Толкования Корана, принадлежащие суннитам 11 страница



       В персидской энциклопедии, издание «Франклин» говорится: «Баба Афзаль, полное имя Афзалиддин, Мухаммад Ибн Хусейн Кашани, иранский поэт и мыслитель, родился, по некоторым данным, около 582 или 592г. в селении Марак недалеко от Кашана. Скончался он после 654 или 664г., а, по некоторым данным, в начале седьмого века… Был последователем Ходжи Насреддина Туси». Толковый словарь под редакцией Деххода, а также «Газали-наме»[564] утверждают, что он скончался в 707г. Некоторые полагают, что дата его кончины 666 или 667г.

       Махмуд Хазири в статье, написанной им в книге «Дават ат-такриб» под названием «Афзалиддин Аль-Кашани, неизвестный философ», приводя данные рукописной книги «Мухтасар фи зикр аль-хукама аль-йунаниин ва аль-малиин», хранящейся в библиотеке Эскориаль в Испании, утверждает, что Баба Афзаль скончался в 610г[565].  

       Принимая во внимание предисловие покойного Нафиси, статью Хазири, и в особенности, повествование Ходжи в комментарии к «Ишарат», где рассматриваются преемники Баба Афзаля, в книге «Философы Ирана» доказывается, что, поскольку комментарий к «Ишарат» был написан между 624 и 644г., когда Баба Афзаль уже скончался, а его взгляды в то время были распространены. Следовательно, Баба Афзаль скончался ранее 667г.

       В книге «Жизнь и философские взгляды Ходжи Насреддина Туси», автором которой является Мухаммад Мадриси Занджани, приводятся слова самого Ходжи со ссылкой на книгу «Сейр ва сулук»:

«Отец нижайшего раба поощрял меня к тому, чтобы я изучал науки и внимал словам ученых мужей, когда случайно некто из учеников Афзалиддина Киши (да пребудет с ним Аллах), по прозванию Камалиддин Мухаммад Хасиб, который добился превосходства в различных знаниях, в особенности, в математике, и которого связывали с отцом нижайшего раба отношения дружбы, прибыл в наш край. Отец указал мне на обучение у него и служение ему, и я начал изучать у него математику». 

Эти слова свидетельствуют о том, что Ходжа Насреддин был учеником ученика Баба Афзаля, и, следовательно, Баба Афзаль не был последователем Ходжи (как это утверждается в энциклопедии), а, более того, он принадлежал поколению наставников наставников Ходжи. Следовательно, признание датой кончины Баба Афзаля 606-й, 610-й годы, или же, годы, близкие к этим датам (в отличие от того, о чем говорится в Толковом словаре или «Газали-наме»), обладает большой долей вероятности. Вопреки утверждению Саида Нафиси в предисловии к «Рубайяту Баба Афзаля» и доктора Забихоллы Сафа в «Истории литературы Ирана», Баба Афзаль родился не в конце шестого века, а в середине этого столетия.

Эти стихи, прославляющие Баба Афзаля, принадлежат Ходже Насреддину:  

Спроси у неба, чья премудрость выше

Ученых мужей или Афзаля

Со всех сторон услышишь:

«Афзаль, Афзаль»

 

Двенадцатое поколение

 

1. Фаридаддин Дамад Нишапури. Об этом человеке также известно немногое. Известно только, что он был наставником Ходжи Насреддина Туси, и тот изучал у него «Ишарат»[566], а сам он был учеником вышеупомянутого Садриддина Сархаси. Поколения наставников Ходжи восходят через Фаридаддина Дамада к Ибн Сине, так как Ходжа был учеником Фаридаддина Дамада, тот был учеником Садриддина Сархаси, тот был учеником Афзалиддина Гиляни, а тот был учеником Абуль-Аббаса Лукари, тот – учеником Бахманияра, который был учеником Ибн Сины. Дата его кончины неизвестна.  

2. Шамсиддин Абдулхамид Ибн Иса Хосров Шахи, известный как Шамсиддин Хосров Шахи. Ибн Аби Асиба называет его «имам аль-улама», «сейд аль-хукама» - «глава ученых», «кудут аль-анам» - «предводитель людей», «шараф аль-ислам» - «гордость ислама»[567]. Он был выдающимся ученым в области медицины, философии и богословских наук. Один из наиболее ярких учеников Фахриддина Рази. Он написал краткое изложение «Шафа» Ибн Сины, однако, прославился он благодаря ряду философских вопросов, которые задал ему, принадлежащему к поколению наставников, Ходжа Насреддин Туси, а он дал на них ответ. Эти вопросы и ответы рассматриваются в книгах по философии[568].

