Мулатантра. Возможное продолжение



На последней стадии медитации сосредоточение может быть таким глубоким, что человек осознает: сердце его очистилось от скверны обычных эгоистичных импульсов и желаний. Медитирующий может полностью опустошиться, в нем не останется ничего, что могло бы заявить о себе, как об остатке Я.

Как показывает опыт, в этот момент перед умственным взором появляются различные туннелеобразные пространства, которые приглашают (затягивают, раскрываются и притягивают, соблазняют) оставить свое корыстное эго и самое важно – живое тело.

Если человек принимает приглашение, он может пережить свое небытие как факт, он может стать архатом и обнаружить, что у него и не было того, что он оставил. Он может испытать вхождение в поток, освобождение.

Но это освобождение длится недолго, т.к. тело не может жить без алаи-виджняны и сильные телесные боли, спазмы, неуправляемые и мощные конвульсии, чувство удушья, могут возвратить сознание в тело.

 

Мулатантра как возможность ниродхи

На последних стадиях мулатантры также возможно проживание «Освобождения–отдаления», которое подобно нирване и называется ниродха (прекращение). В нирване объектом осознания становится прекращение сознания, в состоянии ниродха сознание исчезает и принимает качество «незапятнанного ума».

Абсолютного прекращения всех восьми видов сознания крайне трудно достичь.

Ниродха, как вариация мулатантры, достижима только для «того, кто не вернется» и архата, и только при условии, что он овладел всеми восемью дхьянами. Ни вошедший в поток, ни «тот, кто вернется еще раз» не отказались еще в достаточной степени от эго, жажды личного существования, чтобы овладеть той сверхконцентрацией, которая требуется в ниродха. При достижении сахаджа самадхи, состояния полного небытия, даже малейшее желание будет служить препятствием.

На пути к ниродха медитирующий практикует проницательность, беря за основу каждую дхьяну и последовательно добираясь до восьмой дхьяны «ни восприятия, ни не-восприятия». С прекращением этого последнего очень тонкого состояния сознания он входит в ниродха. Говорят, что это прекращение, ниродха, является «реальным по-иному», потому что все сведения о нашем переживании реальности даже в самых тонких состояниях отсутствуют.

Хотя ниродха может длиться до семи дней в человеческом отсчете времени, в самом состоянии нет временной последовательности: моменты непосредственно предшествующий и последующий кажутся неразрывными. Семидневный предел для ниродха обусловлен физиологией. Биение сердца у медитирующего и обмен веществ прекращаются вместе с сознанием (или, вероятнее, продолжают иметь место ниже порога восприятия). Обменные процессы продолжают протекать на остаточном уровне, и потому тело медитирующего не распадается подобно трупу.

Прежде чем войти в это состояние, медитирующий должен заранее наметить себе, сколько времени он будет в нем оставаться. При выходе из него он проходит дхьяны в обратном порядке, пока не достигает нормального сознания. На восьмой дхьяне возвращается сознание, на третьей – нормальное телесное функционирование, на первой – мысли и чувственные восприятия.

Самая последняя возможность мулатантры – паринирвана

На самых последних пределах сосредоточения человек может осознанно и окончательно покинуть свое тело и войти в нирвану.

Если о ниродхе мы имеем достаточно внятные самоотчеты, то о паринирване мы можем сказать только то, что эта возможность реальна и что выход в полном присутствии сознания, воли, чистоты восприятия в пространство смерти как паринирваны существует.

Человек может превратить свою смерть в осознанный процесс покидания тела волевым усилием и сосредоточением.

Уход в процессе мулатантры в смерть весьма не поощряется, как и любое самовольное покидание жизни в европейской традиции. Но, на наш взгляд, это наиболее соответствующий для высокодуховного человека способ покидания тела и прекращения земной жизни. Традиция гласит, что Будда победил Мару – смерть. На наш взгляд, Будда победил не столько саму физическую смерть, сколько страх смерти. Он лишил смерть ее воли, показав, что она есть высочайшее блаженство.

С другой стороны, паринирвана не является смертью в обыденном смысле этого слова. Паринирвана находится за пределами всех лок дальнейшего существования и перевоплощения и во многих смыслах является онтологической остановкой самой реализации закона умирания.

Паринирвана – остановка закона смерти.

Если принять такую точку зрения, уход в мулатантре из жизни может стать остановкой (прекращением) колеса рождений и смертей и будет пределом правильного ухода.

 

Буддийские практики умирания

Смерть и ее феномены являются одним из основных объектов практик буддизма.

Как мы уже рассказывали выше, целая группа практик связана с тленностью и смертью живого – десять нечистот (асубха). В качестве объекта медитации выбираются составные части и состояния трупа: вздутость (уддхуматака), трупные пятна (винилака), нагноения (випуббака), рассеченный труп (вичиддака), обглоданные куски (виккхаитака), разбросанные части трупа (виккхиттака), изуродованные части трупа (хата-виккхиттака), окровавленный труп (лохитака), изъеденные червями куски трупа (пулавака), скелет (аттхика).

Эти практики имеют очень большой трансформационный потенциал, как и участие на ритуалах сопровождения умерших (христианские погребения с отпеваниями и панихидой, сжигание трупов в индуизме, расчленение трупов и отдавание птицам на Тибете и др.)

Автор этой книги пережил важные прозрения по проблемам анатмана, анитьи и дукхи во время участия на этих ритуалах.

Христианский прощальный поцелуй лба или руки трупа является, на наш взгляд, одним из важных элементов инициации в смерть православного человека.

Одновременно с этим, медитация на реальные трансформационные изменения трупа в десяти вариантах, которая практикуется в буддизме, представляет трудность для европейца и в основном встречает личностное сопротивление.

По этой причине на наших ритритах и семинарах, посвященных теме смерти и умирания, уже в течение многих лет мы используем направленные визуализации, а также тексты-описания, которые приняты в буддийской литературе (в основном в тантраяне).

Именно они и приведены в этом разделе буддийских практик.

 


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 345; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!