ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 99 страница



— это всё атрибуты Матаришвана, в определённом смысле двойника Индры [294, с. 147—155]. В таком случае змиевидный ров — символ Асуры, у которого Матаришван похишаетАгни-’Огонь’.

Змиеборческие мифы с участием Индры прослежены дважды: в отчасти рассмотренной вышеСмоловской Могиле неподалёку от Чаплинского кургана и в к. 12 у с. Кайры Горностаевского р-на той же Херсонской области.

После двух трупосожжений под двумя антропоморфными курганчиками, между ними было совершено труТтоположение, снабжённое глиняным горшком и бронзовым ножом. Затем начали строить объединительную насыпь, ставшую впоследствии Смоловской Могилой. Чернозёмной насьгпи придали очертания головыбыка-Тельца, во лбу и на морде которого изобразили жёлтым лёссом фигуры змия и рыбы. Раскрытая пасть первого и обращённая к ней голова второй, а также календарная значимость букраниевидной насыпи-Тельца не остааляют сомнений в основе мифологического сюжета: летний зной-змий намеревался поглоіитьвесеннюю-влагу-рыбу. Помещение покойника перед пастью указывает на его жертвенность и противостояние зною; герой вполне сопоставим с Индрой, побеждающим змиевидногодемона-асуру засухи Щушну [1019, с. 91; 960, с. 53-54, рис. 8].

К. 12 возле Каир сооружён позже всех вышерассмотренных, он относится к белозерской культуре позянесрубного периода. Тем не менее внём наиболее отчётливо отражён основной миф Ригведы [968; 975, с. 137—138; 983, с. 80-82]. Памятник рассмотрен нами при анализе человеческих жертвоприношений, которые открывали 6 из II рядов 60 погребений (грунтового могильника, перекрытого, вероятно, общим уплощенным возвращением). После совершения первых захоронений последовало рытьётрёхрвов—в виде человека, змияи размещённого между ними круга. I, восточный

ров повторил обычное положение скорченных покойников бронзового века; как и большинство погребенных могильника, он был представлен на правом бокѴ. но голове;' к закату летнего, л не зимнего солнш И. западный ров был ориентирован г противоположном направлении—на восход зимнего солнш; ромбические очертанл; зші» подчеркнули, вероятно, егосвязь с плодоносящими хтоническими силами земд;» Особенностью III рва в виде разомкнутого круга явилась концентрация возле не- - жертвоприношений и детских захоронений. Довольно очевидно отражение в эіичрвл.- образов Индры. Врнтры и Валы Сюжет, казалось бы. далекий от подсознания с егг архетипами Однако наличие человеческих жертв с извлеченным костным мозгом, в виде голов и обезглавленных останков хорошосогласуегся с обнаружением Ф.Б.Я Кеплером [294, с. 112—146] именно в этом мифе выхода в подсознание.

Здесь необходимо отметить, что змее- и букраниевидные конструкции кургане* срубного времени ешё не привлекли должного внимания исследователей: в лучше ѵ случае они покалишь фиксируются, но, за исключением вышерассмотренных, даже не определяются [580, с. 14, рис. 7; 591. с. 51—53, рис. 24. 25. с 106—108. рис I I]. Геѵ не менее, упоминая «курганы с усами* Нижнего Заволжья срубного времен)* И В.Синицын отмстил, в них «кѵльт быка и змеи» [717. с 15S. рис 23]. Межлѵ тем окружности на концах «усов» делают их непохожими на бычьи рога, а отсутетві^ извилитости—на змей В совокупности с большой окружностью основной насыпи эти специфические конструкции восточного ареала срѵбнои и т п культур более сопоставимые «тремя шагами Вишну» Их семантику несколько проясняют мегалитические (нередко в сочетании с валами и рвами) сооружения Сардинии и Британии. г.эе встречаются извилистые «усы» и подобия антропоморфности [] 044, рис. 19,73.105-» рис. 463] А суть семантики раскрывают материалы к 7/7а у с Кичкас в районе днепровских Пороіов. раскопанного в 1929 г. под руководством В.А.Гринченко.

