ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 84 страница



8 к 2—11 к/г Шахаевская нар. Маныч «имела неправильную пятилепестковую форил- 1839. с. 40—43,67. рис 6]. напоминающую 4-колесную повозку с обращённым на кс*> восток дышлом. И действительно, в боковых нишах этой ямы были вкопаны колёса, посередине установлен кузов с двумя погребёнными, а в «дышле», продолженная камерой, был найден череп быка. т. е «тягла** могилы-повозки Стены Х-обрз--нЛ могилы раннесрубного п. 73 к. 2 у с. Ивановка Межевского р-на Днепропетровске области были обшиты деревом — и на четырёх уцелевших (из семи) плахах сьЛІ вырезаны изображения колёс: здесь же была установлена половинка и подлинная колеса [16. с 33; 584. с. 91

Заключая рассмотрение конфигурации могил Юго-Восточной Бвропы эн:?* энеолита и бронзы, необходимо остановиться на ящиках из камня и дерева

Первые гробницы в виде яшиков из каменных плит зафиксированы в Юпі Восточной Европе в позднейших захоронениях Мариупольского могильника [45- iq 68—73J. затем они становятся характерными для однокультурных погребечвЛ новоданиловского типа и встречаются в контактировавшем с ним н.и жнемихай локзілиі іипе. Оба типа, относясь ко «второй линии развития» энеолита Азово-ЧерноморсяИ степей [ 190. с. 8?— 106], обладали обширными связям и в пределах НиркумпонтисзаЁ зоны. Об этом наі лядносвидетельствуютбулайы из поздних захоронений Мариупольская могильника.—причём если крестовидные булавыизп. VIII и п. XXXI во второй полезш IV тыс. до н. э. получили уже широкое распространение в указанной зоне, то ве а* специфическая Ф-образная булава из п. XXIV явно тяготеет к Северной Месопота^ ]765. с. 316]. Печатью инвазии отмечено и появление яшиков: сначала в п. ХѴ*'« импортной булавой (и др.. но местным инвентарём) и скорченным на боку скелс~ая затем в более позднем п. XXI с таким же необычным для вытянутых захоронгаі

Мариупольского пт. п. могильников положением покойников, дополненным, ктому ш. кремацией и антропоморфной стелой (инвентарь здесь, правда, местный, и булава имещена стрелой)

В предылу шей главе, при анализе перечисленного инвентаря, был сделан вывод об отношении указанных погребений Мариупольского могильника к зарождению основного мифа индоарийской Ригведы; то же самое можно сказать и о древнейших захоронениях к. 1 возле Старогорожено, относящихся к новоданиловскому и даскнемихайловскому типам, а также к началамямной и кеми-обинской культур [926, с. 49— 115,978]. Во всех этих слѵчаях каменные яшики сопоставимы с Валой в виде скалы [РВ 1.62.3, Х.68.11. др.]. укрытия [Х.68.10] или ограды [L52.5], Особенно очевидно это ітя кемн-обинскич гробниц п. 28 а-б к. 1. окружённых змиевидным кромлехом — -Вритрой». Кстати, семантика вместил и ша новогоднего мироздания Валы ■рослеживается и в яме раннеямного п. 25 — грунтовой яме с деревянными столбиками по углам, но перекрытой каменной змиевидной стелой и заключённой

• голове змисвилного кромлеха п. 28 а-б

Из вышесказанного следует, что истоки каменных гробниц и их семантики следует ккатъ в горных или. по крайней мере, изобилующих камнем областях Циркумпонтийской юны. Это мог быть Кавказ, откуда плиточная конструкция гробниц ешё до появления тчьменов, посредством оставившего Нальчикский могильник племени, повлияла на конструкцию п. XXIV и п. ХХі Мариупольского могильника. Каменную, украшенную «слочкамн» гробницу п. 1 к. 7 у ст. Кубанской с сосудами бережновскоготипа [190, с. tS—69; 863, с 20] можно рассматривать как свидетельство контактов формирующихся жсми-обинской и ямных культур С другой стороны, дольменоподобное п 1 к. I у с. Константиновка на р Молочной, содержавшее сосуд, наконечники стрел и клевец позднемайкопской (доновосвободненской) культуры и предшествовавшее, вероятно, древнейшему в данной округе кеми-обинскому п. 14 к. I |—1к/г Аккерменъ [500. с 308; S66. рис. 3:546. с. 44—45]. указывает, что ареал формирования кемн-обинской культуры

