Искусство чтения Корана и его толкования



 

       Первой наукой, которая возникла среди исламских наук, было искусство чтения Корана, а после него – наука его толкования. Искусство чтения Корана относится к его языку, к тому, как он читается, а искусство толкования Корана относится к смыслу и значению Священного Слова Аллаха.   

       В искусстве чтения Корана излагаются принципы и правила чтения, расстановки пауз, связывания, удлинения гласных, удвоения согласных и ассимиляции звуков. Кроме того, представлены различные способы чтения некоторых слов Священного Корана, которые имеют различные способы чтения.

       Сподвижники изучали Коран у Пророка Аллаха. Пророк обучал некоторых своих сподвижников непосредственно, а также поручал тем, кто изучил Коран, обучать этому других. Последователи, которые родились позже эпохи Пророка, обучались Корану у сподвижников Пророка. Именно в это время появились специалисты, сведущие в искусстве чтения Корана и правильном обучении Корану, а простые мусульмане, стремившиеся изучать Коран, чья численность многократно возросла в это время, обращались к этим специалистам. Эти специалисты рассказывали, что их искусство читать Коран восходит к имамам или сподвижникам Пророка, и каждый из них в свою очередь воспитывал учеников и специалистов, что зафиксировано в хрониках и переводах.

       В чем заключается причина расхождений в отношении правил чтения; существовали ли во времена Пророка различные способы чтения Корана или нет, и если да, то допускал ли сам Пророк различные способы чтения некоторых слов, то есть, другими словами, были ли некоторые слова Корана ниспосланы Пророку в откровении изначально в различных формах, или же причина расхождения в способах чтения является той же, что и в других книгах, то есть она вызвана расхождениями в повествовании рассказчиков, – все это вопрос, который должен рассматриваться отдельно. Несомненно, что мусульмане прилагали все возможные усилия к тому, чтобы читать Коран так, как его читал сам Пророк. По этой причине они изучали Коран у тех людей, которые изучали его либо непосредственно у самого Пророка, либо у его учеников.

       Изначально чтецы Корана обучались искусству его чтения в устной форме у своих наставников и передавали свои знания ученикам. Затем появлялись книги, посвященные этому искусству.

       Некоторые утверждают, что первым человеком, написавшим книгу об искусстве чтения Корана, был Абу Абид Касим Ибн Салам, скончавшийся в 224г. хиджры, однако это мнение считается опровергнутым. Хамзат Ибн Хабиб, который является шиитом и одним из семи признанных чтецов Корана, живший приблизительно за сто лет до Касима Ибн Салама, написал книгу по искусству чтения Корана раньше его.

       Как установил великий ученый, покойный аятолла, Саид Хасан Садр, который привел в качестве свидетельства слова Ибн Ан-Надима в «Аль-Фихристе» и слова Наджаши в его «Фихристе», Абан Ибн Таклиб, который является шиитом и сподвижником имама Али Ибн Аль-Хусейна Зин Аль-Абидин, заложил основы науки чтения Корана раньше их всех.

       Покойный Садр приводит доказательства того, что первым человеком, собравшим и записавшим Коран, был повелитель правоверных Али. Первым человеком, расставившим огласовки, (до этого времени расстановка огласовок при письме была не принята), был Абу Аль-Асвад Дили, один из сподвижников повелителя правоверных. Первым человеком, написавшим книгу по искусству чтения Корана, был Абан Ибн Таклиб. Он также является первым человеком, написавшим книгу о значении текста Корана и объяснении сложных слов Корана. Первым человеком, написавшим книгу о совершенствах Корана, является известный сподвижник Аби Ибн Кааб, который является шиитом. Первым человеком, который написал книгу о метафорических высказываниях Корана, является Фура, известный грамматик, который является шиитом и иранцем. Первым человеком, написавшим книгу, посвященную предписаниям Корана, является Мухаммад Ибн Саиб Калби. Первым человеком, написавшим труд по толкованию Корана, является Саид Ибн Джабир[419].

