Толкования Корана, принадлежащие суннитам 4 страница



22. Шейх Зейнаддин, известный как Шахид Второй. Великий шиитский правовед. Он был человеком универсальных знаний, сведущим в различных науках. Жил в Джабаль Амиле. Один из его предков в шестом поколении носил имя Салех и был учеником Алламе Халли. По-видимому, сам он был родом из Туса, по этой причине, Шахид Второй иногда подписывался, как Ат-Туси Аш-Шами. Шахид Второй родился в 911г. и принял смерть за веру в 966г. Он много путешествовал и встречался со многими учеными. Он побывал в Египте, Дамаске, Аравии, Иерусалиме, Ираке и Стамбуле, везде собирая урожай с нивы знаний. Известно, что из числа его наставников только суннитов было двенадцать человек, по этой причине он был широко образованным человеком. Помимо исламского права и основ религии, он был сведущ также в философии, мистицизме, медицине и астрономии. Он был чрезвычайно набожным и праведным человеком. Его ученики писали, что, занимаясь преподаванием, он по ночам ходил за дровами, чтобы обеспечить жизнь своей семьи, а утром шел на занятия. Некоторое время он преподавал в Баальбеке для последователей пяти течений – джафаритов, ханифитов, шафеитов, маликитов и ханбалитов. Шахиду принадлежит множество книг. Наиболее известным его трудом в исламском праве является его комментарий к книге Шахида Первого «Ламия». Другим его сочинением является «Мусалик аль-афхам», которое представляет собой комментарий к книге Мухакика Халли «Шарайя». Шахид Второй обучался у Мухакика Корки (до того, как тот приехал в Иран). Шахид Второй не посещал Иран. Его сын, известный шиитский ученый, является автором книги «Муаллим».

23. Ахмад Ибн МухаммадАрдебили, известный как Мукаддас Ардебили. Известный шиитский ученый и правовед, чьи праведность и благочестие вошли в поговорку. Ученый Ардебили был жителем Неджефа. Он жил при Сефевидах. Рассказывают, что шах Аббас настаивал на его переезде в Исфахан, однако он не соглашался. Шах Аббас очень желал того, чтобы Мукаддас Ардебили обратился к нему с просьбой, пока не случилось так, что некто, совершив проступок, бежал из Ирана и, прибыв в Неджеф, обратился к Ардебили с просьбой о ходатайстве перед шахом. Мукаддас написал шаху письмо следующего содержания:

«Да будет ведомо всеблагому повелителю шаху Аббасу: если и был этот человек некогда притеснителем, то сейчас он выглядит как притесняемый. Если отпустишь ты ему его вину, то «возможно» и пресвятой Господь отпустит тебе «часть» твоих грехов. Раб шаха, Ахмад Ардебили.»

Шах Аббас написал в ответ:

«Да станет ведомо: шах Аббас даровал то, что, как ты сказал, будет благом для его души. Он надеется также, что ты не забудешь упомянуть его в своих молитвах.

Его светлость, шах Аббас.»[448]

Отказ Мукаддаса Ардебили переехать в Исфахан стал причиной возрождения научного центра в Ардебиле, ставшем наряду с центром Исфахана крупным научным центром, подобно тому, как отказ Шахида Второго, его сына Шейха Хасана, автора книги «Муаллим» и внука Сейда Мухаммада, автора книги «Мударик», от переезда из Джабаль Амиля в Иран послужил причиной того, что научный кружок в Сирии и Джабаль Амиле продолжил работу и не прекратил своего существования. Авторы книг «Муаллим» и «Мударик» для того, чтобы избежать затруднений, вызванных пребыванием в Иране, отказались от столь желанного ими паломничества к гробнице Имама Реза.

В настоящий момент автор данной книги не располагает сведениями о том, где Мукаддас Ардебили изучил исламское право и кто был его учителем. Известно лишь, что его наставниками в исламском праве были ученики Шахида Второго. Сын Шахида Второго (автор книги «Муаллим») и его внук (автор книги «Мударик») были его учениками в Неджефе. В книге «Жизнь Джалалиддина Давани» говорится:

«Молла Ахмад Ардебили, Мевляна Абдулла Шуштари, Мевляна Абдулла Йезди, Ходжа Афзалиддин Торке, Мир Фахриддин Хамаки, Шах Абу Мухаммад Ширази, Мевляна Мирза Джан и Мир Фатх Ширази были учениками Ходжи Джамалиддина Махмуда, а он был учеником Мухакика Джалалиддина Давани.»[449]         

По-видимому, Мукаддас Ардебили изучал у Ходжи Джамаладдина Махмуда точные, а не гуманитарные науки.

