Толкования Корана, принадлежащие суннитам 2 страница



       Книга «Кафи» представляет собой определенный ряд шиитских хадисов, начиная от основ веры до второстепенных ее вопросов, а также вопросов этики. В этой книге собрано около шестнадцати тысяч хадисов. Эта книга представляет собой наиболее авторитетный шиитский сборник хадисов. Кулини скончался в 329г.

2. Мин лайахадра аль-факих, автором которого является глава знатоков хадисов Абу Джафар Мухаммад Ибн Али Ибн Бабуйе Куми, известный под именем Судук. Сам он и его отец являются выдающимися шиитскими учеными, а род Судука известен среди шиитов. Судуку принадлежит около трехсот сочинений. Название своего труда «Мин лайахадра аль-факих», что означает «самоучитель исламского права», он заимствовал из книги «Мин лайахадра ат-табиб» Мухаммада Ибн Закарии Рази, что означает «Самоучитель медицины». Книга «Мин лайахадра аль-фикх» содержит пять тысяч девятьсот двадцать хадисов.

       Шейх Судук также совершал путешествия с целью сбора хадисов. В молодости он совершил путешествие в Багдад. К нему обращались за советом великие шейхи, взиравшие на него с восхищением. Для того, чтобы встретиться с другими знатоками хадисов, жившими в Хорасане, Шейх Судук посетил Нишапур, Тус, Сархас, Мерв, Бухару, Фергану. Он упомянул об этих путешествиях в предисловии к «Мин лайахадра аль-фикх».

       Шейх Судук скончался в 381г. и был похоронен рядом с Абдулазимом, в местности, которая и сейчас называется его именем.

3. Тахзиб аль-ахкам, автором которой является Шейх Ат-Таифа Абу Джафар Мухаммад Ибн Аль-Хасан Ат-Туси. Имя этого великого человека уже упоминалось ранее, при перечислении толкователей Корана. Этот человек был одним из величайших мыслителей в большинстве исламских наук, таких как литература, богословие, толкование Корана, исламское право, наука хадисов, жизнеописание великих людей. Он является первым человеком, который, написав книгу «Мабсут», возвел исламское право на новый уровень. Шейх Туси собрал в книге «Тахзиб аль-ахкам» тринадцать тысяч пятьсот девяносто хадисов, и все они касаются частных вопросов религии.

4. Истибсар.Автором этой книги также является Шейх Ат-Таифа Абу Джафар Туси. Она включает в себя пять тысяч пятьсот одиннадцать хадисов. Шейх Туси скончался в 460г.

Четыре вышеупомянутых сборника хадисов известны у шиитов как «кутуб арбаа» «четырехкнижие», которые считаются наиболее авторитетными шиитскими сборниками хадисов. Все авторы этих сборников носят имя Мухаммад, а конья у всех троих – Абу Джафар, и по этой причине они прославились, как «Три выдающихся Мухаммада».

Помимо этих четырех книг, у шиитов существуют три других сборника хадисов, наиболее известные из которых следующие:

1. Бахар аль-анвар, автором которого является Шейх Аль-Ислам, Алламе Аль-Мухаддисин, Мухаммад Бакир Ибн Мухаммад Таги Маджлиси. Эта книга представляет собой наиболее полное собрание хадисов. В этой книге было собрано воедино то, что в других сборниках хадисов существовало в разрозненном виде. Автор преследовал своей целью в основном недопущение утери хадисов; по этой причине он приводит и достоверные и недостоверные хадисы. Маджлиси скончался в 1111г.

2. Вафа, автором которого является известный мудрец, ученый и знаток хадисов Мухаммад Ибн Аль-Мортаза, известный как Молла Мохсен Фейз Кашани. Эта книга включает «четырехкнижие», в котором опущены известные предписания. Фейзу принадлежит около двухсот сочинений в различных областях науки. Он скончался, как уже говорилось ранее, в 1191г.

