стимулировано контактами с ссверокавказской культурой, исушествлявщимися преимущественно через Крым [542]. Об этом свидетельствуют Наличие здесь и первичных насыпей, и кромлехов вокруг захоронений ингульского ркпз [542, с. 112; 689, с. 59]].

Характерные дляСеверного Кавказареповидные формы и очковидная орнамента, а для Крыма—кнопочные налепы,—обнаружены в керамическом комплексе к. в урочище Чёрная Долина (между Перекопом, единственным сухопутным выходом

из Крыма, и Каховской переправой через Нижний Днепр), что позволяет отнеста к кавказским влияниям уникальную позднекатакомбную досыпку этого кургана [К 't- рис 65—66; 14), рис. 3,15—16]. Её округлые очертания были нарушены выемкой. правяенной к центру от юго-западной полы. Влоль выемки вырыли два параллель; 5ъе рва. продолжив их выкндами. наэтой же оси у противоположной полы разместили окрѵг_-ж яму. Получилось подобие лабриса, а вместе с тем—подобие святилиш — обсерватор**- кѵрганов у Степанакерта и Ханлара [181, рис. 6,10]. Однако большая склонённость основной оси к югу и северу указывает на слежение не за Солнцем, а за Луной (125 =.

132— 134. 202—207] Культ первого обнаруживается в вышерассмотренном оокчв предварять основные захоронения ингульской культуры округлыми кенотофназ* насыпями из жёлтого лёсса. Что же касается рвов и выкидов к. La, то в качестве анал-сп» можно указать ешё (помимо курганов у Ханлара и Степанакерта) на каменные алло я прямоугольные ограды погребений позлнегопрелкавказскогоптана Сіпвропольшзіне 2ЧЦ, Наряду с северокавказскими влияниями, прослеживается возрождение мес--*** ірщдший. Наиболее выразительноесвилетельствоэтого—однотипные, соспецифичесші помещением клиньев (костяного и деревянного) во рту позднекатакомбные п '•і Ново-Филипповки и п 6 к 2 — у Сосновки, неподалёку от Каменной Могилы *с* Молочной [І27. с 36—37. 508. с. 111—114] Оба погребения раполагались запади кольцевых рвов вокруг основных ямных захоронений под каменными перекрыл'. Рвы здесь — древние и инокѵльтурные. но жрецы позлнекатакомбной культуры л* и использовали их в обряде. Развитие обряда обнаружено в однокулътурных п. 10і* г, к. 16 у с Целинное в Северном Крыму [366. с. 95—97. 100—103]. Эти погребен» типологически близкие как между собой, так предыдущей паре захоронений. — зш полагались по обеим сторонам выхода в западной части кольцевого рва поздне'О^я п. 25(')- Этот «ровяолі ое время стоял открытым», поэтому идеально вписанные г «а катакомбы отнюдь не «случайносовпали соствором рва» [366, с. 107], а были учышвв внушены в него у западного прохода; более того- ров могли вырыть специальна Я п. 10 и п II (однако, ввиду плохой фиксации раскопок, нельзя утверждать ни ни противоположного [366. рис. 13—15]). Выше, анализируя обряд двух -вШ указанных пар позднекатакомбных захоронений, я уже указал на схождение к» Л «антики с обра юм арийскоі о Варуны с его приверженностью западу, потѵсторс океанѵ и нскомѵ острову посередине его Такая характеристика вполне о'« • расположению п 2. п. б.п 10. п. 11 относительно вышеописанных рвов. Что же»-» забитости рта первых двух погребений (а отчасти и камней в двух вторых), т^ -fll просматривается не столько горестная судьба Васиштхи. отвергнутого Вару ной -^І [РВ VII 86.5—6; 88 4-7.89.2—4], сколько стремление воспрепятствовать древне -т-ш кому Кроносу пожиратьсобственныхдетей[405.с. 16—1.7] ..Суаяпоптелопшса.^ скорчеиности скелеюв и округлости катакомб, 4 указанных погребеішя отнхпв фи» іа.іу позанекатакомбного периода

Особенностью сіронтельства ку'рганов этого периода было строительстве пен. предваряющих захоронения в них. По-видимому, это свойственно ие ' ля Нижнему ГІоднепровью [578. 5—7], так как наиболее выразительной из п сяучаевпрослсжен в к. 3 у с. Бурлацкого Великоновоселовского р-на Донецкой [70 L с. 238] Сооружение кургана началось здесьсо снятия почвы с обширной г площадки. Южнее её была вырьтта катакомба основного ингульского п. 4,. мате; • ■ выкидом из которой заполнили выемку. покрыв её затем снятой почвой Потоѵ

это было перекрыто первичной насыпью. Её поверхность покрыли жёлтым выкидом из следующегооянокѵльтурного п. 3. устроенного за пределами западной полый перекрытого досыпкой первичной насыпи.

