Медитация на природные объекты



Медитации типа саматха или умиротворения могут быть направлены на любые природные стихии и объекты, которые могут обеспечить джхану, поглощенность ума.

Объект не так важен, важна его «перцептивная простота» (да простят нас буддисты за европейскую научную терминологию). Это может быть любой объект, главное, что бы его форма и структура была не слишком сложная. По этой причине не все природные объекты подходят для этой цели.

Это может быть медитация на пламя костра, на пламя свечи, на зеркальную гладь озера, на солнечную или лунную тропу, медитация на луну, медитация на ночное звездное небо, медитация на реку, на лотос, на восход солнца… 

 

Пуджи анахаты

Пожалуйста, садитесь в привычную для вас позу для медитации. Примите руки в махамудру.

Закройте глаза и выровняйте Ваше дыхание. Когда вы закрыли глаза и выровняли дыхание, направьте ваше дыхание, ваше осознание в середину грудной клетки. И попробуйте прямо сейчас в середине грудной клетке обнаружить пульсирующее ядро энергии. Это ядро энергии в индийской традиции называется сердечная чакра – анахата. В китайской – шень-гунь, в христианстве оно называется духовным сердцем.

И затем, когда вы обнаружили это пульсирующее ядро, попробуйте сделать утреннюю практику из правой тантры – дакшиначарьи, которая называется пуджи анахаты – практику очищения и энергизации духовного сердца.

Для этого просто сделайте 21 дыхание через сердечную чакру, через духовное сердце.

Делайте мягкий медленный вдох в сердечную чакру и мягкий медленный выдох из сердечной чакры. При этом полностью присутствуйте во вдохе и полностью присутствуйте в выдохе. Проникновенно делайте практику пуджи анахаты, практику очищения и энергизации сердечной чакры.

Когда вы вдыхаете, вдыхайте чистую энергию Брахма-Вихары, энергию просветления, пространства ничем не обусловленных драгоценных состояний сознания – радостности, чистого ликования жизни; равностности, прозрачной невовлеченности; любящей доброты и сострадания.

А выдыхая, выдыхайте оскверненные состояния сознания: зависть, раздражительность, гордыню, злость, негативное отношение к себе, к другим, миру... 

И пусть с каждым вдохом и выдохом ваше духовное сердце станет светлее и чище, яснее, прозрачнее и сильнее.

И затем, когда вы сделали 21 связное дыхание через сердечную чакру, представьте ваше духовное сердце как сияющую сферу энергии.

И в этом свете, в этой энергии, почувствуйте присутствие самых важных качеств человеческой реализации: Равностности, Радостности, Любящей Доброты и Сострадания.

Попробуйте некоторое время прожить эти благородные драгоценные состояния внутри, распространяя их энергию в свое тело, насыщая ими свои чувства, желания, мысли, мечтания, поток сознания.

И затем, когда Вы наполнились состоянием архата, откройте свои глаза и посмотрите на мир живой и неживой очами Вашего сердца, драгоценных состояний ума. И, если сможете, попробуйте жить из этих состояний в обыденности.

Мулатантра

В основе этой очень сложной медитативной практики лежат психодуховные идеи многих традиций, которые автор изучал в течение последних 30 лет.

Впервые в полном формате она была проведена во время тренинга «Духовные путешествия» на Байкале в день тантризма Правой руки – дакшиначарьи в 1997 году.

Как известно, представители этого направления буддизма в качестве объекта медитации выбрали 3М (три Макары):

· мандалы – магические символы, схематично изображающие Вселенную;

· мантры – звукосочетания, имеющие сакральный смысл;

· мудры – определенные жесты и тайные обряды-действия, которые понятны лишь очень узкому кругу посвященных.

Именно эти три элемента и были включены в медитативную практику, которую в соответствии с правотантрический традицией делали участники тренинга для постижения Единого и слияния с Великой Пустотой. Мы не думаем, что достижение этих целей возможно за месячную практику. В конце концов, важна систематичность и включенность. Остальное придет как следствие.

Если Вы будете делать эту практику ежедневно, то качество вашей жизни изменится.

Медитативная практика состоит из нескольких частей.

1. Садитесь в привычную позу медитации, расслабьте ваше тело, избавьтесь от излишнего напряжения, сделайте ваше дыхание ровным и тихим… как ветер, что гуляет над озером, но не вызывает ни ряби, ни волн. Дыхание происходит как мягкое и непринужденное движение, без напряжения, свободно, естественно.

2. Обводите себя кругом, наносимым водой на пол или землю, затем проводите по часовой стрелке правой рукой вокруг головы, щелкая пальцами. Это действие в дакшиначарьи считалось символическим сжиганием плоти и всех желаний, страстей, вожделений, которые были с ней связаны. Положите ладони на колени и погрузитесь в состояние внутреннего сосредоточения.

