ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ 12 страница



Ранние периоды ямной культуры (типа Михайловка II) и старосельского типа «сазалисьсопряженысостабильными, северо-восточной и юго-залалной ориентировками, ПІЭотивоположными наиболее характерным ориентировкам Ближнего Востока [23, с. 44. 55]. Свойственные Ближнему Востокуюго-восточная и северо-западная ориентировки стали внедряться впозднеямный и раннекатакомбный периоды, очевидно, вследствие соответствующих миграций и влияний [956; 969; 974]. Установлено, что и «ямникам© и «етароселыдам» предписывалось воскресение посредством приобщения («просыпания* и «переезда», прежде всего) к летнему сезону, однако первые пользовались при этом солнечным (дневным), а вторые зодиакальным (ночным) календарями [953. с. 40—41]. В позднеямный период стабильность их ориентаций нарушается, что следует объяснять не только взаимовлияниями культур (с различными календарными системами), усилившимися в это время, но также предоставлением погребаемым большей ^самостоятельности в устройстве своей потусторонней судьбы—на что мы уже обращали внимание в связи с тенденцией ослабления кровнородственных и усиления соседских связей. В этот период прослеживается распространение закладываемых в погребальный обряд представлений о потустороннем вращении покойников (разновидность •потусторонней кинетики»), впервые проступивших в кеми-обинском п. 4 к. 1 у «и С’Ироселье и продемонстрированных в предыдущем разделе на примерах позанеямных п. 4 к. 3—II у с. Александрова и п. 9 к. 2 у с. Старогорожено. Следует также иметь в виду, что на рубеже ранне- и позднеямного периодов на широких просторах индоевропейской обшности произошла смена лунных календарей солнечными. Это явление хорошо прослежено и в английском Стоунхендже [864. с. 204—207], и в ГѴ—IX елшх к. 1 у с. Староселье [953, с. 39—41]. Каждая из этих календарных систем была сложна и взаимосвязана с другой, а обе они — с системой зодиакальных календарей. Прослеживается, что в это же время, в середине III тыс. до н. э.» в Шумере активизируется символика зодиака [910].

Понятно, чтосменакалеидарейбылаобусловленаклиматическими, хозяйственными, азагем и межплеменными и межэтническими изменениями. Рассмотрение ихне входит в -наши задачи. Следует лишь указать, что столь глобальное и быстрое изменение

календарных систем и последовавших отсюда изменений в мифотворчестве зюкделось на обширной «календарной службе». -«анмімшеДся во взаимосвязанных между собой святилищах-обсерваториях [970, с. 80—83]. Остановимся на наиболее выраженных перипетиях противоборства лунно-солнечной и солнечно-зодиакальной календарной систем (и стоящих за ними мифологических представлений), носителями которых в Юго-Восточной Европе середины Штыс. дои. э. были «кеми-обинцы» и «старосельцы».

Древнейшие среди известных на Кавказе обсерватории-святилища, относящиеся к ІЦ тыс. до н. э. и расположенные в Армении на горах Мецамор и Ара [599; 703; 858], связаны с почитанием Сириуса, созвездий Большого и МалогоПса. Основной ориентир Мецамора обращён на северо-северо-восток (21—22 градуса) — к восходу Сириуса в периодлетнегосолнцестояния; со святилищем Ара связана легенда овоскрешении героя, раны которого зализали песиголовые божества. Подобные данные обнаруживаются в куро-араксском п. 24 Вы ил «дсыгицрщкцссо кургана, начиная с ориентировки покойника и кончая изображениями пары собак в зодиакальной сцене на плитах кромлеха,приуроченной к летнему солнцестоянию [966]. Однакогенетически последующие кеми-обинские п. 3 и п. 4 к. 1 у с. Староселье обнаруживают не солнечно-зодиа- кальный, а лунно-солнечный календарь—воспринятый, надо полагать, не отдокуро- араксского п. 24, а от трипольского п. 23. Лунный календарь получает широкое распространениевкеми-обинской кул ьтуре, проникая вместе с её влияниями до Кавказа [195, с. 42—46; 954]. Немного спустя оттуда вместе с носителями старосельского типа (генетически связанногос закавказской аяазано-беденской культурой) распространяет- сяновый, более сложный зодиак, отразившийся в обряде п. 8 к. 1 у с. Староселье [954. с. 32—33,35, рис. 1:6]. После него, с конца раннеямного периода, кеми-обинские захоронения в этой курганной группе не совершались, а в поздних ямном и старосельском п. 12 и п. 10 указанного кургана прослеживаются традиции п. 8. При этом юго- западная ориентация п. 8 сменяется в п. 12 и п. 10 северо-западной и северной ориентировками (рис. 55); возможно, что здесь сказалось влияние присущего ямной культуресолнечного календаря.

