Саттипатхана как практика внимательности в повседневной жизни



Это упражнение может быть рассмотрено в четырех аспектах, первым из которых является полное осознание намерения. Иногда люди занимаются делами, которые не приводят их к поставленной ими цели. Достичь цели можно только при помощи действий, соответствующих намеченному результату. Поэтому практикующий полное осознание должен перед началом любых дел спрашивать себя, приведет ли это действие к желаемому результату. Таким образом, благодаря перерыву для тщательного раздумья сберегается большое количество энергии. Это так в медитации, в повседневной жизни и в медитации как повседневной внимательности и осознанности. Как в одном, так и в другом случае нельзя терять из виду ни цель, ни средства, при помощи которых она достигается.

Будда воздал хвалу достижению трех целей:

– Достижению счастья здесь и сейчас – при помощи Дхармы, насколько это возможно в этой жизни.

– Достижению счастья в следующей жизни, благодаря созданию хорошей кармы в этой жизни.

– Достижению высочайшего счастья нирваны, или пробуждения, состояния архата, которое является плодом садханы.

Если у нас есть желание достичь одной из этих трех целей, цель и наши намерения должны иметь верное направление, что подводит нас ко второму аспекту – к полному осознанию соответствия намерения и цели.

Часто люди говорят, что их целью является достижение высочайшего счастья, причем в этой жизни. Но если посмотреть на их окружение, на их образ жизни и образ действий, на усилия, которые они прилагают для практики, зачастую можно увидеть, что цель у них не совпадает со средствами. Таким людям нужно знать этот аспект полного осознания, чтобы они могли точнее соразмерить свои поступки с целями. Когда мы практикуем эти два аспекта, они вполне естественно приводят к третьему – к полному осознанию всей сферы человеческой активности.

Практика внимательности в повседневной жизни является способом сохранения осознанности и ясности присутствия в обыденной реальности.

Выполняя это упражнение необходимо сохранять полное осознание при движении назад и вперед, беге, танце, смотрении на предметы и отведении глаз, сгибании и вытягивании конечностей, одевании одежды, ее ношении, раздевании, еде, питье, жевании и ощущении вкуса, опорожнении кишечника и мочеиспускании, ходьбе, стоянии, сидении, засыпании, пробуждении, беседе, молчании, езде на машине и переживании страсти, творческом возбуждении и плаче, лености переваривания пищи и просмотре телевизора...

В этом упражнении вся жизнь, все формы ее проявления являются объектом медитации. Жизнь как саттипатхана – процесс осознанности и внимательности. 

Випассана – безобъектное наблюдение

Этот метод называется практикой прозрения или практикой безобъектного осознавания. В этой практике внимательности нет одного объекта, поскольку все четыре рода внимательности – к телу, к чувству, к психическим состояниям и к психическим явлениям – все становятся медитацией. Медитацией в випассане является само осознание, когда благодаря применению полного осознания, ум не будет отвлекаться, ибо все делаемое будет сопровождаться внимательностью и прозрением. Випассана приводит практикующего к полному осознаванию (сампаджанна), что знаменует собой отсутствие неведения.

Отсутствие неведения – это непрерывное видение того факта, что все «мое» или «я»: «мой дом», «моя семья», «мое тело», «мои мысли», «мои взгляды» – не является по своей природе таковым, так как не существует никакого обладателя.

Випассана это безотносительное, фактуальное, «таковостное» просветленное, равностное, невовлеченное восприятие – сознание повседневной жизни, в которой одинаковы рождение звезды и рождение козла, блеяние барана и выступление президента, бриллиант равен булыжнику и потеря родственника не отличается от потери ненужных ключей давно выкинутого комода.

Медитация на касины

Касины – это специально изготовленные предметы, которые служат опорой для ума. Например, касина красного цвета – это обычный красный круг на белом фоне, похожий на японский флаг.

Касину рекомендуется поместить на расстоянии 60 сантиметров от пола. Сам красный круг должен быть размером с маленькое блюдце – ровный и гладкий. Практик должен сесть на пол, на расстоянии 60 – 100 см от стены, направить взгляд на красный круг и сосредотачиваться на нем. Если ум уходит от объекта, рекомендуется в уме повторять «красный, красный, красный», «круг, круг, круг». Слова, таким образом, смогут направить ум обратно на касину. Упражнение надо выполнять до достижения состояния поглощенности.

Зрительная монотония во время этой медитации закономерно приводит к множеству зрительных иллюзий и галлюцинаций. По этой причине важно все время возвращать осознание к реальному кругу, который нарисован на белой бумаге. 

В последние 15 лет мы использовали касины разных цветов – в основном черные, фиолетовые, красные, голубые. Цвет большого значения не имеет, важно, чтобы круг очерчивался на белом фоне четко и однозначно.

Что касается диаметра круга, лучше чтобы он был от 25 до 50 мм. Не больше, чтобы зрение не стало «блуждать» по кругу.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 191; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!