Мукаддас Ардебили скончался в Неджефе в 993г. Его известными сочинениями по исламскому праву являются, во-первых, комментарий к книге «Иршад», а также труд «Аят аль-ахкам». Его взгляды пользуются уважением у правоведов.

24. Шейх Бахааддин Мухаммад Амили, известный как Шейх Бахаи. Он также родился в Джабаль Амиле. В детстве он приехал в Иран вместе со своим отцом Шейхом Хусейном Ибн Абдулсамадом, который был одним из учеников Шахида Второго. По причине того, что Шейх Бахаи побывал в различных странах, изучал различные науки у многих наставников, а, кроме того, обладал многочисленными талантами и способностями, он был всесторонне образованным человеком и написал разнообразные книги. Он был литератором, поэтом, философом, математиком, инженером, специалистом в области исламского права и хадисов. Он также был сведущ в медицине. Он является первым человеком, написавшим на персидском языке трактат, в котором получили практическое изложение правовые нормы, ранее не обоснованные. Это та самая книга, которая известна под названием «Джами Аббаси».

Поскольку исламское право не было основным родом занятий и исследований Шейха Бахаи, он не считается ведущей фигурой в области исламского права, однако, он воспитал множество учеников. Его учениками являются Молласадра Ширази, Молла Мухаммад Таги Маджлиси Первый (отец Маджлиси Второго, автора книги «Бахар аль-анвар»), Мухакик Сабзавари, Фазиль Джавад, автор книги «Аят аль-ахкам». Как было сказано выше, титул Шейха Ислама Ирана получил после Мухакика Корки Шейх Али Муншар, тесть Шейха Бахаи, а после него этот титул перешел к Шейху Бахаи. Супруга Шейха Бахаи и дочь Шейха Али Муншара была образованной женщиной, сведущей в исламском праве. Шейх Бахаи родился в 953г. и скончался в 1030 или 1031г. Шейх Бахаи был также путешественником; он побывал в Египте, Сирии, Аравии, Ираке, Палестине, Азербайджане и Герате.

25. Молла Мухаммад Бакир Сабзавари, известный как Мухакик Сабзавари. Он был родом из Сабзавара, изучал науки в научном центре Исфахана, который представлял собой и школу исламского права, и школу философии, и по этой причине был сведущ во всех науках – точных и гуманитарных. Имя этого ученого часто упоминается в книгах по исламскому праву. Одна из его известных книг по исламскому праву называется «Захира», а другая – «Кифайя». Поскольку он также был философом, он написал глоссы к посвященному богословию разделу книги Абу Али Ибн Сины «Шафа». Он скончался в 1090г. Мухакик Сабзавари был учеником Шейха Бахаи и Маджлиси Первого.

26. Ага Хусейн Хансари, известный как Мухакик Хансари. Он также получил образование в научном центре Исфахана и является широко образованным человеком. Он является мужем сестры Мухакика Сабзавари. Его известная книга по исламскому праву называется «Мушарик аш-шумус» и представляет собой комментарий к книге «Дурус» Шахида Первого.

Мухакик Хансари скончался в 1098г. Он является современником Мухакика Сабзавари, а также современником Молла Мохсена Фейза Кашани и Молла Мухаммада Бакира Маджлиси, которые считаются выдающимися специалистами в науке хадисов.

27. Джамал Аль-Мухакикин, известный как Ага Джамал Хансари, сын вышеупомянутого Ага Хусейна Хансари. Как и его отец, он был всесторонне образованным человеком. Он является автором известного глоссария к комментарию «Ламии» и краткого глоссария к разделу естествознания книги Абу Али Ибн Сины «Шафа», опубликованное в Тегеране литографическим изданием в виде примечаний к «Шафа». Ага Джамал является наставником Сейда Мехди Бахр Аль-Улума в четвертом поколении, поскольку он является наставником Сейда Ибрахима Казвини, а тот является наставником своего сына Сейда Хусейна Казвини, а Сейд Хусейн Казвини является одним из наставников Бахр Аль-Улума.

