ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 8 страница



Семиотические ключи, как сказано выше, необходимыдлявыявления схождений между анализируемыми системами — известной (по ранее изученным записям мифов, к примеру) и неизвестной (изучаемые археологические памятники). Выделяются несколько видов семиотический схождений. Применительно к теме нашего исследования, лишённого, в отличие от скифо-античного и последующих времён, прочитанных надписей, описывающих культы и проч., следует обратить внимание на атрибутивные, ситуационные и сюжетные виды схождений.

Первые связаны с атрибутами, присущими тем или иным мифологическим персонажам, а также социальным прослойкам или этническим группам Руководствуясь ими, можно обнаруживать аналогичность, а порой и родство между образами литературных, этнографических, археологических источников.Степень достоверности проводимых аналогий будет повышаться от единичных признаков до сочетания их системы со специфическими элементами. Так, анализируя изображения стоп на плитах 28,34, 44,49 Каменной Могилы, В. Н. Даниленко вскользь высказал предположение об их связи с образом индоарийского Вишну [ 191, с. 62—63], важнейшим символом которого в Индии считается изображение стопы. Развивая это предположение, Е. Н. Титова обратила внимание на тройственность изображени й и связала его соспеіжфикой «трех шагов Вишну» [781,с. 6,9,13—14]. АвСквориовскомкурганеизтогоже района (между Каменной Могилой и Днепром) к этим признакам прибавились также посох бога- странника и палица егодруга-воителя Индры, сюжеты о возрастании Вишну из карлика в гиганта и о связи с последним, а также с жертвенным костром, третьего шага [975, с. 144—149]; в жертвоприношениях коня и человека из этого кургана обнаружилось сходство соспецификами пл. 28 Каменной Могилы и гимна J. 155 Ригведы. После этого (а такжес учётом распространённости изображений 1-3 стоп нааніропоморфныхстелах и др.) присутствие образа арийского Вишну в памятниках Нижнего Поднепровья бронзового века уже не вызывает сомнений.

Ситуационные схождения — это сходства взаимосвязей мифическими персонажами, социальными слоями или этническими группами, где под взаимосвязями подразумеваются не только сюжеты, события и мотивировки, но также природные и исторические окружения. Таковы, например, схождения основного мифа. Ригведы с мифотворчеством создателей позднейших погребений Мариупольского могильника или Старогороженских курганов [978], жертвенного титана Пуруши — с весьма специфичным позднеямным жертвоприношением из кургана Цыганча над Новосельской переправой через Нижний Дунай [971; 975, с. 245] и др.

Сюжетные схождения близки предыдущим, но более развёрнуты и наполнены событийностью, а также хотя бы зачатками причино-следственных связей. Сюда можно отнести вышеупомянутые Скворцовский и Старогороженские курганы, отразившие мифы о рождениях и деяниях Вишну и Индры; кеми-обннские поіребения из Велико-александровского кургана и Высокой Могилы, обряды которых вполне отвечают индоарийским мифам о праматери Адити и её потомках; курган Гармани Белозерские курганыс их соответствиями арийскому учению о «яне Брахмы» и яр. [975. с. 117—152; 980; 981].

Уходя, по мере разработки темы, всё дальше от её эмпирических основ, от чувственно осязаемых археологических источников, и всё более приближаясь к теоретической модели некогда протекавших процессов, мы обязаны заботиться о максимальной объективности последней. Как этого достичь, каковы критерии надёжности выводов?

Прежде всего надо помнить о том, что абсолютна# объективность как и абсолютная истина недостижимы—мы можем лишь приближаться или удаляться от них. На примерах сушествуюших методов изучения духовной культуры мы могли убедиться, что даже максимальное ограничение задач исследования, отказ от углубления в содержание и сущность источников не предохраняют от субъективизма ни в их трактовках, ни даже в фиксации. Не спасает также чрезмерная приверженность чувственному (эмпирическому) или же раииональному (теоретическому) способам познания. Ибо «как чувственный, так и рациональный момент знания обусловлены объективными и субъективными факторами. Объективность чувственности —в непосредственной близости миру изучаемых явлений, субъективность

— в ограниченности и индивидуальности ощущений; объективность мышления — в фиксируемых свойствах всеобщности и необходимости, субъективность — в удалении от познаваемой действительности» [566, с. 77—78]. Возможность прорыва из этих противоречий — в интуиции и следовании за действительным развёртыванием событий, т.е. в сочетании исторического и семиотического методов познания.

