ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 89 страница



Начнём с основногоп. I к. 5 у с. ОсокоровкаНововорониовского р-на Херсонской области [142, с. |5.рис. 16,17:2]. Оно подобно вышеназванному опілененностью голова у одного из двух погребённых, а также 9 брёвнами перекрытия, 3+3 из которых был* уложены за краями могилы и не несли никакой конструктивной наірузки. Учитывая, что эти края были обращены к закату зимнего и восходу (как и покойники) летнего солниа (-стояния), мы вряд ли ошибёмся, сочтя 3x3 группы бревен ступеням* восхождения из потустороннего — через земной — к вершине небесного мира. А покойники в таком случае могли связываться с Митрой (со стороны восхода зимнегэ солниа) и Варуной (со стороны заката летнего, обезглавленный):

Три светлых мира, о Варуна, и три неба.

Три воздушных пространства, о Митра, вы двое поддерживаете...

Стоят врозь три сверкающих быка —

Оплодотворители трёх миров.

JPB Ѵ.69. 1.2]

Брёвна, конечно, могли воплощать быков, но более—мировое древо. Его подобие было выложено из брёвен на «острове»-возвышении, а на основание поставлен оперный столб-«древо» с оленьими рогами и человеческими жертвоприношениями а основной могиле алазано-беденского к. I у сел. Цнори [198. с. 22—23]. Можно указээ» ешё основное позднеямное и. 9 к. 3 у с. Вильнянка (район днепровских Порогов.!, которое было перекрыто вдоль несколькими брёвнами, образовавшими «вид ствола с ветками» [771. с. 52, рис. 3:6]. Подобная фигура прослеживается и во взаиморасположении камыша и лоЗы под брёвнами и жердями нижнего перекрытия вышерассмотренного п. 5 к. 8 у Семёновки [741, с. 56, рис. 4]. Возможно, это был знак особого «древэ»- брземана, по которому Матаришван выбрался из потустороннего мира на землю.

Интересное расположение брёвен в нижнем ярусе перекрытия лросле:жв Л .В.Субботинв п. 3 к. 3 возле той же Семёновки [741. с. 58—60]. На дне могилы лежал* скелеты двух пар: взрослого и ребёнка — головами к восходу летнего солнца, к подростков — к закату зимнего; приоритет первой пары подчёркнут её размещения* раньше второй и чашей нпд головой взрослого. Могила была перекрыта, соответственно, 3 квадратными в поперечном сечении брусьями и 3 широкими досками, 7 брёвнами и 3 аналогичными предыдущим брусьями. Авторсчитаетбрёвна следствием подхоронения второй пары и замены обветшавших досок. Но и в таком случае налицо сочетание их с брусьями. 2, а то и 4 из них лишние, т. к. были уложены за краями могилы. В случае правоты Л. В. Субботина получается соотношение 3+6+3 — явно календарное и сопоставимое с вышерассмотренной семантикой п. 1 к. 5 у Осокоровки. Если же обе пары были захоронены одновременно, и перекрытие не ремонтировалось (или ремонтировалось с учётом календарной символики), то получается 3+(3+7)+3. Здесь можно предложить несколько календарных интерпретаций. Выделим наличие чисел 7 и 16. Первое могло, наряду с прочим, указывать на совершение погребений до 2200 г. до н. э. [909. с. 16], а второе — символ изировать'Отца сушеств’ (а значит, и предназначенных к возрождению покойников) Праджапати, которому посвящалось это число [711, с. 87—98, 150]. •

Традиция кон фигуративно-числовой магии перекрытий-брасманов прослеживается до срубного времени включительно. В качестве наиболее выразительного примера рассмотрим сабатиновское п. 13 к. П к/г Острая Могила на Херсонщине [568, с. 42—43, табл. XI 1:3].

