Толкования Корана, принадлежащие суннитам 5 страница



2) Вопреки тому, как полагают некоторые, в создании и развитии шиитских наук, в том числе, и шиитского права, принимали участие не только иранские правоведы; свой вклад в это внесли как иранцы, так и неиранцы. До десятого века хиджры и появления династии Сефевидов, большинство составляли неиранцы, и только начиная с середины эпохи Сефевидов, иранцы становятся большинством. 

3) Центр исламского права и богословских наук до эпохи Сефевидов также находился не в Иране. Центром исламского права вначале был Багдад. Затем, благодаря Шейху Туси, центр переместился в Неджеф. Прошло немного времени, и центром исламского права стал Джабаль Амиль (область на юге современного Ливана), а после него и некоторое время одновременно с ним – Халла (небольшой город в Ираке). Алеппо (область в Сирии) в течение некоторого времени также была центром выдающихся правоведов. Только в эпоху Сефевидов центр переместился в Исфахан, и в это же время, благодаря Мукаддасу Ардебили и другим выдающимся ученым, был возрожден научный центр в Неджефе, который существует и в наше время. Из городов Ирана в первые века исламской эпохи, то есть, в то время, когда центром богословских наук был Багдад, только Кум, благодаря таким ученым, как Али Ибн Бабуйе и Мухаммад Ибн Кулуйе, превратился в один из центров богословия, так же как он был возрожден в эпоху Каджаров, благодаря Мирзе Абулькасиму Куми, автору труда «Каванин», и вновь возрожден Хаджем Шейхом Абдулкаримом Хаири Йезди в 1340г. лунной хиджры, то есть, приблизительно 56 лет назад, и сейчас является одним из двух крупных центров шиитского права.                

       Таким образом, средоточием научной жизни и выдающихся ученых были в какой-то период Багдад, в какое-то время – Неджеф, в какую-то эпоху – Джабаль Амиль (Ливан), в какое-то время – Алеппо (Сирия), в какое-то время – Халла (Ирак), в какое-то время – Исфахан, а в какой-то период времени – Кум. На протяжении истории, особенно после династии Сефевидов, в других иранских городах, таких как Мешхед, Хамадан, Шираз, Йезд, Кашан, Тебриз, Зинджан, Казвин и Тун (современный город Фирдоуси) существовали крупные и авторитетные школы и научные центры, однако ни один из иранских городов, за исключением Кума, Исфахана, и в течение короткого времени – Кашана, не был средоточием ярайших ученых и не считался наивысшим или одним из наивысших центров исламского права и богословия. Наилучшим свидетельством в пользу существования активной научной жизни в этих городах является наличие в них весьма достойных древних школ, которые существуют во всех упомянутых выше городах и местечках, напоминая о кипении в них научной жизни в прошлые времена.

       4) Правоведы Джабаль Амиля сыграли важную роль в политическом курсе Сефевидского Ирана. Как известно, Сефевиды были суфиями. Если бы первоначальный образ их действий, соответствующий избранной ими суфийской традиции, не был уравновешен глубоким богословским образом мышления правоведов Джабаль Амиля, если бы, благодаря этим правоведам в Иране не были основаны авторитетные школы исламского права, это привело бы к тому, что сейчас существует в правящих кругах Турции и Сирии. Это обстоятельство во многом повлияло, во-первых, на то, что общественный образ действий и мышления в Иране избежал подобных искажений, а, во-вторых, развитие мистицизма и суфизма шиитов также пошло более умеренным путем. По этой причине, народ этой страны находится в большом долгу перед правоведами Джабаль Амиля, такими как Мухакик Корки, Шейх Бахаи и других, основавшими в Исфахане школы исламского права.

       5) Как сказал Шакиб Арсалан[450], шиизм в Джабаль Амиле предшествует шиизму в Иране, и это является одним из неоспоримых доказательств, опровергающих мнение тех людей, которые полагают, что шиизм придумали иранцы. Некоторые полагают, что проникновение шиизма в Ливан произошло, благодаря Абузару Гуффари, великому сподвижнику Пророка и богослову. Абузар проповедовал священные идеи шиизма еще тогда, когда он жил в Древней Сирии (включавшей в себя весь современный Ливан или его часть), борясь с накоплением богатств Муавии и других Омейядов[451].               