На сочетание в ориентациях погребений ямной культуры значений Солнца и Луны впервые обратили внимание С. А. Дворянинов, В. Г. Петренко, Н. А. Рычков. Их статье [196] явилась, посути, первой попыткой приме нитькдревнейшим курганам Восточной Европы те закономерности, которые были обнаружены исследователями Стоунхенджа и др. мегалитических памятников Западной Европы [125; 864; 865]. Было проанализировано 1169ямныхпогребенийиз386курганов Волго-Дунайского междуречья, но определённый вывод исследователями таки не был получен: дневное или ночное светило были важнее «в космических представлениях» носителей ямной культуры- Причину неудачи исследователи не без основания связывают с неточностями как современных, таки древних фиксаций головы покойников относительно восходов» закатов светил; кроме того «вряд ли всегда меняющаяся в течении года от СВ к Ю1 (и обратно) точка восхода Солнца или Луны непосредственно в день захоронениі служила ориентиром для направления головы покойника» [196, с. 33—35]. Однако даж эти верные соображения не заставили авторов отказаться от бесперспективных (вплаж исторических выводов) статистико-комбинаторных методов и отдать предпочтен» рассмотрению и последующему обобщению конкретных ситуаций—хотя ими и бьш сделаны отдельные важные наблюдения.

Указанные авторы впервые сделали вывод о том, что племена ямной культуры планировали погребения вокруг центрального, которое пре дставлялось подобием оси «см. выше об уподоблении покойников мировому древу). Этот центр совпадал обычно сосновным погребениеми выдерживался дотакойстепени, чтооно оказывается у репера при современных раскопках. Группирование выпускных погребений вокруг центра юргана, заложенногопредставителями ямной или других кулыур, принимало различные формы. Так, вслед за А. Хейслероми О. Г. Шапошниковойавторы отметили размещение впускнЫх захоронений по луге или кругу, подчеркнув распространённость такой формы планировки могил на обширных пространствах Европы [196, с. 25; 918, с. 11; 1065, с. 27]. Интересно наблюдениенад планировкой ямных погребений вк. 22 Верхнетарасовского могильника на Нижнем Днепре, где впускные погребения были размещены по окружности: ориентированные походу солнца лежали на правом боку, а против хода — на левом [196, с. 25; 222, с. 21, рис. 10]. Этот частный случай, не подкреплённый, к тому же. надёжной фиксацией, сопоставим с индоевропейскими представлениями о связи правой стороны с Солнцем и почитанием добрых начал, а левой — с Луной и противостоянием злым силам [ 133, с. 750]. Но немало случаевс закономерностями иного рода. В ямном кургане у р. Базавлук (междуречье Верхнего Ингульца и Днепра) погребения с северо-западной сриентациейбылисосредоточены в северо-восточном секторе насыпи, а с юго-западной — в юго-восточном секторе [б94,,с. 70—71, рис. 3]. Таким образом, в первом случае акцентирована связь закатов и восходов летнего, а во втором случае

— зимнего солнца. Ещё сложнее взаимораположение п. 11 и п. 14, п. 9 и п. 17 к. 14

> с. Львово Бериславского р-наХерсонской области. Эти пары был и объединены весьма специфической керамикой [1038, с. 268, рис. 48]. В первой паре покойники были уложены скорченно направомбокуи ориентированыназапад-юго-западивосток-юго-

восток, аво второй—направоми левом боку, но обаголовой на северо-восток. Подобные случаи свидетельствуют о существованиях местных родовых традиций.

