Двадцать четвертое поколение    2 страница



Хаким Сабзвари писал стихи на персидском и арабском языке, и называл себя в своих стихах «Асрар», что было его литературным псевдонимом. Хотя он не завоевал особой известности ни в одной, ни в другой области, тем не менее, среди его стихов есть такие, которые являются образцом совершенства и изящества.

Хаким Сабзвари скончался в 1289г. В день его кончины один из его учеников сложил следующие стихи:

Ушел от нас Асрар, покинул этот мир

Земля и небо, все о нем скорбит

Спроси меня о дне его кончины

Отвечу, что не умер, но еще живее стал он   

Насколько нам известно, учениками Хаджи были следующие люди:

Молла Абдулкарим Хабушани (Кучани), автор комментария к «Манзуме-йе мантек».

Мирза Хусейн Сабзвари, живший в Тегеране, учитель Молла Мухаммада Хайдаджи и Мирза Али Акбара Йазди, живших в Куме[637].

Хадж Мирза Хусейн Алави Сабзвари, живший в Сабзваре и считавшийся в свое время непревзойденным в знаниях и учености[638].

Хаким Аббас Дараби, известный преподаватель философии в провинции Фарс[639].

Шейх Ибрахим Сабзвари, учитель Шейха Ар-Раиса Каджара[640]

Шейх Мухаммад Ибрахим Техрани, который переписывался с Хакимом Сабзвари, и которых Алламе Техрани видел у Шейха Мухаммада Джавада Джазаири[641]

Сейд Абулькасим Мусави Зинджани[642].

Сейд Абдурахим Сабзвари[643].

Молла Мухаммад Сабаг[644].

Шейх Мухаммад Реза Баругани, учитель Ага Шейха Хади Бирдженди[645].

Мирза Абдулгафур Дараби[646].

Молла Гуламхусейн Шейх Аль-Ислам Машхади, учитель Хадж Фазиля Хорасани и Ага Бозорга Шахиди Машхади[647].

Мирза Мухаммад Сарукади, учитель Хадж Фазиля Хорасани и Ага Бозорга Шахиди Машхади[648].

Шейх Али Фазиль Таббати[649].

Мирза Ага Хаким Дараби[650]

Мирза Мухаммад Йазди[651].

Хадж Мирза Абуталеб Зинджани[652].

Хадж Молла Исмаил Ариф Баджинаварди[653].

Шейх Абдулхусейн Шейх Аль-Аракин[654].

Мирза Мухаммад Хаким Илахи[655].

           

   

   Наибольшей заслугой Хакима Сабзвари является мудрец, возвышенный мистик, и известный правовед Ахунд Молла Хасинакли Хамадани Дарджазини. Этот великий человек, который был сыном набожного чабана, приехал из Хамадана в Тегеран, чтобы продолжать обучение. Слава и духовная притягательность Хакима Сабзвари привлекла его в Сабзвар. Некоторое время (точная дата и длительность этого периода нам неизвестна) он провел, обучаясь у этого ученого. После этого он отправился к гробницам имамов, где для дальнейшего изучения гуманитарных наук стал посещать занятия Хадж Шейха Мортаза Ансари.

       В то же самое время он удостоился чести посещать занятия мистика и суфия Ага Сейд Али Шуштари, благодаря которому он прошел все этапы суфийского пути самосовершенствования и достиг той высшей ступени совершенства и знания, на которую поднимались немногие.

       Если все ученики школы Хакима Сабзвари считают за честь присутствовать на его занятиях, школа Хакима гордится присутствием такого человека.

       Школа Ахунда Молла Хасинакли была в большей степени сосредоточена на воспитании, нежели на обучении, это была школа воспитания человека. Эта школа дала миру много великих людей. Изучение различных глав книги «Накба-уль-башар» дает возможность постичь размах ее деятельности.

       Согласно той инфомации, которую можно извлечь из опубликованных документов о Сейд Джамалиддине Истрабади, известном как Афгани[656], во время своего пребывания в Неджефе Сейд посещал занятия двух человек: одним из них был Шейх Ансари, а другим – Ахунд Молла Хасинакли. Учитывая пояснения о том, что в Неджефе Сейд занимался изучением точных наук (об этом, кроме того, в большей или меньшей степени свидетельствуют его труды), и то, что Сейд был учеником этих двоих ученых, он, по-видимому, изучал точные науки у Ахунда. Следовательно, Сейд Джамаль является учеником Хакима Сабзвари во втором поколении.