На первый взгляд этот комплекс из авуч объединённых перемычкой кургане* напоминает к. I /4 у Староселья Но каменные конструкции здесь намного сл ожней. 2 основная ось (восток — запад) связана с периодами равноденствий. В. А. Гринченкс усмотрел в каменной аллее «вполне реальное значение», а именно* «связь между умершими» и погребёнными вобоих курганах. По типологии сосуда из каменного яшіос» посредине аллеи, она была отнесена И Н.Шарафутлиновой ксабатиновской культ ѵрс в то время как кро.млечи в насыпях, по научной традиции. — к энеолиту [932. с. 69—

С учётом типологии, обшей конфигурации комплекса и. главное, зафиксированных элементовегостратиграфии правильной представляется позиция В В Отрошенко [5^1 с. 13—14]. отнесшего к срубномѵ времени все или основную часть каменных сооружений.

На опубликованном плане и разрезах кургана несомненны: насыпп к. 7. к. 7а. к. 10, лежащие на одной оси запад — восток и сопряжённые со сложными каменными конструкциями: в основе этих конструкций — мандалы в виде круга с квадратом посередине; наиболее западный к. 7 соединён с наибольшим центральным к. 7аземлянсё перемычкой с каменной аллеей внутри. Суая по профилю А, перемычка была также между к. 7а и наименьшим, наиболее восточным к. 10 [932. рис. 23]. В общем получаете* разновидность «кургана с усами»—не обычной дуговидной, а вытянутой планировки

Мандала западного к. 7 с юга и севера заключена была в дуги, знакомьте уже нам по «раскалыванию» 'Золотого зародыша’ к. 16 у Че'рной Доз ины, Скворцовского кургана и др. При этом дуговидный «зародыш» — свободное от камней пространство между кругом и квадратом внутри негоможно трактовать как змею. Предположение хорошо согласуется с конфигурацией двух рядов аллеи, отходящих от вышеуказанных дуг и немного не достигающих мандалы центрального к. 7а. Северный ряд прямой, южный —извилистый; оба раздваиваются на восточном конце, придавая рядам камней сходство со змеями — с закрытой и раскрытой пастью. Это облегчает трактовку наиболее сложной мандалы к. 7а, которая, к тому же. отчасти сопоставима с конфигурацией змия к. 2 у Кременчука (см. выше). Круглая часть мандал ы представляет собой, очевидно, 2 сплетённые головами (борющиеся?) змеи, чтосоответствуйдвум вышерассмотренным лугам к. 7 и змеям ачлеи. Змеи к. /а окружали какую-то отраду с подпрямоугольной вымосткой (центральным алтарём?). Отдельные и сочетающиеся камни ане змей можно считать визирами на календарно детерминированные восходы-закаты Солнш и Луны; наиболее выразительны в этом отношении 2 и 3 вертикально установленные плиты, обращённые к восходу летнего и закату зимнего солнца. Наконец, мандала наиболее малого и восточного к. 10 представляла собой уменьшенное воспроизведение двух предыдущих, особенно их к. 7, символизируя, быть может, «сворачивание змей» в новый «зародыш».

Календарные основы семантики Кичкасского кургана вполне очевидны в его центральной оси, направленной от заката к восходу солнца в периоды весеннего и осеннего равноденствий. Более сложные ориентиры, как сказано выше, обнаруживаются встроении центральной и прочих мандал. А в центре аллеи зафиксировано сооружение, содержащее указания к мифологической интерпретации календаря. Я имею ввиду небольшой 7-угольный ящик из 16 плит, с сосудом и 36 камешками внутри. В.В.Отрощенко убедительно трактует его как вместилище основания жертвенного столба; вышеприведенные числа указывают на его связи с годовым циклом, с почитанием лунной недели и, быть может, месяцев благоприятного полугодия, а также с (выходящим из 'Золотого зародыша’) ’Отиом существ’ Праджапаги. символом космического года которого считалось число 16+1 [711, с. 93,150].