3. Васаиль аш-шия, автором которого является выдающийся мыслитель и знаток хадисов Мухаммад Ибн Аль-Хасан Аш-Шами, известный как Шейх Хар Амили. В этой книге автор в большей степени придерживается правоведческой направленности; в ней делается попытка привести в соответствие порядок многочисленных глав с вопросами, перечисляемым в исламском правоведении, по этой причине, хадисы разбиты на части, и каждая часть приводится в соответствующем месте. Шейх Хар Амили является современником Маджлиси. Оба этих выдающихся знатоков хадисов приводят предания, услышанные друг у друга. Шейх Хар скончался 1104г. в священном Мешхеде, а его могила и сейчас находится в северной части мавзолея Имама Реза.    

Авторы трех этих книг, которые, как и их предшественники, также носят имя Мухаммад, прославились как «Трое новых Мухаммадов».

Помимо этих семи рассмотренных нами сборников хадисов, существуют несколько других сборников, которые также ценны и важны. Это «Авалам» Абдуллы Ибн Нуралла Бохрини, «Джами аль-ахкам» Саид Абдуллы Шаббара, «Мустадарик аль-васаиль», автор Хадж Мирза Хусейн Нури. Последняя книга в особенности, хотя со времени ее написания не прошло и столетия, заняла достойное место среди других книг в этой области.

Как выяснилось, из шести великих шиитских знатоков хадисов пятеро – иранцы, а один – Амили – сириец, а из трех других собирателей хадисов также один иранец.

 

Теперь перейдем к хадисам суннитов. Первым человеком среди суннитов, составившим сборник хадисов, является АбдулМалик Ибн Джарих, живший во втором веке. Абдулмалик Ибн Джарих – не араб, и, по-видимому, не иранец. Этот человек скончался в 144г.

Первой книгой хадисов среди суннитов является «Муватта» Малика Ибн Онса, существующая по сей день. Малик по происхождению является арабом и одним из четырех суннитских имамов. 

Среди суннитских сборников хадисов есть шесть книг, известные как «шесть достоверных книг». Для того, чтобы определить степень участия иранских мусульман в написании суннитских сборников хадисов, представляем эти книги и их авторов:

1. Сахих Бухари, автор – Мухаммад Ибн Исмаил Бухари. Эта книга пользуется наибольшим авторитетом среди суннитов. Бухари посвятил написанию этой книги16 лет. Согласно повествованию Ибн Халликана в «Вафият аль-айан»[438] и знатока хадисов Куми в «Аль-куни ва аль-акаб», Бухари говорил, что он не включал в свою книгу ни один хадис, пока не совершал омовение и два раката молитвы. Рассказывают о необыкновенной памяти Бухари. Будучи родом из Бухары, Бухари в поисках хадисов совершил путешествия в города Хорасана, арабского и неарабского Ирака, Аравии, Сирии и Египта. Наконец, он приехал в Багдад, где привлек к себе внимание ученых. Он скончался в 256г. в одном из селений, расположенных в окрестностях Самарканда, под названием Хартанг.

2. Сахих Муслим. Автором этой книги является Муслим Ибн Хаджадж Нишапури. После «Сахих Бухари» наиболее авторитетной книгой хадисов у суннитов является «Сахих Муслим». Некоторые ставят ее выше «Сахих Бухари». В поисках хадисов Муслим совершил путешествие в Ирак, Аравию, Египет и Сирию, и провел некоторое время, находясь рядом с Бухари. Муслим скончался в 261г. в Насробаде Нишапура.

3. Суннан Абу Дауд. Автором этой книги является Сулейман Ибн Ашат, известный как Абу Дауд Саджастани. Он также посетил различные города с целью сбора хадисов и был современником Ахмада Ибн Джунбаля. По-видимому, Абу Дауд является иранцем арабского происхождения. Он скончался в 275г.

4. Джами Тирмизи. Автором книги является Мухаммад Ибн Иса Тирмизи, один из учеников Бухари. Он скончался в 279г. Тирмиз, родина Тирмизи, находится в Мавераннахре.

5. Суннан Насайи. Автором этой книги является Абу Абдурахман Ахмад Ибн Али Ибн Шуайб Насайи. В поисках хадисов этот человек также совершал путешествия. Во время путешествия, когда он приехал в Сирию, он увидел, что тамошний народ отошел от почитания Али, поэтому он написал книгу «Хасаис», посвященную достоинствам Али и семьи Пророка. В этой книге он преимущественно приводил предания Ахмад Ибн Джунбаля. У него было обыкновение в один из дней соблюдать пост. Ибн Халликан пишет: «В Дамаске ему задали вопрос о достоинствах Муавии. Как гласит предание, он ответил: «Я не знаю другого хадиса о достоинствах Муавии, помимо этого: «Пророк (перед этим он неоднократно посылал к Муавии посланника, а посланник вернулся и сказал, что Муавия занят едой) сказал о нем: «Да не насытит Аллах его желудок».