28. Шейх Бахааддин Исфахани, известный как Фазиль Хинди. Этот ученый написал комментарий к книге Алламе «Каваид», которая называется «Кашф аль-лисам», в связи с чем его стали называть «Кашеф аль-лисам». Его взгляды на те или иные вопросы исламского права пользуются вниманием со стороны правоведов. Фазиль Хинди погиб в 1137г. во время войн с афганцами. Он также был всесторонне образованным человеком.     

29. Мухаммад Бакир Ибн Мухаммад Акмаль Бихбихани, известный как Вахид Бихбихани. Этот человек является учеником Сейда Садриддина Ризави Куми, автора комментария к книге «Вафия», а тот является учеником вышеупомянутого Ага Джамал Хансари.

Вахид Бихбихани открывает эпоху, следующую за эпохой Сефевидов. После ухода с арены истории династии Сефевидов научная школа Исфахана перестала быть центром науки в Иране. Некоторые из ученых и правоведов, в том числе Сейд Садриддин Ризави Куми, наставник Вахида Бихбихани, вследствие войн с афганцами, переселились в места, где находились гробницы святых имамов. 

Вахид Бихбихани сделал центром Кербелу и воспитал выдающихся учеников. В их числе Сейд Мехди Бахр Аль-Улум, Шейх Джафар Кашеф Аль-Кита, Мирза Абулькасим Куми, автор книги «Каванин», Хадж Молла Мехди Нараки, Сейд Али, автор книги «Риад», Мирза Мехди Шахристани, Сейд Мухаммад Бакир Шифти Исфахани, известный как Хаджат Аль-Ислам, Мирза Мехди Шахид Машхади, Сейд Джавад, автор книги «Мифтах-уль-кирама», Сейд Мохсен Араджи.

Кроме этого, он вел упорную борьбу в защиту исламского права и против тенденции к опоре только на хабары, получившее широкое распространение в то время. Разгром тех, кто опирался только на хабары и подготовка ряда выдающихся правоведов послужила причиной того, что его стали называть Остад Аль-Кулль. Он был в высшей степени благочестивым человеком и пользовался чрезвычайным уважением среди своих учеников. Вахид Бихбихани ведет свой род от Маджлиси Первого, то есть является одним из потомков дочери Маджлиси Первого (разумеется в нескольких поколениях). Имя дочери Маджлиси Первого, являющейся бабушкой Вахида Бихбихани, Амина Бигум. Амина Бигум, будучи супругой Молла Салеха Мозандарани, была мудрой и сведущей в исламском праве женщиной. Несмотря на то, что ее супруг Молла Салех был весьма мудрым и сведущим человеком, Амина Бегум иногда разрешала трудности своего ученого мужа в области науки.

30. Сейд Мехди Бахр Аль-Улум. Великий и прославленный ученик Вахида Бихбихани и великий правовед. Ему принадлежит известная поэма в исламском праве. Его мнения и взгляды пользуются вниманием исламских правоведов. По причине того, что Бахр Аль-Улум достиг высокого духовного уровня и прошел суфийский путь сдуховного совершенствования, он пользуется чрезвычайным почетом у шиитских правоведов и считается равным по святости семье Пророка и шиитским имамам. Ему приписывают совершение множества чудес. Кашеф Аль-Кита, о котором речь пойдет далее, своей чалмой стряхивал пыль с его сандалий. БахрАль-Улум родился в 1154 или 1155г., а скончался в 1212г.

31. Шейх Джафар Кашеф Аль-Кита. Ученик Вахида Бихбихани, чьим учеником был и Сейд Мехди Бахр Аль-Улум. Араб по происхождению и чрезвычайно талатливый правовед. Его известная книга по исламскому праву называется «Кашф аль-кита». Он жил в Неджефе и воспитал множество учеников. Его учениками являются такие прославленные ученые, как Сейд Джавад, автор книги «Мифтах-уль-кирама» и Шейх Мухаммад Хасан, автор книги «Джавахир аль-калам». У него было четверо сыновей, и все они были правоведами. Кашеф Аль-Кита является современником Фатхали Шаха, и он воздал ему хвалу в предисловии к «Кашф аль-кита». Скончался в 1228г. Кашефу Аль-Кита принадлежат глубокие взгляды в исламском праве, и о нем упоминают как о великом человеке.