3. Кутбиддин Ибрахим Ибн Али Ибн Мухаммад Салами, известный как Кутбиддин Мисри. Этот человек также был ярким учеником Фахриддина Рази. Ибн Аби Асиба пишет, что он был родом с Запада, затем переехал в Египет, где прожил некоторое время. Затем он переехал в Иран, где обучался у Фахриддина Рази. Своего учителя Фахриддина он считал превосходящим Ибн Сину в философии, так же как Абу Сахля Масихи – превосходящим Ибн Сину в медицине. Кутбиддин был убит в Нишапуре во время нападения монголов[569]. Он также был наставником Ходжи Насреддина Туси[570]. Следовательно, Ходжа Насреддин был учеником ученика Фахра Рази.

4. Камалиддин Юнус (или Камалиддин Ибн Юнус) Мосули, известный как Ибн Мана. Ибн Аби Асиба, который жил в близкую к нему эпоху, также называет его «кудут-уль-улама» и «сейд аль-хукама» - «главой ученых»[571]. Он преподавал философские науки в медресе Мосула и воспитал много учеников. Как повествуется в «Райханат аль-адаб», у этого человека учился и Ходжа Насреддин[572]. В «Райханат аль-адаб», т. 5-й, с.9, говорится:

«Он был выдающимся человеком, обладающим уникальными в свою эпоху знаниями в грамматике, праве, хадисах, толковании Корана, медицине, истории, музыке, геометрии, философии и астрономии… В течение короткого времени он снискал себе громкую славу, став для ученых примером для подражания. К нему приезжали ученики из дальних стран… Он скончался в 639г.»      

 

 

Тринадцатое поколение

 

1. Ходжа Насреддин Мухаммад Ибн Аль-Хасан Ат-Туси. Человек, которого называли «учителем человечества», не нуждается в представлении. Для того, чтобы описать ценность его вклада в философию и роль, которую он сыграл в ее развитии, потребуется целая книга. Его вклад в развитие математики сопоставим с вкладом немногих ученых в мире. В астрономии он был одним из тех людей, кто усомнился в верности системы Птолемея, создав предпосылки для создания новой системы. Г-н Таги-Заде утверждает, что возражения против основы системы Птолемея, приведенные в труде Ходжи «Тазкира», способствовали созданию новой модели мира, предложенной поляком Коперником[573]

       Жизнь Ходжи, как и жизнь Ибн Сины, была полна событий. В конце «Ишарат» он горестно сетует на жизнь, будучи в то же время создателем большого количества трудов и наставником большого количества учеников. Ходжа родился в 597г., а скончался – в 672г.

2. Асириддин Мафзаль Ибн Омар Абхари. Его известная книга носит название «Хидайя». Будучи посвящена вопросам естественных и богословских наук, она занимает достойное место среди других книг. Кази Хусейном Мибади и Садра Мутаальхином Ширази был написан комментарий к этой книге. Комментарий последнего автора стал причиной еще большей известности этой книги и ее автора. В книге «Джоухар аль-надид» на с.78, в главе, посвященной противоположности частично отрицательного предложения, по поводу которого ученые-логики единодушно сходятся во мнениях, что оно не имеет противоположности, Алламе Халли пишет: «За исключением общих суждений, содержащих условие». Далее он пишет: «Этот вопрос – из тех вопросов, которые известны Асириддину Мафзаль Ибн Омару Абхари». Говорят, он был учеником Имама Фахра Рази.     

3. Наджмиддин Али Ибн Омар Катиби Казвини, известный как Дабиран. Считается выдающимся философом, логиком и математиком. Его известной философской книгой является «Хикмат аль-айн», к которой написано множество комментариев. Его известный труд по логике называется «Шамсия» и посвящен Ходже Шамсиддину, автору дивана стихов Джувайни, к которой Кутбиддином Рази был написан комментарий. Этот труд представляет собой собрание текстов и комментариев к распространенным учебным книгам. Катиби был учителем Алламе Халли и Кутбидина Ширази, и, кроме того, коллегой и собеседником Ходжи Насреддина Туси во время сооружения обсерватории в Мараге. Он скончался в 675г.  

