Духовное значение подвига Царской Семьи



Вследствие отступления русского населения от традиционных форм жизни и устремлений произошло охлаждение в служении Богу, Царю и Отечеству, которые незаметно были подменены служением обогащению, идее «просвещения» и достижения земного благополучия, т.е. чисто мирскими интересами с ориентацией на западные формы организации общественной жизни и культуры. В результате ослабления связи с Богом, произошла утрата духовного иммунитета и зрения. Подавляющее большинство населения заразилось царившим в обществе духом заблуждения.

За всеми этими событиями сокрыта вечная борьба невидимых сил добра и зла. Для любого верующего здравомыслящего человека понятным является тот факт, что все эти явления стали результатом длительных целенаправленных действий нечистых духов, отпавших от Бога и их земных представителей. Эти исполнители, предали им свои души ради достижения того, о чём пишет Святой Евангелист Иоанн Богослов «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская». Ради достижения своих целей они готовы были принести в жертву десятки и сотни миллионов человеческих жизней.

Посредством печатных изданий и тайных сообществ врагам России удалось настроить русский народ против Церкви, против Царя, против существующих порядков. Это привело к разобщённости среди населения. В немецком народе эти проводники нечистых сил возбудили каинский дух и дважды в XX в. они стали главными исполнителями замыслов этого мирового богопротивного сообщества. Они также были введены в заблуждение. Внешнее бедствие в виде развернувшейся войны отвело верные силы нашего Отечества из центральных областей на фронт, где они и сложили, по большей части, свои головы.

Это развязало руки революционным группам, заранее тайно подготовленным в центральных областях и глубинке России. Результатом такой тайной целенаправленной деятельности и беспечности православного населения России, врагам удалось достичь поставленных ими сатанинских целей. Господь попустил произойти этим событиям, как это неоднократно бывало с избранным еврейским народом в ветхозаветное время, когда он отходил от Бога.

В результате такого отступления народ стал недостоин такого великого Божьего дара, каковым является Православная Монархия. Император Николай Александрович, осознав неизбежность падения России и уничтожения Монархии, сделал всё необходимое, чтобы избежать такого развития событий. Когда стало понятно, что этого предотвратить уже невозможно, он пожелал быть принесённым в жертву ради спасения России, и Господь исполнил его благое пожелание, посредством попущенных Им последующих за этим событий. Всё это можно сравнить со сложной многоходовой комбинацией в шахматной партии на мировой арене, в которой русская государственность и народ потерпели крупное поражение. Если бы не было соборной жертвы Императора и последовавших за ним верных слуг и людей, то это поражение могло бы закончиться для России, как государства, смертельным исходом.

Для лучшего понимания значения подвига Императора Николая II и его Святой супруги и детей уместно вспомнить пример сербского Святого князя Лазаря, нетленные мощи которого почивают ныне в Раваницком монастыре Сербии. Известно, что ему приходилось часто воевать с турецким пашой. Накануне решающей битвы с султаном Амуратом у Косово 15 июня 1389 г. кн. Лазарю явился ангел с предложением ему сделать выбор из двух вариантов дальнейшего развития событий: один – победа в битве, расцвет славы его земного царствования, но в последствии духовное разложение и погибель сербского народа; другой – поражение в битве, мученическая кончина, которые приведут к духовному оздоровлению и в итоге к достижению его народом Царствия Небесного. Царь и войско выбрали второй путь, удостоившись мученических венцов от рук мусульман. Из жития Святого Лазаря мы узнаём о том, что он, как и Святой Царь Николай, был великим храмостроителем и основателем Пантелеймонова монастыря на Афоне.

Нам известно, что задолго до революционных событий Император Николай II говорил: «Быть может, необходима искупительная жертва для спасения России: я буду этой жертвой - да свершится воля Божия!»[14]. Тем самым он дал своё публичное согласие на предстоящий подвиг. Такое же настроение присутствовало и у других членов Царской Семьи. Так например известно что Царевич Алексий со смирением говорил в заключении, понимая что их ожидает в ближайшем будущем: «Если будут убивать, то лишь бы не мучили»[15]... Государыня Александра Феодоровна в дневнике за 1918 г. сделала записи: «...не думай, что я не смирилась (внутренне со всем смирилась, знаю, что все это не надолго)... Атмосфера электрическая кругом, чувствуется гроза, но на душе мирно — все по воле Божией. Он все к лучшему делает. Только на Него уповать...Господи, смилуйся над Россией! Спаси ее... О, как я молю, чтобы Господь ниспослал бы духа разума, духа страха Божия. Все потеряли головы, все врозь, царство зла губит и страдания невинных убивают... Очень согрешили мы все... Отец Небесный, наказывает детей своих. Но я твердо и непоколебимо верю, что Он все спасет. Он Один это может. Надо перенести, терпеть, очиститься, переродиться!»[16]