       Согласно существующим документам, Сейд Джамаль во время пребывания в Неджефе поддерживал дружеские отношения с Сейд Ахмадом Кербелаи Техрани и Сейд Саидом Хабуби, учениками Ахунда Хамадани, прославившиеся тем, что они достигли освобождения, пройдя этапы суфийского самосовершенствования[657]. Это еще одно удивительное обстоятельство в жизни этого необыкновенного человека, которое придает новый аспект его личности.      

2. Ага Али Занури, известный как Ага Али Хаким или Ага Али Мударрис. Сын вышеупомянутого Молла Абдуллы Занури и один из наиболее замечательных преподавателей последних двух столетий. Он родился в Исфахане в 1234г. (за три года до переезда его отца из Исфахана в Тегеран). Отец был его учителем точных и гуманитарных наук. Для совершенствования своих знаний в области гуманитарных наук он отправился к гробницам имамов, а после возвращения в Тегеран он отправился в Исфахан, где посещал занятия Мирза Хасана Нури, сына Молла Али Нури. Оттуда он отправился в Казвин, где начал посещать занятия Молла Агайе Казвини. Он вновь отправляется в Исфахан и продолжает совершенствовать свои знания у Мирза Хасана Нури. Затем он возвращается в Тегеран, где долгие годы занимается преподавательской деятельностью в медресе «Сепехсалар»[658]. Он скончался в 1307г. в Тегеране.  

3. Ага Мухаммад Реза Хаким Кумшеи. Он также является одним из наиболее ярких ученых и суфиев последних двух столетий. Ага Мухаммад Реза, чье имя его ученики и друзья сокращенно произносили как Амареза, родом из Камше (Шахреза), расположенного в окрестностях Исфахана. В молодости он приехал учиться в Исфахан, где посещал занятия Мирза Хасана Нури[659] и Молла Мухаммада Джафара Лангруди[660]. Много лет он преподавал в Исфахане философские науки. Последние десять лет своей жизни он провел в Тегеране, в маленькой комнатке при медресе «Садр», где его посещали и вели с ним беседы другие ученые. Последние десять лет жизни Хакима Кумшеи являются наиболее насыщенными годами его жизни.

       Он был человеком суфийского склада, в полном смысле слова достигшем освобождения от материальных пут, свыкшимся с тишиной и уединением и избегающим шума и скопления людей. В молодости он был богат; во время засухи 1288г. он раздал все свое движимое и недвижимое имущество на нужды неимущих, и до конца жизни он жил как отшельник.

       Приезд Хакима Кумшеи в Тегеран совпал по времени с расцветом славы Ага Али Хакима Мударриса Занури и Мирза Абулхасана Джелве. Несмотря на то, что его мировоззрение было близко воззрениям Садра, он учил по книгам Ибн Сины, затмив на этом поприще Мирза Джелве, великого знатока его философии.

       Хаким Кумшеи практически всегда носил одежду деревенских жителей, избегая облика, свойственного ученым. Джахангир Хан Кашкаи, который на протяжении многих лет был его учеником, рассказывал: «Я приехал в Тегеран, стремясь обучаться у Хакима Кумшеи. В самый первый вечер я пришел к нему. Он был одет не так, как одеваются ученые, а походил скорее на тоговцев холстами в праздник Саде. Я привел ему свои доводы. Он сказал: «Встретимся завтра в харабате». Харабат был местом, расположенным за пределами старого рва, окружающего город, и там была кофейня, хозяином которой был дервиш. На следующий день я принес с собой книгу Молласадра «Асфар». Я нашел его в уединении сидящим на циновке. Я раскрыл книгу. Он начал читать ее наизусть. Затем он начал объяснять мне интересующий меня вопрос. Он привел меня в такой восторг, что дух мой смешался, а сам был близок к безумию. Он понял мое состояние и сказал: «Да, сила вина разбивает кувшин»[661].    

       Хаким Али обладал прекрасным поэтическим даром. В своих стихах он именовал себя «Сахба». Он скончался в 1306г. в углу своей кельи, предназначенной для учителей медресе, окруженный столь любимыми суфиями тишиной и уединением. Так распорядилась судьба, что в тот же день скончался великий муфтий города Хадж Молла Али Кани и народ скорбил о нем. Его друзья и последователи узнали о его смерти лишь много часов спустя. Эта немногочисленная группа людей предала его тело земле рядом с могилой Хакима Кумшеи.

