Толкования Корана, принадлежащие суннитам 8 страница



Мас’уди в своей известной книге «Ат-танбия ва аль-ашраф» пишет: «Мы рассказали в книге «Фунун-уль-маариф ва маджира фид-д-духур ас-савалиф» о том, по какой причине во время правления Омара Ибн Абдулазиза центр обучения переместился из Александрии в Антикию, а во время правления Мутаваккиля – из Антикии в Харан. Во время правления Мутазида (279-289гг.) преподаванием занимались Ибрахим Кавири, Юхана Ибн Хилан (скончавшийся в Багдаде при Муктадире), и Ибрахим Марвази. Затем их преемниками стали Абу Ахмад Ибн Карниб и Абу Башар Мати, а после них – Абунаср Фараби». 

       Как утверждает Ибн Ан-Надим, Кавири был наставником Абу Башара Мати.

2. Абу Яхия, Ибрахим Марвази, о котором уже упоминалось выше. Он также был наставником Абу Башара Мати. Ибн Ан-Надим пишет, что он был мудрым и ученым человеком. Однако, так как он был сирийцем, все его книги по логике были написаны на сирийском языке[494]

3. Юхана Ибн Хилан. Это тот самый человек, имя которого упоминалось ранее при повествовании об Ибрахиме Кавири, и, как уже было сказано, он преподавал Фараби логику. Неизвестно, где Юхана преподавал логику Фараби. Некоторые пишут, что для того, чтобы изучить у Юхана логику, Фараби отправился в Харан[495]. Ибн Кифти указывает, что он посещал Багдад[496]. Слова Фараби, которые мы приводили выше со ссылкой на «Айун-уль-анба», свидетельствуют, по-видимому, о том, что Юхана не посещал Багдад. 

4. Абуль-Аббас Мухаммад Ибн Мухаммад Ираншахри Нишапури. Об этом человеке отсутствуют достоверные сведения. О нем упоминают Абу Рейхан Бируни в книге «Аль-асар аль-бакия» и Насир Хосров в «Зад-аль-мусафирин». Говорят, что у него заимствовал некоторые философские идеи о материи и хаосе Мухаммад Ибн Закария Рази. Также говорят, что он придерживался идеи о пророческой миссии неарабских народов (в первую очередь, иранцев)[497]. Неизвестно, принадлежит ли Ираншахри к тем ученым, которые являются учениками и последователями Кинди, или к группе, в которую входят Кавири, Ибн Хилан и Марвази, или же он, не входя ни в одну из этих групп, принадлежит к третьей группе.

       Подводя итог, можно сказать, что до начала четвертого столетия существовало два философских течения: течение, начало которому было положено Кинди, и которое включало в себя преподавание логики, философии, медицины, астрономии, музыки и т.д., и течение представителей Харана, деятельность которых, по-видимому, сначала не выходила за рамки преподавания логики.

 

Третье поколение

 

       В этом поколении следует отметить пятерых ученых:

1. Абу Бакр Мухаммад Ибн Закария Рази, которого называли арабским Галеном. Он прославился в основном как врач. В этом искусстве он считается одним из наиболее прославленных людей в истории. Некоторые полагают, что в практической медицине он превзошел даже Ибн Сину. Он родился в 251г. и скончался в 313г. Ранее мы сказали, что Ибн Ан-Надим считал его учеником Балхи, а этот Балхи и есть, вероятно, тот самый Абу Зейд Балхи, который был учеником Кинди. Следовательно, Рази является учеником ученика Кинди. Существуют и другие косвенные доказательства, подтверждающие, что наставником Рази был тот самый Абу Зейд Балхи[498].    

       Абу Зейд родился в 243 или 244г. и был старше своего ученика (Рази), родившегося в 251г., на семь или восемь лет. Разумеется, это весьма вероятно, особенно, если учитывать, что Рази начал свое обучение, будучи взрослым. Абу Зейд также пережил своего ученика на девять лет. Другим наставником Рази является Абуль-Аббас Ираншахри, о котором говорилось выше, и в отношении которого мы не располагаем достоверными сведениями.