         

Правоведы-сунниты

 

       Теперь, что касается суннитов. Необходимо привести небольшое вступление:

       В эпоху правления Омейядов, усиливались позиции правоведов арабского происхождения, которые не были шиитами, а в эпоху правления Аббасидов – правоведов неарабского происхождения, которые не были шиитами, в особенности иранцев нешиитов. Джорджи Зайдан пишет об Омейядах:

«Власть Омейядов опиралась на арабов, неарабские же народы считались низшими. Однако, поскольку правоведы Медины полагали, что право на власть в халифате принадлежит семье Пророка, считая Омейядов узурпаторами, Омейяды инстинктивно ненавидели правоведов Медины. Однако, будучи вынуждены почитать их, они стремились заслужить их одобрение. В особенности, это относилось к благочестивым халифам, таким, как Омар Ибн Абдулазиз, которые не начинали ни одного важного дела, не испросив мнения правоведов Медины. После Омейядов власть перешла в руки Аббасидов, и Мансур Аббас принял решение ослабить позиции арабов и усилить позиции иранцев, ведь государство Аббасидов было создано иранцами и с их помощью. Одна из мер, предпринятых Мансуром для осуществления своего плана, заключалась в том, что он заставил мусульман отвернуться от Мекки и Медины. По этой причине было воздвигнуто здание «Кибла аль-хизра», чтобы люди при его посещении совершали обряды хаджа; таким образом были прерваны обычные установленные традиции жителей Медины. Высший законовед Медины того времени (среди суннитов) по имени Малик Ибн Онс, после того, как жители Медины обратились к нему за консультацией по поводу аннулирования присяги на признание власти Мансура, издал постановление о ее отмене. Жители Медины, отказавшись признать власть Мансура, принесли присягу на верность Мухаммаду Ибн Абдулле, одного из потомков Али. Постепенно власть Мухаммада возросла все больше, и Мансур, сразившись с ним, одержал над ним победу с большим трудом, и тогда жители Медины вновь принесли Мансуру присягу на верность. Несмотря на все это, Малик не считал Аббасидов законными правителями, и когда правитель Медины Джафар Ибн Сулейман Мансур понял это, он разгневался, и, призвав к себе Малика, приказал высечь его плетьми.»[452]                

Ибн Ан-Надим в «Аль-Фихристе» в статье, посвященной правоведам, после жизнеописания Мухаммада Ибн Шуджа, известного как Ибн Ас-Сульджи, приводит историю, демонстрирующую политику Аббасидов в отношении иранцев (разумеется, иранцев нешиитов). Он приводит слова Исхака Ибн Ибрахима Масаби, который рассказывал:

«Халиф призвал меня к себе и повелел: «Избери для меня законника, который был бы и знатоком хадисов и знатоком логики. Пусть будет он известен, хорош собой, родом из Хорасана, пусть будет он одним из тех, кто вырос в нашей стране, и является сторонником нашего государства, хочу дать ему должность кадия – верховного судьи». Исхак сказал халифу: «Я не знаю другого человека, который отвечал бы этим требованиям, кроме Мухаммада Ибн Шуджа Сульджи; позвольте, я поговорю с ним». Халиф сказал: «Да будет так; когда он согласится, приведи его ко мне». Но не согласился Мухаммад Ибн Шуджа, сказав: «Для чего мне это? Мне не нужно ни богатство, ни положение, ни слава…»[453]  

       Как известно, среди правоведов суннитов известны четверо основателей направлений и школ, а простые сунниты являются последователями одного из этих четырех лидеров, это – Абу Ханифа, Шафеи, Малик Ибн Онс, Ахмад Ибн Ханбаль. Однако, ограничение религиозных направлений четырьмя этими людьми произошло только в седьмом веке хиджры. Ранее у суннитов существовало около десяти школ и течений. 

       Свой рассказ о правоведах суннитского толка мы разделим на три части: период до религиозных лидеров, период религиозных лидеров и период после лидеров.

