ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 88 страница



Специфические особенности стелы при позднекатакомбном п. 27 к. 2 у с. Привольное (Поингулье) заставляют полагать, что она была изготовлена^специальн® лля данного захоронения. Миниатюрная, уложенная на дно входной ямы (как знж- возрождения погребённых?), она имела шиповианую голову (лля насаживания' черепов?) [923. с 52—53, рис. 18]. Выделение 3 уступов на і олове и 4 чёрточек к» боку связано, вероятно, с календарной магией. Необычно также оформление головы стелы из позднекатакомбного кенотафа 2 к. 10 на окраине г. Ростова-на-Дону. Он* тоже была положена на дно входной ямы (вместе с сосудом). Голова с отбитым! носом, без ушей и нижней чел юл и напоминает верхнюю часть черепа. Л .С.Ильюко* сопоставляет её с аполитически ми (со съёмными головками) сырцовыми статуэт-’ коми из ранних катакомб сальских степей, а также с деформацией черепов у живых' и отчленен нем или наложением масок * у мёртвых [2S0. с. 263—264]... Обе стели и указанные аналоги можно сопоставить с образом Рѵдры. снесшим головы старым' богам: Дакше и П\ шану. Во втором случае возможны ассоциации с юным Индроі. которому «Вьянса... отбил обе челюсти», а тотему <• раздробил голову» [РВ IV 1S.®1-

Стелы изредка встречаются и в могилах срубі юго времени Из представленной В.В. Отрошенко подборки наиболее выразительна плоская фаллическая стела, послужившая перекрытием каменного я шика раннесрубного (или позднейшего кемн-оби некого) и. I к. 4 у Староселья. Её назначение не ограничивал ость за ко-' ронением; оба они входили в комплекс соединённых к. 1 н к. 4. отвечающих гимну РВ Х.85 о бракосочетании Сурыі ("Сод нікГ) - невесты и Сомы {'Лѵны’) — жениха. Так что стела подчёркивала пол и функцию верхней лунообразной досыпки к 4 [949.: с 65. 975ч с. II5— I ] 6]. Находка деревянной стелы в перемычке длинного к. I > с. Терны (Приорельс) отвечает по форме ранее обнаруженной В. В. Отрошенко вк- 14 у с. Большая Белозерка и подтверждает его предположение об отношения последнего керубному времени.

Вероятно, к этому же времени относится антропоморфная стела со сбитом головой, встроенная в юго-западный угол каменной гробнииы п. 22 культ>рн многоваликовой керамики к. 1—II у с. Кайры Горностаевского р-на Херсонской области [976]. Противопоставленная давильным камням для приготовления сомы у северо-восточного ѵглз. стела могла символизировать попрание потусторонних сил, победу Индры над ними:

.. Соки сомы полились к Инлре...

Сома стру нтся в цедилке,

Уби вая ясмонов.

[РВ IX. 17. 2-3]

В бед озере ком п. 51 к. 12—1 того же могильника пдлицеобразная стела была установлена прямо на обезглавленном ребёнке как знак Валжры Индры. поражающей змия-демона Ври тру [968, с. 102]. Этот памятник свидетельствует о доживании основного мифа Рш веды (и, соответственно, семантики стел в каменных перекрытиях и проч. погребений) до предскифского времени. А исіокн мифа, как и омни м. восходят к подобным реалям докурганного новоданиловского п. XXI Ѵіариупольского могильника.

Теперь вернемся к анализу деревянных конструкций. Он был прерван нами на выяснении семантики древа жизни в гробнице п. 2 К и шпеке кого кургана, а также на аналогичном моменте < «древа жизни, опрокидывающего каменные небеса») назначения деревянных плашек под каменными перекрытиями могил ямной и других культур; былс обращено внимание на дуализм статики каменных и динамики деревянных конструкции Последнее прослеживается и в планировке курганов. Отмечается преобладание в их центре могил под каменными закладами, тогда как могилы под деревянными перекрытиями располагаются вокруг. Это вполне правомерно связывают с астрадьно- кхтендарнымн циклами [196; 560. с 56]. К этому же следуеі присовокупить приводившуюся выше мифологему об изначальном «гнезде вол» и гальке 'Отиа существ' Пралжапати, которую небесные боги-дэвы сделали основой земли; «соответственно они и укрепили это место для отдыха, подобно тому как растягивают кожу с помощью деревянных гвоздиков» [Ш Бр II. I 10]. Ф. Б Я Кейпер рассматривает это поздневедийское свидетельство в контексте отразившихся уже в Ригведе представлений ариев об изначальном дрейфующем острове (холме, скале). не только раскалываемом Инлрой в момент сотворения мира, но и приколами ваемом ко дну Праокеаі іа; в конце-концов лот остров—холм—скала сам становится «колышком» и центром возникающего из неге мироздания [294, с. 123—125]. Каждый курган, зхтоженный накануне Нового года, моі символизировать такой центр