       Рази обладал особыми философскими взглядами, он не принадлежал к филососфии Аристотеля своего времени. В отношении структуры тела он придерживался теории о «мелких частицах». Известно его особое мнение в отношении «пяти древних начал», которое в большей или меньшей степени рассматривается в философских книгах. Философские взгляды Рази в отношении «пяти древних начал» опровергли Фараби, Абульхусейн Шахид Балхи, Али Ибн Ризван Мисри и Ибн Аль-Хисам Басри. 

       Среди произведений Рази есть книга «Фи-ль-нобовват», названная другими в насмешку «Накз аль-адиан» «Отмена религий», а также другая книга «Фи-хиль аль-мутанабиин», названная «Мухарик аль-анбия» «Ложь пророков». Эти книги утеряны, однако богословы исмаилиты, такие как Абу Хатем Рази и Насир Хосров (возможно, со слов Абу Хатема), упоминали в своих книгах слова Рази, свидетельствующие о том, что он отрицал пророческую миссию как таковую. Хотя Абу Хатем не упоминал имя Рази, а употребил вместо него слово «еретик», однако, он, несомненно, имел в виду Мухаммада Ибн Закария Рази. 

        Учитывая то, что эти книги утеряны, сделать окончательные выводы невозможно, однако, косвенные доказательства говорят о том, что Рази не отрицал пророческую миссию и вел борьбу с теми, кого называли «мутанабиин», то есть, теми, кто придерживался идеи о ложности пророческой миссии. Представляется невозможным, чтобы диспуты Рази с Абу Хатемом Исмаили, проходившие в доме одного из наиболее влиятельных людей Рея в присутствии именитых жителей города, касались ложности пророков, чтобы Рази прилюдно и недвусмысленно объявлял пророков лжецами, а все религии – ложными, и при этом продолжал пользоваться уважением. Утверждение некоторых исследователей о том, что авторство книг «Накз аль-адиан» и «Мухарик аль-анбия» было приписано Рази Абу Рейханом Бируни[499], никоим образом не соответствует истине. Абу Рейхан, при чтении одной из этих книг «Фи-ль-нобовват», как и при чтении другой - «Фи-хиль аль-мутанабиин», и после названия каждой из них приводит слово «йуддаа» и доказывает, что это название дали другие. Ибн Аби Асиба, отрицая возможность того, что подобные книги могут принадлежать Рази, предполагает, что эта книга могла быть написана «недоброжелателями» и приписана Рази из враждебных намерений. Он также поясняет, что название «Мухарик-уль-анбия» дали этой книге враги Рази, такие как Али Ибн Ризван Мисри, но не сам Рази. Слова Ибн Аби Асиба свидетельствуют о том, что книги «Нобовват» и «Хиль-уль-мутанабиин» представляют собой не те книги, названия которых были ему известны, а имеют, на самом деле, ясное содержание.     

       Кроме того, Рази был стойким приверженцем идеи единобожия, существования загробного мира и вечной жизни души. Ему принадлежит книга «Фи ан ли-ль-инсан халикан мутаканан хакима»[500], книга, посвященная опровержению дуализма[501] (опровержению манихейства), трактат «Иля Али Ибн Шахид Аль-Балхи фи тасбит-аль-маад»[502], в котором он, как пишет Ибн Аби Асиба, критикует тех, кто отрицает существование загробного мира, а также книга «Фи ан ан-нафас лис би-джисм»[503]. Возможно ли, чтобы человек, искренне верующий в сотворенность человека Богом и возвращение к нему, отрицал пророков и божественный закон?! Кроме того, ему принадлежит книга «Фи асар аль-имам аль-фазиль аль-мусум»[504], которая, весьма вероятно, отражает шиитские взгляды автора на власть и имамат, книга, которая называется «Ан-накз ала аль-киаль фи аль-имамат»[505], а также книга под названием «Аль-имам ва аль-мамум аль-мухакин»[506]. Все это доказывает, что автора весьма интересовал вопрос права на власть. Очевидно, что подобный вопрос не может занимать человека, отрицающего божественный закон и пророков.

       Весьма вероятно, что, как утверждают некоторые[507], образ мышления Рази был в некоторой степени близок образу мышления шиитов имамитов, а все выдающиеся ученые, мыслящие подобным образом, подвергались обвинениям в ереси и безбожничестве.  

       Помимо всего прочего, доказательства, якобы приводившиеся Рази для отрицания проческой миссии, настолько слабы, что практически сводит на нет допущение того, что они принадлежат такому выдающемуся мыслителю как Рази. В числе таких доводов следующий: если народ нуждается в наставлении, отчего тогда все люди не пророки?!  