■ её контактов с родственными культурами Кавказа распространялся от Прикубанья ло Поднепровья: таков же ареал формирования гробниц Юго-Восточной Европы

В низовьях Буго-Днепровского междуречья прослежено участие в формировании кгѵи-обинекой культуры Триполья. В к. 1 у с. Баратовка [226, с. 351 —352; 769. с. 11—12] выявлен типолого-сірптиірафический ряд захоронений в каменных ящиках, древнейшее яі которых(основное в кургане погребение многократного использования) сопоставимо с мегалитическими гробницами Центральной Европы [1081. табл. 578—579J. одно из последующих п. 17 содержалопцрустдтѵэтоксирезлиевскоготипа. а орнаментированный «шик п. 8 вполне типичен для развитой кеми-обинской культуры [966. рис. 3'4.9]. Что касается первого, да и орнаментики последнего, то им можно подобрать европейские аналоги [ 1081, табл.499; 1066]. П ричины подобных аналогов отчасти рассматривались при анализах святилища Григориопольского кургана, обозначений трепанации или «третьего глаза* на затылке Керносовского и др идолов, для которых были указаны соответствия не тол ько с арийскими Рудрой и Варуной, но также с латинским Янусом в германским Одином Такое схождение разноэтничных образов можно сопоставить с историческими преданиями о переселении неких «племён богини Дану», данайцев или же диев, среди которых была каста заклинателей Асов, тесносвязанных с Одином [220. с 125—126, 142; 250, с. 149—198]. Здесь за именем Дану — '(Изначального) потока’

- может скрываться мать змия Вритры [ РВ 1.32.9; II 1.30.8], впервые проявившегося в семантике кромлеха вокруг весьма древних кеми-обинских п. 2Sa и п. 286 к 1! Старогорожено [926, с. 99—115; 978]. При этом указания о переселении с югз я север Европы отвечают археологическим реалиям [707, с. 103—129]. Следя обратного движения, применительно к теме нашего исследования, немнс- Н пи более юго-восточная — на территории трипольской культуры — гробншя культуры шаровидных амфор обнаружена на р. Когильник Татарбунарского р-я Одесской области [742].

Статуэтки при детском п. 17 к. 1 у Баратовки оказались обычными при детски* погребениях трипольской культуры; связь их с идеей плодородия несомненна [24-4. t 66—67]. В этой связи следует понимать и семантику гробигаі тех кеми-обинск* курганов, которые имеют антропоморфные очертания Заключенная в таких гробнилл идея чрева и возрождения, присущая также кавказским дольменам [476. с. 212—Zj’ особенно очевидна вп. 7 Вел икоалексанцровского кургана и п. Зк. I у Староселья с. 49—50. рис. 1—2]. Показательно, что здесь же прослежено формирование кем* обинской культуры на основе контакта докуро-араксской и трипольской культур [<te с. 5~8]. Выше уже рассматривались росписи гробнии п. 3 и последовавшего за ннѵ> 4, а также символика досыпок над ними; к последнему вопросу мы еще вернемсяа следующей главе А здесь лишь укажем, что в основу росписей был положен луни* солнечный календарь — тщательно проработанный в п. 3, а в п 4 использованный! качестве фона для передачи мифологического сюжета о стражах годового ішклві миропорядка: в этих двух погребальных комплексах отразились индоарийские прел ставления обАдитъях [953. с. 39—40; 960, с. 50—51]. Располагаясь в центрах досыля в виде беременной женской фигуры и растущей луны, гробницы п. 3 п п 4 символизировали не столько чрево, сколько головой цикл и всё мирозланій завуалировавшие исконный образ Валы.

Появившись в постмариупольской культуре вследствие контактов с трипольск* и майкопско-новосвободненским культурными ареалами, деревянные ящики я получили столь широкого распространения [328, с. 67]

Каменные, а изредка и деревянные гробницы стали доминирующим элементе погребального обряда Юго-Восточной Европы лишь в кеми-обинской и лольменнЛ культурах, в иных они использовались спорадически. Не исключено, что крашЖ редкость инвентаря в кеми-обинских гробницах компенсировалась их орнаментика имевшей календарную направленность и призванной «воскрешать» погребёшв [195; 954; 960, с. 50, рис. 1—3]. Вместе с тем, в строении многих гробниц, особея дольменных. явственна символика дома — загробного жилиша, причём даже вав случаях, когда налицо также идея соития женского и мужского начал, т * возрождения погребённых. Такой дуализм — возвращения из царства мёртвья.1 пребывания в нём — весьма показателен- он — одно из свидетельств р>&* первобытнообщинных и раннеклассовых представлений с присущими ■ цикличностью и линейностью мировосприятий. Аналогичный дуализм присутствч и в «Похоронных гимнах» Ригведы: могила представляется и матерью-земдеІ принимающей покойника в своё лоно и защищающей от небытия, — и домаі «убежищем во веки веков» {РВ Х.18. 10—13]. а строяший покойнику этот .за владыка загробного царства Яма предстаёт и «собирателем людей», и отпускаюгди их же на белый свет [РВ. X.I4. 1,8]:

Соединись с ошами, соединись с Ямой,

С жертвоприношениями и (добрыми) деяниями, на высшем небе!

Оставив (там всё) греховное, снова

возвращайся домой!

Соединись с телом в шегушем состоянии?

Рассматриваемый дуализм достиг апогея в катакомбной культуре — мало того, что родственной дольменной культуре и совмещающей в своих могилах идеи утробы

■ кибитки, но и характеризующейся перезахоронениями и подхоронениями в ^итакомбы умерших, т. е. конкретизацией «пребывания и возвращения».

Следует остановиться на семантическом различии каменных и деревянных ■пиков. Их строители вряд ли бездумноотносилиськматериалу и, очевидно, ѵнитывали жчиость. стгггачностькалшяидиналіичность, тленность(ноіакжепогенцшовозрожзення) жрева. Эти различия уже рассматривались нами при анализе инвентаря и буду* еще рассматриваться при анализе подстилок и перекрытий могил. А в качестве наиболее тевидного примера учёта строителями семантики материала сошлюсь на гробницы Ьшшекского кургана [900]. Основная была сооружена из камня,—а при его изобилии ■данной округе странно выглядит сооружение второй гробнитты из дерева, еще более странны кучки булыжников над углами этого ящика. Ситуация проясняется при учёте кто обстоятельства, что деревянная гробница была помешена над серповидной шкладкой из камней, означавшей плывущую в ладье Луну. И. М. Чеченов вполне шравомерносравнивает эіу конструкцию с характерными для куро-араксской керамики изображениями челнов или сосудов в сочетании с растущим из них древом, а также шаками Солнца или Луны [411, с. 166—167, рис 44:25, 28, 31, 114,900, с. 28—29], но юсдовало бы еще сопоставить с этим древом гробнииу п. 2. Итак, деревянная гробница ■редставлялась в данном случае «древом жизни»; это весьма распространённое ■редставление бытует доныне, вкладываясь в обычаи катания новорожденного под деревом и подвязывания покойников к кроне [60, с. 245; 621, с. 15— 16]. изготовления Итооовв виде колод и обозначений умирания как «уйти в кокорье» и т. п. [ 114, с. 153]; ■о всех случаях за этим стоят уподобления покойника «древу жизни» (на которое действительно походит скелет, и этосходство отражено в этимологии ведийского skand

— hausi [670, с. 285]) и стремление к воскрешению (в том числе посредством человеческого жертвоприношения дереву, где в качестве жертвы мог выступать и ■скойник [854, с. 355—356]). Что же касается каменных гробниц, то, какбыло выяснено щзд рассмотрении семантики данного материала, они могли ассоциироваться с яйиом, аа.7ой и т.д.; такие же значения присуши и образу Валы [294, с. 157].

Интересный переход от использования дерева к использованию камня прослежен ЬВеяикоалександровском и Первом Старосельском курганах. При наличии кромлеха ^зплит, каменных обклалоки вымосток, куро-араксское п. 24и трипольское п. 23 были ^ре крыты деревом. Деревянная конструкция былаивголовной части антропоморфного Рфомлеха вокруг кеми-обинского п. 7, которое было наполовину перекрыто камнями, ■наполовину бревнами; конструктивная потребность такого перекрытия маловероятна рРбб, с. 8J. Последовавшая затем кеми-обинская гробница п. 3 к. I была полностью изготовлена изкамня, но зато орнаментирована «древами жизни» [954, рис. 2 4]. Таким рБразом, всемантику каменных гробницкеми-обинской кулыурьібыда включена также

г- семантика дерева, на широкое распространение таких представлений ѵказывэе* преобладание древовидных мотивов в орнаментике бол ышнства расписных ящике*.