32. Шейх Мухаммад Хасан, автор книги «Джавахир аль-калам», которая представляет собой комментарий к книге «Шарайя» Мухакика, и которую можно назвать энциклопедией шиитского правоведения. Ни один правовед в настоящее время не может обойтись без этой книги. Эта книга неоднократно публиковалась в Тегеране литографическим изданием, и в недавнее время была начата подготовка к ее изданию графитным изданием в полноформатном размере, что составит около пятидесяти томов, объемом в четыреста страниц каждый, то есть около двадцати тысяч страниц. Книга «Джавахир» является самой большой книгой мусульман по исламскому праву, и, учитывая то, что каждая строка в этой книге представляет собой научный вопрос, а чтение одной ее страницы требует много времени и внимания, можно предположить сколько сил заняло написание этого труда, объем которого составляет двадцать тысяч страниц. Создание такого огромного труда потребовало от его автора тридцать лет. Эта книга является воплощением таланта, упорства, праведности, любви и веры человека по отношению к своему труду. Автор книги «Джавахир» является учеником Кашефа Аль-Киты и учеником его ученика Сейда Джавада, автора книги «Мифтах-уль-кирама». Сам он руководил крупным научным центром в Неджефе и воспитал множество учеников. Он также является автором книги «Джавахир» на арабском языке. В свое время он достиг должности официального лица, выносящего решения. Он скончался в 1266г., когда в Иране взошел на престол Насреддин Шах.

33. Шейх Мортаза Ансари. Его род восходит к Джабару Ибн Абдулле Ансари, великому сподвижнику Пророка. Родился в Дизфуле, до двадцатилетнего возраста обучался у своего отца, а затем отправился вместе с отцом к гробницам святых имамов. Когда ученые увидели его необыкновенный талант, они обратились к его отцу с просьбой не забирать его. Он остался в Ираке и провел там четыре года, где обучался у выдающихся наставников, а затем, по причине ряда неблагоприятных событий, вернулся на родину. Спустя два года он вновь отправился в Ирак, обучался там два года, после чего вернулся в Иран, приняв решение обучаться у ученых Ирана. Он совершил паломничество в Мешхед и встретился в Кашане с Хадж Молла Ахмадом Нараки, автором книги «Мустанад аш-шия» и автором известной книги «Джами ас-саадат», сыном вышеупомянутого Хадж Моллы Мехди Нараки. Встреча с Нараки превратила его решение об отъезде в решение остаться, и он три года обучался у него в Кашане. Затем он отправился в Мешхед, где провел пять месяцев. Шейх Ансари также совершил путешествие в Исфахан и Буруджирд, целью всех его путешествий была встреча с известными учеными и обучение у них. Около 1252-1253г. он совершил последнее путешествие к гробницам имамов и занялся преподаванием. После автора книги «Джавахир» должность официального лица, выносящего постановления, перешла к нему.                    

Шейха Ансари называли «последним из правоведов и богословов». Он один из тех людей, чьи взгляды почти не имеют себе равных по глубине и точности. Он возвел науку об основах религии, и, следовательно, исламское право, на новую ступень. Его вклад в эти науки уникален. Две его известные книги «Рисаиль» и «Мукасиб» стали учебниками. Ученые последующих поколений являются учениками и последователями его школы. Учеными последующих поколений было написано множество комментариев и примечаний к его книгам. Шейх Ансари является единственным человеком после Мухакика Халли, Алламе Халли и Шахида Первого, к чьим книгам ученые правоведы регулярно пишут комментарии и примечания.

О его праведности и благочестии, вошедших в поговорку, также рассказывают истории. Шейх Ансари скончался в 1281г. в Неджефе, где и похоронен.

34. Хадж Мирза Мухаммад Хасан Ширази, известный как Великий Мирза Ширази. Сначала он обучался в Исфахане, затем отправился в Неджеф, где посещал занятия автора книги «Джавахир», затем он обучался у Шейха Ансари, став одним из наиболее талантливых и ярких его учеников. Он занял должность официального лица, выносящего правовые решения, после Шейха Ансари. В течение двадцати трех лет он занимал высший шиитский юридический пост, и именно он, запретив табак, аннулировал известный колониальный договор Режи. Он воспитал множество учеников, среди них Ахунд Молла Мухаммад Казем Хорасани, Сейд Мухаммад Казем Табатабаи Йезди, Хадж Ага Реза Хамадани, Хадж Мирза Хусейн Сабзавари, Сейд Мухаммад Фешараки Исфахани, Мирза Мухаммад Таги Ширази и другие. Он не оставил после себя письменного труда, однако, некоторые его взгляды используются в исламском праве. Он скончался в 1321г.