Подобное «очищение места» и уподобление его «прецеподней—небу» прослежено под шумерским «Овальным .храмом» XX V II—XXI V в. до н. э. в Хафадже. строительству которого предшествовал котлован глубиной до 4,6 м, засыпанный затем привозным чистым песком [444, с. 108—109]- В качестве другого примера можно указать на некоторые могильники Англин, устраивавшиеся на дне котлованов, которые потом засыпались [L054, с. 34—35. рис. 26:d]... Если выемка под к. 3 символизировала потусторонний, а насыпь накануне досыпки—небесный, солнечный мир, то катакомбы ассоциировались с ночным звёздным небом. Об этом свидетельствует 6-угольное (зодиакальное) оформление п.х входных ям [701. с. 239—248]. Подтверждением тому служат опрокинутые чаши с крестообразной орнаментацией тулова и дна. а также положение покойников ничком, с отчленёнными и покрытыми масками головами «небесами». Наличие в каждой из камер по 3+1 выполненных охрою стоп, а также I+1 (+1 топор) и 1 +5 брасманов-егрекал указывает на сопряжённостьс обрядом Вишну. Ешё вероятнее присутствие образа всеобъемлющего творца Пуруши — Атмана — Брахмана, символом которого как раз и считали 3+1 ступни (916. с. 72—73]. Этот вопрос был рассмотрен при анализе масок и стоп ингульских захоронений. Здесь подчеркнём лишь соответствие образа вышеозначенной семантике к. 3.

На фоне начавшегося в позднекатакомбный период возрождения курганного строительства не таким уж уникальным представляется святилище у Мсшочанска [651: 915. рис. 5]. Роза из 11—13 «валов» I этапа его сооружения обнаруживает традицию VIII—IX строительных горизонтов к. I Староселья, 12 дорог-лучей которого использовались, вероятно. и в катакомбное время. А сооружение II этапа напоминает букраний со светилом между рогами —.образ, известный по Ѵ|І горизонту к. 1. по комплексу позднеямных к. 1/2—IV у Кисличеватой. по позднекатакомбной досыпке к. Іа в ур. Чёрная Долина и др.

Непосредственным прототипом Молочанскогосвятилища-ІІ могла стать архитектура своеобразных курганов поздней преакавказской культуры, исследованных у с. Ореховка Петровского р-на Ставропольского края f29J. В связи с их «майкопскими» (новосвободненскими) истоками и подобием зиккуратам. интересна попытка исследователей Молочанскогосвятилиша связать его с тем и же зиккуратами Месопотамии, с почитанием «божества типа Тешуба-Юпитера — Долихтерна и т а.» [651. с. 82]. Сопоставление с этими мифологическими образами обусловлено наличием на выходе из святилиша каменной стелы в виде гигантского топора. Не менее правомерным, нежели с зиккуратами, представляется мне сопоставление с букраниевидными жертвенниками анатолийского Бейджесултана-ХѴІ [911. рис. 40]

и,      особенно, с тол осами Микен.

Сопоставление последних с позднекатакомбными (ингѵльскими) могильниками Нижнего Поднепровья и прилегающих областей становится особенно перспективным с обнаружением у Балаклавы <Южный Крым) катакомб, каждая из которых была окружена расположенными близко друг к другу кромлехами, не перекрывавшимися впоследствии насыпью. При этом обычай закрывать лаз плитой, а шели замазывать зеленоватой глиной обнаруживает влияние гробниц кеми-обинской культуры [689, с. 59]. С другой стороны, в Микенах обнаруживаются отдалённые соответствия как

Балаклавскому могильнику и Молоканскому святилищу, так и к. 2 возле Кременчука. Ведь в Микенских толосах, помимо всевозможных букраниев, лабрисов, кромлеха к склепов, есть и змиевидные символы, на которые еще не обращено должное внимание, между тем эти символы проступают не только в орнаментике, но и вархитектуре. Таковс совершенноне обоснованное с технологической точки зрения спиралевидное завершение купола одной из шахтных гробниц [1057, табл. 151], такова змиевидная сиена, отделяющая гробницы кольцевого могильника А от незанятого ими пространства [ [05". рис. 22]. Не сказалась ли в этих случаях традиция основного, змиеборческого мифэ Ригведы? И не изгибы ли Вритры символизировали меандры «валов» Молочанского святилиша? Думается, дальнейшее накопление и осмысление фактов позволит утвердительно ответить на эти вопросы. И тогда намного понятнее станут истоки родства между змиеборцами Индрой и Зевсом, «хотя имена их неродственны» и Зевс в этом отношении ближе Дьяусу, отцу(?) Индры [1019. с. 66.70,200].