Впоследствии яшики различных конструкций — от обкладки отдельных стея| подкурганиых ям до бес курганных дольменов — бытовали на Кавказе, в Крыѵѵ^ в Прикарпатье на всем протяжении бронзового века, а местами включая средиевеком Отсюда, в частности, из позднейших кеми-обинской и северокавказской куль* «в они могли распространиться в культуры срубного времени Юго-Восточной Евро.», восстановив зиесь угасшую было традицию иижнемичайловского и я много вреяе*. В качестве одного из конкретных её звеньев можно указать на «деревяшп* сооружение тигіа сруба», установленное в обширной камере одного издревнейілч захоронений культуры многоваликовой керамики, обнаруженном в п. 3 к 3 > і. Ново-Савиіікое Новогородковского района Кировоградской области [62. с -V Семантика каменных и деревянных гробкии всрубное время начала, по-вишмвм» угасать, во всяком случае, в них немало инвентаря, и он не обнаруживая существенных отличий от того, что встречается в ямах. Придя к такому вы вол \ -в основании материалов Миусского полуострова, Л.С Ильюков и Л.М Казак т предположили, что разгадку совершения отдельных захоронений в каменн^ яшиках следует искать в представлениях «о разных путях, ведѵших в страну предк ші 12SI, с 91 —95] Что же касается деревян мы х яшм ков < срубов (.то их при нято сч 11 т -» имитациями жИлиш В ряде случаев это мнение легко доказать. но. полагаю. пЛ в и \ семантике присутствуют элементы н других, вышерассмотренных лредставлен><Й

4. Погребальные ложа и перекрытия могил

Эти два вопроса следовало бы рассмотреть порознь. Однако материалов да первого накоплено гораздо меньше и они малодостоверны (ибо анализы остатка «коры», «шкур», «войлока» и т.д. обычно не делаются) К тому же они уя рассматривались: отчасти при анализе раскраски могил и останков, отчасти эя реконструкции убранства покойников. Доставшиеся материалы настолько переплетеа с вопросом перекрытия могил, что их целесообразнее использовать язя бои основательного раскрытия этого важнейшего вопроса

Перекрытия могил (в том числе кенотафных) и. очень редко, культовых ям* отдельный аспект исследования их семантики. Главным образом потому, что •««< катакомбы и т.д теснее связаны с представлениями о земле, тогда как перекрыта** с представлениями о небе. Поэтому — пока априори — символика их должна частош совладать. Должна также, по-видимому, различаться символика каменных и дер»» > - —л перекрытий, особенно если в их состав входят, соответственно, стелы и повозки, того, обнаруживается бытование могил и ям вовсе без перекрытий.. Начнём < последних.

Среди описаний могил. не говоря уж о культовых ямах, немало таких, где слслЯ перекрытий не упоминаются вовсе. Так. на 1169 погребений ямной культура Северо-Западного Причерноморья пришлось 42,6% «погребений без перекрытая [563, с. 64]. Возможно, они действительно не сохранились или же не была зафиксированы раскопщиками. Оянако в раде случаев по косвенным признаіа^ іреже — по определениям рпскопшиков) можно заключить, что перекрытия не было изначально. что могила засыпана умышленно.

Примером косвенного свидетельства засыпки мошлы землёй может служить иоволаниловское п. 2 к. 1 в Ворошиловграіе. Здесь авторы отметили, что «почва, заполнявшая яму, была насыщена охрой» [624, с. 21]. Эту деталь можно связать с ізрактерным для Мариупольского и т. п. грунтовых могильников обычаем засыпать обширные могилы многократного использования охристой землёй (как символом её животворящих начал).

Следующим этапом развития сходных (хотя, быть может, и генетически не связанных с предыдущими) представлений являются специфические заполнения многих могил усатовской культуры — в основе своей земледельческой (трипольской), но испытавшей сильное воздействие степных скотоводов. Так вот. более половины ѵйпіл Маяцкого и некоторые Усатовского могильников (в последнем случае не только бескѵрганного. но в нескольких случаях и курганного) оказались забутованы землёй. Существенно, что для этого обычно использовался замес из глины с соломой [249, с. 31]. из которого в Азово-Черноморских степях и лр южных регионах доныне изготавливают кирпич-саман. Выше были рассмотрены различные значения этого термина, связанные с шаманством, погребальным обрядом, домостроительством, земледелием. Учитывая истоки и связи усатовской культуры, можно предположить знакомство её носителей с полным кругом такой семантики [133, с. 6S8, 691: 815. с. 33—35.47]. атакже акцентирование в специфической забутовке могил именно ‘семени'

— предполагавшего уподобление покойника брошенному в пашню зерну.