       Хаким Кумшеи умер так, как жил, а жил так, как сам он написал в двустишии своей газели и так, как он мечтал:

Пусть цари наслаждаются золотыми дворцами

Я же, безумец, ищу уединения, ведь в мире немало развалин[662]   

       Хаким Кумшеи воспитал множество учеников. Его учениками были Ага Мирза Хашем Ашкури, Ага Мирза Хасан Керманшахи, Ага Мирза Шихаб Нейризи, Джахангир Хан Кашкаи, Ахунд Молла Мухаммад Каши Исфахани, Мирза Али Акбар Йазди, живший в Куме, Шейх Али Нури, учитель в школе Мерва, известный как Шейх Али Шаварик, Мирза Мухаммад Бакир Хаким, Муджтахид Истахбанати, живший в Неджефе, убитый во время конституционной революции и похороненный в Истахбанате, Хаким Сафайе Исфахани, известный суфийский поэт, Шейх Абдулла Решти Риази, Шейх Хейдархан Нахаванди Каджар, Мирза Абульфазль Калантар Техрани, Мирза Сейд Хусейн Резави Куми, Шейх Махмуд Буруджерди, Мирза Махмуд Куми[663].         

4. Мирза Абульхасан Джелве, известный наставник. На протяжении многих лет он занимался преподавательской деятельностью и воспитал множество учеников. Джелве родился в 1238г., а скончался – в 1314г. Он был преимущественно сторонником философии Ибн Сины, не особенно принимая учение Молласадра. Он родился в Исфахане, а впоследствии переехал в Тегеран. Джелве является учеником Мирза Хасана Нури и Мирза Хасана Чини, бывших учеников Молла Али Нури. Рассказывают, что поначалу, когда Джелве приехал в Тегеран, он намеревался отправиться в Сабзвар, чтобы учиться у Хаджи Сабзвари (который был на пол-поколения старше его), однако затем он изменил свое решение и остался в Тегеране. Джелве, Хаким Кумшеи и Ага Али Мударрис – все трое были прославленными учителями, благодаря которым держался научный центр Тегерана конца тринадцатого-начала четырнадцатого века, однако, как ученые, двое коллег Джелве превосходили его. Большинство их учеников, как те люди, которых мы упомянули как учеников Хакима Кумшеи, являются их общими учениками и учились у всех троих.

 

Тридцать первое поколение

 

1. Мирза Хашем Ашкури Решти. Прекрасный знаток философии и мистицизма своего времени, давший миру множество ярких учеников. Он – один из тех людей, благодаря которым осуществлялась передача философских и суфийских знаний последующим поколениям. Своей известностью в кругу других ученых одного с ним поколения он обязан своими знаниями в области теоретического суфизма. Он написал глоссы к «Мисбах аль-онс» Фаннари, что представяет собой комментарий к «Мифтах аль-гайб» Кунави. Этот труд издан, но напечатан так плохо, что читать его чрезывайно трудно. Хаким Ашкури был учеником Хакима Кумшеи, Ага Али Мударриса и Мирза Джелве. Он скончался в 1332г.

2. Мирза Хасан Керманшахи. Современник Ашкури и ученик трех вышеупомянутых наставников. Он также воспитал множество учеников и является тем человеком, благодаря которому знания передавались последующим поколениям. Он скончался в 1336г.

3. Мирза Шихабаддин Нейризи Ширази. Ученик Хакима Кумшеи и Мирза Джелве. Он был также сведущ в исламском праве и основах вероучения.

       Он также был сведущ в теоретическом суфизме Мухиддина. Хаким Нейризи поселился в школе «Садр», которая ранее была местом проживания его учителя Хакима Кумшеи и занялся исследованиями, преподавательской деятельностью и воспитанием учеников. Ему принадлежит трактат, посвященный вопросу об «истинности бытия». Ага Шейх Ага Бозорг Техрани, который написал труд, посвященный его жизненному пути, писал: «У меня хранится экземпляр его трактата»[664].    