Учитывая склонность Насайи к шиизму и его нелюбовь к Омейядам, жители Сирии жестоко его избили. Вследствие этих побоев он скончался. Рассказывают, что, почувствовав приближение смерти, он отправился в Мекку и там скончался. Он родом из Хорасана, и кончина Насайи произошла в 303г.

6. Суннан Ибн Маджа. Эту книгу написал Мухаммад Ибн Язид Ибн Маджа Казвини. В целях сбора хадисов он совершал путешествия в Ирак, Хиджаз, Египет и Сирию и скончался в 273г. 

Как выяснилось, подобно тому, как авторы «четырехкнижия», которое представляет собой наиболее достоверные книги хадисов шиитов, были иранцами, иранцами также были – как иранского, так и арабского происхождения – и авторы «шести сахихов» суннитов, представляющие собой наиболее достоверные книги хадисов суннитов.

Помимо авторов «шести сахихов», иранских ученых много и среди известных знатоков хадисов суннитов, известных под именем «Хафизов» или другими именами, связанных с хадисами, которые написали важные и ценные в глазах суннитов книги хадисов. Для того, чтобы избежать многословия, мы воздерживаемся от упоминания их имен.  

 

 

Исламское право

 

Одной из важнейших исламских наук является исламское право. Исламское право включает в себя искусство извлечения и выведения постановлений из источников: книг, сунны, единого мнения богословов, разума. Исламское право является теоретической наукой, в отличие от науки хадисов, которая является наукой, связанной исключительно повествованием и запоминанием.

С первого века мусульмане занялись изучением богословских наук с целью принятия правовых решений. В правильном понимании богословие представляет собой необходимое условие такой религии, как ислам, которая с одной стороны является всеобщей религией, не связанной с национальностью человека, его расой и местом его рождения, а с другой стороны – религией на все времена, которая является завершающей религией и господствующей при всех изменяющихся условиях эпохи, неизменно сопутствующих человеческой цивилизации.

Некоторые полагают, что исламское право возникло в первом веке среди суннитов, и в третьем веке у шиитов. Причиной отставания шиитов в сфере исламского права видят в отсутствии потребности в праве, благодаря существованию праведных имамов. Однако, как мы доказали в статьях «Право в исламе»[439] и «Вдохновение от Шейха Ат-Таифа»[440], это мнение ошибочно.

Мусульманское право, предполагающее науку умозаключения, расшифровки и согласования принципов и универсальных вопросов религии с ее частными вопросами, существовало с самого начала исламской эпохи и у суннитов и у шиитов с основными различиями, существующими между этими двумя направлениями в исламе в отношении источников права, доверия или недоверия к мнениям и критериям. Сунниты утверждают, что первым мусульманином, изучавшим богословие с целью принятия правоввых решений, является Муаз Ибн Джабаль, один из сподвижников Пророка, совершившем по его приказу путешествие в Йемен с целью распространения ислама, и его история известна.  

Алламе Факид Сейд Хасан Садр пишет в книге «Та’сис аш-шия»: «Первая книга шиитов по фикху была написана в эпоху правления повелителя правоверных Али Абидуллой Ибн Аби Рафи, служившем у него писцом и казначеем». Ранее мы упомянули Абидулу и его отца в числе авторов книг хадисов.

Ибн Ан-Надим в «Аль-Фихристе» приводит названия некоторых книг по исламскому праву у шиитов и имена их авторов в эпоху праведных имамов под названием «Шииты-правоведы». Некоторые из правоведов эпохи праведных имамов были иранцами, однако, разумеется, по отношению к правоведам неиранцам той эпохи они составляли меньшинство.

В целом, как в эпоху праведных имамов, так и в последующие эпохи, приблизительно до седьмого века большинство шиитских правоведов составляли правоведы неиранского происхождения. Предшественники шиитских правоведов, чьи книги существуют в настоящее время, и чьи мнения и взгляды приводятся в книгах по исламскому праву, в большинстве своем являются неиранцами.