В связи с вышесказанным рассмотрим подлинные колышки, обнаруживаемые нередко в могилах. Они фиксируются на уступах с каменными, а иногда и деревянными перекрытиями, вдоль верхнего края и в стенках могил: их разновидностью можно считать следы кольев на дне. Исследователи объясняют их как приспособления для поддержания перекрытий и закрепления циновок [684, с. 203—209, 837, с. 45: 1026, с. 65; 927, с. 15]. Могло быть и так. Но остановимся на случаях, когда так быть не могло, т. е. колышки имели заведомо не столько конструктивное, сколько символическое предназначение

Многие нз колышков, которыми крепились на уступе шіновкн перекрытая, представляются излишними, особенно удалённые от краёв могилы [927, с. 15, 342, с. 128—129, рис. 17,19]. А в позднеямном п. 5 знакомого уже нам по «лодочнику^ к. 8 у Семеновки пробившие шіновку колышки вовсе не несли конструктивной нагру зки [741- с. 56—5/, рис. 4]. Ведь эта шіновка не перекрывала мопілу, а в виде коврика была положена на усту пе вдоль её длинной северной стороны. Так же была ориентирована цепочка из 5 колышков в центре коврика; 6-й вонзили в дно бофра севернее коврика.

Второй бофр расположили у западного окончания колышков, уже после наложение циновки, вследствие чего пришлось её прорезать.

Зная уже семантику бофров, в частности дуальных, вроде представленных я Павловском могильнике [722. с. 86—92 и ар.], мы можем считать вырытые на уступе п. 5 к. 8 двумя положениями «небесной бадьи». Её действие разворачивалось относительно колышков и погребённого, усаженного в центре могилы лицом на воете*. Подобно чашам п. 13 к. 3 у Шевченково, прорезавший циновку и воронкообразнь» («проливающий на землю с небес») бофры располагались в направлении заката и восхса» летнего солниа. Само оно было изображено в виде мелового круга под покойником, не прямоугольнике из прутьев — брасмане. Очевидно, это потусторонее Солнце “ Савитар-’( О )живитель’—связывалось с восходом весеннего равнодействующего свегаіа. На это указывает ориентировка по оси восток — запад и могилы, и брасмана, и погребённого, и колышков. Число последних (5+1) соответствует месяцам между осенним и весенним равноденствиями рубежа ХХІН—XXII вв. дон. э., когда, согласно зодиакально*»' календарю, на смену 7 месяцам благоприятногол олугодия пришло 6 [909, с. 16]. Тагам образом, п. 5, впущенное в один курган с перекрытым камнями и проч. п. 8 и близкое к нему как типологически, так и по идее «вставания» покойников, подтверждает синхронность «лодочников» из п. 8 и кургана Бычок ко времени Огигосова потопа. Эта же событие могло стимулировать и уникаіьный обряд п. 5. П- 8 и п. 5 составил*, очевидно, в к. 8 у Семёновки дуальную пару, связанную с потусторонним и небескьа*] мирами подобно каменной и деревянной гробницам Кишпекского кургана [900]. і

Мы уже знаем о связи антропоморфной стелы над п. 8 с образом Варуны. я покойника—с 'песнопевцем'-риши Васиштхой. А какие персонажи обнаруживают*^ в обряде п. 5?

Очевидное доминирование в п. 5 образа Савитара обусловлено тем, что си стимулирует вставание и темсамымдарит воскрешение, «обновляет наши мысли-' |РВ 111.62.10; 1019. с. 60; 294, с. 60—61 ]. Всё это вполне выражено в п. 5: в редкостной, сидячаі позе покойника, в сложности его роли в управлении годовым циклом и «небесной бадьёй». Такая роль приближается, пожалуй, кроли Савитара, отдающего замуж свеяв дочь Сурью-'Солнце*. Сопоставление тем более приемлемо, что бофры-«бадья<> п. 5- действительно связаны с Солнцем. Итак,

Тронулась свадебная процессия Сурьи,

Которую отправил Савитар, ■— а в доме (мужа Сомы-’Луны’) новобрачных Матаришван, Создатель И Указующая да соединят нас двоих!