       Период, предшествующий лидерам, является периодом последователей, то есть, периодом людей, которые не знали самого Пророка, но знали его сподвижников. В этот период в Медине жили семеро человек, известные как «семь законников»:

1. Абу Бакр Ибн Абдурахман Ибн Харис Ибн Хишам Махзуми. Этот человек из племени курайшитов и ведет свой род от одного из братьев Абу Джахля. Он скончался в 94г.

2. Саид Ибн Масиб Махзуми. Этот человек также из курайшитов. Он прославился благодаря своему благочестию и набожности. Рассказывают, что в течение пятидесяти лет он бодрствовал по ночам и, завершив вечернюю молитву, переходил к утренней молитве. Алламе Сейд Хасан Садр в «Та’сис аш-шия»[454] и некоторые другие крупные ученые шииты считат его шиитом. Саид Ибн Масиб скончался около 91г.

3. Касим Ибн Мухаммад Ибн Аби Бакр. Внук Абу Бакра и дед Имама Садека по материнской линии. Автор «Та’сис аш-шия» указывает, что он был шиитом.[455] Матерью Касима, как известно, является одна из дочерей Йаздиджерда Сасанида. Согласно этому преданию, Касим является курайшитом со стороны отца, и иранцем – со стороны матери. Он скончался между 100 и 110г.

4. Хариджа Ибн Зейд Ибн Сабит Ансари. Скончался около 99г. Этот человек является сыном известного Зейда Ибн Сабита Ансари.

5. Сулейман Ибн Ясар. Этот человек является моули, и вероятно – иранцем. Скончался около 94г.

6. Абидулла Ибн Абдулла Ибн Утба Ибн Ма’суд. Скончался около 98г. Этот человек является племянником известного Абдуллы Ибн Ма’суда Сахаби.

7. Арут Ибн Забир. Скончался около 94г. Этот человек является сыном известного Забира Ибн Авама Сахаби.

Как выяснилось, из этих семи человек один человек (Сулейман Ибн Ясар), вероятно, является иранцем, еще один (Касим Ибн Мухаммад), согласно преданию, которое не слишком достоверно, является иранцем по матери; остальные являются чистокровными арабами по происхождению – родом из Мекки или Медины. В этот период существуют и другие выдающиеся деятели, некоторые из которых являются иранцами. Это такие люди, как Рабия Ар-Рай, известный правовед. Он является наставником Малика Ибн Онса, главы маликидов. Он изобрел и ввел метод аналогии. Рабия скончался в 136г.

Из числа этих людей также Тавус Ибн Кейсан. Тавус является моули иранского происхождения и современником семи законников. Он скончался в 104 или 106г.

Это также Сулейман Амаш, который является иранцем. Он считается правоведом первого столетия. Мы упоминали о нем ранее.

Это также Акрама Гулям Ибн Аббас. Акрама является берберским рабом и не является иранцем. Акрама был правоведом и толкователем Корана. В книгах по исламскому праву и толкованию Корана упоминается его имя.

Теперь перейдем к поколению религиозных лидеров:

1. Абу Ханифа Ниман Ибн Сабит Ибн Зути или Ниман Ибн Сабит Ибн Ниман Ибн Аль-Марзбан, скончался в 150г. Абу Ханифа является иранцем, который считается великим имамом суннитов. В общине суннитов после Великого Пророка и Праведных Имамов никто не снискал большего почета, чем Абу Ханифа. Его последователей в Иране крайне мало, однако за пределами Ирана их количество превышает сто миллионов.

2. Мухаммад Ибн Адрис Шафеи, скончался в 204г. Шафеи по происхождению араб курайшит. С точки зрения большого количества последователей Шафеи подобен Абу Ханифе, а возможно, количество его последователей больше.

3. Малик Ибн Онс, скончался в 179г. Малик является арабом из племени «кахатани». Его последователями является большинство населения Западной Африки.

4. Ахмад Ибн Ханбаль Шибани, скончался в 241г. Ахмад является по происхождению арабом, однако, по-видимому, его семья жила в Иране (Мерве). Ибн Халликан пишет: «Когда его мать носила его во чреве, она покинула Мерв и разрешилась от бремени в Багдаде».              

Ахмада Ибн Ханбаля можно считать одним из иранцев арабского происхождения. Следовательно, из четырех имамов суннитского толка одни является иранцем, другой – арабом племени «аднани», третий – арабом племени «кахатани» и четвертый – иранцем арабского происхождения.