По наблюдениям указанных авторов, проверенным отчасти Е. В. Яровым [196, с. 28; 1026, с. 52—61], круговая планировка впускных захоронений ямной культуры характерна длястепей Дунайско-Днепровского междуречья, в Поднепровьееё меньше, а восточнее Молочной онаи вовсе неизвестна. Не исключено, чтовтаком распределении сказалась традиция планировки протогородов трипольской культуры; на руинах некоторых из них носители ямной культуры сооружали курганы [997]. Солнечная ориентация в секторе северо-восток — юго-восток, присущая древним погребениям ямной культуры, лучше сохраняется (91—95%) в Нижнем Поволжье, где вовсе неизвестна круговая или дуговидная планировка, в то время как в междуречье низовьев Днепра и Южного Бугаонасокращаетсяс 83% (основные погребения) до40% (впускные позднеямные) [927, с. 19]. Можно полагать преобладание в восточном ареале ямной к>‘льтурыЮго-1іосточной Европы архаических представлений овоскрешениипокойншсов случамивосходящегосолнца, вто время как в западном ареал е разрабатывалась сложная концепция о потусторонних странствиях, впервые проявившаяся, как мы помним, в погребениях кеми-обинск ой культуры В целомжеследуетконстатировать, чтоподобно положениям покойников, ориентировки их тоже были довольно неустойчивы и подчинялись неканонам (относительносторон света), а «лотке- мифов» (следовавших годовому и т.п. циклам, восходам-закатам светил, «потусторонней кинетике»). Значения ориентировок в конкретных случаях следует выяснять, опираясь на календари.

Индоевропейские языки сохранили сведения о древних календарях различных типов. Обнаруживается семантическое сходство и.-е.*ше( Н)-п-’месяц’; *теН-’время’, ‘измерять’: *теН(і) — ‘созревать’, “собирать урожай’ [133, с. 176, 473, 684, 691]. Производное от ннх др. -инд.тітГ?ѳ 'зачинается (плод в утробе)’, ‘созревает’, зафиксированное в РВ ѴІ.32.11, вполне может быть соотнесено с кеми-обинским п. 3 к. 1 у с. Староселье (и с др. кеми-обинскими погребениями, но в меньшей степени), гробница которого, орнаментированная лунно-солнечнымкалендарём, была помещена в утробу женоподобной досыпки, сопоставимой с образомпраматерисушегоАдити [960. с. 50, рис. 2]. В индоевропейских языках запечатлелась также развитость зодиакальных (звёздных) календарей. В отличие отлунных, они обнаруживают связь не с земледелием, асосредсівами передвижения—с повозками и, возможно, ссудами: и.-е. *Klh) еі- ‘колесо’, ‘повозка’; ст.-слав.коіо ‘круг’, ‘колесо’; яр.-рус. коля'Большая Медведица’, укр. ‘Віз’); и.-е. *Hast,hfer-‘звезда’; вед. str-bhih (др.-рус. Стрибог‘Орион’ [133,с.685;984,с. 169]): авест. staobyo; гот. staimo (укр. стерт ‘руль (судна)’) [133, с. 685,728]. Наименее представлена связь с календарём солнца, тоже обнаруживающего близость к колесу и повозке: и.-е. *rot<mo-, др.-инд. ratha- ‘повозка’, ‘колесница’; лат. rota- ‘колесо’, ‘круг’, др.-англ. rador ’небо’; исл. rodull “солнце’ [ 133, с. 719]. Совокупность значений повозки

и зодиакально-солнечных календарей можетбытьсоотнесенасосіаросельскимп. 8 к. I

у с. Староселье (и с др. старосельскими погребениями—но в меньшей степени), которое перекрыто повозкой и солярной досыпкой с расходящимися от неё дорогами — ориентирами календарной обсерватории зодиакального типа [953, с. 40—41].