Горшок в ящике сопоставим с арийским сосудом рага с произрастающим из него мировым древом [294, с. 156]. Учитывая змеевидностъ ограничивающих рядов аллей и дуги соприкасающейся с ними мандалы к. 7, весь этот комплекс можно сопоставить с вышерассмотренным кѵ 1 наКонетантиновской плато у Пятигорска [475, с. 54. рис. 19:6]. Вспомним, что его каменные сооружения представляли собой древо с обвитым змеёй основанием, вырастающее из (растущей?) Луны. Другим аналогом можно считать весьма специфические элементы декора Фёдоровского'и некоторых других идолов позднеямного периода [563, рис. 23:2,9,10]. А.Б.Супруненковполне резонно определил эти элементы как «древо жизни... вдоль продольной оси стелы» и позвоночникаидола, произрастающее из «дугообразного углубления выше ягодичной области человека» [751, с. 32, рис. 38:3]. Кэтому следуетприсовокупить изображения пары стоп над дугой и корнями дерева, 7 точек напоясе поастопами, 21 и 16 ветвей арева. Это уже знакомые нам отражения архетипа простирания, лунной недели и космических годов — Праджалати и Солнца [711, с. 93,1501-

Последний аналог заставляет по-новому подойти к трактовке сооружений у Пятигорска и Кичкаса, перевести их из плоскости природной в плоскость человеческой космографии. В этом нам помоіут подобные изыскания Ф.Б.Я.Кёйпера, основанные на анализе основного мифа Ригведы и других ведических текстов [294, с. 112—146].

При таком подходе змеевидные конструкции в иентре к. 1 у Пятигорска и к. 1 > Кичкаса сопоставимы с Кундалики. обитаюшей — согласно йогическому учению—і крестце человека. Поднимаясь затем вдоль позвоночника, она преобразуется в дж «вены» — Гіикгалу и Иду. вполне сопоставимые с вышерассмотренными рядами аллея между к. 7 и к. 7а. В своём стремлении ввысь Пикгала и Ида проходят 7 чакр-’колез [364, с. 37—38; 1091, с. 31—34], отчасти сопоставимых с остальными каменньов конструкциями Кичкасского кургана. Мандала западного к. 7 с её соответствиям ‘Золотело' зародышу* может быть соотнесена с «земной мандаяой» и I—II чакрами оргаж* воспроизводства и живота; ящикистол6~с III и IV чакрами грудины и сердца, макни центрального к. 7а с её сплетёнными змеями и календарём - с V—VI чакрами горла* «третьего глаза мудрости» посреди лба; мандала восточного к. Ю — с VII чакрой- располагающейся над головой и ведающей связью микро- с макрокосмосом. Эта связь простирается к полюсам: с одной стороны, пренатальной ил*л эмбриональной памп* (формирующейся вместе соспинным мозгом, а затемс глубинными отделами головного мозга), а с другой — космических тонких энергий или полей. При этом валы, аллеи к др. «длинные* сооружения отражали, по-видимому, архетип канала позвоночник с паутинкоподобной читрини внутри, служащей каналом для брахманади с «потокші жизни»), выводящий, быть может, в «туннель», по которому душа умирающего <»ілж. более ясно, «остаточное биополе») уходит в вечность и бесконечность Вселенной [364. с. 8—9,37; 182, с. 22-28].

Встаёт вопрос: это логическое чтение только лишь отразилось в «длинных каганах» или же они, вевою очередь, становились «конденсаторами и трансформатора* душ»? Оставим решение данного—необычайно актуального! — вопроса будущим поколениям исследователей. Им понадобится иная методологиядаи другая—естестве гуманитарная—наука, основыкоторойедванамеченыВ.И.ВернадскимиЛ.Н.Гумияёвьи, Сейчас же мы можем лишь констатировать, что активизация подсознания и массой* «удлинение» курганов относятся к промежутку между великими парадами планет 1*8® и 1178 г. до н. э. В этот период около 1580—1460 и 1450—1400 гг. до н. э. произошш грандиозные извержения, землетрясения и потопы, стимулировавшие миграции 4» частности, ариев в Индию — из Азово-Черноморских степей) и мифотворчество fl греков, например, о Девкалионовом потопе) [911, с 177,190—192. 335].

В позднесрубный период строительство курганов свернулось — вплоть ш скифского времени. При этом всабатиновской культуре оно какбы компенсировало» развёртыванием строительства поселений. Тем не менее курганы продолжали строив и носители белозерской культуры. Некоторые из их сооружений сохраняли бы* величие и сложность семантики. Сошлёмся на два памятника: к 1/3 с. Баилансш* Татарбукарского р-на Одесской области и вышерассмотренный к. 12 у с. Каиры-