1- ОТКРЫТИЕ ПРАРОДИНЫ АРИЕВ

Не следует, однако, обольщаться и тут: в любом случае наша реконструкция будет изобиловать искажениями и отсутствием деталей, поскольку ни интуиция, ни ЭВМ не избавят нас от прерывистых скачков при переходах между уровнями и качествами реального мира. Но ведь эти же и близкие к ним скачки отразились и в древиих творениях! Нужно, следовательно, попадать с ними в ритм (впрочем, это дело науки будущего...).

Я разделяю тот взгляд, что высшим критерием истины, доступным европейской цивилизации, является «практика человека и человечества»; теоретическое же познание «должно дать объект в его необходимости, вего всесторонних отношениях. ee.ro противоречивом движении an uni! fiirsich* [432, с. 193]. В духе такого подхода, позволяющего сочетать теоретические посылки и обобщения с практикой их достижения, процесс исследования с контролем его результатов, и выдвигались вышераесмотренные методологические принципы, методические способы, исследовательские приёмы предстоящей работы.

О контроле процесса исследования сказано выше: он сводится к постоянному акцентированию зачатков науки и философии (календарей и космогоний или же космологий, в также их сочетаний) в рассматриваемых памятниках, обрядах и мифах. За критерий степени объективности итоговой реконструкции я принимаю, с одной стороны, её системность; с другой — соотносимость с построениями лингвистов, этнографов и др. представителей исторической науки: с третьей — соответственность научным представлениями о закономерностях формирования и функционирования этнонсторических общностей, их духовной культуры и проч.

В заключение вводной главы еше раз подчеркну, что данная монография представляется мне не столько итогом, сколько резервуаром лредыдуших исследований, открытым для последующих потоков к берегам арийской прародины. Туда.тде начинался завершающийся ныгне виток современной цивилизации.

II. ПОГРЕБАЛЬНЫЙ РИТУАЛ

1. Положения погребенных 50

2. Ориентация погребенных 71

3. Окрашенность погребенных и могил 81

4. Трупосожжения 103

5. Человеческие жертвоприн ошения

Рассматриваются вопросы, традиционные при характеристике погребального обряда в узком его значении: положение, ориентация, окрашенность погребённых; трулосожжения, жертвоприношения. Другие вопросы—пол, возраст, раскраскачерепов и др. костей, маски, замена органов моделями — вплетены в перечисленные выше, поскольку их не всегда отмечают в публикациях и далеко не везде они выступают обособленными признаками.

Ввиду чрезвычайного многообразия этнических, социальных, хозяйственных, территориальных, хронологических различий даже впределах одной культуры, с одной стороны, а с другой, ввиду ненадёжности определений этих различий в публикациях, нецелесообразно давать очерки развития погребального обряда (останков людей) покультурно. Поэтому я даю обший очерк от момента появления курганного обряда до временного его угасания в конце эпохи бронзы, останавливаясь при этом на тех культурно-хронологически определимых и достаточно выразительных случаях, которые позволяют выдвигать заключения относительно семантики и мифологии захоронений.

Положения погребённых

Они определяются отношением спины (груди, боков) ко дну могилы, степенью согнутости ног и рук, местонахождением ступней и кистей. Совокупность этих признаков—ввиду меньшей устойчивости ориентировки, частогоотсутствия инвентаря, многочисленных случаев непрослеженности красителей, моги^і и стратиграфии — считается главнейшей в определении культурно-хронологической принадлежности подкур ганных захоронений; этообстоятельство наиболее хорошо изучено Е. В. Яровым и др. исследователями ямной культуры (255; 1032; др.].

Можно принять предложенное Д. Я. Телегиным разделение захоронений на I— вытянутые нзепине, II—скорченные наспине, Ш —скорченные на боку (а — «скачуший всадашк*, б — «адорация»), IV — особые положения (а — сидячие, б — вытянутые на боку, в — вытянутые на животе и др.), а также сочетания этих поз [761, с. 6—8].