       Можно сделать вывод, что Рази были свойственны ошибки и заблуждения, но не в такой степени, чтобы отрицать божественный закон и пророков; все это приписали ему передававшие его слова недоброжелатели, ведь истинные слова Рази не дошли до нас. В наше время также встречаются книги, содержащие ошибки и заблуждения, однако оппоненты этих книг изображают их такими, что человек, не читавший их, не поверит, что эти книги и статьи противоречат подобной книге.

       Противников Рази можно разделить на две группы: люди, которые в своих книгах опровергали его философские взгляды – Фараби, Шахид Балхи, Ибн Хисам и некоторые другие, и люди, выступавшие против его религиозных взглядов. Именно эти люди, те самые исмаилиты, которых сама история назвала «еретиками», создали представление о Рази как о еретике, оказав в некоторой степени влияние и на других. В наше время, чтобы оправдать исмаилитов неверующие люди снова пытались придать Рази образ еретика, однако, не для того, чтобы охарактеризовать Рази, а для того, чтобы охарактеризовать самих себя. 

       Следует отметить еще одно обстоятельство, заключающееся в том, что Рази, немотря на чрезвычайные достижения в медицине, не был силен в философии. Следует отдать должное Ибн Сине, который, отвечая на вопросы Абу Рейхана Бируни, называл Рази «аль-мутакаллиф аль-фузули аль-мутакаллим бима лаиния».

2. Абульхусейн Шахид Ибн Аль-Хусейн Аль-Балхи. Он был ученым и поэтом. Он был автором стихов на арабском и персидском языках, и считается одним из наиболее ранних поэтов, пишущих на персидском языке. Ибн Ан-Надим, вероятно, не располагал подробными сведениями о Шахиде Балхи, поскольку он упоминает о нем, как о «человеке по имени Шахид Ибн Аль-Хусейн»[508]. Далее идет предложение, которым он, по-видимому, хочет сказать, что тот был учеником Абу Зейда Балхи, хотя до сих пор мы не видели, чтобы кто-либо усматривал в словах Ибн Ан-Надима этот смысл. Ибн Ан-Надим пишет: «Этот человек (Шахид) писал книги, и между ним и Рази велись диспуты».

Шахид опровергал мнение Рази как в вопросе «наслаждения», рассматриваемое в философских книгах, таких как «Асфар» и других, так и его известную идею насчет «пяти древних начал». Шахид скончался в 325г.    

3. Абу Ахмад Хусейн Ибн Абульхусейн Исхак Ибн Ибрахим Ибн Зейд Ибн Катиб, известный как Ибн Карниб. Он был одним из выдающихся богословов и ученых естествоиспытателей (но не ученым в области математики), в отличие от своего брата Абульхусейна Ибн Карниба и племянника Абу-ль-Аля Ибн Аби Аль-Хусейна, которые были математиками, чьи имена Ибн Ан-Надим приводит в разделе, посвященном математикам. Абу Ахмад Ибн Карниб был богословом, философом и врачом. В «Наме-йе данешваран» говорится о том, что он преподавал и богословие, и философию, имел множество учеников, и считался выдающимся ученым. Ибн Ан-Надим пишет: «Он был чрезвычайно учен и сведущ в естественных науках»[509]. Эти слова Ибн Ан-Надима повторяются в труде Ибн Кифти «Тарих аль-хукама» и труде Ибн Аби Асиба «Айун-уль-анба», однако Мас’уди, как мы видели, считает, что он относится к поколению Абу Башара Мати, то есть, к поколению, следующему после Кавири и Марвази. Весьма вероятно, что он был их учеником, хотя некоторые утверждают, что Ибн Карниб был учителем Абу Башара Мати. Дата рождения и смерти Ибн Карниба, а также его наставников и учеников точно неизвестна, поэтому, существует вероятность того, что он относится ко второму поколению.

       Книга, автором которой он является, посвящена опровержению доказательства Ибн Курра в известном философском вопросе, который и в настоящее время рассматривается в книгах по философии и заключается в «необходимости или отсутствии необходимости наличия противоречия между двумя противоположными движениями». В «Тарих аль-хукама» Ибн Кифти и «Айун аль-анба» Ибн Аби Асиба, а также, вслед за ними, в «Наме-йе данешваран» записано «равные движения», что, разумеется, неверно; верным является то, что записано в «Аль-Фихристе»: «противоположные движения».