Из писем Государыни Александры Феодоровны (Тобольск): «Надо раньше найти в себе покой и мир, тогда можно везде жить, в свободе, в узах, тяжело, может быть, страшно, но душа должна оставаться не тронута, крепка, глубока, тверда, как стена...чувствую себя матерью этой страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою родину несмотря на все ужасы и все согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца, и Россию тоже, несмотря на черную неблагодарность к Государю, которая разрывает мое сердце, — но ведь это не вся страна. Болезнь, после которой она окрепнет. Господь, смилуйся и спаси Россию! ...Молюсь непрестанно»[17]

Из записей дневников и воспоминаний можно понять, что такое же отношение к предстоящей кончине было и у остальных членов семьи и их слуг, расстрелянных вместе с ними. После убийства Царской Семьи в доме были найдены книги, в которых рукой Великой Княжны Татьяны Николаевны были подчеркнуты слова: «Верующие в Господа Иисуса Христа шли на смерть, как на праздник... становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту... Они шли спокойно навстречу смерти потому, что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом"[18]. Также было найдено два листка бумаги на которых рукою Великой Княжны Ольги Николаевны были переписано стихотворение Сергея Бехтеева «Молитва», в котором подчёркивается духовный настрой узников ДОНа:

Молитва

Пошли нам, Господи, терпенье,

В годину буйных, мрачных дней,

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья

Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый смертный час...

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов!

г. Елец, октябрь 1917 г.

Также известны строки из письма написанного ей в Тобольске: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»[19]. Все эти свидетельства говорят о покорности Воле Божией, послушании главе семьи и святом смирении всех узников ДОНа, безропотно покорившихся своей судьбе.

Предсказания Святого праведного Иоанна Кронштадского, преподобного Серафима Саровского, Святой блаженной Паши Саровской, Святого преподобного Варнавы Гефсиманского, а также Герасима Чудовского говорили о предстоящих грозных событиях и прикровенно указывали на свержение Императора. Он также это всё предчувствовал и понимал, что такова Воля Божия, а значит так надо, так будет лучше. Ни в его силах было это отменить.

Все эти события были предсказаны преподобным Серафимом ещё в 1832 году «Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют…, но не до конца прогневается Господь и не попустит разрушиться до конца земле Русской, потому что в ней одной преимущественно сохраняется ещё Православие и остатки благочестия христианского».[20]

Атмосфера ожидания трагических событий витала в воздухе. Об этом говорили и события на Ходынке после коронации и другие события. Так бывший народоволец Л.А. Тихомиров после событий 1905 г. написал пророческие слова: «Ах как мне жаль этого несчастного Царя! Какая-то искупительная жертва за грехи поколений. Но Россия не может не желать жить, а ей грозит гибель, она прямо находится в гибели, и Царь безсилен ее спасти, безсилен сделать то, что могло бы спасти его и Россию! Что ни сделает, губит и ее и его самого. И что мы, простые русские, как я, например, можем сделать? Ничего ровно… Сиди и жди пока погибнешь! Впереди скопляется какой-то непроглядный мрак. Монархия идет к гибели, а без монархии у нас лет 10 неизбежна резня. Прямо ужасное положение. Вот она — Ходынка-то! Наступает исполнение предвещания»[21].

О том, что сама идея монархии в России находится уже в тяжёлом состоянии говорила и неизлечимая (на тот момент) болезнь наследника. Чтобы ситуация изменилась и произошло исцеление требовалось чудо. Чудес в истории России было немало, но все они происходили по молитвам и вере народа. Вот и сейчас Царская Семья нуждалась в молитвенной поддержке всего русского народа, которому внушили мысли о никчёмности православной монархической формы правления государством по сравнению с европейскими.

В своём терпении всех бед, которые свалились на него, Император абсолютно уподобился праведному Иову, который также не мог отменить тех бед, которые обрушились на него. Само рождение Императора в день памяти этого святого было предзнаменованием того, что ему в жизни придётся претерпеть нечто подобное. В реальности ему пришлось пережить даже более тяжёлое испытание. Если праведный Иов лишился только детей, имения и здоровья, то Император, помимо этого был предан своими приближёнными, лишён и самой жизни со всей семьёй и прислугой. Тем самым был явлен пример удивительнейшего в истории человечества смирения и самопожертвования, свидетельствующих о колоссальном доверии Государя Воле Небесного Отца и его огромной любви к России.

Жертва никогда не приносится впустую, она совершается ради чего-то (в этом и заключается главный смысл жертвы). Спаситель на Кресте принёс Искупительную Жертву, искупив Своей кровью всё человечество, явив тем самым Свою Любовь к человеческому роду. Подтверждением принятия этой жертвы Сына Божия пред лицеем Бога-Отца явилось славное Христово Воскресение и передача Ему суда над всем человечеством. Господь своей жертвой искупил всё человечество, поэтому Он, вместе со святыми будет принимать решение о том, кто окажется с Ним в вечной блаженной жизни, а кто будет вечно мучиться в аду с падшими ангелами и погибшими людьми.