Как указывалось ранее, в поколении религиозных лидеров существовали и другие люди, чьи школы в настоящее время не существуют. Это Мухаммад Ибн Джарир Табари, скончался в 310г. и Дауд Ибн Али Захири Исфахани, скончался в 270г. Дауд Ибн Али – тот самый человек, который создал в исламском праве направление «захири». Это направление представляет собой в некотором роде застой и окаменение. Ибн Хизам Андалуси, имеющий иранское происхождение, однако являющийся сторонником Омейядов и не лишенный некоторой враждебности по отношению к членам семьи Пророка, является в исламском праве последователем Дауда Ибн Али Захири.

Существует другая группа великих правоведов суннитского толка, некоторые из которых были основателями направлений и школ, а некоторые – нет, некоторые являются иранцами, а некоторые – нет. Для того, чтобы оценить вклад иранцев в право суннитов, упомянем имена некоторых из них:

1. Мухаммад Ибн Хасан Шибани, ученик Абу Ханифы, находившийся на постоянной службе у Харуна Ар-Рашида, дата кончины – 189г. Родиной этого человека является Дамаск. Он родился в сердце Ирака, и во время одного из путешествий, совершенных им в Иран в свите Харуна Ар-Рашида, скончался в Рее, где и был похоронен.

2. Абу Юсуф, еще один ученик Абу Ханифы и Верховный Судья во время правления Мехди, Хади и Харуна. Скончался в 192г. По-видимому, этот человек ведет свой род от ансаров Медины.

3. Зафир Ибн Аль-Хазиль, скончался в 158г. Зафир является арабом из племени «аднани» и считается последователем Абу Ханифы.   

4. Лейс Ибн Сейд Исфахани, правовед Египта, скончался в 175г. Лейс считается основателем собственной школы в исламском праве, хотя некоторые утверждают, что он был последователем Абу Ханифы.

5. Абдулла Ибн Мубарак Мирвази. Родом из Мерва. Был учеником Абу Ханифы, Малика и Сури. Скончался в 181г.

6. Авзаи, Абу Амр Абдурахман Ибн Амр, скончался в 157г. Был учеником Зухры и Ата Ибн Аби Рубах. Жил в Сирии и считался лидером, пользующимся у сирийцев непререкаемым авторитетом. Авзаи является одним из правоведов, основавших собственное направление в исламском праве. Точно не установлено, является ли он чистокровным йеменским арабом, или же пленником йеменцев.

Эти люди являются известными правоведами суннитского толка. Количество других, менее известных правоведов, не поддается исчислению. Среди известных деятелей в разных поколениях существует множество иранцев и неиранцев.

       В последующие столетия, помимо имамов и прославленных правоведов суннитского толка, следует упомянуть Ибн Сариджа Шафеи, Абу Сейда Истахри и Абу Исхака Марвази в четвертом столетии, Абу Хамида Асфараини, Абу Исхака Асфараини, Абу Исхака Ширази, Имама Аль-Хурамина Джувайни, Имама Мухаммада Газали, Абу Аль-Мазфара Хафи и Киа Аль-Хураси – в пятом столетии, Абу Исхака Араки Моусили – в шестом столетии, Абу Исхака Моусили – в седьмом столетии и Имама Шатиби Андалуси – в восьмом столетии.     

       В последние три-четыре столетия, в связи с тенденцией перехода иранского народа из суннизма в шиизм, все правоведы Ирана были шиитами.

 

Гуманитарные науки

 

       Речь пойдет о грамматике, языкознании, риторике, поэзии и истории. Иранцы внесли большой вклад в эту область науки. Вклад иранцев в развитие науки о языке превышал вклад самих арабов в эту область, и был гораздо больше вклада этого народа в развитие персидского языка. Иранцы прилагали усилия для служения арабскому языку, благодаря священному религиозному мотиву. Иранцы, подобно другим, чистым сердцем мусульманам, не считали арабский язык языком арабского народа, они считали его языком Корана и международным языком всех мусульман. По этой причине, они начали изучать его и писать книги, посвященные этому языку, без малейшего предубеждения, а напротив с чрезвычайным рвением, радостью и интересом.

