Понятие жертвы в Библейской истории



В общем смысле слово жертва означает всё то, что добровольно приносится кем-либо кому-либо ради кого-то или чего-то. Впервые понятие жертвы появляется в Раю, когда после грехопадения первых людей Бог приносит жертву в присутствии Адама и Евы райское животное, из которого были сотворены кожаные одежды, покрывающие их обнажившийся срам и призванные им отныне постоянно напоминать о совершившемся в Раю падении. Видимо, человеку было заповедано совершать эту жертву в напоминание о печальном происшествии в Раю, либо Адам сам догадался совершать эту жертву после изгнания из Рая. Это мы можем понять из того, что его дети, Каин и Авель, знали как и когда приносить жертвы, а научиться они могли этому только от отца. Смысл этой жертвы в Раю был таков:

1. Творение Божие (животные и земля) отныне будут страдать, так как мир был создан для человека, поэтому мир тоже изменился в результате изменения  человеческой природы. Отныне человек стал смертен и путь ко спасению и возращению в Рай отныне лежит через смерть. Первым жертвоприношением был очищен Рай. Совершённое жертвоприношение - это напоминание о смерти, ставшей результатом грехопадения и основной способ богообщения и покаяния – средоточие религиозной жизни человека.

2. Эта жертва послужила прообразом жертвы Иисуса Христа, предуказывая на то, что Сам Бог пройдёт через смерть принятого Им человеческого естества ради нашего спасения.

3. Когда человек видит невинные страдания – это наилучший призыв к покаянию. Когда мы видим, как страдает Земля от дел рук человеческих и весь животный мир, когда мы вспоминаем невинные страдания Спасителя – это наилучший призыв к покаянию.

4. Адам и Ева сшили одежду из листьев, но это была непрактичная и недолговечная одежда, а Бог им изготавливает кожаные долговечные, удобные и надёжные ризы. Этим Бог дал понять, что без Бога человек не может сделать даже нормальное одежды, поэтому во всех делах нужно обращаться к Богу.

О самых значимых Ветхозаветных жертвоприношениях в истории человечества повествует нам Библия. Это жертвы Авеля и Каина, жертва Ноя после потопа, жертва Авраама, система жертвоприношений, установленная Богом через Моисея во время исхода и после избавления еврейского народа от египетского рабства. Всё это было только прообразом главной жертвы, принесённой Сыном Божиим на Голгофе.

Но на этом жертвоприношения не прекратились, они только изменили свои формы. После пришествия Господа нашего Иисуса Христа на землю произошла перемена священства. Захламлённый ложными представлениями иудаизм ушёл в прошлое. Главной жертвой теперь стала безкровная жертва, совершаемая на литургии во образ Жертвы Иисуса Христа. Жертва на Голгофе открыла путь к возвращению человека в райское состояние, позволяющее пребывать в более полном общении и познании Бога.

Но жертва может быть принесена не только Богу, но и бесам и лукавому. Такие жертвоприношения мы называем идолослужением. Исходя из этого жертвы делятся на угодные Богу и неугодные. Жертвоприношение Авеля и Каина показало, что жертва может быть чистая, как у Авеля, и нечистая, как у Каина, который отделил незначительную или непотребную часть плодов своей земледельческой деятельности. Как мы видим, жертвой может быть не только животное, но и плоды земли или предметы, жертвой может быть наше время, силы, отказ от чего-то, то есть духовные, душевные или физические усилия. Жертва может быть своевременной и несвоевременной, кровной и безкровной.

Если Каин и Авель знали, как и когда нужно приносить жертву, то наиболее вероятно было бы предположить, что этому научил их отец. Понятно, что Адам каялся в совершённом им грехе и, скорее всего, приносил жертвы Богу. Свидетельством принятия Богом его покаяния явился омытый кровью и водой, излившихся из рёбер Спасителя, череп Адама.