 

Четырнадцатое поколение

 

       В это поколение ученых входят ученики Ходжи Насреддина Туси:

1. Хасан Ибн Юсуф Ибн Муттахар Халли, известный как Алламе Халли. Хотя, Алламе Халли прославился в основном в области исламского права, тем не менее, он был человеком универсальных знаний, блестящим ученым в области философии и логики и автором ценных книг. Мы упоминали об этом человеке, несомненно, являющемся одним из наиболее ярких ученых в истории ислама, в главе, посвященной исламским правоведам. По происхождению Алламе Халли является арабом. Он – ученик Катиби и Ходжи Насреддина Туси. Родился в 648г. и скончался в 711г.

2. Камалиддин Мисам Ибн Бухрани, известный как Ибн Мисам Бухрани. Он был литератором, правоведом и философом. Он изучал философию у Ходжи Насреддина Туси. Некоторые также утверждают, что Ходжа Насреддин, в свою очередь изучал у него исламское право[574]. Ибн Мисам написал комментарий к «Нахдж аль-балака». С философской точки зрения этот комментарий к «Нахдж аль-балака» среди всех других комментариев считается наилучшим. Он был опубликован недавно в пяти томах. Ибн Мисам скончался в 678 или 679г., или же, согласно исследованию автора «Аз-Зария», - в 699г[575]

3. Кутбиддин Махмуд Ибн Мас’уд Ибн Маслах Ширази, известный как Кутбиддин Ширази. Его учителем логики был Катиби Казвини, а учителем философии и медицины (общие положения «Закона») – Ходжа Насреддин Туси. Он написал комментарий к «Закону» Ибн Сины и труду Сухраварди «Хикмат аль-ашрак». Он также написал книгу на персидском языке «Даррат ат-тадж», посвященную различным философским течениям, которая была опубликована не так давно. Все три упомянутые книги являются весьма ценными трудами. Своей славой в философии он обязан, главным образом, комментарию к труду Сухраварди «Хикмат аль-ашрак». Он сотрудничал с Ходжой Насреддином Туси при сооружении обсерватории в Мараге. Скончался в 710 или 716г[576].   

4. Хасан Ибн Мухаммад Ибн Шарафшах Алави Хусейни Истрабади, известный как Ибн Шарафшах. Он был учеником и спутником Ходжи Насреддина в Мараге. После смерти своего учителя он отправился в Мосул, где стал преподавать философию в медресе «Нурия». Он написал комментарий к книгам Ходжи «Таджрид» и «Каваид аль-акаид». Скончался в 715, 716 или 717г[577].  

 

Пятнадцатое поколение

 

1. Кутбиддин Мухаммад Ибн Аби Джафар Рази, известный как Кутбиддин Рази. Известный исламский ученый. Философ, логик и правовед. Он был учеником Алламе Халли, и тот позволил ему заниматься наукой хадисов. Шахид Первый встретился с ним, и получил у него разрешение собирать предания и хадисы. Шахид назвал его бескрайним морем. Как мы уже сказали, Кутбиддин Рази является автором комментария к труду Катиби Казвини «Шамсия», который является в настоящее время учебником. Он написал еще одну книгу под названием «Мухакимат», в которой дал свою оценку комментариев к труду Ибн Сины «Ишарат», принадлежащим двум великим авторам: Фахриддину Рази и Насреддину Туси. Он также написал комментарий к книге по логике Кази Сараджаддина Армави «Мутала аль-анвар», который опубликован и известен сейчас под названием «Шарх-е мутала». Этот труд в некоторых вопросах используется сейчас в качестве учебника. Своей славой Кутбиддин Рази обязан этим трем книгам, однако ему принадлежат и другие книги. Кутбиддин Рази скончался в 766 или 776г.

2. Шамсиддин Мухаммад Ибн Мубаракшах Марви, известный как Мирак Бухараи. Он написал комментарий к книге Катиби Казвини «Хикмат аль-айн». В философских книгах о нем иногда упоминается, как об авторе комментария к «Хикмат аль-айн», а Мирсейд Шариф Джурджани написал глоссы к этому комментарию. Дата его кончины неизвестна.