Приверженностькопределённым,календарнообусловленнымориентирам отразилась

и в мифотворчестве. Так, в ведийской мифологии существовало деление на передний и верхний (восточный и северный), задний и нижний (западный и южный) миры. Очевидно, что восток и запад причислены к переднему (и верхнему) и западному (и нижнему) мирам по восходам и закатам Солнца, однако отрицательное, казалось бы значение второго снимается тем обстоятельством, что на западе пребывает Рита, «которому должны подчиняться все люди, все боги» [РВ Ѵ.62.1]. Учитывая отождествление риты (“пути’, ‘круговорота’ Вселенной) с зодиаком [906], следует констатировать двойственное положение запада (и как «нижнего мира» и как пристанища «основного закона Вселенной»), обусловленное наложением двух календарных систем: солнечной и зодиакальной. Подобное наложение мы наблюдали во взаимовлияниях обрядов «ямников» и «старосельцев», причём именно к последним наиболее приемлемы ведические представления о рите. Основу соотнесениясевера и юга с верхним и нижним мирами составляет дуальность зенита и надира. Но не только. Считалось, что покидающий мир (умирающий) «на северном пути, к величию богов уйдя, к слиянию с солнцем он идёт: а кто покидает мир на южном пути, к величию предков уйдя, идёт онкслияниюслуной, ми рэ луны достигает» (ТАРА 10.64). Анализируя этот и подобные, к Ригведе восходящие тексты, В. С. Семенцов находит объяснение в том, что восходы зимнего, «слабеющего» солнца смещались к югу («к величию предков»), а восходы летнего, «крепнущего» солнца—ксеверу («квеличию богов»). Важно, чтосоответствуюшим образом направлялись (ориентировалисьпри погребении) отнюдь не по времени года, а по степени постижения мудрости [711, с. 147 и др.]. Следовательно, выводы исследований о сезонныхсоотноше ниях смертности, основанные на анализе ориентировок погребённых, весьма ненадёжны, а то и совсем неверны.    ,

Завершённая уже в Индии стройная система ориентиров обнаруживает, по мере углубления в её истоки, всё большую инвариантность. Одна из причин тому, как мы рассмотрели напримересоотношений «путей» солнца и риты, заключаласьвстремлении согласовать различные календари, апеллирующие не только к дневному, но и к ночным светилам. Не всё согласовывалось. Так, у икдоариев термин рйгѵа означает “перед’ и 'восток’, a paurva иранцев—‘перед’ и 'юг1. По мнениюТ. В. Гамкрелидзе, В. В. Иванова и ар., в этом отразились различные направления расселения двух вышеназванных ветвей индоиранской общности [133, с. 914—915,920—921]. Однако здесь могли проявиться и идеологические разногласия, вытекающие из противоположности оценок асуров и яэвов в среде этих ветвей. В подтверждение такого предположения можно сослаться, например, на отмеченный в Молдавии обычай «ямников» погребать в южном и западном секторах кургана по ходу солнца [202, с. 76]. Лица покойников обращались втаком случае на востоки юі— в соответствии со значениями обоих вышеприведенных терминов.

Связи ориентаций с мифологическими образами и сюжетами тоже неоднозначны. Однако выделяются преобладания, обнаруживающие близости к обрядам тех или иных культур Юго-Восточной Европы. Рассмотрим это на примерах ведической мифологии.

Восток и обычно табуированный север почитались «страной богов», запад — земонов-асуров, юг — «страна предков» и смерти [1020, с. 9.83—84]. Восток был отдан во владение Инары ~ победителя асуров. главного героя Ригвеяы. Север опекался неистовым Руярой, вероятно потому, что он считался стрелком, а стрела издревле связываласьс зенитом и севером. Запад находился под властью Варуны — предводителя или тюремщика асуров. Югом владел Яма. бог мёртвых. Бытовали и другие распределения [294, с.43.105]. Какскладывалисьотношения покойниковсосновными стражами эгихлокал —‘сторон мира’?

Прежде всего следует указать на характерную асимметричность курганов: спрямлённость и крутизну северного и округлость и пологость южного склона. Г. Л. Скааовекий объяснил это «атмосферными явлениями, именно преобладанием у нас продолжительных осенних дождей при северо-восточных ветрах и потому большим смыванием курганов с этой стороны» [724. с. 77].Такой предрассудок доныне бытует среди археологов [927» с. 11]. невзирая на общеизвестную концентрацию захоронений под южной половиной и избегание северной половины кургана, на обилие слоев с вышеуказанной асимметричностью, вскоре перекрытых досыпками и заведомо не подвергавшихся существенным воздействиям атмосферы (рис. 54, 80). Попытки выявитьстоящиеза этим «причины идеологического, культового характера» [819, с. 63] единичны и далеко не идут. Между тем надо бы учесть индоарийское учение олокапач и предположить, чтообшаяархитектура кѵргаНовпреяусматривала избежание умершими «страны богов» и страшного Рудры и следование в «страну предков» Ямы. Необходимо іакже учитывать схождение погребённых под каменными перекрытиями ямной культуры с образом Индры, отвоевывающим у потусторонних асуров новогоднее солнце, а погребенных под деревянными перекрытиями старосельского типа (а затем и ямной культуры) с образом Матаришвана, похитившего огонь у Асуры, предтечи Варуны. С этими сюжетами мы лознакомимся ниже. С ними согласуется тяготение ямной культуры к восточным ориентациям, а старосельского типа — к западным.

