ОСОБЕННОСТИ СТАДИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СФЕРЕ АРТ-МЕНЕДЖМЕНТА



Шкунова А.А.

кандидат педагогических наук, доцент

Соловьева А.А.

студент

НГПУ им. К.Минина

Аннотация: Статья посвящена выявлению особенностей стадий проектирования в сфере арт-менеджмента. Менеджмент является основой в любом направлении деятельности. Авторами рассматриваются цели арт-менеджмента, задачи менеджера – куратора. Выявлены этапы проектирования арт-событий и их содержание.

Ключевые слова: арт-менеджмент, проектирование, реализация.

Организация и управление в сфере искусства является основой арт-менеджмента, эффективность которых зависит от найденной концепции, от профессиональной подготовки «творческого менеджера» и от его личности, которая остается в тени арт-объектов[4]. 

Целью арт-менеджмента являются: пропаганда искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров искусства.

Управленческая деятельность в организациях арт-индустрии осуществляется на четырех уровнях, регулируя при этом:

· отношение между обществом и организацией;

· отношение данных организаций друг с другом и другими предприятиями и учреждениями;

· отношение между организацией и потенциальной аудиторией;

· отношение организации с входящими в ее состав художественными коллективами, структурными подразделениями и отдельными работниками [4].

Арт-менеджмент является объектом изучения таких ученых и экспертов в области культуры как Новикова Г.Н., Чижиков В.М., Чижиков В.В., Бабков В.А., Хвостова Е.А., Бакштейн И.М., Третьяков В.М.

Перед арт-менеджером (куратором) стоит определенный ряд задач организации выставок любого масштаба. Куратор должен уметь разбираться в искусстве, анализировать тенденции современного творчества, находить актуальные темы и идеи для выставок, собирать и пополнять коллекции, подготовить идею каталогов и другой ознакомительной литературы, разрабатывать образовательные и социальные проекты. Арт-менеджер должен обладать достаточным упорством, чтобы организовывать задуманное, найти спонсоров и воплотить свою идею.

При разработке творческого проекта куратор накапливает и углубляет знания о сфере и дифференциации культурного пространства, качестве и количестве различных видов социальной и культурной деятельности, востребованных населением [1].

Современный арт-менеджер должен учитывать роль Интернета в нынешнем обществе. Развитие информационных технологий послужило новым импульсом для расширения выставочной деятельности арт-проектов [3]. Новый многофункциональный информационный ресурс - виртуальная выставка. Интерактивность виртуальных выставок помогает привлечь и вовлечь читателя в мир искусства, создать диалоговый режим, при котором человек и компьютер обмениваются данными. Это режим, где пользователь имеет возможность высказывать своё мнение, дополнять информацию.

Менеджеры-кураторы, которые организуют выставки, должны помнить о потребителях, имеющих определенные ожидания от выставки. Через тему автор доносит главную мысль проекта до зрителей, поднимая круг вопросов, волнующих аудиторию, отвечаю­щих ее интересам. Художественный проект - это ответ на социальное явление.

Разработанный проект сочетает в себе творческий, технический, финансовый аспекты. Это необходимо ме­неджеру, чтобы избежать ошибок при его воплощении, обходить препятствия, найти ответы на многие вопросы, связанные с его разработ­кой и реализацией.

Рассматривая процесс организации арт-событий, необходимо выделить следующие этапы.

Первый этап - подготовительный, включающий формирование модели проекта, анализ и прогноз ситуации во внешней среде, создание предварительного плана-графика выполнения проекта. Определенность и ясность выбранной темы напрямую свя­заны с постановкой автором проблемы или идеи. Постановка проблемы требует ответов на вопросы: «Что я хочу сказать зрителям, аудитории?», «Какие обобщающие выводы сделает побывавший на предполагаемой программе?», «Какое отношение у него (зрителя) сформиру­ется к увиденному и услышанному на сцене?». Менеджеру необходимо понять воздействие мероприятия на публику [2].

На этом этапе определяется объем финансовых ресурсов, сроки возврата заемных средств, ожидаемая прибыль, условия инвестирования. Кроме того, указываются условия для потенциального инвестора или кредитора, для возможной государственной поддержки проекта органов ме­стного самоуправления, соучредителей или партнеров, включая учреждение культуры, где проект может реализовываться. Обосновываются ключевые факторы успеха: фактор выигрышного времени, полноценного или частичного изменения выявленной проблемной ситуации. На данном этапе целесообразно подгото­вить три возможных варианта реализации проекта: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятностный. Согласно сценариям, необходимо отразить потенциальные риски, которые могут воз­никнуть при реализации проекта.

Тема и идея составляют идейно-тематический план проекта. Этот план является своеобразным стержнем, который содержит весь замысел проекта в единой системе, целостность которой усиливает впечатление от восприятия выставок.

На втором этапе менеджер утверждает идею экспозиции, налаживает коммуникации (ведет переговоры с руководителями арт-площадок, музеев и владельцами частных коллекций, отбирает работы художников), продумывает размещение экспонатов на выбранной площадке, составляет бизнес-план выставки и находит пути его финансирования. Происходит запуск системы управление проектом, формирование микрогрупп проекта и ресурсное обеспечение [2]. 

Третий этап включает самооценку, независимую экспертизу, доработку проекта и принятие решение по его воплощению [2].

Изучив материал, мы можем сделать вывод, что каждая из стадий проектирования арт-событий уникальна. Роль каждого этапа важна, но достигнуть цели можно пройдя через все этапы организации события.

Как отмечают некоторые российские исследователи, в частности, Г.Н.Новикова, В.М. Чижиков, В.В Чижиков, арт-менеджмент является на сегодняшний момент одним из самых актуальных направлений коммерческой деятельности в сфере культуры и искусства[2,5]. Рассмотрение основ современного арт-менеджмента в сфере искусства позволяет сделать вывод, что арт-менеджмент – это синтез управления и искусства.

Список литературы:

1. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента: учебное пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2006.

2. Чижиков В.М., Чижиков В.В. Введение в социокультурный менеджмент: учебное пособие. М. : Изд-во Моск. гос. ун-та культуры и искусств, 2003.

3. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб. : Лань, 2001.

4. Колбер Ф., Эврар И. Арт-менеджер. Журнал для профессионалов // Арт-менеджмент — наука третьего тысячелетия. 2002. N 3. С 27-29

5. Шкунова А.А. Организация этико-когнитивных отношений у учащихся профессионального лицея. Н. Новгород, 2006.

6. Шкунова А.А.., Плешанов К.А. Организация проектной деятельности студентов в вузе: результаты научного исследования и перспективы развития // Вестник Мининского университета. 2017. №4. URL http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/699 (дата обращения: 14.02.2018).

 

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 373; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!