Подобно рубежу позднеямного и ранне катакомбного периодов, рубеж поздне- катакомбного и раннесрубного периодов < около 1710 г. до н. э.) тоже ознаменовался парадомпланет, сопутствовавшими ему катастрофами, миграционными явижениями. а также сменой главенствующих в зодиаке созвездий — Тельиа на Овна [911, с.. 232- 335; 713]. При рассмотрении чаш ингульской культуры мы убедились, насколько глубоко отразились эти перемены в мифотворчестве, в духовной культуре. А вслед за культами жреиов-звездочётов коренным образом изменился и погребальный обрял. в том числе архитектура и семантика курганов. Впрочем, во всех случаях сохранялась преемственность—подчас трудноуловимая, завуалированная куда более выраженными новациями.

Один из наиболее выразительных случаев преемственности семантики обряде* позднекатакомбного и раннесрубного периодов прослежен в Долгой Могиле или к.

4 у с. Терны Павлоградского р-на Днепропетровской области [331, с. 12—16, рис 1,3.5]. В камере п. 6 была изображены пара стоп — соотнесённых, очевидно, с парой погребенных и двумя частями составного колеса, которыми был закрыт лаз. При этом столы, выход и вся катакомба были обращены к закату зимнего солнш. Туда же сориентировали 8-образный курган с признаками стопы, сооруженный уже с раннесрубный период. Не исключено, что семантика стопы была сопряжена хотя бы с некоторыми из «8-образных» курганов этого времени, однако доказать это удалось лишь для Скворцовского кургана [975, с. 147—149, рис. 19]. на котором остановимся ниже.

С возрождением в раннесрубный период курганного строительства произошло обновление лежаших в его основе мандал: прямоугольника и круга. Нередко видно их сочетание, особенно в конфигурациях могилы {ямы, ящика, сруба) и каменной ограды андроновской культуры Средней Азии и Юго-Западной Сибири [401, с. S'- рис. 21 —24]. Аналогичные сочетания встречаются и в Доно-Днспровском межлуречьи [771, рис. 2,6; 281, рис. 33:1; 439], что служит одним из признаков взаимосвязей указанных регионов в срубное время. Сочетание прямоугольника и круга удаётсв зафиксировать иногда даже в земляных сооружениях: например, в обкопанной прямоугольной плошадке и округлой насыпи основного п. 3 кургана у ст. Пальмира Черкасской области [596].

Другим «примером осмысления гробницы в виде модели мироздания, состоящей из квадрата и круга с общим центром» могут служить основное п. 1 и его первичная насыпьвк. 2 труппы Долгой Могилы у с. Терны [331, с. 25]. Перекрытая пятью плахами могила 1 оказалась кенотафом. После сооружения насыли был вырыт ров в виде вытянутогопрямоуголъника, и г. 1 оказалось в егоиентре. У первичной круглой насыпи п. I ров несколько сузили и наделили по бокам двумя выступами-* руками»; «головой» же антропоморфной фигуры сталоп. 2 [331, с. 9, рис. 2:1 ]. Надо полагать, что эта фигура была беременна 5-ю месяцами осенне-зимнего полугодия {по числу плах на перекрытии кенотафа I в её «чреве»), а также потусторонним солнцем-Савитаром, поскольку не только замыкала со стороны заката зимнего солнца цепочку из продолговатых, вытянутых к восходу летнего солнца к. 1—к. 4, но и была ориентирована головой на юго-запад. А покойник должен был, очевидно, «выиграть (весеннее) солнце»: ка это указывают найденные при нём 1 +6 астрагалов и двухчастное приспособление для игры в кости.