35. Ахунд Молла Мухаммад Казем Хорасани. Он родился в 1255г. в Мешхеде, в простой семье, в возрасте двадцати двух лет переехал в Тегеран, где в течение некоторого времени изучал философию, а затем отправился в Неджеф. В течение двух лет он посещал занятия Шейха Ансари, однако, большей частью он обучался у Мирзы Ширази. В 1291г. Мирза Ширази избрал местом своего проживания Самиру, однако Ахаванд Хорасани не покинул Неджеф и создал свою школу. Он является весьма преуспевающим преподавателем. У него обучались около тысячи двухсот учеников, и около двухсот человек из них сами были богословами.

Правоведы Нового времени, такие как Ага Сейд Абульхасан Исфахани, Хадж Шейх Мухаммад Хусейн Исфахани, Хадж Ага Хусейн Буруджирди, Хадж Ага Хусейн Куми, Ага Зияаддин Араки – все они были его учениками. Наиболее прославился Ахунд Хорасани в науке основ религии. Его книга «Кифайят-уль-усуль» является важным учебником, к которому написано множество комментариев. Взгляды Ахунда Хорасани на вопросы, связанные с основами религии, всегда пользуются вниманием и излагаются в научных центрах и школах. Ахунд Хорасани – тот самый человек, который вынес постановление о необходимости конституционного строя, и именно ему мы обязаны существованием конституционного строя в Иране. Он скончался в 1329г. лунной хиджры.

36. Хадж Мирза Хусейн Наини. Выдающийся правовед и специалист в области основ религии четырнадцатого века хиджры. Обучался у вышеупомянутых Мирзы Ширази и Сейда Мохаммада Фишараки Исфахани, и сам стал выдающимся преподавателем. Он прославился в основном в науке основ религии. Начав научную полемику с Ахундом Хорасани, он обогатил науку основ религии новыми воззрениями. Многие правоведы нашего времени являются его учениками. Ему принадлежит весьма ценная книга на персидском языке, которая называется «Танзия аль-ама» или «Власть в исламе» и написана в защиту конституционного строя и его исламских основ. Он скончался в 1355г лунной хиджры в Неджефе.

                     

Выводы и комментарии

 

       Мы представили тридцать шесть наиболее выдающихся ученых и правоведов, начиная с эпохи малого сокрытия, то есть, с третьего века хиджры, до настоящего времени, когда приближается конец четырнадцатого века лунной хиджры. Мы привели имена тех ученых, которые приобрели наибольшую славу в области исламского права и основ религии; то есть их имена, начиная со времени их жизни и до настоящей эпохи, постоянно упоминались на занятиях и в книгах. Разумеется, наряду с именами этих тридцати шести ученых упоминались и другие имена. Благодаря сказанному выше, проясняется несколько моментов.

1) Исламское право существовало с третьего века до настоящего времени, и при этом его развитие никогда не прерывалось. На протяжении этих одиннадцати с половиной столетий научные центры исламского права никогда не прекращали свою деятельность. На протяжении всего этого времени не прерывалась связь между учеником и наставником. Если, к примеру, мы начнем со своего великого учителя Аятоллы Буруджирди, мы сможем проследить непрерывную последовательность всех его учителей исламского права до эпохи праведных имамов. Такая непрерывная и продолжительная жизнь длиной в одиннадцать с половиной столетий не существует, по-видимому, ни в одной другой культуре, кроме исламской культуры. Непрерывность культуры в истинном смысле этого слова, когда один дух и одна жизнь непрерывно объединяют многочисленные поколения людей на протяжении стольких долгих столетий, когда всеми ими правит один дух, невозможно найти нигде, кроме как в исламской культуре. В других культурах мы можем встретить науки, чья история более древняя, однако их развитие не было непрерывным .

Как уже отмечалось, то обстоятельство, что мы избрали точкой отсчета третий век или эпоху малого сокрытия, связано не с тем, что история шиитского права начинается в третьем веке, а с тем, что этой эпохе предшествовала эпоха праведных имамов, когда шиитские правоведы, находясь под влиянием имамов, не были самостоятельными; в противном случае, начало богословских наук и исламского права среди шиитов, как и начало создания книг по исламскому праву, восходит к эпохе сподвижников Пророка. Как мы уже сказали, первая книга по исламскому праву была написана Али Ибн Аби Рафи (братом Абидуллы Ибн Аби Рафи, писцом и казначеем повелителя правоверных во времена его правления).


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 306; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!