6 жердей, а поверх них 9 брёвен перекрьпил были уложены ваольи поперёкмогилы в направлениях заката зимнего и восхода летнего, заката летнего и восхода зимнего солнца (-сгояний). По центру было положено ешё I бревно, разделившее квадрат перекрытия по диагонали юг — север (надир — зенит, низ — верх). Можно бы предположить, что последнее попало случайно, однако ешё I бревно было вертикально установлено в восточном углу, вызвав законное недоумение авторов публикаций относительно своего конструктивного назначения. А предназначал ось оно, очевидно, дзя слежения восходов солнца в дни равноденствий; в таком случае предыдущее бревно отделяло его от закатной, «тёмной* стороны. Покойник бьш ориентирован к «светлой», т. е. к столбу. Последний, да ешё всочетании со следами костра представлялся, наверное, бандху—' привязью’ для жертвы и путепроводом погребенного на небеса, а предыдущий корректировал сей путь из «мира предков в мир богов». Ступени же его восхождения были «вытканы вдоль и поперёк» остальными брёвнами и жердями. Их общее количество 6+(9+1+1) указывает, во-первых, количество месяцев в (благоприятном) полугодии; во-вторых — ступени на вершину мироздания, в-третьих — эту вершину, в-четвёртых — совокупность всех предшествующих элементов. А в сумме получается 16+1 - символизирующее Праджапати число [7! I, с. 126—128, 147, 156—158].

Следует подробнее остановиться на решетчатых перекрытиях, значение которых, какмы уже поняли, конструктивным назначением отнюдь не ограничивалось.

Первые решетчатые конструкции — а вместе с ними, быть может, и- образ 'Набѵхаюшего в матери’ подобно, брошенному в пашню зерну, Матаришвана — появились у поздних трипольцев. Они представлены помостами на дне могил и перекрытиями, причём со специфической обмазкой белой глиной, бытующей затем и в ямной культуре [715, с. 66—68; 6, с. 64—86]. Есть примеры, указующие на связь таких \ хтонических) конструкций с небесами. В трипольском п. 23 Великоалександровского кургана это выразилось в наличии кромлеха с зодиакальными изображениями, среди которых собаки — Большой и Малый Пес — отвечают канону Триполья [966, с. 9—12, рис. 2]. А в однокультурном (?) п. 17 к. 9 у Григориополя найден костяной скипетр в виде орлиной головы, инкрустированной медными штнфтами-«светилами® [715. с. 66- рис. 67]- Помимо орнаментации усатовской керамики с признаками'«возделанноп» поля», изображения «решёток» есть на печатях Месопотамии, пл. 1 и лр. Каменной Могилы, в обсерватории-святилише Мешмори на кубике изТриалети. и ар. Обычн* ими моделированы жертвенники' под человеческой головой и астральным знаком в в тс наложенных яруг на друга прямого и косого креста [I09S. с. 79, габл. 1:2]. под изображением всходов и вторым знаком, рядом с плугом [67S, рис. 10]. на плошалкс. фиксирующей положение Сириуса и др в день летне го солнцестояния [S58. с. 145. рис. 147; 599. с. 123]. рядом с верховным божеством Мориге Гмерти. восседаюшична троне с косым крестом [60. с 210—215. 24. 94—96].

Атрибутами ‘Учредителя порядка" считались различные ниши и каменные' жертвенники, пиво sakode. деревья на площадках за вратами мест собраний. Отсюда можно заключ і іть. что Гмерти-’ Порядок" был хтоническим богом (ночного і іеба к ^вь- зпмным и с небесами, и с общинным укладом Этимология хевсур, утепі смыкает:*, очевидно.си.-с. h). *Hns — "жизненнаясила'. 'род' [133.с. 750, S02J ‘Жизненной

сплои" является также арийский или др. инд. Asiua. другое его значение, кзк ■ чевсурского Гмерти. ‘ Господі ін". Бог'. Можно предположі іть тесные контакты Гмерш и Асуры на каком-то историческом этапе сосу шествования кавказских п арийски племён. В семантике эти контакты отразились в схождении вышерассмотренных знаков от Гіоднепровья до Месопотамии А носителями контактов на протяжении второе половины II! тыс до н э моіли стать пронцкшне от Кубани до Дуная новотитаревг- кий и старосельский типы ллдзаііо-беденекой культуры [555] Подобно позднеті»- польским, для них тоже были характерны решетчатые перекрытия могил [134. с