       Как бы ни было, среди последователей и учеников последователей, живших в первом- втором веках хиджры, есть десять человек, которые признаны специалистами в искусстве чтения Корана. Наиболее известные из этих десяти семь человек, которые пользуются наибольшим авторитетом, известны как «семеро чтецов». В их число входят: Нафи Ибн Абдурахман, Абдулла Ибн Касир, Абу Амр Ибн Аль-Ала, Абдулла Ибн Амир, Асим Ибн Аби Ан-Нуджуд, Хамзат Ибн Хабиб, Али Кисаи.

       Четверо из этих семи – иранцы, и трое – неиранцы. Из четверых иранцев двое – шииты, а из трех неиранцев – также двое – шииты.

       Блестящий ученый, покойный Саид Хасан Садр приводит в книге «Та’сис аш-шият-уль-улум аль-ислам»[420] слова Шейха Абдулджалиля Рази о том, что большинство передовых деятелей в искусстве чтения Корана, будь они выходцами из Мекки, Медины, Куфы, Басры или других мест, были адалитами (шиитами или мутазилитами). Как бы там ни было, четверо из семи известных чтецов Корана были иранцами:

1. Асим. Асим был, как тогда говорили, «моули». В искусстве чтения Корана он является учеником Абу Абдурахмана Салими, а тот был учеником повелителя правоверных Али. Асим считается непревзойденным в искусстве чтения Корана. В «Райханат аль-адаб» говорится: «Оригинал Корана, который является общепринятым оригиналом в написании, записали в соответствии с чтением Асима, а варианты чтения, принадлежащие другим чтецам Корана, записывались с указанием имени чтеца красным цветом на полях страниц книги»[421]. Асим жил в Куфе и там же скончался. Автор «Маджалис аль-муминин», и некоторые ученые, в том числе и Алламе Саид Хасан Садр[422], указывали на то, что он был шиитом. Он скончался приблизительно в 130г. хиджры.

2. Нафи. Ибн Ан-Надим в «Аль-Фихристе» пишет о том, что Нафи был родом из Исфахана и жил в Медине. В «Райханат аль-адаб» говорится, что Нафи был очень смуглым. В искусстве чтения Корана он был для жителей Медины авторитетом, а его мнение и вариант чтения Корана пользовались у них доверием. Он перенял свое искусство чтения Корана у Язида Ибн Ки’ка, который является одним из десяти признанных чтецов Корана. Нафи скончался в 159 или в 169г. хиджры.

3. Ибн Касир.Ибн Ан-Надим пишет: «Говорят, что Ибн Касир – один из потомков иранцев, которые были посланы Ануширваномв Йемен, чтобы отобрать власть у абиссинцев и передать ее Сейфу Ибн Зиязну, явившемуся ко двору Ануширвана с жалобой на несправедливость».

Ранее мы уже рассмотрели важный вклад этих иранцев в распространение ислама в этом регионе.

В «Райханат аль-адаб» говорится: «Ибн Касир перенял принципы чтения Корана у Муджахида, Ибн Аббаса и Али. Ибн Касир скончался в 120г. хиджры».

4. Кисаи. Согласно тому, о чем говорится в «Аль-Фихристе» Ибн Ан-Надима, его имя было Али, а имя его отца – Хамзатт Ибн Абдулла Ибн Бахман Ибн Фируз. Кисаи является известным арабским литератором и известным грамматиком. Он был учителем сыновей Харуна Ар-Рашида. Он сопровождал Харуна Ар-Рашида во время его путешествия в Хорасан и скончался в Рее. Волею судьбы в тот же день скончался и был похоронен в Рее Мухаммад Ибн Хасан Шибани, известный правовед и верховный судья. Харун сказал: «Сегодня в Рее мы предали земле исламское право и арабский язык». Кисаи также был шиитом.