К. 1 и к. 3 Баштановки напоминали к. 1 и к. 4 у Староселья, к. 7 и к. 7а Кичоа идр.: они были соединены земляной перемычкой с каменной аллеей внутри. В данги* случае «в той части, где выкладка подходила к кургану 3, её контуры напоминали чааі антропоморфной фигуры («голову», «плечевые выступы»)» [995, с. 71, рис- 53ft Последующие раскопки показали, что к. 3 сооружённад Белозерским захоронением П*. с. 127—128, рис. 37:1]. Х-образные очертания могилы заставляют вспомнить женсади фигуру с лабрисом над головой, изображённую на стеле из к. 3—1 возле Усагпв» Культурно-хронологический разрыв между этими курганами можно в какой-то заполнить антропозооморфными рвами под кенотафными К-14 и к. 15 у ЖёлтогоЯр [748, с. 30—31]. Если принять версию В. Н.Даниленко об изображении на стеле к. 3—I пра-Атремиды [189, с. 221 [, то нельзя исключить, что в к. 1/3 представлена тавро-эллинская Дева-Ифигения — служительница, а то и воплощение Артемиды [147, с. 553, 562, 566].

К. 12 у Каир с необычайно близким соответствием основному мифу Ригведы рассмотрен уже довольно подробно. Здесь выделим два обстоятельства. Во-первых, в данном случае этот миф указывает индоарийскую принадлежность киммерийцев

і «Белозерцев»), создавших к. 12. Во-вторых, его традиции прослежены в местных курганах скифов-ираниев, причём наряду с элементами эллинской легенды о происхождении скифов [Геродот. История IV. 8—10; 968, с. 102—104]. Последнее обстоятельство указывает на семантическую, а не только лишь типологическую преемственность скифских курганов от предшествующих, уходящих в индоиранское (арийское) и даже индоевропейское прошлое.

Это хорошо прослеживается в расположении и строении одного из грандиознейших скифских курганов—в Чертомлыке. Его заложили в 50 м к восходу летнего солнца от кургана срубного времени Долгая Могила. При этом в начале строительства, на северном склоне соседнего ингульско-срубного кургана, головой К его вершине был уложен один из жертвенных коней, которого перекрыли вместе с курганом насыпью строящегося Чертомлыка. «Сооружая большие курганы у длинных, скифы отдавали лань уважения древним традициям, считая себя, возможно, законными продолжателями их», — справедливо отметил по данному поводу и с учетом подобных случаев В.В.Отрошенко [587, с. 324]. Ему вторит В- В.Цимиданов, обращая внимание на сходство погребального обряда раннесрубного к предскифского времени, тогда как в позднесрубный период оно значительно уменьшается. Можно согласиться, что указанное сходство в какой-то мере было обусловлено приоритетом скотоводческого (а отличие—земледельческого) уклада, однако не еледует связывать с ним почитание девов (а асуров — почитание іемледельиами лозднесрубного периода) да ешё противопоставляя при этом разновременные, а в значительной мере и разиоэтничныё Ригведу и Авесту [871]. Следует обратить внимание на соответствующие усиление и ослабления {в раннесрубный и предскифский периоды) хозяйственно-общественных связей для укрепления которых возникала необходимость апеллирования к традициям, в том числе и к усиленному строительству курганов и святилиш.

Наиболее показательны в этом отношении основные скифские к. 2 Каирского и к. 1 Водоелавского курганного могильника. В их строении удалось проследить женские фигуры с символикой солнца и возрождения погребённых [968, с. 103—104; 975, с. 77]. Так' что уходящие в докурганные времена традиции святилиш- обсерваторий и Матери-Земли не прервались. Они сохранялись и у средневековых славян Восточной Европы [682, с. 213—223; 975, с. 32,77—82]. Весьма архаические черты обнаруживаются и в курганном погребальном обряде славян, описанном Ибн-Фадланом [340, с. 193—196].

4. Святилища и культовые места

Итак, курганы ариев и др. индоевропейских племен произошли от святилиш - обсерваторий-святил иш л ендье л ьског о типа, прежде всего. Но онн продолжала существовать и вместе с курганами, нередко сливаяеь с ними в единый обсерваторн-- святилише-погребальный комплекс. Выше мы рассмотрели много таких памятнике* Ниже будут рассмотрены лишь обособленные святилиша. Выделение таковых sc многом условно, к ним могут быть отнесены, возможно, и некоторые *г вышерассмотренных курганов (Лысый курган у пос. Багаевского на Нижнем Донѵ [ 1С*_ с. 215—231], к. 9 у пос. Григориополь МССР1715. с. 42—81, 121—131] и др.), в основе когорыхавторы исследований отметали «ограбленные* или «разрушенные» погребен»

— они могли быть и человеческими жертвоприношениями, вроде действительна зафиксированных в центре обсерватории-святилиша Фрибритц [1083, с. 186— IS"' Однако большинство подобных сомнительных случаев проверить уже невозможна.