В курганах у сел. Цнори над р. Алэзань {Закавказье) удалось обнаружить д\альн\ю пару могил с подобными перекрытиями. Дно могилы к. 1 представлял» собой «остров» посреди окрашенного охрой «'Океана», вымощенный брёвнами в 5<lk '■рпстѵшего в бадье древа»: решеткообразное перекрытие было завхтено мокрс® глиной, а сверх\ покрыто рогожей и камнями Таким же образом устроили перекрытие в к 2 А вот в оформлении дна была акиентирована семантика огня емв было засыпано толстым слоем охры, промазано глиной, а затем вдоль c~*st разложили мощный костёр [198. с. 19—22. 38—39]. Можно утверждать, что в э~эа паре близ/іежаших курганов выразилось представление о потустороннем мире сет» водами и огнём, вполне сопоставимом с миром арийского Асуры. у которссш Матари шва н похитил огонь.

Вполне вероятно, что древнейшие решетчатые перекрытия появились в ямне* культуре вследствие позднетрипольской традиции. Однако распространение ігч ■ позднеямный период обуеловилосъ. несомненно, старосельско-новотитаровскв воздействием [ 178. с. 38—41: 1026. с 32:467, с. 27. 717. с. 151 — 156]. Выше, на примч* п. 5 к I у Сосновки показано, что они бытовали и в катакомбное время. Другой пример: решетчатая конструкция у лаза в камеру п. |3 к. 37—1 Балабинского могильника аш Нижнем Дону [731 ]. при рассмотрении выше этого кенотафа мастера были выявлея* соответствия образу Тваштара-'Твориа". А при рассмотрении сабатиновского п О? к. 11 к/г Острая Могила — ‘Отиа существ’ Праджапати. Другим выразитель*®* примером из этой же культуры является п. 1 к. 3 у с. Борисовка на Одесщине [S9S. с. 139—141. рис. 72]. Здесь решеткообразное перекрытие из жердей и брёвен оьощ.

Ьпроено. очевидно, над срубом с кремированным настороне покойником. По диагонали ркрху было брошено ешё несколько жердей, а также устроен ромбический лаз.

Завершая рассмотрение наиболее распространённых и, вместе с тем, ^разительных элементов конструкции деревянных перекрытий, вернёмся к рис росу о «колыціках*. Кеожалекию, расположение наименьших из них на уступах шоссируется плохо, а то бы, может, открылись системы вроде «звёздного неба», ■§наруженного на перекрытии одного их кавказских дольменов [477, с. 219]. Но ІНЕже будут рассмотрены колья и брёвна, устанавливавшиеся в могилах и около них

Фиксируя ямы столбов, по всей видимости подпиравших перекрытия могил у сел ■нори, Ш.Ш Дедабришвили обратил внимание на то, что «не было обнаружено ■каких следов самих опорных столбов», в то время как закреплявшие их колья вкранились [ 198. с. 39]. В конструкции могилы в кургане у с Огородное на Одесшине ■еды дерева выявлены лишь в одном из 37 углублений от кольев [747, с. 106— 107.111, вс I 1, 8—10]. Аналогичное наблюдение сделал А. В Андросов в кургане у с Новый ИирнаДнепропетровшине[30,с 74—76] Он справедливо заключил над могилой на [шреаелённом этапе обряда устраивался временный шалаш или полог, а «в дальнейшем голья удалялись, и над могилой воздвигалось деревянное горизонтальное перекрытие, цостав которого могли входить и колья из навеса». Ему же удалось обнаружить следы фсѵенного шалаша не над. а рядом с могилой — южнее её. т е в направлении іогустороннего мира и царетва мертвых. Это одно из подтверждений того, что ■оследуюшие захоронения связывались, в основном, с идеей вознесения (воскресения) небеса; при этом временные сооружения и перемещения их устроителями обряда Ч*дставлялись, очевидно, разновидностью брасмана. Подобные временные навесы, ^ализм их с местом и способом захоронения (труп — под навесом, останки кремации

— в могиле) засвидетельствованы в погребальных обрядах многих первобытных и раннеклассовых народов: от ариев и хеттов до русичей [598. с. 194; 133. с. 826—830,340. с 143-146].