Небезынтересно, что рое к. 2 перекрыт был овальной насыпью. Таким образом, здесь фиксируется преемственность мандал — ог квадрата-круга п. I и его насыпи к прямоугольнику-овалу рва п. 2 и его досыпки. Аналогичнвя картина обнаруживается в кургане-святилище у с. Сусанино в Западном Крыму [593] и ар. Первая из мандал

- традиционная, она сложилась в данной (и не только) курганной группе ещё в позднеямный период (и раньше). Таковы основы к. 1 и двух самостоятельных насыпей под к. 4; важно, что в последних двух основные могилы, как и в раннесрубном к. 2, оказались кенотафами. Причины перехода ко второй манаале, характерной для срубного времени нижнеднепровского ареала, будут выяснены ниже. А здесь рассмотрим тот факт, что северо-восточный, «летний» коней цепочки к. 1 —к. 4 оказался замкнут к. 3, обнаруживающим преемственность отпротивоположного «зимнего» к. 2 [331, с. 10-12, рис. 1:1, 2:6].

Под овальной насыпью к. 3 оказался овальный жеров. В отличие отпрямоугольного рва предыдущего к. 2, он был разомкнут — на 9 секторов (соответствующих, вероятно, продолжительности беременности, количеству месяцев благопри ятныч сезонов. «небесным сферам» или «шагам возносящейся души» и т. п.). В расположении секторов относительно насыпи и сторонсвета явственна числовая закономерность'. 1, наибольший сектор вдоль северо-восточного края, 2 — вдоль противоположного юго-западного; 2 вдоль северо-западной стороны, 4 наименьших—влольюго-восточной. Надо полагать, что эта комбинации были каким-то образом связаны с набором из (і+6)+(1+І) предметов для игры в кости из п. 2 противолежащего к. 2. Центр к. 3 тоже был отмечен символом Солнца, ноне закатного (как в кенотафе 1 к. 2), а восходящего. С этой целью над головой или черепом телёнка насыпали земляной жертвенник, а на нём разложили костёр. Закономерно, что северо-восточнее (в сторону восхода летнего солнца) положили голову или череп взрослой коровы, а рядом (но уже к закату) — лошади. Коровьей шкурой (головой к костру, ногами по углам) накрыли сруб основного п. 3. Располагаясь — как и впущенное затем п. 2 — у прохода возле юго- западной полы, оно представлялось, вероятно, жертвоприношением закатному зимнему солнцу и должно было (как и обращённое туда же к. 4, к. 1. к. 2) содействовать преодолению этим солнцем потусторонних сил, наступлению весенних рассветов.

Вышеотмеченная связь костей и рва находит неожиданное подтверждение в срубном к. 16 у с. Виноградное Токмакского р-на Запорожской области: в его заполне-

нии найден наконечник землеройногоорудия, изготовленный избеаренной кости человека. немаловажно, что погребение было устроено за пределами рва (584. с. 10-1Г Довольно выразительные соответствия к. 2 и к. 3 группы Дол гой Могилы обнаружены между С и ваш ом и Днепром — в к. 1 б возле ѵр Чёрная Долина и в основе Смоловской Могилы у с Новоннколаевка Новотроицкого р-на Херсонской области Первичная насыпь к. 16 [1038. рис. 67:957, с. 29J была круглой и сочеталась ; подквадр.тгным кенотафом{‘'>. а также подпрямоугольныМіі котлованами поя северной и южной полой. Немного восточней последнего была вырыта квадратная могила «сс срѵбом) п 3, а ешс восточнее и к западу от неё — І+(2+2) прямоугольных котлована. Все это было перекрыто затем антропоморфной досыпкой —с выделенными (как у рк к. 2 возле Долгоіі Могилы) рѵками. обращённой головой ка восток {к восходам солниі в периоды равнолснствнй). кенотаф и первичная насыпь здесь тоже оказались -s: чреве* Немаловажно, перекрытое антропоморфной лосыпкой п. 3 оказалось в облаем ес сердца, а впѵшеиное затем n. I — между ног. у прохода между двумя парами котлованов. Последняя досыпка — нал п. I — имела овальные очертания. Две дуги и? желтого лёсса, взятого из котлована вдоль южной полы досыпки и покрывшие «с западную и восточную полы, придали внешности курпшэ семантику расколотого надвое 'Золотого зародыша' Хираньягарбхи Если такая трактовка верна, тогда антропоморфную фигуру внутри этого Праяйца следует понимать как *Отш сушестг Праджапати. а все котлованы — как эманации Праокеана или ‘Вязкой бездны* Ca.ui- лама. Такую же трактовку можно предположить теперь и для к 2 группы Долге»' Могилы И можно предположить, что вышеуказанная смена квадрзтно-кругдь:* мзндал на манлалы прямоугольно-овальные отвечала распространявшейся мифологеме о рождении 'Отца существ' из ‘Золотого зародыша’: символикой последнего можно объяснить и столь характерные для дл инных кѵрганов срубной и сабатиновсксй культур лёссовые <крепияы»

В основе Смоловской Могилы выявлены две обращенные {на север и юг) головами діч-г к другу антропоморфные фигѵры — с тру иосожжениями «во чревах* отгороженных от ног луіовшшымн ровиками [975. рис. 20]. Надо полагать, что ѵі~ персонификация молодой и старой Луны: обнаруживается также некоторое счодстэ: с половинами Хираньягарбхи предыдущего кургана. На конструкции и семантике третьей, объединяющей насыпи Смоловской Могилы.остановимся ниже.