Толкование Корана. Естественно, что во времена Пророка мусульмане для решения своих затруднений по поводу значения и смысла аятов Корана обращались с вопросами к Пророку. Некоторые из сподвижников обладали большей проницательностью в понимании смысла Корана, поэтому с того самого времени в вопросах толкования аятов Корана они стали известны как «марджа», то есть, духовное лицо, к которому обращаются за разъяснением. Абдулла Ибн Аббас и Абдулла Ибн Мас’уд – из числа этих людей. Ибн Аббас в этом отношении получил большую известность. На его мнение часто ссылаются в толкованиях Корана. Ибн Аббас был учеником повелителя правоверных Али и гордился этим. Ибн Ма’суд также является шиитом и учеником Али. В книгах «Фихриста» упоминается книга, посвященная толкованию Корана, автором которой является Аббас. Некоторые утверждают, что экземпляр этого толкования хранится в настоящее время в египетской библиотеке «Султанати»[423]. Невзирая на всю мудрость, которой Ибн Аббас обладал в области толкования Корана, он говорил: «По сравнению с Али я – все равно, что капля по сравнению с морем».

Джорджи Зайдан утверждает, что до конца первого века хиджры толкование Корана передавалось из уст в уста, а первым человеком, изложившим толкование Корана в письменном виде, был Муджахид (скончался в 104г. хиджры). Впоследствии во втором и третьем веках толкование Корана было написано людьми, подобными Вакиди и Табари[424].

Однако эта точка зрения, разумеется, неверна. Ибн Аббас и даже Саид Ибн Джабир делали попытку написать толкование Корана ранее Муджахида. Данное мнение Джорджи Зайдана основывается на более общей точке зрения, согласно которой мусульмане на протяжение первого века хиджры вообще не писали книг. Мнение Джорджи Зайдана считается опровергнутым с помощью неоспоримых доказательств. Мы укажем на неверность его позиции в дальнейших главах.

Подобно тому, как иранцы прилагали усилия в искусстве чтения Корана, также они прилагали усилия и в искусстве его толкования.

Вклад иранцев в толкование Корана, исламское право и науку хадисов, которые были непосредственно связаны с контекстом ислама, был большим, чем в какой-либо иной области. Для нас сейчас не является возможным представить всех толкователей Корана иранского происхождения от начала исламской эпохи и до настоящего времени. Только основная часть такой работы составит книгу, по объему равную «Маснави». В каждом столетии жили сотни и тысячи толкователей Корана, и были написаны сотни толкований. Изучение всех этих трудов и разграничение иранцев и неиранцев потребует время, сопоставимое со сроком жизни. Однако, для того, чтобы предоставить пример служения иранцев в области толкования Корана достаточно бросить взгляд на выдающиеся толкования и известных толкователей Корана среди мусульман; мы увидим, что большинство этих толкователей были иранцами.

Мы выберем этих людей из числа толкователей Корана, которые принадлежат к ранним толкователям, чьи имена и мнения часто приводятся в толкованиях Корана, или же это те люди, которые являются авторами наиболее важных и заслуживающих внимания толкований.  

Среди ученых первой группы, то есть среди наиболее ранних толкователей Корана, чьи имена часто упоминаются в толкованиях, некоторые были сподвижниками, некоторые – последователями, некоторые – учениками, а некоторые – учениками учеников последователей. Это такие люди, как Ибн Аббас, Ибн Масуд, Аби Ибн Кааб, Сади, Муджахид, Китада, Мукатиль, Кульби, Сабии, Амеш, Сури, Зухри, Ата, Акраме, Фура и другие.  

Некоторые их этих людей – шииты, а некоторые – нет, так же как некоторые из них – иранцы, а некоторые – нет. Очевидно, что в этой категории большинство – неиранцы. Лишь несколько человек из этой группы, а именно – Мукатиль, Амеш и Фура являются иранцами, остальные же не являются иранцами.

Мукатиль Ибн Сулейман по происхождению родом из Хорасана или Рея. Он жил во втором веке и скончался в 150г. хиджры. Мукатиль считается последователем суннизма. Шафеи приводит несколько преувеличенное мнение о нем, он пишет: «В области толкования Корана все являются последователями Мукатиля».

Сулейман Ибн Михран Амеш, согласно «Райханат аль-адаб»[425], родом из Дамаванда, он родился в Куфе и жил там. Сулейман является шиитом и пользуется уважением и у суннитов. Амеш известен, как рассказчик латифе. Его истории пользуются популярностью в народе. Амеш скончался около 150г. хиджры.