Обнаруженная нами «потусторонняя кинетика» тоже находит мифологические соответствия. Ступая «путями, гае прошли наши предки**, погребаемый должен увидеть «обоих царей,... Яму и Варуну-бога» [РВХ.14.7], повернувшись, по-видимому, лицом с юга на запад. Подобная ситуация выявлена в обряде кеми-обинского п. 4 к. 1 у с. Староселье—стеми. правда, отличиями, что Варуна (и его браг Митра) был изображён на южной стенке, перед лицом ориентированного головой на север покойника; Яма (и брат его Ману) изображён был на северной стенке, за затылком покойника, который должен был развернуться головой в сторону лета (на восток) и, воскресая с растушей луной, оставить слева от себя Варуну-Митру,асправа Яму-Ману [960, с. 50, рис. 3; 970, с. 81]. Высказанное выше предположение об избегании покойниками севера и приобщении к юту отразилось, возможно, в мифе о том, как Рудра в отместку за непочтительное к себе отношение снёс голову Дакше (‘ Энергичном/ и др., связанное с ним жертвоприношение дакшина означает ‘правый’, “южный’ и др.) — учредителю жертвоприношений, брату Варуны и Икары, дяде (деду, прадеду) Ямы [975; 806|.

Выше мы рассмотрели варианты и смысл ориентации от зарождения курганного обряда до начала его первого упадка в позднеямный период, когда досыпки стали сооружаться уже не нал одним, а несколькими близкими по времени захоронениями. Какие же закономерности и значения ориентаций становятся характерными для катакомбного и срубного времени?

Тенденция дестабилизации ориеніировок по сторонам света и установления ориентировокпо дуге ияи кругу, наметившаяся у позднего населения западногоареала ямной культуры, была, как уже отмечалось, частью процесса, охватившего различные районы Евразии и связанного со сменой календарных систем. Замечено, что в куро- араксской культуре — которую Ш. Ш. Дедабришвили и др. исследователи небез- основательносчитаюттвориом курганного обряда [ 198, с. 59], разнообразие направлений головы (темени) погребаемого сочеталось со стабильностью обращения его лица на восток. Здесь именно в этом, а не в обычно учитываемой археологами ориентации головы погребённого, сказалась приверженность солярному культу [118, с. 90—92]. В дольменной культуре, отчасти воспринявшей традиции куро-ар'аксской культуры, сходные представления обрели иное воплощение: здесь, приноравливаясь К сложностям рельефа, порталы гробниц неизменно обращали к солнечной стороне. Возможно поэтому, чтобы солгше подольше ос вешало портал, здесь впервые возобладала южная ориентировка (52%), на долю количественноследующей за ней восточной ориентировки приходится 21 % погребений [476, с. 208—210, табл. 15]. Эти двеособенностиориентации дольменов проявились в части синхронной и в какой-то степени связанной с ними катакомбной культуре [299]. Связи были глубокими и обширными: в генезисе катакомбной культуры раннего периода приняли участие старосельский тип и кеми- обинская культура, в различной мере тяготеющие к Кавказу [956]. Для ориентации раннекатакомбных захоронений характернытеже особенности, что и для позднеямных: неустойчивость относительно сторон света, избегание северного сектора, планировка могил по дуге или кругу. Но к ним присоединились и свойственные дольменной культуре особенности: направленность входных ям ксолнечной стороне и проявления (пока ешё слабые) южной ориентации. Утвердились и специфические правила: за редкими исключениями покойников обращали лицомк выходу из камеры, располагали к нему правой стороной, а левой в редких тех случаях, когда погребённый по каким- либо причинам ориентировался не за, а проіивхода солнца [100, с. 18—19,33,80; идр.].


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 229; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!