Наиболееархаической, проявившейся ещевсреднем палеолите является поза III "имитировавшая, как полагают, положение находящегося в материнской утробе [681, с. 268]. В неолите, накануне возникновения курганного обряда бытовали уже все 4 основные позиции и определились этнокультурные и территориальные особенности. Наиболее существенным стало различие между погребениями вытянутыми на спине (1) охотниками и собирателями лесостепной и степной Европы и скорченными на боку, в позе адорации (ГО—б) земледельцами и скотоводами Передней и Малой Азии. Распространение скорченного, «внутриутробного» положения в Европе, начиная с VI тыс. вон. э., можно связать с утверждением культа индоевропейской (протошумерской) богини-матери Гатумдуг. Впоследствии, уже в Шумере, её образ сочетали и с идеей воскрешения умерших: «Семя мое в утробу (свою) ты там приняла, моя Гатумдуг, ... ты—жизнмживых,... ты — зашита обширная, под тенью твоей «почтение» для меня будет воздвигнуто» [297, с. 24,33,44]. Вполне вероятно, что эта Боганя-Мать (через посредничество трипольской и усатовской культур) легла в основу арийского учения дакши (о самоззчатии—возрождении умерших), на котором остановимся ниже.

Выдвигаяверсѵио орасіространении скорченного сбрялап адвлияниемцинилизаиий Ближнего Востока [766, с. 27—28] нельзя игнорировать факты, указывающие на обратные влияния: вытянутые погребения (всовокупносга с охрой и случаямидовольно специфического инвентаря) не ограничиваются низовьями Дона, а проникают на Кавказ [860] и, вероятно, до Южной Месопотамии [444, с. 49—50]. Взаимовлияниям характерных обрядоввосточноевропейскогои ближневосточного ареалов подтверждаются антропологией [384], а также элементами материальной культуры и духовных представлений, которые будут рассмотрены ниже.

Необходимоподчеркнуть, что разграничение вытянутых искорченных захоронений проявлялось только в тенденции, в действительности же обряд всегда был более или менее смешанным. Это не всегда можно объяснить контактами различных этносов, а следуетискатьвиуіренниепричины расщепления семантики. Замечено, чтовмогильниках на поселениях (интрамуральных, характерных для раннеземледельческих культур) обряд гораздо разнообразнее, нежели в экстрамуральных, отдельных могильниках. По мнению Л. И. Авиловой, такое изменение отразило ослабление кровнородственных и усиление социальных отношений; последнее же привело к началу выделения человека «как индивидуального члена коллектива, с особым местом в его структуре», к унификации обрядовых характеристик и погребального инвентаря «для каждой половозрастной и социальной группы» {3, с. 9—10]. С этой схемой можно бы согласиться, но она излишне прямолинейна, в ней отсутствует элемент цикличности, свойственный первобытной культуре.

Переход от грунтовых могильников к курганам прослеживается в ряде культур: кѵро-араксской, трипольской, днепро-донеикой, среднестоговской. Как изменялись при этом положения погребаемых? какие представления были привнесены в формирующийся курганный обряд и какие сложились именно в нём?

В IV тыс. до н. э. накануне возникновения курганного обряда наиболеее распространёнными культурами Северного Причерноморья были днепро-донецкаяи среднесгоговская. Имсвойственны,соответственно, вытянутые и скорченные положения погребенных, возможно потому, что перваятяготелаклесостепи и возниклав условиях присваивающего хозяйства (собирательства и охоты), а вторая была теснее связана со степью и производящим хозяйством (земледелием и скотоводством)

Вытянутое положение издревле противопоставляется скорченному. Так полагали и хетты [41, с. 148—149, табл. 1], и арии [294, с. 61]. Анализируя представления последних, Ф. Б. Я. Кёйпер замечает, что прямостояние отвечает победе жизни над смертью [294, с. 60]. К аналогичным выводам приходят и те исследователи, которые основываютсянаархеологических и этнографических данных. Акгивным(кинетическим или потенциальным) считает ртоячее положение статуэток Е. В. Антонова [36, с. 106 и лр.]; Б А. Рыбаковсвязует вытянутое положениепокойниковс представлениями осне, а наличие в могилах вещей — с представлениями о пробуждении [681, с. 271—272]. Последней версии отвечают вытянутые, наделённые инвентарём погребения мариупольскогои постмариупольского типов; отмеченные следысвиванияпокойников верёвками или пеленания в саваны [332, с. 28; 647, с. 148] можно трактовать не только