[РВ Х.85. 13,47]

Несмотря намимолётность упоминания, Матаришвану отведена здесь существенная роль, ибо он как бы завершает «Свадебный гимн». Подобное место занимает № а в Ригведе: упоминается редко, но зато как «своего рода индийский вариант обрад Прометея» [1019, .с. 73]. Этимология Matarisvan неясна, но исследователи прочгя связывают его с разновидностью брасмана и с Агни-’Огнём’ [670, с. 277]. В отличж от Прометея, Матаришван не похищал огонь у богов для людей, а унёс его с его ж согласия отівладыки потустороннего мира Асуры «в момент создания дуалистического космоса» [294, с. 155]. Таким моментом вполне могла быть новогодняя дата на рубеж жмы и весны, выявленная в обряде п . 5. Версия подтверждается последовательностью ■олвига Матаришвана, обозначенной в различных гимнах Ригведы. МатДришван ушёл язпотустороннегомира с'Принадлежащим всем людям Огнём’Агни Вайшванаром как сэсланник Вивасвага [РВ VI. 8.4] — прародителя смертных, воплощения предшествующего “Смертного яйца’ и последующего Солнш. Поднявшись в земной мир, •Матаришван для Бхригу зажёг Агни, скрывающегося возницу жертвы* [РВ 111.5.10] А \ж эти земные жрецы рода Бхригу отправили огонь с жертвой выше, на небеса [РВ 111.9.5-6]:

... Это его принёс Матаришван издалека,

Похищенного для богов.

Таким тебя захватили смертные,

О вознииа жертв богам.

Чтобы ты надзирал за всеми жертвами, о близкий человеку...

С другой стороны—изначально или же вкачестве взаимообмена—<• Матаришван и богн создали© огонь для Мпну [РВ Х.46.9]. сына Вивасвага и прапредка людей.

Итак, есть основания для предположения о том. что в п. 5 к. 8 возле Семсновки был захоронен жрец из арийского рода Бхригу. воплощавший героя Матаришвана. Основания, надо признать, пока ненадёжные. Они исходят из очевидной близости погребённого к брасману. Савитару и Вивасвату-Ману, которые в различной мере связаныс 'Ссянием’-Сурьей, Агнн-’Огнём’ и уж впосяеднюю очередь—с Матаришваном. Однако имеются данные, позволяющие напрямую связать п. 5 с образом Матаришвана.

Из всех объяснений этого имени, подытоженных Ф.Б.Я. Кёйпером [294, с. 147—152], наиболее убедительным представляется 'Набухающий в матери*. Подразумевалась. очевидно. Мать-Земля, из недр которой Матаришван вынес огонь. Такая мифологема могла зародиться из наблюдений извергающихся вулканов (вспомним Огигосов потоп), искр от ударов камней, горения газов и их свечения над недавними захоронениями. Последнее представляется главным и соответствующим не только первому, но и второму значению имени Матаришвана. которое специалисты согласовывают с «добыт трением (из дерева)* [РВ 111.9.5]. А соответствует ввиду распространённости деревянных перекрытий могил, встречаемости крестсюбразной укладки жердей и т. п. (известно ведь, что такое положение палок для добывания трением огня стало его символом—крестом). Такая, притом очень сложная, укладка и выявлена над п. 5. Могильная яма была перекрыта поперек камышовым настилом, поверх него вдоль южного края могилы Т-образно, а в остальных местах Х-образно настелили лозу; выше вдоль ямы положили 3 жерди, перекрыв их поперечным накатом из (4?) брёвен [741, с. 56. рис. 4]. Нетрудно заметить, что растения снизу вверх применялись всё более мошные и менее связанные с водной, т. е. потусторонней стихией; так же менялась и сисіема укладки.