Фура Яхия Ибн Зиад Акта является известным грамматиком и языковедом. Его имя часто приводится в книгах по арабской литературе. Фура был учеником Кисаи и наставником сыновей Мамуна. Автор «Риад аль-улама», а также автор «Та’сис аш-шия» упоминают о том, что он был шиитом. Фура – иранец. Его отец, Зиад Акта в известном сражении был рядом с мученически погибшим в этой битве Хусейном Ибн Али Ибн Хасаном; в наказание ему отрубили за это руку, и поэтому его стали называть Акта. Фура скончался в 207 или 208г. хиджры.

Завершая обзор этой группы ученых, мы переходим к группе людей, которые написали книги в области толкования Корана. Как ранее указывалось, количество трудов по толкованию Корана, написанных шиитами и суннитами, не поддается исчислению. Мы ограничимся только упоминанием наиболее известных трудов по толкованию Корана, которые пользуются известностью у шиитов и суннитов и в настоящее время. Мы начинаем рассмотрение этого вопроса с толкований, написанных шиитами.

Толкователи-шииты делятся на толкователей эпохи имамов и толкователей эпохи сокрытия. Многие сподвижники имамов, некоторые из которых являются иранцами, написали толкования Корана. Это такие люди, как Абу Хамзатт Сумали, Абу Басир Асади, Юнус Ибн Абдурахман, Хусейн Ибн Саид Ахвази, Али Ибн Махзиар Ахвази, Мухаммад Ибн Халид Барки Куми, Фазль Ибн Шазан Нишапури.

Толкователи эпохи сокрытия весьма многочисленны. Здесь мы в качестве примера приведем лишь названия трудов по толкованию Корана, пользующихся известностью у шиитов. Благодаря этому примеру станет ясно, что большинство толкований Корана, написанных шиитами, принадлежат иранцам:

1. Тафсир-е Али Ибн Ибрахим Куми. Это толкование является одним из наиболее известных толкований шиитов; оно опубликовано и существует в настоящее время. Отец Али Ибн Ибрахима переехал в Кум из Куфы. Весьма вероятно, что Али Ибн Ибрахим является иранцем арабского происхождения. Он является одним из последователей Шейха Кулини, и окончил свой жизненный путь в 307 году.

2. Тафсир-е Айяши. Автором этого толкования является Мухаммад Ибн Мас’уд Самарканди. Сначала он придерживался суннитской ветви ислама, а затем стал шиитом. Он является современником Шейха Кулини. Получив от отца в наследство триста тысяч, он все потратил на размножение, сверку и сбор книг. Его дом превратился в научный центр; каждому была поручена научная работа, и каждый выполнял свои обязаности, а все расходы обеспечивал Айяши. Кроме толкования Корана, хадисов и исламского права, Айяши также обладал познаниями в медицине и астрономии. Упоминая о нем в «Аль-Фихристе» и приводя названия многих его книг, Ибн Ан-Надим утверждает, что труды Айяши получили в Хорасане широкое распространение. Айяши является иранцем, однако, по-видимому, арабского происхождения. Ибн Ан-Надим пишет: «Говорят, что он родом из Тамими». Айяши считается ученым третьего века хиджры.                   

3. Тафсир-е Нимани. Автором этого толкования является Абу Абдулла Мухаммад Ибн Ибрахим. Иногда его еще называют Ибн Аби Зейнаб. Он является учеником Шейха Кулини. Автор «Та’сис аш-шия» пишет, что экземпляр толкования Нимани есть в его библиотеке. Неизвестно, был ли Нимани родом из Ирака или Египта. Нимани считается ученым четвертого века хиджры.

       У Нимани есть внук по имени Абулькасим Хусейн, прославившийся как Ибн Аль-Марзбан и Вазир Магриби[426]. Этот человек вел свой род от Йаздигерда Сасанида, и по причине того, что он несколько раз занимал должность визиря, его стали называть Вазир Магриби. В возрасте четырнадцати лет Ибн Аль-Марзбан выучил наизусть Священный Коран, был искусен в грамматике, риторике, счете, алгебре, геометрии, логике и некоторых других науках. Он также был талантливым литератором и писателем.