Святилища, как средоточия духовной культуры, засдуживаютвнашей монография отдельной главы, но, ввиду ненадёжности источниковедческой базы, приходите ограничиваться разделом. Ведь лишь в последние десятилетия «широкие раскоп» опровергли мнение о том. что культовые строения встречаются чрезвычайно редко** что «практически на каждом поселении существовало специально отведенное места, строение или помещение, где происходили культовые церемонии* [67, с. 30], олкамг данных о рассма триваемых здесь культурах пока накоплено мало, и они фрагменхарнк. Нельзя, к сожалению, опираться и на самое изученное, самое очевидное извеехстегил святилиш — на Каменную Могилу. Сопоставление монографий М.Я.Рудинскотс я. В. Н. Даниленко [ 191; 678]. а также многочисленных публикаций Б. Д. Михайлова и личное ознакомление с этим выдающимся памятником убедили меняв том, что хжхл не завершены не то что осмысления, но и фиксации давно известных петроглифов, ж говоря уж о возможностях открытия новых, которые способны вносить существеншв корректировки в различные интерпретации.

Но сколь бы неполны и искажены ни были наши представления о Каменш# Могиле, начинать рассмотрение святилиш надо с неё Ибо это древнейшее • наиболее насыщенное из сохранившихся в Восточной Европе святилиш.

В. Н. Даниленко убедительно доказал, что этот естественный порог, затем остр*

и,      наконец, холм в пойме ньгне маловодной р. Молочной использовался для культ сд» целей уже в верхнем палеолите. Эта традиция продолжалась в мезолите, а послсяуісвшг возникновение неподалёку многослойного долговременного поселения Красная Га» не оставляет сомнений в том. что его жители «могли быть творцами неолитически* и неолитическо-раннебронзового комплексов изображений Каменной Могилы* [іЯ. с. 142]. Разделить эти комплекс трудно. Опираясь на приводившиеся выше аналепш из курганов, можно констатировать следующее.

Древнейшим из относящихся кпредисторическому времени комплексов маш* считать обнаруженную Б Д.Михайловым [511] пешеру № 54 «Артемиды* В сяоА интерпретации автор опирается на петроглифы в виде женщины, увенчанной рога* оленя и сопровождаемой 3 6ьвсами(?); здесь, крометого, найденынеясные изобрал і м

лругих обитателей потустороннего, земного и небесного миров, а также столообразное возвышение с 13 расписными чурннгаміі ( символизировавшими, скорее всего, месяцы лунного года). Исследователь отнёс святилише к раннему неолиту, но явственные аналогии с Артемидой і ио В. II.Даниленко) на стеле из позднетрипольского к. 3—1 возле Усатово позволяют отнести его к энеолиту и предположить соответствующую культурную принадлежность или хотя бы влияние (среднеднепровской Аратты, вероятной родины Артемиды, на ариев Нижнего Поднепровья).

Наилучше изученное, расположенное на вершине святилише «Грот быка»

• местонахождение N° 9 по М.Я.Рудинскому [678, с. 39—49]) использовалось уже магами палеолита [1191, рис. 17]. Оанако нейтральным святилишем Каменной Могилы оно сіало в раннем энеолите, в период формирования курганного обряда. Об этом неопровержимо свидетельствует аналогия главному его изображению, обнаруженная на I кромлехе Великоалександровского кургана и относящаяся к ближневосточному кругу посредством куро-араксской и майкопской культур 1966]. Она решила полувековую дискуссию о «мамонте или быке» в пользу последнего. Однако истоки этой же аналогии придали больший вес мнению о слонопободности изображения. Дело в том, что в Восточном Средиземноморье большое количество слонов водилось еше и в середине 11 тыс. до н. э. [707, с. 51]. Они не были здесь одомашнены, но их облик сказался на иконографии изображений быков восточносредиземноморского типа; они весьма отличны от восточноевропейских, трипольской культуры [966. рис. 3:


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!