4. Абу Башар Мати Ибн Юнус (Юнан) Назрани Мантеки Багдади. Ибн Ан-Надим пишет в «Аль-Фихристе», что сам он является греком и происходит из города Дайеркунна. Согласно тексту «Наме-йе данешваран», Дайеркунна – это тот самый город Дайер Мармари, который еще имеет название Искуль Мармари (школа Мармари) и находится неподалеку от Багдада. Ибн Ан-Надим пишет о том, что он был последним, кто возглавлял школу логиков. Он также пишет, что Абу Башар обучался у Ибрахима Кавири, Аби Ахмада Ибн Карниба, а также двух других людей по имени Дуфиль (Руфиль, Рубиль) и Вениамин. Ранее мы говорили о том, что он таке был учеником Яхии Марвази. Ибн Аби Асиба, описывая жизнь Фараби, пишет: «Абу Башар Мати изучал эсхатологию у одного христианина (по-видимому, у того самого Вениамина, имя которого упоминается в «Аль-Фихристе»), категории – у Рубиля, а аналогию – у Абу Яхии Марвази».

       Абу Башар был и переводчиком и философом, однако, в действительности, он был логиком, а не философом в современном понимании этого слова. Его книги по логике, а также комментарии к трудам Аристотеля по логике были основными книгами, по которым велось обучение[510].

       Согласно словам Ибн Кифти, Абу Башар Мати жил в промежутке между 320 и 330г. Ибн Аби Асиба пишет, что он скончался в 328г. Информация, содержащаяся в «Наме-йе данешваран» о том, что он скончался в 308г., является, по-видимому, неверной.

5. Абу Наср Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Тархан Фараби. Этот человек не нуждается в представлении. Его заслуженно называли Вторым Учителем и Философом Мусульман[511]. Он родом из Туркестана (Средней Азии). Неизвестно, каково было его происхождение – тюркское или иранское. Он знал как тюркский, так и персидский язык, однако, всю жизнь он прожил в тюркоязычном обществе. Он был удивительно непритязательным и демократичным человеком; он часто проводил занятия на берегу рек, ручьев, возле садов и полей. Он усовершенствовал вклад Кинди в логику.

       Говорят, Фараби внес большой вклад в логический анализ и методику обучения логике, которые до этого времени не были известны или еще не были переведены, он также установил пять искусств и определил случаи использовния каждого из них. Фараби является человеком, величие которого сделало его легендарной личностью. Некоторые даже утверждали, что он знал семьдесят языков. Он является самородком, человеком, который всего достиг сам.

       У него не было особенно выдающихся наставников. Он был учеником Юхана Ибн Хилана, у которого он изучал логику. Большинство современных исследователей пишет, что он сначала обучался в Багдаде у Абу Башара Мати, а затем отправился в Харан, где стал изучать логику у Юхана Ибн Хилана[512]. По-видимому, источником этих сведений является Ибн Халликан; именно он привел эти сведения, не упомянув их источник. Однако, по словам Ибн Аль-Кифти и Ибн Аби Асиба, Фараби был современником Абу Башара, который жил с ним в одно время.

       Ибн Аль-Кифти пишет: «Фараби был современником Абу Башара; он уступал ему в годах, но превосходил в учености». Близки к этому слова Ибн Аби Асиба. Кроме того, весьма маловероятно, чтобы Фараби, пройдя обучение у Абу Башара Мати в Багдаде, отправился в Харан изучать логику у Юхана Ибн Хилана. Сам Фараби, говоря о своих учителях, упоминал одного только Юхана Ибн Хилана. Ибн Аль-Кифти утверждает, что Фараби обучался в Багдаде и был учеником Юхана.

       Фараби родился в 257г. (через шесть лет после рождения Рази и за год до смерти Кинди), а скончался в 339г. Он прожил восемьдесят два года.

       Фараби является философом перипатетиком, не лишенным, однако, воззрений, связанных с иллюминативной философией, как об этом говорится в книге «Фусус-уль-хукм». В то же время он является выдающимся математиком и музыкантом. Ему принадлежат особые известные политические взгляды в отношении Медины. Фараби затмил собой философов, своих предшественников. Он считался последователем Аристотеля и его называли Вторым Учителем.