Выше было указано, что именно новотитаровско-старосельская инвазия "азазано-беденской культуры, распространившаяся в третьей четверти III тыс. до н.

от Кубани до Дуная, стимулировала в местной ямной культуре переход от каменных к деревянным перекрытиям могил. Рассмотрим этот процесс.

Древнейшие издоныне известных погребений новотитаровского и старосельского іипов обнаружены в к. 4 и к. 1 у Староселья. в междуречьн Днепра и Ингульиа Здесь спи выстраиваются в типологический ряд, охватывающий раннеямный период времени Уіихайловка II. С учетом аналогичных материалов двух других курганных групп между ■среправой через Днепр и Перекопским перешейком по дороге в Крым, этот ряд выглядит следующим образом [949. с. 53—61; 948, с 53~58; 954. с 30—36; 956, рис. ] 2]. П. 7,5,4к. 4 у Староселья были перекрыты каменными плитами, под которыми (кроме детского п 5) прослежены жерди, а поверх плит п. 4—ешё и камыш. Все 3 погребения были связаны с вымощенным камнями жертвенником на вершине досыпки над п. 7. Общими для них (и для всех рассматриваемых ниже захоронений старосельского типа) были могалы с выделенными углами и ориентация покойников на закат зимнегосолн- ца( -стояния) Свершение п. 8 к. I ознаменовало создание старосельско-ямного союза племён и начало его похода в направлении Закавказья [956, с. 107—109]. В обряде это выразилось грандиозностью комплекса, продолжением от кургана до горизонта 12 дорог —визировсвягалиша-обсерватории солнечно-зодиакального типаиперекрытием

могилы древнейшей в Северном Причерноморье повозкой. Камни при этом (*►*-» использованы лишь в жертвеннике на вершине кургана. Подобная картина выявляя и в перекрытии п 11 к. 9 у Софиевки, — только повозки здесь не было, а 6+1 пли жертвенника возглавлялись букранием-Тельцом. Количество плит п. 11 отве*-*^' количеству колес п. 8. что в обоих случаях соответствует месяцам благоприя^^ полугодия между весенним и осенним равноденствиями (посалнечно-зшиакальнгч*| календарю 4400—2200 гг до н. э.). Совершенно очевидно, что п. 17 к. 40 у Софие*я| с 5 колёеами и обратной ориентацией погребённых были свяузны с неблагопри* тхьаи полугодием; несомненной влияние на негообряаовдвух предшествующих захоронен** J Между тем п 17 к. 40 относится к ямной культуре и, наряду с несколькими однокультурными погребениями у с. Софиевка. отражает древнейшие влияния сИ£*Н сельского типа. Примечательно, что п. 17 и т п. порывают при этом с традмЯСЯ каменных перекрытий они перекрыты деревом и повозками. В к. I у Первоконс*и4 тиновки прослежено уже взаимовлияние «ямников» и «старосельиев» Первые*--»™, »- няли повозки,вторые — антропоморфные насыпи. Камни встречены только в пос*э4 них — для обозначения грудей и влагалища женской фигуры [948, с. 53].