3. Очистите и энергизируйте при помощи дыхания пять элементов, находящихся выше линии пупка, - сердце, горло, нёбо, переносицу и голову. Этот ритуал достаточно сложен и поэтому мы изложим его подробно.

Сердце. Открыв рот, расслабьте челюсть, возьмите глубокое и медленное связное дыхание, с равным акцентом на вдохе и выдохе. Привыкните к нему... и отпустите, т.е. не задерживайте на нем внимание. Затем перенесите внимание на область сердца. И дышите в область сердца, т.е. вдох и выдох делайте через него. Не форсируйте дыхание. Сделайте ровно 21 связный вдох и выдох в эту область.

Горло. Сделайте ваше дыхание медленным и поверхностным. Настолько поверхностным, чтобы волна Вашего дыхания омывала только ваше горло и едва достигала верхушек легких. Сделайте ровно 21 связный вдох и выдох таким образом.

Нёбо. Прижмите язык к зубамверхней челюсти, оставляя пространство между языком и небом для того, чтобы вдохнуть через него быстро и поверхностно. У вас должно быть ощущение, что дыхание происходит во рту, как бы «крутится», проворачиваясь колесом, входя через небо и выходя в пространстве под языком. Сделайте ровно 21 быстрых, поверхностных, связных вдохов и выдохов через эту область.

Переносица. Сделайте медленный вдох средней глубины через нос и выдох через рот. Представьте, что дыхание своей энергией омывает переносицу. Дышите в переносицу, через нее. Сделайте ровно 21 связных вдохов и выдохов через эту область.

Голова. Сделайте медленный, глубокий вдох через нос, направьте его энергию в голову и выдохните через рот. Вам будет казаться, что Вы омываете ваш мозг дыханием. Сделайте ровно 21 связных, глубоких и медленных вдохов и выдохов в эту область.

Сделайте еще два цикла энергизации и очищения центров в той последовательности, в которой мы изложили, таким образом, получится три круга пуджи в пяти центрах, в каждом центре по 21 дыханию.

4.После практики энергизации и очищения войдите во внутреннюю тишину и представьте перед своим мысленным взором ваше «Дерево жизни», корнем которого является мораль (общественный долг, свод профессиональных, общественных, семейных обязанностей, правил поведения), стволом – знания о жизни, а ветками и листьями – добродетели, личностные качества, которые вы смогли накопить в жизни.

Рассмотрите корни вашего дерева – каковы основные этические принципы вашей жизни среди людей. Какие у вас кровнородственные отношения и взаимосвязи: отношения с родителями и прародителями, дедушками и бабушками, с женой или мужем, детьми, братьями и сестрами, тетями и дядями, племянниками и племянницами…

Посмотрите на ствол – что вы знаете о жизни, ваши гуманитарные или естественные знания, знания философии, культуры, профессиональные компетенции, ваши базовые смыслы существования на земле. Что вы умеете в жизни, какие у вас есть таланты и способности, умения и навыки.

Посмотрите на крону – какие вы имеете добродетели, что благого вы приобрели в этой жизни и что вы еще можете приобрести, что благого вы можете принести другим людям и себе самому, как лучше реализоваться в жизни, посредством чего самовыразиться, каков ваш истинный путь, ваше призвание. Какие качества вы демонстрируете людям и самому себе.

Почему так мало ветвей на вашем дереве и листва редкая? Или, может, она очень густая и ветви большие, крепкие и в то же время гибкие...

Что собой представляет ствол вашего дерева? Насколько он широк, высок и могуч, или же он тонкий и боится даже самого маленького дуновения ветерка?..

А на что похожи корни вашего древа жизни? Глубоко ли они уходят в землю, насколько вы укоренены в жизни среди людей, насколько крепка ваша связь с окружающими и каково содержание этих отношений, из каких этических побуждений растут ваши корни, какого они цвета, формы, насколько они гибки, насколько они хрупки?..

Исследуйте ваше Древо Жизни, осознайте, прочувствуйте его.

Затем позвольте этому дереву войти в ваше тело, будьте им, ибо им вы и являетесь.

5. И когда вы чисты и осознали, кто вы на этой Земле, сконцентрируйте вашу энергию в сердце, соедините руки на груди и соедините свое дыхание с вашим Высшим Я, с Самостью, с вашей Сущностью.

Все что вы сделали, является призывом, приглашением Самости в тело, в сознание, в чувства. Сидите и ожидайте встречи. Сделайте ваше дыхание тонким, прозрачным. Представьте ваш образ Бога и сосредоточьте всю энергию Вашего сознания на этом образе. Почувствуйте, что этот образ является последней дверью в Дхармакайю.

Встречайтесь и проживайте опыт общения со своей внутренней мудростью, чистотой, просветленностью, с Буддой в себе.


Дата добавления: 2018-09-20; просмотров: 187; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!