Символика возрождения погребённых—столь явственная в вышсрассмотреннк» ряннесрубнык курганах — обнаруживается и в к. 4 у с. Политотдельское в Нижнем Заволжье [727. с. 237—238. 242—243. 246. рис. 14]. Она выражена в лонообразнс* конфигурации разомкнутого рва, обращенного углом в направлении летнего солнш. По мнению К Ф-Смирнова, внутри этогорва располагалась круглая первичная насыпь, перекрытая затем овальными досылками, которые были оконтурены рвам* соответствующих очертаний. — последовательность, знакомая уже нам по курганам Нижнего Поднепровья. К сожалению, к 4 остался недокопан. профиля его неопубликованы. аопределенис культурной принадлежности древнейшихпогребенк* сомнительно. Так, основное безинвентарное п. 26 могло относиться не только *. ямной. но также к полтавки некой и даже срубной культуре. Его меловая посыпкз. интенсивная окраска ног охрой и. главное, положение их ромбом несвойственна срубной культуре, но все же встречаются не только в Поволжье, но даже и * Поднепровье [819, с.48, 981, с. 30] В данном случае указанное положение ног о.

16, равно как и помещение кистей рук на тазе могло быть обусловлено вышеотме- ченной, отражённой ровиком идеей возрождения.

Сходная идея, но с акцентированием мужского начала, прослеживается в срубньіх курганах фаллических очертаний 1450, рис. 1; 975. с. 74—76. рис. 8]. Наиболее выразительный из них к. I у с. Малая Белозерка Васильевского р-на Запорожской области рассмотрен выше при выяснении семантики трупосожжений. Такие курганы позволяют углубиться в семантику «длинных ку рганов», разработать обнаруженное выше схождение их с образом арийского ‘Золотого зародыша’ Хиранья гарбхи.

Удивительно, что посвятив несколько страниц описанию длинных курганов ямного времени, И.Ф. Ковалёва [323, с. 21, 26—32] осталась приверженцем постулата В.В.Отрошенко [5“6; 578] об исключительной принадлежности таковых сабатиновской культуре. Если даже согласиться, что последние были обусловлены «идеологическими представлениями и. в первую очередь, формирующимся этническим самосознанием, побуждавшим искать связь с предшествующими поколениями» и соединять, в соответствии с такими поисками, близлежащие курганы, то зачем же оіраничивать смысл аналогичных сооружений предшествующих периодов «стремлением к симметрии» <тем более, что при этом создавал и. по определениям самой же И.Ф. Ковалёвой, и антропоморфные, и букраниевидные, и др. заведомо «идеологизированные» курганы)? Здесь, очевидно, одна из тех досадных ситуаций, когда научная, возведенная в ранг теории, традиция начинает игнорировать факты.

А они таковы. Продолговатые сооружения в виде домов мёртвых бытовали ешё наддокурганными могильниками мариупольского типа, — отсюда они перешли и в курганы. Такой персходпрослеживается и в культуре всронковидныхкубков Пентральной Европы [707, с. 123], и вовхчьной насыпи нал шалашом основного, среднестоговского п. 19 к. 1 у Староселья [949, рис. 2] «Длинной» следует признать и первичную насыпь позднетрипольского и. 5 к. 3 Каменского курганного поля над долинами рек Каменка и Базавлѵк; отбыла ограничена стрелообразной каменной оградой 12x6,5 м и перекрыта затем овальной досыпкой [34. с. 4—6, рис. 1]. Оконтуриваемые иногда рвами и кромлехами. «длинные курганы» бытуют и далее [4, рис. 1; 504. рис. 1] Распространение их а западном ареале срубной и в сабатиновской культуре было подготовлено цепочками сливающихся насыпей позднеямного периода [877. с. 63—64, рис. 27:1], аллеями [29, с. 46] и дорогами [651, с. S2—S3] курганов И святилищ позднекатакомбного периода.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!