какпрепятствие выходу из могал, ной как знак вое крещения-пробуждения посредством преодоления «пут смерти». Такое значение вполне могло сочетаться с идеей могшш- жилиша. Но М. Я.Руштским в граншееобразноы Вовнигскоммогилькике прослежено сочетание вытянутого положения с идеей мотлы-ладьи [647. с. 150): продолжение этой традиции было отмечено И. Ф. Ковалёвой и в некоторых последующих — уже одиночных и подкурганных—постмариупольских захоронений Орельско-Самарского междуречья [321, с. 37}.

Вытянутое положение бытовало затем наряду с преобладающим скорченным на всём протяжении курганного отряда эпохи энеолита й бронзы. Наличие вытянутых погребений в среде трипольской, нижнемихайловской, среднестоговской и ямной культур объясняют двояко. Д. Я. Телеган и И. Ф. Ковалёва считают йх результатом влияний янепро-донешсай культуры и генетически связанной с ней постмаркуполъской культуры [317. с. 50-53. 766, с. 28]. О. Г. Шапошникова, Л. В Субботин и др. настаивают на существовании вытянутого и скорченного положения внутри самих перечисленных выше культур [746; 922. с. 7]. В соответствии с этим Л. И. Авилова утверждает. что«6иритѵаяизм следует считатьзахономерным, хотя и редким проявлением сложного внутреннего развития культуры, многообразия идеологических представлений её носителей» [3. с. 11]. Точка зрения О Г. Шапошниковой и др подтверждается антропологическими данными. Так, немало постмариупольских погребений Самарско-Орельского междуречья оказались близки срелнесіоговскому типу; в лрушч местах вытянутые поіребения сходны с Новоданиловским, ѵеатовским и проч. Так что «вопрос о том, сопровождаются ли различия в обряде погребённых соответствующими антропологическими различиями, на имеющихся пока немногочисленных материалах решается отрицательно» [637, с. 72—73].

Правомерность второго подхода подтверждается случаями захоронения в одной могиле и вытянутых, и скорченных захоронений. Некоторые из таких случаев можно объяснить разноэткичностью н/или разнополовоегью умерших, как, иапример, пораженные сифилисом вытянутый мужской и скорченный женский скелеты из п. 50 фунтового могильника «Госпитальный холм» у с. Залинейное Харьковской обл. [321, с. 27.38} Подобное различие характерно и для энеолита Болгарии {268. с. 159]. Нотакое объяснение вряд ли приемлемо для постмариуполъского п. 2 закладки 2 на о-ве Сурс- ком в районе днепровских Порогов, где женшина была уложена вытянуто головой на восток, а ребёнок у её ног — не только скорченно, но ешё и головой на запад [417, с. 165—167]. И ѵж заведоморитуальным представляетсявытянутоепсшожениеребёнка при скорченных мужском и женском скелетах в лозднеямном п 3 кургана Ііыганча у с. Плавни Ренийского р-на Одесской области [971}. Учитывая букраниевидные очертания могил ы, этот случай можно трактовать в с вязи с «рождением» (весеннего?) Телыла. Подобным образом можно объясн иіъ вытяну тость ребёнка при скорченных (на спине, ноги ромбом) ребёнке и мужчине из позднеямного п. 4 к. 22 у X- Веселая Роша Александровского р-на Ставропольского края [204. с. 130], уступ вокруг могилы имел антропоморфные очертания, причем покойники были обращены головой к ногам фигуры іна восток), а вытянутый был дальше других удален от её сердца и занимал южное положение.

Астральная символика вытянутых захоронений и связь их с идеей странствий

(активности) наиболее выражена в памятниках старосельского типа. Ниже мы познакомимся со связью их могил — нередко в виде растянутой шкуры (быка?), содержавших повозки—с образами Парджаньи (Тельца) и солнечных Савитараи Сурьи. Причастность «(О)Живитепяо — Савитара, потустороннего солнца, кпоіребальному обряду известна.