Помимо неё, образ Матаришвана проступает в двойном перекрытии: над вышерассмотренной могилой и над её уступом. Между перекрытиями какое-то время сохранялось незасыпанное землёй пространство (с помещённым в него магическим ковриком севернее могилы), вполне отвечающее «сосуду Матаришвана* или воздушному пространству между землёй и небом [Ваджасанейи -самхита 1—2]. Оно. как и все неззсыпавшиеся полости могил, отвечает также арийской концепции акаш, куда

540   VII. МОГИЛЫ И КУЛЬТОВЫЕ УГЛУБЛЕНИЯ

- —j вливается с небес животворящее дыхание и прочие блага. Последнем} соответствие* и «небесная бадья» на коврике

Круг представлений о «сосуде Матаришвана». «небесной бадье» и акашзх прослеживается и в других могилах с деревянными ш с каменными) перекрытиями Строителям было, конечно, понятно, что такие перекрытия недолговечны скор* перегнивают, земля над могилой провалится и на поверхности кургана ооразѵетс* воронка. Так оно и случалось, о чем свидетельств} ют наблюдения нал заполнениям* могил' Можно ли такое объяснить сугѵбо естественными причинами, неизбежны», техническим следствием отказа от трудоемких каменных перекрытии *

На первый взгляд — можно. В качестве аргумента могли бы послужить преднамеренно засыпанные могилы, перекрытые затем бревнами, жердями и т п • Поднестровье отмечено 9 таких случаев [1026. с. 32. прнлож. I —2:140. 142]. Их можнг' было бы считать свидетельством меры, предохраняющей могалы от обвала (епососои предварительной засыпки!"'), если бы — анализируя подобные случаи с каменными; перекрытиями — мы не убедились бы в их символической насыщенности, вимитаі^я засыпками потусторонних вод.

Распространенностъжел80ЙныхперекрьпиГі спѵстотой межлу ними свидетельствуя о противоположном, строители как раз к тому и стремились, чюбы послеперегниванш перекрытой на поверхности кургана образовалась как можно большая воронкм Рассмотрим несколько наиболее показательных погребений полдней ямной культ\ ры.

Вп. 13к. 2 \ с Корпач Единецкого р-на VI ССР в могиле был погребён мужчнча, амежзу перекрытиями —женшитс ребенком [I ?2.с 454] VI Л.Хюбыстннассылаем* на него как на пример ярусных погребений, но его стратиграфия плохо унязываекге версией о захоронениях «в таких престижных комплексах лишь выдающихся тш общественной значимости членов общинно-родовых коллекпівов. по прей му шести мужчин» [862. с 20] Неувязку можно снять, привлекши «-небо Матаришвлк**! вышерассмотренного п 5 к 8 ѵ Семеновкн Тогда женшину с ребенком с их южнещ, «потусторонней» ориентацией следует признать искупительной жертвой. которуіи ориентированный на север мужчина -меди татор отправляет «небесам» взамен неких бдэг Подобные жертвы беременных женщин зафиксированы в двух культовых яч» Павловского могильника на Среднем Лону [722. с. 34—3". 90. >76]. Там они. как уже знаем, сопрягались с «подъёмом небесной бадьи», соседние же пѵстые поменьше (а в п. 13 к. 2 — полость-акаша межлу двумя перекрытиями) предназн..-ѵ>- лись для приёма даров опрокидываемой с небес на землю «бадьи* [9S6]

Примечательно.чтоосновное кояичествопозднеямныххюгал с двойным перекрыл** отмечено в Присивашье. подвергшихся, очевидно, как и п 8 и п. 5 к 8 у Семён й*. «потопу Огигоса». На это же указывает имитация в некоторых случаях потустор ♦ •»ив. вод на «небе Ѵіатаришваны» - между перекрытиями, заполнявшимися рыхл»-~м* морскими водорослями—камкой и раковинами. В п. 20 к. I \ с Бабенково пол ихслош на краю могилы над головой погребенного был брошен обломок сосуда, а два лрути положили возле плечей [ 1010, с 86—87, рис 30]. Учитывая ориентировку покойникі к восходу летнего солнца, можно указать на существенное соответствие даннагмй комплекса п 5 к. 8. обломки сосуда сопоставимы с брасманом и бофром-«лейкой»ила «опрокинутой бадьёй» последнего. А в заполнении надмогильного пространства п ? с. 9 у с Танковое прослойки утрамбованных водорослей чередовадисьс землёй [1011. с. 191, рис. 73:4], что напоминает забутовку усатовско-позднетрипольских погребениі смесью соломы и грязи В этом заполнении встречены «разрозненные, но иедые кости человека со следами красной охры», вполне отвечающие образу 'Космического жара’, порождающего ночь и волнующийся океан [РВ X. 190.1] и семантически связанноі о с известными уже нам ‘Вязкой пучиной" с плавающим в вей ‘Золотым зародышем’. Последнему, а также Тапасу-‘Жару\ и могли принес ги в жертву человека (использовав лля этого, быть может, кости старого погребения). На дне же могилы находился непотревоженный, тоже интенсивно окрашенный охрой скелет, ориентированный к восходу зимнего солнш (-стояния). .Многочисленные бофры на стенках могилы означали, так или иначе, связь между погребённым и жертвой, верхом и низом, что усиливает сходство с семантикой п. 13 к. 2 у Корпача.