К предшественникам относятся Судук Первый Али Ибн Хусейн Ибн Бабуйе Куми и Судук Второй Мухаммад Ибн Али Ибн Аль-Хусейн, более того весь род Бабуйе, например, Шейх Мунтахибаддин Рази, который является потомком Хусейна Ибн Али Ибн Бабуйе Куми, а также Шейх Ат-Таифа Абу Джафар Туси и Шейх Салар Ибн Абдулазиз Дейлами, автор книги «Марасим» и ученик Шейха Муфида и Сейда Мортазы, Ибн Хамзатт Туси, автор книги «Василя», и Айяши Самарканди, чье имя мы уже упоминали ранее в числе толкователей Корана, отметив, что Ибн Ан-Надим приводит названия множества принадлежащих ему книг по праву и утверждает, что его книги широко распространены в Хорасане – все они являются иранцами.

Однако в противовес этому, в период до седьмого века, мы видим большое количество правоведов-шиитов, которые не являются иранцами, такие как Ибн Джанид, Ибн Аби Акиль, Шейх Муфид, Сейд Мортаза, Ильм-Аль-Хади, Кази Абдулазиз Ибн Бурадж, Абу Ас-Салах Халаби, Сейд Абу Аль-Мукарим Ибн Зухра, Ибн Адрис Халли, Мухакик Халли, Алламе Халли и другие, о которых мы будем говорить далее.

Причина этого очевидна. В те времена шииты в Иране составляли меньшинство. Шииты Ливана, Алеппо и Ирака, по-видимому, превосходили по количеству шиитов Ирана, а их условия жизни были более благоприятными.

Начиная с седьмого века, в особенности, на протяжении 3-4-х последних столетий, большинство шиитских правоведов составляли и составляют иранцы. В тоже время, в эти последние столетия, некоторые шиитские правоведы, занимающие чрезвычайно высокое положение, появились и среди арабов. Это такие правоведы, как Шейх Джафар Кашеф Аль-Кита и Шейх Мухаммад Хасан, автор книги «Сущность богословия».[441]

Мы считаем целесообразным привести краткую хронику исламского права и шиитских правоведов, начиная с эпохи малого сокрытия до настоящего времени для того, чтобы, определив вклад иранского народа в шиитское право, прояснить также продолжительность и непрерывность этой культурной исламской традиции, которая не прерывалась на протяжении почти тысячи ста лет.

История исламского права (то есть, эпохи, когда составлялись и писались книги по праву, существующие по сей день) насчитывает 1100 лет; то есть, начиная с 11-го века до настоящего времени, постоянно действовали научные центры исламского права; наставники передавали свои знания ученикам, а эти ученики передавали знания другим ученикам, и так продолжалось вплоть до настоящей эпохи, а преемственная связь между преподавателем и учеником никогда не прерывалась.

Разумеется, другие науки, такие как философия, логика, математика и медицина имеют более давнее прошлое, а книги по этим наукам существуют с еще более давних времен, однако, вероятно, ни одна из этих наук не может похвастаться такой непрерывной и продолжительной жизнью, в течение которой была бы сохранена непрерывная связь между наставником и учеником. Если же допустить, что такая связь существовала и в другой науке, она ограничивается только миром ислама, то есть только в исламском мире существуют науки, обладающие непрерывной, продолжительной и упорядоченной историей продолжительностью в 1100 лет. В дальнейшем мы поговорим также о непрерывности и продолжительности развития философии и мистицизма.

       К счастью один из вопросов, занимавший мусульманских ученых, заключается в том, что бы выявить непрерывные поколения ученых. Эта работа была в первую очередь осуществлена в отношении ученых науки хадисов, и в последующую очередь, в отношении ученых других наук. В нашем распоряжении имеются множество книг, таких как «Табакат аль-фокаха» Абу Исхака Ширази, «Табакат аль-адаба» Ибн Аби Асиба, «Табакат ан-нахвиин» и «Табакат ас-суфия» Абу Абдурахмана Сулями.