Свидетельством непринятия жертв Каина и принятия жертвы Авеля явилось знамение, показавшее, чья жертва была угодна Богу, а чья нет и явление Бога Каину с предупреждением его от греха. Если разобраться в сути слов, сказанных Богом Каину, то Бог всего-то сказал о том, что он принёс в жертву незначительную часть его трудов, что выказало недостаточное его почтение к Богу. Каину нужно было только исправиться и в следующий раз уже принести более достойную часть плодов своей деятельности и только. Он же не послушал Бога, а вместо этого поддался действию дьявола и убил младшего брата только за то, что жертва Авеля была принята Богом, а его нет. Это, видимо, произошло от того, что он считал себя много выше младшего брата, так как он возделывал землю, был кормильцем семьи, а брат разводил овец и был обычным пастухом, а мясо тогда ещё не употребляли в пищу.

Здесь выразилось его гордость и презрение к младшему брату, пленение его духом сатаны, которое произошло ещё задолго до этого жертвоприношения. Он доверился внушениям падшего духа больше, чем словам Бога, сказанными ему, тем самым усыновившись дьяволу и став родоначальником и символом богоборческого общества на все времена человеческой истории.

Отсюда мы видим, что Каин был религиозным человеком и не только верил, но и знал о существовании Бога. При этом он не имел должного страха и благоговения пред Ним, что стало началом открытого Богоборчества. Из этого можно сделать вывод о том, что недостаточно привести людей к вере в Бога, ибо сказано в Священном писании о том, что бесы тоже веруют и трепещут, но лучше от этого не становятся, так как не хотят воздавать должной чести Богу. Более важно воспитать веру в должном страхе и благоговении пред Богом, научить человека воздавать должное почтение Творцу в своих мыслях, рассуждениях, поступках и делах, что соответствует традициям Православной Церкви, от которых русский народ стал отходить накануне революции.

История Каина является ярким примером того, как неправильная духовная и религиозная жизнь при знании того, что Бог есть может привести к неправильным выводам, поступкам и открытому Богоборчеству. Она подсказывает насколько важно с детства привить человеку верную религиозную систему взглядов и дать должное воспитание, так как это даст ему возможность прожить богоугодную жизнь, спасти свою душу и помочь в этом другим людям.

Жертва не приносится впустую, она может стать как источником духовного роста, так и причиной падения (как случилось с Каином, который неправильно принёс жертву, а затем неправильно понял слова Бога, обращённые к нему). Жертва всегда приносится с определённой целью. Цели могут быть разными, результат же будет зависеть от того насколько эта жертва будет угодна тому, кому она приносится. Результатом великих ветхозаветных жертвоприношений, описанных в Священном Писании стали явления Бога и великие обетования (обещания), данные Им этим людям и их потомству. Так Праотец Ной после выхода из Ковчега принёс в первую очередь подобающим образом в жертву всех чистых животных, которые пережили с ним потоп и были специально им взяты и отделены от подобных им, оставшихся в живых. Тем самым он выразил правильность осознания им того факта, что хоть мир и обновился после потопа, но человеческая природа до сих пор повреждена грехом и нуждается в исцелении, которое может совершить только Бог.

В этой жертве проявилось высота религиозного уровня Праотца Ноя, понимание им законов духовной жизни, сила его веры и надежды на Бога. Результатом этой жертвы стало явление ему Бога и заключение великого завета с ним, а в его лице со всем послепотопным человечеством, родоначальником которого он стал после этого исключительного явления в человеческой истории. Бог обещает ему, что не будет отныне человечество в таких масштабах истреблено водами потопа, и не будет отныне открытого служения злу, как это стало перед потопом. Открытое и явное зло отныне будет пресекаться Богом.

Плен, меч, убийство обратится в многократно большей степени на того, кто посягнёт на Образ Божий. Это означает то, что диавол и его семя (последователи) силой не смогут уничтожить Церковь. Победа над дьяволом совершилась Силой Божией на Голгофе не оружием, а жертвенным смирением и терпением обид с молитвой за неразумных мучителей. Ною было дано знамение Боговоплощения в виде радуги, которая, в сущности, является символом, соединяющим небо и землю, что и произошло в личности Спасителя.