Господь благословляет последователей во всём подражать Ему и принимает жертвы Святых. Жертва Царской Семьи была так же принесена по образу Жертвы Спасителя. Они добровольно принесли эту жертву перед Сыном Божиим за вверенный им народ, поэтому она по праву может быть названа христопродражательной.

Конечно, подобной жертвой стал и сонм Новомучеников и Исповедников Российских, пострадавших через некоторое время и их подвиг был тоже важен. Они также внесли покаянием, молитвой и терпеливым перенесением, выпавших на их долю страданий и мучений свою лепту в умилостивление Бога над народом России. Но большинство из них не желали  этих страданий, они были не согласны с новыми установившимися порядками, многие из них осознали значение совершённой революции и отречения от Царя и монархической формы власти только уже после того, когда увидели ужасные плоды совершившихся событий. Многие из них покаялись, хотя это покаяние было и запоздалым, но и оно было ценно в очах Божиих настолько, что многие из них сподобились быть впоследствии прославленными во Святых. Но их жертва не была также чиста и высока как соборная жертва Царской Семьи, понимающей реальную ситуацию в стране, и близких им по духу людей, принявших смерть осознанно, добровольно, явив образец христианской жизни в высочайшем подвиге самопожертвования ради всего русского народа

Несомненно, что Николай II совершал значительные просчеты во внешней и внутренней политике и он глубоко переживал, считая себя виновным в них, но ни всё было в его силах и власти. Здесь важно понять, что Православный Царь, Помазанник Божий, является живой иконой Царя Небесного на земле. Именно так писал о Царской власти свт. Дмитрий Ростовский [22]. Господь говорит о том, что в каком состоянии предстанет человек пред Ним на суд в таком Он и будет его судить. Если посмотреть на жизнь Государя и его благочестивой супруги, то они в чистоте вступили в церковный брак, который сохраняли в непорочной чистоте более 20 лет, воспитали целомудренных и чистых детей, украсивших себя всеми христианскими добродетелями, перечисленными в Заповедях Блаженств. При этом ими не было совершено никаких смертных грехов. Именно поэтому они явились чистой особой соборной жертвой во главе с Помазанником Божиим.

Революционные события привели к очищению Церкви. Архиепископ Аверкий (Таушев) так оценивал эти события: «Удерживающий теперь — Самодержец, удаления которого домогается известная публика, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус Христос убьет духом уст Своих…Русский народ и другие населяющие Россию племена глубоко развращены, горнило искушений и бедствий для всех необходимо и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. Но не бойтесь и не страшитесь, братия, пусть крамольники - сатанисты на минуту утешатся своими адскими успехами: суд им от Бога не коснит и погибель их не дремлет (2Петр. 2.3). Десница Господня найдет всех ненавидящих нас и отомстит за нас праведно. Не будем поэтому предаваться унынию, видя все ныне происходящее в мире…, ибо Подвигоположник наш и всемогущий Глава Христос всегда с нами есть, и пребудет до окончания века, и нынешнее смутное время послужит только к большей славе Церкви Божией» [23].

«Еще более должно нас поражать и удручать бесчувствие самого русского народа, - говорит митрополит Анастасий (Грибановский), бывший главой архиерейского синода РПЦЗ и почивший 22 мая 1965 г. в Нью-Йорке - с каким он отнесся к страдальческой кончине своего государя. Когда его невинная кровь, соединившись с кровью его супруги и юных детей, пролилась в мрачном подвале Ипатьевского дома. Это потрясающее событие, от которого, казалось, могли содрогнуться и сами камни, не вызвало ни ужаса, ни особой скорби у русского народа, почти не заметившего его в шуме общих потрясений революции. Царь-мученик остался неосетованным и неоплаканным своими подданными»[24].

Русским народом были совершены ужаснейшие грехи клятвопреступления, богоотступничества и невиданного по масштабам в истории богоборчества. Благодаря молитвам всей Небесной Церкви, мученической жертве Царской Семьи и Сонма Новомученников Российских, а также людей, сохранивших верность Богу, Суд Божий был смягчён и русский народ не был истреблён с лица земли полностью. Ему была дана возможность и время для покаяния и исправления.

Но не все смотрят на это время как на время, данное нам для покаяния. Существуют люди, которые считают, что Господь уже давно всё простил и нужно учиться радоваться жизни и не нужно больше беспокоиться о том, что уже давно прошло. Нам необходимо принять очевидный факт того, что полноценного осознания событий XX в. у нас не произошло ни в сознании народа, ни в среде духовенства, ни во власти. В докладе на архиерейском соборе РПЦЗ святитель Иоанн (Максимович) говорил так: «В грехе Цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение – арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец...Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники Революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе».[25]

 Этого окончательного осуждения не произошло до сих пор. Господь просит апостола и Евангелиста Иоанна Лаодикийской Церкви (под которой многие толкователи правомерно понимают представителей Церкви последних времён) передать такие слова: «…ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:17-20).


Дата добавления: 2018-08-07; просмотров: 239; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!