Последнее (в виде известняковых окатышей, помещённых в перекрытую би лопаткой ямку при п. 19 к. I) свидетельствует о сакрализации, но отнюдь не Л отвердении камня. Такая тенденция существовала изначально, в оформлеив жертвенников. И поскольку камни к ним всё равно доставлялись (к тому же Я близлежащих ко всем курганным группам каменоломен), тоотсутствие их в пер»-ЧЛ*И неправомернообъяснять «экономией трудовых затрат». Затраты, напротив, увеличишь что сказалось в объеме могил и насыпей, а также в использовании для перекр-'пЛ дорогостоящих повозок. Последние наиболее наглядно поясняют суть дела: деревв- ные перекрытия (с повозками и без) символизировали динамизм, в то время каменные—стабильность. Получилось, что в старосельском типе произошла поляра» задая былой совокупности этих представлений (концентрировавшихся в могиле ж «основе мироздания »). Получилось, что могила с повозкой как бы завращалась».' Of неподвижного жертвенника. В случае с п. 8 К 1 у Староселья и с последующими за •шЩ погребениям рациональная подоплёка такого семантического новшества сова-1 ■ и "Ч очевидна, начинался далёкий поход, а его участники намеревались (как явствует Я последующих захоронений к. I и к. 4у Староселья, к. 9 и к. 30 у Софиевки) вернТОЯ назад... К подобным выводам мы приходили и выше, рассматривая деревь^-аи конструкции под глинами (особенно лодку п. 8 к. 8 у Семёновки и повозку п. " *.■ у Холмского — под «переезжающими» антропоморфными стелами), план»*^в курганов с могшюй-«колышком*> под каменным перекрытием в центре и «чеаш Матаришвана» или «светилами» вокруг, и г д.

Итак, повозки на перекрытиях старосельского типа, а затем и ямной культов ~ свидетельство динамичности представлений и погребённых. Куда же «переезжали»? Отчасти я осветил этот вопрос выше, при анализе погребек*«ш^ инвентаря и т а. А здесь ограничусь лишь кратким обобщением.

К началу 90-х годов в Северном Причерноморье было известно около Ш погребений с повозками старосельской, ямной и последующих культур броне -tom века [274]. Древнейшим, относящимся к концу раннеямного периода яв,--*гив вышеуказанное п. 8 к. 1 у Староселья. Однако истоки семантики обнаружичк «а втипологически (если не хронологически) более ранних погребениях у сел.

Вк. IJ198, с. 21— 23] половинка колеса была постааленав окрашенную охрой воду впереди возвышения-«острова» с выложенным брёвнами «древом в бадье». Получилась іомпозиіхия, подобная некоторым петроглифам Сисианского р-на Армении и Каменной Могилы на р. Молочной [191, с. 67, рис. 21], а также хлебиам в виде пашущих быков на иански.ч ритуальных лотках [60, табл. XXIV —ХХѴІ]. Поскольку в качестве тягла вдан- ■ом случае можно рассматривать л ишь оленьи рога на вершине установленного лосре- т «острова* столба — оси мироздания, то «бадья-повозка» отправлялась на небеса, fflpu этом половинка колеса северо-восточнее её связывалась, очевидно, не только с нглом, но и с восходом летнего солнца (-стояния). В общем же описанный комплекс шпоминает «прочно огороженное место, набитоелобром, подобно ведру» [РВ IV 20.6].

Однако перевод кода как 'ведро' [294. с 153] не отражает всей полноты этого ведического термина. Он может быть сопоставлен со славянским кошь, для которого

Рыбаков указал несколько семантических рядов [681, с. 379—392]. Один из них смыкается с образом ‘Матери коша’ (Макошь) — богини воды, плодородия и смерти. Другой—спонятием "жребий', 'судьба'. Оба онисопссташмысобряаомрлссмзтриюемого в. І.с его водами, древами, дуализмом покойников и жертв Но особенны важна здесь сопоставимость с третьим значением: ’кошара’, ‘кошь’, ‘кошель’ Два последних жіічения применялись для повозок с плетеными кузовами, предназначавшимися для ■ерсвозки снопов. Такие повозки известные энеолита. Показательно, что некоторые еѵ глиняные модели не имели колёс и служили ковшами [681, с. 385; 288], что вполне ■олтвержлает семантическое сближение ковша и к6§а для злаков и вод. Свидетельством Славяно-арийских (восходящих кямной культуре) и хуррито-клртвельских (восходящих кстаросельскому и новотитаровскому типам алазано-беденской культуры) схождений являются близкие им кор-сайл — армянская повозка [479, с 143] и Хоша Гермет — "Владыка Неба’сванов, символизируемый рогаткоподобным букранием [60, с. 175—176] Последнему-то как раз и посвящались вышеуказанные ритуальные хлебиы. Изображавшиеся среди них бороны более всего напоминают специфическое оформление жна могилы к I у сел. Цнори.