3. Кази Ададдин Абдурахман Иджи Ширази. Философ и богослов. Его взгляды рассматриваются в науке основ вероучения, а также в некоторых вопросах философии и богословия. Его известной книгой является «Мувакаф». Хотя это название является богословским, а не философским, однако, как известно, с появлением Ходжи Насреддина Туси, когда была написана книга «Таджрид», богословие во многих отношениях сблизилось с философией. Это означало, что цели богословия определялись не с помощью критериев богословия, а с помощью критериев философии, а в богословских книгах рассматривались многие философские вопросы, как общего, так и частного характера. Поэтому, с этой точки зрения книге «Мувакаф» принадлежит достойное место. Мирсейд Джурджани написал комментарий к этой книге, который неоднократно издавался вместе с самим текстом книги. У Кази Ададдин были ученики: Тафтазани, Шамсиддин Кермани, Сейфаддин Абхари. Он родился в 700 или 701г., а скончался – 756 или 760г.

 

Шестнадцатое поколение

 

1. Саададдин Ма’суд Ибн Омар Ибн Абдулла Тафтазани, известный как Молла Сейд Тафтазани. Он прославился главным образом в богословии и ораторском искусстве, однако, он был человеком универсальных знаний, сведущим в точных и философских науках. Ему принадлежит сочинение по логике, весьма краткое и ценное, под названием «Тахзиб аль-мантек», которое, начиная со времени своего написания, и по сей день, изучалось и изучается в научных центрах. Тафтазани написал множество книг. Некоторые утверждают, что после разрухи монгольского завоевания Тафтазани своим красноречием вновь вдохнул жизнь в некоторые отрасли исламского знания. Кроме того, рассматривая поколения ученых, мы преследуем цель рассмотреть не только тех людей, которые являются признанными, всемирно известными учеными; мы стремимся рассмотреть всех людей, которые были носителями этих знаний, и благодаря которым, они передавались от одной эпохи к другой. Тафтазани заслуживает рассмотрения, по крайней мере, благодаря своему вкладу в область логики. Он родился в 712 или 722г. в селении, расположенном поблизости от города Наса, а скончался в 791 или 792г. в Сархасе. Некотрые утверждают, что он скончался в Самарканде, а тело его было перевезено в Сархас[578].  

2. Сейд Али Ибн Мухаммад Ибн Али Джурджани, известный как Шариф Джурджани и Мирсейд Шариф. Его по праву называют Мухакик Шариф «уважаемый ученый». Он прославился главным образом в литературе и богословии, однако он также был широко образованным человеком. Он преподавал философию и воспитал множество учеников, сыграв важную роль в сохранении и передаче точных наук последующим поколениям. Мухакик Шариф является автором множества книг, и все они являются ценными. По словам Кази Нуроллы, все исламские ученые последующих эпох являются подражателями Мирсейд Шарифа. Труды Мирсейда представляют собой главным образом глоссы и комментарии. В философии – комментарий к «Шарх-е хикмат аль-айн», в логике – комментарий к «Шарх-е мутала» и комментарий к «Шамсия», в риторике – комментарий к «Мутавваль» Тафтазани и комментарий к «Мифтах аль-улум» Саккаки, комментарий к труду Замахшари «Кашшаф», который предсталяет собой толкование, включающее в себя аспекты риторики, а также в богословии – комментарий к труду Адади «Мувакаф».          

      Наиболее известные книги Мирсейда включают в себя: «Тарифат», известная под названием «Тарифат-е Джурджани», «Кубра», посвященная логике и написанная на персидском языке, «Сарф мир», написанная на персидском языке и посвященная грамматике. Эта книга с момента ее написания и по сей день изучается студентами на начальном этапе обучения.

       Мирсейд Шариф является учеником вышеупомянутого Кутбиддина Рази. Хотя его родиной был Джурджан, он жил в Ширазе. Как повествуется в «Раузат» со ссылкой на «Муджалис аль-муминин», когда в Гурган приехал Шах Шуджа Ибн Музаффар и встретился с Сейдом, он увез его с собой в Шираз, где поручил ему преподавание в основанной им самим школе «Дара-ль-шафа». Когда позднее в Шираз приехал Амир Тимур, он увез Сейда с собой в Самарканд, и именно там состоялся ученый диспут между ним и Сададдином Тафтазани. После смерти Амира Тимура Мирсейд снова вернулся в Шираз и прожил там до конца своих дней.