       Однако, к крайнему сожалению, насколько автор данной книги располагает информацией, все то, что написано о поколениях ученых правоведов, написано о суннитах и связано с ними. До сих пор не написано не одной книги о поколениях шиитских правоведов, поэтому для выявления поколений шиитских правоведов следует прибегать к выборке из книг, посвященных жизнеоппсаниям великих людей, или же из книг, повествующих о поколениях ученых, знатоков хадисов.

       Мы не стремимся подробно рассмотреть здесь поколения шиитских правоведов, мы лишь стремимся упомянуть имена прославленных и выдающихся правоведов, чьи взгляды заслуживают внимания, а также упомянуть книги по исламскому праву; наряду с этим прояснится вопрос о поколениях правоведов.

       Мы начинаем хронику шиитских правоведов с эпохи малого сокрытия (260-329гг.) по двум причинам. Одна из них заключается в том, что эпоха, предшествующая эпохе малого сокрытия, была эпохой правления праведных имамов; и хотя в ту эпоху существовали истинные правоведы и богословы, а также ученые мужи, которых праведные имамы поощряли к принятию постановлений по религиозным вопросам, правоведы, тем не менее, находились в тени праведных имамов. Это значит, что их авторитет в области принятия постановлений был несравним с авторитетом имамов, и люди по мере возможности стремились получить доступ к основному первоисточнику. Да и сами правоведы, в пределах возможного – учитывая расстояние и другие препятствия – обращались для разрешения своих затруднений к праведным имамам. Другая причина заключается в том, что, наше исламское право, зафиксированное в источниках, восходит к эпохе малого сокрытия; то есть в настоящее время в нашем распоряжении не имеется (или автор не располагает сведениями) о книгах или источниках по исламскому праву, написанных шиитскими правоведами ранее этой эпохи.

       Однако, как бы там ни было, среди шиитов существовали крупные правоведы и в эпоху праведных имамов, авторитет которых несомненен при сравнении их с современными им правоведами из других толков. Ибн Ан-Адим посвятил правоведам-шиитам пятый параграф шестой статьи своей весьма важной книги, которая приобрела всемирную известность под названием «Фихрист Ибн Ан-Надим», и он, упоминая их имена, приводит названия их книг, посвященных хадисам или исламскому праву. О Хусейне Ибн Саиде Ахвази и его брате он пишет: «ученые, сведущие в исламском праве, которым принадлежат многочисленные труды», или об Али Ибн Ибрахиме Куми он пишет: «он – из ученых правоведов», а о Мухаммаде Ибн Хасане Ибн Ахмаде Ибн Аль-Валиде Куми он пишет: «ему принадлежит книга по исламскому праву». Однако, по-видимому, их книги по праву были написаны таким образом, что в каждой главе приводились хадисы, которые авторы считали достоверными и согласно которым они действовали; эти книги содержали и хадисы, и позицию автора.

       Мухакик Халли пишет в предисловии к «Мутабар»:

«Принимая во внимание многочисленность наших правоведов (да благословит их Аллах), а также множество написанных ими трудов, вследствие чего привести их слова не представляется возможным, я ограничился тем, что привел слова наиболее прославленных из них ученых и исследователей, а из книг этих ученых я привел то, что свидетельствует об их познаниях в праве и богословии и то, чему они сами доверяли. Из числа людей, чьи слова я привожу (предшественники времен праведных имамов), Хасан Ибн Саид, Ахмад Ибн Аби Наср Бизнати, Хусейн Ибн Саид (Ахвази), Фазль Ибн Шазан (Нишапури), Йунус Ибн Абдурахман, из более поздних – Мухаммад Ибн Бабуйе Куми (Шейх Судук), Мухаммад Ибн Якуб Кулини, а из правоведов, издававших постановления – Али Ибн Бабуйе Куми, Искафи, Ибн Аби Акиль, Шейх Муфид, Сейд Мортаза Ильм Аль-Хади, Шейх Туси…»

       Хотя Мухакик считает первую группу авторитетными специалистами в богословских науках, он не называет их правоведами, выдающими фетву, поскольку их книги, будучи кратким изложением их деятельности в сфере права и богословия, были написаны в форме сборника хадисов, а не в форме постановления. Таким образом, мы начинаем нашу беседу с первых муфтиев, живших в эпоху малого сокрытия:   


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!