Переход ее семантики в могилы новотитаровского (и территориально более отдалённого старосельского) типа прослеживается в к. 3—II у ст. Батуринская в Степном ГІрикубанье [933] В п. N направление движения (но на закат солнца равноденствий) тоже было означено половинкой колеса и ориентацией погребённого- а напротив — на восточной стороне уступа — изобразили птииу (ср. с устремлённостью ввысь могилы к. 1), змееголовую «богиню плодородия» (ср. с •одами к. I и с Макошью), быка и рало (ср. с хлебцами Хоша Гермета). Этому погребению предшествовало п. 4, 8 колёс и др. особенности обряда которого сопоставимы с 7 колёсами и др. более раннего п. 8 к. I у Староселья.

Однако подоснова его обряда более выражена в к. 2 у Пн ори 1198, с. 38—42] Тоже, как и в к. I, огромное количество охры было здесь не растворено в воде, а скрыто в полу под глиняной промазкой. Отличие усугубил костёр, разложенный клол ь стен (вместо канавы с водой) Здесь явно выражена идея потустороннего огня. Его «перевозчиком жертвоприношений» выступала установленная на дне могилы, направленная на север (в зенит) повозка с многочисленными сосудами и проч. Примечательно, что юго-западное колесо было снято и уложено горизонтально- к закату зимнего солнца (-стояния) повозка «не должна направляться, он затрудняет ей ход». А тягло символизировали 6+1 бычьих рогов и золотая фигурка льва,

уложенные перед дышлом повозки. Символизируя солнце, он должен оі^ представляться п :огоншиком быков.

В обряае п 8 к I ѵ Староселья есть следующие тому соответствия к пг-'"» вопоставления Покойник был положен на золу от костра и посыпан охрой, «* перекрыли разобранной повозкой и со стороны головы (в направлении пои зимнего солниа) разложили 6 исльных и I двухсос гавное колесо Тягло обозначив упряжью, парой бычьих лопаток и плетью, красный шарик на конце рѵк которой явно символизировал солние (обращённое к закату летнего солниестоянм Округлый уступ с Х-образной могилой символизировал, очевидно, потусторонів солнис — * (О )живител я’-Савитара. Вместе с тем сопоставление с сечпнтн*л подобной могилы Майкопского кургана (а бычьих лопаток — с пронзённыч магическими стелами-брзсманами металлическими бычками последнего) указы** на отражение в Х-образной фигуре потусторонней ипостаси Тельца вознесения покойника из потустороннего мира на волшебной повозке Сави * наиболее выражена в семантике досыпки нал п 8. она имела вид 'Солнца'-С • с 12 лучами-дорогами, ориентированными на ярчайшие звёзды зодиака {953. с М 960. с 51—52. рис 4]. При этом дорога, чье направление совпадает с ориента ял погребённого, указывает на то. что он еяст вовсе не к закату зимнего солних »і началу весны. Такое кажущееся противоречие обусловлено разницей каленла»”* систем: солнечной ' применительно к могиле, и зодиакальной — к кургану. Оиои вполне вероятно, ч то древние жрецы их объединял и. с приоритетом последней Ч это указывает размещение колес относительно головы погребённого соответствовал о ориентировке дорог-лучей, связанных с месяцами благоприятней ПОЛУГОДИЯ -


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!