       Мирсейд Шариф занимался преподованием и научной деятельностью, начиная с двадцатилетнего возраста. Особенно большие усилия он приложил к преподаванию философии, и на его занятиях собирались многие крупные ученые.

       Рассказывают, что среди людей, посещавших его занятия, был человек по имени Ходжа Лисан Аль-Гайб Хафиз Ширази. Когда кто-нибудь произносил стихи в его присутствии, он говорил: «Вместо того, чтобы заниматься болтовней, лучше бы вы изучали философию». Однако, когда приходил Шамсиддин Мухаммад (Хафиз), то сам Сейд спрашивал: «Каково было сегодня твое откровение? Прочти нам свою газель». Его ученики стали протестовать и задавать вопросы: «Отчего ты запрещаешь нам слагать стихи, а сам проявляешь интерес к стихам Хафиза?». Тот сказал им в ответ: «В стихах Хафиза есть откровение, божественные хадисы, мудрые наставления и цитаты из Корана»[579].

       Мирсейд Шариф родился в 740г. в Гургане, а скончался в 816г. в Ширазе[580].

 

Семнадцатое поколение

 

       В это поколение ученых входят главным образом ученики Мухакика Шарифа, распространявшие его идеи после его смерти:

1. Мухиддин Гушкинари. Этот человек был учеником Мирсейд Шарифа и учителем Давани. Дата его рождения и смерти неизвестны.

2. Ходжа Хасаншах, известный как Бакаль. Этот человек также был учеником Мирсейд Шарифа и учителем Давани.

       Современный исследователь, г-н Давани в книге «Жизнь Джалалиддина Давани» со ссылкой на «Хабиб ас-сейр» пишет, что Мухиддин Гушкинари и Ходжа Хасаншах Бакаль во времена Мирзы Мухаммада Байсанкура в Ширазе начали заниматься преподаванием и наставнической деятельностью.

3. Саададдин Асад Давани, отец Мухакика Джаладдина Давани. Он также был учеником Мухакика Шарифа.

4. Кавамиддин Кирбали. Он был учителем Сейда Садриддина Даштаки и Джаладдина Давани, а также учеником Шарифа Джурждани.

       На данный момент мы не располагаем сведениями о других ученых этого поколения и, вообще трудно сказать, теплился ли где-нибудь еще, кроме Шираза, огонь знаний в эпоху убийства людей и уничтожение монголами культурного наследия, а также массового истребления населения Амиром Тимуром Гуркани?!

 

Восемнадцатое поколение

1. Сейд Аль-Хукама Мухаммад Ибн Ибрахим Хусейни Даштаки Ширази, известный как Садриддин Даштаки и Сейд Санад, выдающийся ученый исламской эпохи. До появления Мирдамада идеи, взгляды и труды этого ученого, а также его известного современника Джалалиддина Давани пользовались известностью среди ученых и изучающих философию. Некоторые его взгляды и идеи до сих пор пользуются известностью среди исламских ученых, а некоторые его идеи и сегодня находят поддержку среди философов,. которые жили после Садра. Этот человек родился в 828г., а скончался в 903г. Он изучал точные науки у Сейд Фазиля Фарси и Кавамиддина Кирбали (ученика Сейд Шарифа).

2. Алламе Джалаладдин Мухаммад Ибн Асададдин Давани Садики, известный как Алламе Давани или Мухакик Давани. Он был выдающимся ученым в области логики,

философии и математики. Некоторые его взгляды и идеи приводятся и в современных книгах по философии. Он был учеником Кавамиддина Кирбали, Мухиддина Гушкинари, Хасан Шаха, известного как Бакаль и его отца Асададдина Давани (все они были учениками Сейд Шарифа).

       Авторы «Раузат»[581] и «Райханат аль-адаб»[582] полагают, что Алламе Давани был непосредственным учеником Мирсейд Шарифа, однако Фазиль, современник Али Давани в своем ценном труде «Биография Джалалиддина Давани» выявляет их ошибки и доказывает, что Алламе Давани родился после смерти Мирсейд Шарифа, и, более того, был учеником его учеников.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 320; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!