В ямной культуре значения засыпок могил становятся разнообразными. Это прослеживается по характеру подстил оки перекрытий. Рассмотримнесколько наиболее соказател ьных случаев.

I Яма п. 13 к. 1 ус Соколовка Баштанского р-на Николаевской обл. с останками женщины 40—50 лет оказалась забита жёлтым лёссовым выкидом. а затем ешё и перекрыта хорошо обработанными плитами, щель между которыми была замазана [зеленоватой глиной [931. с. 80]. Такое перекрытие совершенно нерационально с {технической точки зрения; наиболее правомерно предположить в нём стремление [изолировать (опасную для живых) погребённую. А вот для ребёнка 10—12 лет из I бсскурганного могильника у с. Балки Васильевского р-нл Запорожской обл. [90]

1 подобная трактовка сомнительна. Здесь надо исходить из того, что нл лёссовую засыпку была положена антропоморфная стела. Ключом к интерпретации обряда служат её j особенности. Стелу уложили вниз и головой на запад—противоположно погребённому. Кроме лица, были моделированы плечи: правое — чашевидным углублением, левое — 3 поперечными чёрточками. Углубление предназначалось, скорее всего, для возлияний, аположение и ориентация стелы указывают на её тесную связь с потусторонним миром; совокупность этих признаков в сочетании с меткой на левом (тоже «потустороннем») плече указывает на воплощение в стеле образа Варуны [1019, с. 59—65 и сл.].

Три неба покоятся в нём,

I Три земли, находящиеся ниже...

В море нисходит Варуна, как день.

Как белая капля, (он), сильный зверь...

[РВ V 11.87.5,6]

Поскольку Варуна — верховный владыка потустороннего мнра и океана (что согласуется с расположением погребения у реки), то засыпка могилы могла имитировать последний. А погребённый под засыпкой ребёнок предназначался, вероятно, в жертву Варуне. На это указывает, в частности, помешенный вместе с ним сосуд (kalaga и лр. Варуны), орнаментированный по шейкесвёрнугым спиралью шнуром («петля Варуны» и Имитация засыпкой потусторонних вод наиболее очевидна в несколько* довольно близких между собой ямных захоронениях Поднестровья.

Поверх земляной засыпки п. 8 к. 8 у с. Семёновка Белгород-Днестровскогор-ва Одесской обл. была уложенадеревянная конструкция, которая в качестве перекрытия или же носилок явно не могла бы выдержать веса помешенных сверху каменных плит и стелы. Конструкция представляла собой почти квадратную раму с 6 соединённым! на кониахжердямн, образовавшими «вплане форму лодки*. 3 поперечные планки былж прикреплены наискосок и «создавали впечатление размаха спаренных лодочных вёсел*. Л.В.Субботин также предположил, что эти, на первый взгляд, носилки «в качесп» символической лодки должны служить погребенному для «плавания» в « потусторонне* мире» [741, с. 55—56]. Если предположить, что гребцом выступала известняковэ* антропоморфная стела над восточным краем символичес кой лодки, то «везла» она вовег не лежавшего на дне могилы — под «водами»-засыпкой — покойника, а песчаим кову*г квадратную плиту (над западным краем—кормой лодки). Последняя символизировав, вероятно, «каменное небо»—и смысл обряда сводился в высвобождении из-под непѵ! а затем из «потусторонних вод» погребённого. Судя по вышеуказанным ориентирам ж положению останков взрослого чел овекалицом на восток (вслед «уплывающей* лодке и это должно было произойти на рассвете равноденствия, очевидно, весеннего. 1 Изображения подобныхлодокс двумя-тремяіребшми и покойником (божествоц] антропоморфным идолом) в качестве пассажира—нередкий мотив на переднеазиатс-J ких печатях [ 1040, 1208—1211.1225, 1434]. Сходный сюжет известен и в мифолопяі ариев: «Варуна посадил Васиштху на корабль; (он), мастер, сделал его риши (сбоіііш чудесными) силами» [РВ V 11.88.4]. Далее в этом мифе повествуется о том. чтш Васиштха — риши-’пеенопевеи’, провидец и родоначальник одного из аринския племён — невольно согрешил перед Влруной и утратил благосклонность грозногв! бога. Несчастный обращается к «обладателю камней» и проч. Варуне с мольбой помиловании и спасении [РВ V 11.89- 1.3—4]:


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!