Четвертое поколение

 

       Из этого поколения мы знаем немного людей. Предания говорят о том, что Фараби. Абу Башар Мати и Ибн Карниб имели учеников. Однако в нашем распоряжении нет о них точных сведений. Это следующие люди:

1. Яхия Ибн Ади Мантеки Назрани. Этот человек был современником Ибн Ан-Надима, и Ибн Ан-Надим выражал свое восхищение его трудолюбием. Ибн Ан-Надим Ибн Аль-Кифти и Ибн Аби Асиба единодушно сходятся во мнении, что он был учеником Абу Насра Фараби и Абу Башара Мати. Все историки (особенно Ибн Аль-Кифти упоминают множество его книг, большинство из которых посвящены логике, однако иногда он рассматривал также некоторые вопросы ранней философии, которые почти не рассматриваются в эпоху, предшествующую Фараби, особенно у христиан. Ибн Ан-Надим, а всед за ним Ибн Аль-Кифти и Ибн Аби Асиба пишут, что в свое время он возглавлял логиков. Он скончался в 363 или 364 году и, говорят, прожил 81 год.

2. Помимо Яхии Ибн Ади, в четвертом поколении необходимо упомянуть «Братство чистоты» и «Преданных друзей». Имена этих людей неизвестны, да и сами они стремились оставаться в неизвестности, однако они доказали, что являются и философами, и благочестивыми людьми. Речь идет о том, что они с целью совершенствования общества создали на основе имеющихся у них идей (одновременного использования философии и религии) общество (наподобие партии), которое обладало соответствующими условиями и правилами, и принимали в него новых членов. Они создали 52 трактата, которые, выражая в действительности их мировоззрение и идеологию, считаются в некотором смысле энциклопедией их эпохи, вечным литературным паиятником и шедевром исламского мира. «Братья читоты» испытали влияние своих предшественников (особенно Фараби), и в то же время оказали влияние на своих потомков. Оба эти положения нкждаются в их длительном рассмотрении, что выходит за рамки нашей дискуссии.

Об их именах нам известно только, что написал о них Абу Хиан Таухиди, который был почти их современником: Абу Сулейман Мухаммад Ибн Муашар Басати, Абульхасан Али Ибн Харун Зинджани, Абу Ахмад Михраджани Авафи, Зейд Ибн Рифаа. Некоторые историки приводят другие имена, такие как Ибн Маскуйе Рази, скончавшийся в 421 году, Иса Ибн Зараа, скончавшийся в 398 году (переводчик и философ), Абу Аль-Вафа Бузиджани (выдающийся математик, скончавшийся в 387 году), а также некоторые другие имена. Однако некоторые из этих людей жили в начале 5-го века, тогда как деятельность «Братьев читоты», как в некоторой степени известно, относилась ко второй половине 4-го века. Абу Хиан Таухиди, изложив в 373 году визирю Самсам Ад-Дауле Ибн Азад Ад-Дауле возрения, идеи и доктрину «Братьев чистоты», сказал: «Я изложил эти трактаты моему наставнику Абу Сулейману Мантеки Саджастани, и он высказал свое мнение о них». Поэтому эти трактаты были, вероятно, написаны приблизительно в середине 4-го века, и по этой причине, несмотря на то, что хроника деятельности «Братьев» отсутствует, следует считать их принадлежащими к четвертому поколению, то есть, относящимися к тому же поколению, что и ученики Фараби.

Философские взгляды «Братьев чистоты», избравших средний путь между разумом и верой, философией и религиозными предписаниями и считавших их дополняющими друг друга, были близки пифагорийским, и, кроме того, им была свойственна склонность к шиизму.

 

Пятое поколение

 

1. Абу Сулейман Мухаммад Ибн Тахир Ибн Бахрам Саджастани, известный как Абу Сулейман Мантеки. Он был учеником Яхии Ибн Ади Мантеки, и согласно повествованию Ибн Аль-Кифти в «Тарих аль-хукама», обучался также у Абу Башара Мати. Повидимому, сначала он обучался у Абу Башара, а потом кнпродолжил обучение у Яхии Ибн Ади.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!