Отсюда мы видим: если жертва принесена правильно и принимается Богом, то человек получает благой ответ от Бога в виде исполнения просимого, а чаще, дарования многократно сверх того о чём человек просит в своих молитвах. После совершённой Спасителем жертвы на Кресте ветхозаветные жертвы были упразднены, так как они служили только прообразом главной жертвы и уже были не угодны Богу. Жертвоприношение отныне приняло другие формы, преобразилось. Господь заповедал совершать в Его воспоминание на Тайной вечере новую безкровную жертву во образ Его Жертвы, в результате чего постепенно развилась служба, называемая нами сегодня литургией.

Но кровные жертвы на этом не прекратились, новыми жертвами стали мученики за Христа, восшедшие на высшие ступени Заповедей Блаженств, приняв смерть за исповедание Богом Иисуса Христа, за Истину и правду. Это те люди, которые не пожелали мириться со злом в мире. Они открыто это зло обличали и противостояли ему вплоть до смерти, тем самым исполняя слова Божии о вражде с семенем змея, сказанными Богом в Раю. Есть мученики пролившие кровь, а есть бескровные – это те, которые терпеливо переносили несправедливое отношение к себе, издевательства, гонения, поношения клевету и молились за своих врагов. Это люди, которые употребили свою волю на служение Богу, они всецело предали себя Ему – это высшая жертва, которую может принести человек Богу.

Тело и душа человеку даны от Бога и за то, как он распоряжался ими, человек даст ответ перед Ним на Страшном суде. Как он распоряжался своей волей, куда он направлял свои мысли и желания. Если смотреть с этой точки зрения, то именно свободу нашей воли по праву можно назвать нашей индивидуальной собственностью и нет больше любви той как если кто положит свою жизнь за жизнь других людей. Вот именно такую чистую, добровольную, соборную жертву во главе с Царём – Помазанником Божиим принесла Святая Царская Семья в начале XX в. Результатом её стало сохранение России как народа, её очищение и возрождение (воскресение), которое происходит именно Силой Божией по молитвам сонма Новомучеников во главе с Царской Семьёй в наше время. Поэтому и говорят Духом Святым такие люди как почивший протоиерей Николай Гурьянов:

«Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш Русский Царь Николай». «Особая красота в Царе, духовная красота - простота и смирение». «Царь Николай не расставался с молитвой Иисусовой: она Его хранила от бед и напастей». «Святой Царь не отрекался, на Нем нет греха отречения. Он поступил, как истинный христианин, смиренный Помазанник Божий. Ему надо в ножки поклониться за Его милость к нам, грешным. Не Он отрекся, а Его отвергли… Никогда не забывайте Царственный Мученик своими страданиями спас нас. Если бы не муки Царя, России бы не было! Царь очень жалел и любил Россию и спас ее своими мучениями. Он отдал на заклание Наследника Алексия, отраду и утешение своего сердца… Величие его христианского подвига самопожертвования, через который человек уподобляется Христу, невозможно оценить… Он отдал на заклание не только наследника - Он отдал на заклание всю Августейшую Семью - Царскую Седмерицу. Господь усмотрел Себе Семь Агнцев, чтобы восстала из пепла наша многострадальная Русь и Православное Царство». «Над Россией постоянно нависает меч страшной войны, и только молитва Святого Царя Николая отводит гнев Божий, - говорил батюшка. - Надо просить Царя, чтобы не было войны. Он любит и жалеет Россию. Если бы вы знали, как Он там плачет за нас! Кто любит Царя и Россию – тот любит Бога, если человек не любит Царя и России – он никогда искренне не полюбит Бога. Это будет лукавая ложь!»

А преподобный Авель тайновидец (хотя подлинника этого документа до сих пор не найдено, но как бы там ни было всё в нём изложено духовно абсолютно правильно) так о Государе Николае Александровиче пророчествовал: «Будет иметь разум Христов, долготерпение и чистоту глубинную».


Дата добавления: 2018-08-07; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!