Помещение потусторонних воя нал могилой-акашей подтверждает предположение о связи захоронений с катастрофическим потопом (вызванными землетрясением волнами, опусканием суши): обряд имел цель, очевидно, «вернуть опрокинутые море и небо на место®.

Но вернёмся к воронкам нал могилами с рухнувшими деревянными перекрытиями. Ясно, что вних скапливаюсь больше (нежели на прилегающих участках кургана и степи) влаги и гумуса, пышнее произрастала трава, а потому они могли представляться «ответом небес® на жертву-покойника. местом проливания на землю благ из «-небесной бадьи», признаком наполнения земных акаш «жизненным дыханием» неба; момент обвала перекрытия и образования воронки вполне мог символизировать «вознесение Мата- ришвана» с добытым им потусторонним огнём, предназначенным для людей и богов. В этом и состоял, вероятно, основной смысл отказа от каменных в пользу деревянных перекрытии, календарно-круговое размещение последних вокруг центральных первых — с каменными перекрытиями могил, отвечающих образу гальки-земли, «колышка» формируемого небесными богами-дэвами мироздания.

Подобным образом воронки могли образовываться над полыми катакомбами, лазы которых в большинстве случаев заставлялись недолговечными жердочками и т. п. Лостаточно очевиден такой замысел в конструкции раннекатакомбного п. II к. 2 у с. Вознесенка (неподалёку от Каменной Могилы), включавшей входную яму и три камеры [503. с. 153. рис. 4]. Две первых оказались пусты (если не считать обширного бофра на дне первой) и не имели заметных закладов, зато лаз в третью оказался замурован речным илом и предохранил от земли останки мужчины с сосудом, иллюстрированным центральной сиеной из «Поэмы о Гильгачешео. Его-то, опустившегося в поисках «травы бессмертия* на д но колодца-океана, и воплошал, наверное, погребённый [9"21 А лаз в камеру п. 5 к. 1 у Сосновки того же района был двойным [508, с. 109, рис. 2:4]. наподобие вышерассмотренных «небес Матаришвана» позднеямных захоронений. Верхнее перекрытие состояло из 4, а нижнее из 5 брёвен; присовокупив к ним папку- колотушку при бѵбне-лопатке на месте отчленённой головы погребённого, получим воплощение шаманского брасмана, призванного «вознести из поту стороннего мира в небесный». Будучи совершено после 1710/1700 г. до н. э., погребение относилось к периоду с 5 месяцами осенне-зимнего полугодия [909. с. 16]—их-то и символизировали, очевидно, брёвна нижнего перекрытия. А верхние, в таком случае, дополняли счст до

9 ступней-«шагов*> или сфер, ведущих на высшее небо [711, с. 15 7_ 158]. Немаловажно при этом, что нижние брёвна были установлены вертикально, а верхние почти горизонтально—отвечали предшествующим решетчатым «перекрытием Матаришвана»,

и «вытканным вдоль и поперёк» ступенями восхождения к вершине мироздания [БрУп 3.6Л]

С таким восхождением мог связываться птицеподобный лучник над входом в основную камеру аольменополобной гробницы к. 28 у ст. Новосвободной [6671- Первая, пустая камера этой и т. п. гробниц вполне сопоставима не только со входными ямами катакомбных могил, но и с «небом Матаришвана».

Двойные перекрытия бытовали и в срубное время. Ограничимся примером единственного погребения под высоким к. 2 в ур. Четыре Брата (Нижнее Полонье »- Здесь между двойным перекрытием обнаружены остатки жертвоприношения в виде керамики, костей коровы и свиньи І528, с. 23—25, табл. Хіііу А в косых, уста» новленных одним краем на дно могилы перекрытиях [591. с. 54—55, рис. 25:2]. І запечатлены, быть может, представления, сходные с вышерассмотренными в позлне- катлкомбном п. 5 к. I у Сосновки. Результативность анализа системы и количеств» брёвен этого погребения наталкивают на мысль о возможной распространённости таких данных. Действительно, их немало, начиная с позднеямного периода.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!