4. Мирза Аббас Ширази Дараби, известный как Хаким Аббас. Один из наиболее ярких преподавателей философии в провинции Фарс. Он был учеником Хакима Сабзвари, и ранее мы упоминали о нем, перечисляя учеников Сабзвари. Алламе Техрани пишет: «Он был прославленным знатоком точных и гуманитраных наук». Он переписал своим почерком труд Молласадра «Асфар» и снабдил ее комментариями. Ему также принадлежит комментарий к «Доа» Камиля и известной касыде Мир Фандрески. Его учениками были Шейх Ахмад Ширази Неджефи, известный как «Шанесаз» и Мирза Ибрахим Нейризи (оба они были преподавателями философии в Ширазе)[665]. Алламе Техрани пишет о том, что дата его кончины ему неизвестна, однако Форсат Ад-Дауле Ширази утверждает в «Асар аль-аджам», что он скончался в 1300г. Он похоронен рядом с гробницей Хафиза в Ширазе.

5. Джахангир Хан Кашкаи. Тяга к знаниям овладела им в зрелом возрасте. Он начал учиться и вскоре стал известным в Исфахане преподавателем философии. Помимо того, что Хан был ученым и философом, он также был образцом высокой нравственности и благочестия. До конца жизни он одевался также просто, как и в молодости. Он пользовался любовью и уважением учеников и друзей. Он был учеником Ага Мухаммада Реза Кумшеи, и, вероятно, в начале своего обучения посещал также занятия Мирза Абдулджавада Хакима Хорасани, живущего в Исфахане, и Молла Исмаила Исфахани Дарабкушки[666] Джахангир Хан родился в 1243г. недалеко от Исфахана и скончался в этом же городе 1328г. Он похоронен в местности Тахте Фулад в окрестностях Исфахана.         

6. Ахунд Молла Мухаммад Каши. Житель Исфахана, современник Джахангир Хана и ученик Ага Мухаммада Реза Кумшеи. Жил при медресе «Садр» в Исфахане и, как и Джахангир Хан, провел всю жизнь в одиночестве. Он был подвижником и аскетом, и его часто посещали необычные видения. Его учениками были многие известные люди, в том числе великий духовный деятель Ага Хадж Ага Хусейн Буруджерди[667], Ага Хадж Ага Рахим Арбаб и некоторые другие.

       Ахунд Каши скончался в 1332г. в Исфахане и похороне в Тахте Фулад, рядом с могилой Джахангир Хана.

7. Ага Мирза Мухаммад Бакир Истахбанати. Он также является учеником Ага Али Хакима, Хакима Кумшеи и Мирза Джелве. Для продолжения обучения в области гуманитарных наук он отправился к гробницам имамов. Там у него изучали точные науки некоторые ученые, в том числе известные ученые Хадж Шейх Мухаммад Хусейн Исфахани Гурави и Хадж Шейх Голамреза Йазди. Этот выдающийся человек погиб в Истахбанате во время конституционной революции в 1326г[668]

8. Мирза Али Акбар Хукми Йазди Куми. Ученик трех вышеупомянутых преподавателей, а также ученик Ага Мирза Хусейна Сабзвари, проживающего в Тегеране[669]. У последнего преподавателя он, возможно, изучал математические науки[670]. Когда в Кум переехал выдающийся религиозный деятель Хадж Шейх Абдулкарим Хаири, где он основал научный центр, где собирались ученые, его занятия посещали некоторые известные лица, в том числе Хадж Сейд Мухаммад Таги Хансари, один из наиболее выдающихся религиозных деятелей нашего времени, Хадж Сейд Ахмад Хансари, выдающийся религиозный деятель современности и великий учитель автора этой книги Аятолла Хомейни. По-видимому, он скончался около 1345г.

9. Хадж Шейх Абд Ан-Наби Нури. Человек универсальных знаний. Гуманитарные науки он изучал у Мирза Ширази Бозорга, а точные науки – у Ага Али Мударриса. Возможно, что он также был учеником Кумшеи и Джелве. Он скончался в 1344г. и был похоронен рядом с Абдулазимом в гробнице Насреддин Шаха. Хадж Шейх Абд Ан-Наби славился в свое время универсальными знаниями, осведомленностью в области различных сфер знания, а также своим благочестием. Занятия этого выдающегося человека в течение четырнадцати лет посещал Ага Шейх Мухаммад Таги Амили, выдающийся философ и правовед современности, который скончался в 1391г.