       Ибн Аль-Марзбан написал книгу, которая называется «Хасаис аль-Коран». Он скончался в 418 или 428г., и согласно завещанию, тело его было перевезено из Багдада в Неджеф и захоронено поблизости от гробницы повелителя правоверных Али.

4. Тафсир-е Табиан. Автором этого толкования является Шейх Ат-Таифа Абу Джафар Мухаммад Ибн Аль-Хусейн Ибн Али Ат-Туси. Он обладал выдающимися знаниями литературе, богословии, исламском праве, толковании Корана, хадисах. Он родился в 325г., следовательно, сейчас прошло около тысячи лет со дня рождения этого яркого светила на небосводе ислама. В этой связи в Мешхеде в прошлом году был организован конгресс, посвященный тысячелетию его дня рождения, в котором приняло участие множество ученых, среди которых были мусульмане и немусульмане, шииты и сунниты. Шейх Туси скончался в 460г. хиджры. Этот великий человек приехал в Ирак из Хорасана в возрасте 23-х лет, учился у Шейха Муфида и Сейда Мортаза Ильм Аль-Хади, а впоследствии сам стал выдающимся деятелем шиизма своего времени. В последующие века он также неизменно занимал место среди наиболее выдающихся ученых шиитов. Вследствие неблагоприятных событий, произошедших в Багдаде, он переехал оттуда в Неджеф, где и провел последние двенадцать лет своей жизни. Учебный центр в Неджефе, основанный этим выдающимся человеком, продолжает свою научную и религиозную деятельность и в настоящее время, спустя тысячелетие после своего основания.

5. Муджама аль-байан. Автором этого толкования является Фазль Ибн Хасан Табриси. Его родиной является Тафриш. Он завершил написание своего труда в месяце зилькаида 536г. «Муджама аль-байан» является лучшим толкованием с точки зрения литературных достоинств и красоты написания. Это толкование пользуется особенным уважением и среди шиитов, и среди суннитов. Оно выдержало неоднократные издания в Иране, Египте и Бейруте. Табриси принадлежит сокращенный вариант толкования, который носит название «Джавами аль-джами». Завершив написание «Муджама аль-байан», Табриси ознакомился с толкованием Корана «Кашшаф», автором которого был его известный современник Джарулла Замахшари. Он одобрил этот труд и нашел в нем литературные достоинства, которые отсутствуют в «Муджама аль-байан». Толкование Корана «Джавами аль-джами» было написано им под влиянием изящества слога, использованного в «Кашшафе».

Разумеется, людям, сведущим в искусстве толкования Корана, известно, что, хотя толкование «Кашшаф» обладает, особенно в области риторики, определенными достоинствами, которых нет в «Муджама аль-байан», «Муджама аль-байан» обладает множеством литературных достоинств, которых нет в толковании «Кашшаф».

6. Рауд аль-джунун, известное как толкование, принадлежащее Абульфатуху Рази. Это толкование Корана написано на персидском языке и является одним из наиболее известных и глубоких толкований Корана у шиитов. К данному толкованию часто обращался Фахриддин Рази, и, как утверждают некоторые, Табриси. Это толкование неоднократно издавалось в Тегеране в течение последних сорока лет. По происхождению Абульфатух родом из Нишапура, однако, жил в Рее. Абульфатух является иранцем арабского происхождения. Его род восходит к славному Абдулле Ибн Бадиль Ибн Варака, который был из числа наиболее близких сподвижников повелителя правоверных Али.

       Абульфатух, будучи современником Табриси и Замахшари, обучался у учеников Шейха Туси. Мы не располагаем точной датой его кончины, однако не подлежит сомнению, что он жил в середине шестого века хиджры.

7. Тафсир-е Сафа. Автором этого толкования является известный мудрец, суфий, знаток хадисов и толкователь Корана Молла Мохсен Фейз Кашани. Он является одним из прославленных шиитских ученых и жил в одиннадцатом веке хиджры. Этот великий человек прошел благословенный жизненный путь и известен, благодаря большому количеству написанных трудов.           