Кто несёт высокую благодать, вызывает к жизни (и) успокаивает (вновь),

(Кто) повелитель обоего-, идущего (и) стоящего,

Этот бог Савитар пусть лаёт нам зашиту...

ІРВ ГѴ.53.6]

В этом оі^ывке намёк на власть Савитара («Живителя») над жизнью и смертью содержится не только в первой, но и во второй строке: «идущее и стояшее» — одна из ведийских формул для обозначения живого и неживого {670, с. 348]. Показательно, что оба состояния связаны здесь с вертикальным, вытянутым положением; оно органически присуще Санитару, дарителю победи бессмертия-воскрешения [294, с. 60-61; 1019 , с. 60].

Но если погребения старосельского типа столь тесно связаны с образом ■"выпрямляющего* Савитара, то почему же большая часть погребённых всё-таки скорчена?—Очевидно, по причине, сходной сосвиванием покойников в погребениях мариупольского типа; чтобы усилить потенцию преодоления смерти. Об этом свидетельствуют положения ног в древнейших п. 4 и 8 к. 4 и I ус. Староселье, а также в п. 6 к. І 9 ус. Виноградное' они были слабо согнуты и обращены коленями вверх

— но так, что при разрушении связок приняли почта вытянутое положение [949, с. 53—54,60—61; 663, с. 43—45]. Не исключено, чтотакое перемещение ногистлеваюшего вмогиле покойника предусматривалось обрядом. Подобная «потусторонняя кинетика» могла предусматриваться и вслучаях. которые археологи фиксируют как положение на спине с наклоном на бок», «положение на боку с разворотом на спину» и т. п.; в С-

3 Причерноморье, например, из 1000 погребений ямной культуры на аолю таких приходится 30,4% [ 1026, с. 46—48]. СюдаЖе можно отнести расположение ног коленями вверх или набок — у покойников, уложенных скорченно на спине [549].

Предположение о взаимосвязи скорченных и вытянутых положений посредством учёта перемещений ноі-истлеваюших трупов находит соответствие в одном из гимнов Ригведы, обращённом кУшас («Утро*—богиня новогодней зари) кдкк воскреситель- нице покойников [294, с. 60; 975, с. 121]:

. Когда занимается Заря, заставляющая живого встать прямо,

Какого мёртвого она разбудит?

Вставайте, пришёл к нам дух жизни!

Тьма удалилась, приближается свет. Свободен путь для движения солнца.

Мы пришли туда, где продолжается жизнь.

Заставь нас родиться среди людей, о Всежеланная.

[РВ 1.113.8, 16, 19]

Речь в эх ом гимне ведётся, очевидно, от лица воскресающих покойников, особенно заметно это в последней строке. Призыв в ней к возрождению подразумевает скорченное, внутриутробное положение (подчёркнутое эротическим смыслом «всежеланной» Ушас-зари), тогда как‘в первых двух строках отражено известное по образу Савитара (родственника Ушас) схождение воскрешегата-пробуждения спрямым, вертикальным положением.

Новое, старосельское распространение вытянутогоположения покойников нельзя считать неолитической традицией, сохранённой и переданной носителями постмариупольской культуры: не обнаруживается её связей состаросельскимтипом, а присущая последнему «потусторонняякинетика» указывает наоригинальнуютрадицию, связанную с арийскими образами Савитараи Ушас. Этимология потустороннегосолнш Савитаравыводится специалистами из лексики индоариев, тогда как корни Ушас уходят в индоевропейское прошлое. Можно предполагать ближневосточное происхождение этих корней: Ушас не только этимологически, но и функционально близка Ужхаре — Иштар. Последнее в этом ряду имя семитизировано в аккадское время, а этническая принадлежность первого неясна, нотесносвязанас истоками хурритов [219, с. 84]. Есть данные о принадлежности хурритов к куро-араксекой [1046, с. 157— і 59] и генетически связаннойс ней алазано-беденской культуре, породившей crapссельский, новотитаровский и т. п. культурные типы [969, с. 260]. Од ним из указаний тяготения этих типов к своей закавказской прародине и к образу «заставляющей живого вставать прямо» Ушас — Ужхаре является увеличение количества вытянутых погребений «староселыіев» ит. п. от Дуная к Кубани [157, с. 67].


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!