10. Хадж Мирза Хусейн Алави Сабзвари. Его учителем в области точных наук был Хаджи Сабзвари, а в области гуманитарных наук – Мирза Ширази. Он прославился, благодаря своему необычайно острому уму и замечательной памяти. Рассказывают, что он один удостоился похвалы Мирза Ширази за ученость и благочестие. К сожалению, он провел свою жизнь в Сабзваре, куда съезжалось немного учеников. Он родился в 1268г., а скончался – 1352г[671].         

11. Шейх Голамхусейн Шейх Аль-Ислам Хорасани. Ученик Хаджи Сабзвари. В течение шести лет он изучал науки у Хаджи в Сабзваре, а затем сам в течение многих лет преподавал точные науки в священном Мешхеде. Его имя упоминается в известной в Мешхеде истории «Асхаб-е сараче» вместе с именем Хаджа Мирза Хабиба[672]

       Его учеником был Хадж Шейх Аббасали Хорасани, известный как Хадж Фазиль. Он родился в 1246г., а скончался – в 1319г[673].  

12. Мирза Мухаммад Сарукади Машхади. Он также был прославленным учеником Хаджи Сабзвари и преподавателем точных наук в Мешхеде. У него учился Хадж Фазиль Хорасани[674].

13. Молла Мухаммад Хейдаджи Зинджани. Изучив основы наук в Зинджане и Казвине, он приехал в Тегеран. Его учителем математических наук в Тегеране был Ага Марза Хусейн Сабзвари, а учителем философии – Мирза Джелве. Для совершенствования знаний он отправился к гробницам имамов. Там, совершенствуя знания в области гуманитарных наук, он совершенствовал также свои знания в области точных наук. Возвратившись в Тегеран, он сам занялся преподавательской деятельностью; его занятия посещали ученики, изучавшие философию. Хейдаджи является автором комментария к «Шарх-е манзуме» Хакима Сабзвари, который, выдержав несколько изданий, пользуется вниманием ученых.

       Хаким Хейдаджи, подобно некоторым своим предшественникам, был благочестивым и аскетичным человеком. До конца жизни он прожил в одиночестве и скончался в 1339г. Ему принадлежат замечательные стихи на персидском и турецком языках[675]. Он является автором завещания, которое содержит советы и наставления. Это завещание опубликовано в конце его сборника поэзии.   

 

Тридцать второе поколение

1. Хадж Шейх Аббасали Фазиль Хорасани. Как мы уже сказали, его учителем точных наук был во втором поколении Хаджи Сабзвари, а учителем гуманитарных наук – Мирза Ширази. Этот человек является воплощением универсальных знаний и образцом мудрости последнего столетия.

В то время образцом учености и исследовательского таланта были трое людей: Хадж Фазиль Хорасани в Мешхеде, Хадж Шейх Абд Ан-Наби Нури в Тегеране и Хадж Мирза Хусейн Алави Сабзвари – в Сабзваре. Утверждают, что мудрейшим из них был Хадж Мирза Хусейн. При жизни Хадж Фазиль был официальным преподавателем философских книг в благословенном научном центре Мешхеда. Он скончался в один год со своим тегеранским коллегой Хаджем Шейхом Абд Ан-Наби Нури (1344г.) в Мешхеде.

2. Мирза Аскари Шахиди Машхади, известный как Ага Бозорг Хаким. Он является потомком Мирза Мехди Шахида, ученого одного поколения с Молла Али Нури, о котором мы упоминали в главе, посвященной двадцать восьмому поколению ученых. Дом Шахида в Машхаде был местом, где в течение ста пятидесяти лет обитала наука, мудрость и дух высокой нраственности. Ага Бозорг является сыном Мирза Забихоллы, а тот является сыном и учеником Мирза Хедаятоллы, который в свою очередь является сыном и учеником Мирза Мехди Шахида, который был учеником Ага Мухаммада Бидабади и Шейха Хусейна Амили.

       Мы не располагаем точными сведениями о том, где и у кого обучался Ага Бозорг. По-видимому, сначала он обучался у своего отца, Молла Голамхусейна Шейх Аль-Ислам и Мирза Мухаммада Сарукади в Мешхеде, а затем, приехав в Тегеран, он некоторое время посещал занятия Джелве, и, кроме этого, учился также у Хакима Ашкури и Хакима Керманшахи.    


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 238; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!