       Начало своего жизненного пути Фейз провел в Куме. Под его именем прославилась школа фейзие. Отправившись в Шираз, он изучил науку хадисов у Сейда Маджида Бухрани, а философию и мистику – у мудреца и великого суфия Садра Мутаальхина, дочь которого он взял в жены. Фейз скончался в 1091г. в Кашане.

8. Тафсир-е Молласадра. Садра Мутаальхин или Молласадра прославился, прежде всего, как философ, и сам он этой области является основателем собственной школы. Однако в области толкования Корана и изложения хадисов глубина его мысли также заслуживает внимания. Он написал комментарий к «Осул-е кафи», также ему принадлежит толкование суры «Корова» до аята №65: «Вы знаете тех из вас, которые нарушили субботу…», а также сур «Поклон», «Йа син», «Падающее», «Железо», «Собрание», «Идущий ночью», «Высочайший», «Землетрясение», аятов «Престол», «Свет» и аят «И ты увидишь, что горы, которые ты считал неподвижными…»[427]. Несмотря на то, что толкование Корана, принадлежащее Молласадра, неполно, однако оно весьма подробно, и его объем почти равен толкованию «Сафа». Этот труд выдержал несколько изданий в Иране. Молласадра скончался в Басре в 1050г., на пути в Мекку, во время своего седьмого хаджа, который он всегда совершал пешком.      

Воздух Каабы дарит мне столько счастья,

Что шипы колючего кустраника мне кажутся шелком

9. Минхадж ас-садикин. Это толкование написано на персидском языке и издано в Тебризе в трех больших томах литографическим изданием. Еще тридцать-сорок лет назад это было единственное распространенное толкование Корана на персидском языке. Автором этого толкования является Молла Фатхалла Ибн Шукралла Кашани, живший в десятом веке хиджры. Большинство трудов этого человека написано на персидском языке; в том числе «Шарх-е нахдж аль-балака», что конечно представляет собой персидский перевод этого труда и краткий комментарий к нему.

10. Тафсир-е Шаббар. Автором этого толкования является Сейд Абдулла Шаббар. Этот великий человек был современником Кашефа Аль-Кита и Мирзы Куми. Он был весьма глубокомыслящим, мудрым и набожным человеком. Ему принадлежит множество трудов по исламскому праву, основам религии, богословию, науке хадисов, жизнеописанию великих людей и толкованию Корана. Он скончался в 1242г. хиджры и похоронен поблизости от Казимайна[428].

11. Тафсир-е Бурхан. Автором этого толкования является Сейд Хашем Бахрини, который считается известным шиитским мыслителем и знатоком хадисов. Это толкование соответствует образу повествования рассказчиков хабаров, которые считают возможным сопровождать Коран только хадисами, подлежащими толкованию, и не признают возможность приведения другого, пусть даже самого незначительного объяснения, касающееся самих этих хадисов или обстоятельств их толкования, то есть, толкование сопровождается соответствующими хадисами, и не более того. Сейд Хашем Бахрини скончался в 1107 или в 1109г.

12. Нур ас-саклин. Автором этого толкования является один из ученых Хавизы, живший в Ширазе и являющийся современником Маджлиси и Шейха Хар Амили. В этом толковании также внимание уделяется пересказу хабаров и хадисов. Имя его автора – Шейх Абдулали Ибн Джума. Точная дата его кончины неизвестна.

Толкования, которые мы привели, представляют собой наиболее известные толкования Корана шиитов до 13-го века хиджры. Все они изданы и присутствуют почти у всех, кто интересуется шиитскими толкованиями Корана, а если нешииты пожелают обратиться к шиитским толкованиям Корана, они обратятся именно к этим толкованиям Корана. В четырнадцатом веке также написано или находится в процессе сочинения множество ценных толкований Корана; мы воздержались от их упоминания.

Желающему в пределах возможного получить статистические данные о шиитских толкованиях Корана следует обратиться к весьма ценной книге «Аз-зарият-иля тасаниф аш-шия», автором которой является блестящий ученый Хадж Шейх Агабозорг Техрани.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что почти все известные сегодня толкования Корана, принадлежащие шиитам, написаны либо иранцами иранского происхождения, либо иранцами арабского происхождения, либо шиитами побережья Персидского Залива, жившими в Иране.    

 

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!