       Гуманитарные арабские науки о языке берут свое начало с грамматики арабского языка. Мусульманские историки единодушно сходятся во мнении, что основателем науки о грамматике арабского языка является Повелитель Правоверных. Великий ученый Сейд Хасан Садр, ныне покойный, в своем ценном труде «Та’сис аш-шия» приводит неоспоримые доказательства и свидетельства этого[456]. Али обучил основам грамматики Абу Аль-Асвада Дейли, который был шиитом и чрезвычайно талантливым человеком, повелев ему поразмышлять на этим основанием и обогатить его. Абу Аль-Асвад поступил, согласно приказанию, обогатил переданные ему знания, и передал свои знания другим людям, в частности двум своим сыновьям, которых звали Ата Ибн Абиль-Асвад и Аба Харб Ибн Абиль-Асвад, а также Яхии Ибн Ямару, Меймуну Акрану, Яхии Ибн Ниману и Анбасат Аль-Филю. Рассказывают, что араб Асмаи и иранец Абу Абиде, двое прославленных мусульманских литераторов, были учениками Ата, сына Абуль-Асвада.         

Поколению, следующему после этого поколения, принадлежат другие люди, такие как Абу Исхак Хазрами, Иса Сукфи и Абу Амр Ибн Аль-Ала, который был шиитом, одним из семи прославленных чтецов Корана и весьма блестящим ученым.

       Абу Амр Ибн Аль-Ала был человеком красноречивым и сведущим в языке и литературе, особенно, в арабской поэзии; будучи крайне благочестивым человеком, он никогда не читал стихов в священный месяц Рамазан; во время хаджа он уничтожил свои записи, поскольку они содержали арабскую поэзию эпохи невежества (доисламской эпохи). Его учениками были Асмаи, Юнус Ибн Хабиб Нахви, Абу Абиде, Сейдан Ибн Мубарак[457].

       Халиль Ибн Ахмад Арузи, который является одним из наиболее выдающихся богословов и ученых, а также шиитом, считающимся одним из величайших светил науки, принадлежит поколению, следующему за этим поколением. Прославленный Сибуйе, автор труда «Аль-Китаб», был учеником Халиля, а прославленный Ахфаш обучался у Сибуйе и Халиля.

       Начиная с этого времени, грамматики разделяются на два течения: куфийцы и басрийцы. Прославленный Кисаи и его ученик Фура, Абуль-Аббас Салаб, ученик Фура, Ибн Аль-Анбари, ученик Абуль-Аббаса Салаба, принадлежали куфийскому течению, а Сибуйе, Ахфаш, Мазани, Мубаррад, Зуджадж, Абу Али Фарси, Ибн Джани и Абдулкадир Джурджани, которые соответственно были наставниками и учениками, считаются представителями басрийского течения.

       Среди вышеперечисленных ученых, некоторые являются иранцами:

1. Юнус Ибн Хабиб, скончался в 183г. Ибн Ан-Надим пишет, что он родом из Аджама[458]. Он написал книгу под названием «Мани аль-Коран аль-карим». Говорят, что он не женился, и посвятил все восемьдесят семь лет своей жизни науке.

2. Абу Абиде Муаммар Ибн Аль-Мусна, скончался в 210г. По словам Ибн Ан-Надима, Абу Абиде также является иранцем[459].    

3. Сейдан Ибн Мубарак. Дата его кончины неизвестна. Согласно тексту «Райханат аль-адаб», он был незрячим, а родиной его является Тахаристан[460].

4. Абу Башар Амр Ибн Осман Ибн Канбар, известный как Сибуйе, скончался около 180г. Родиной Сибуйе является Фарс. Он родился в Бейзе, свою жизнь в качестве ученого провел в научном центре Басры, а также посетил Багдад.

Существует известный рассказ, повествующий о том, как Сибуйе отправился в Багдад и встретился с Кисаи. Этот рассказ известен, как повесть замбурийя. Совершив путешествие в Багдад, он вернулся в Фарс, где скончался спустя сорок лет и был похоронен на своей родине. Известная книга Сибуйе по грамматике известна под названием «Аль-Китаб», и она считается одной из лучших в мире книг в своей области, то есть она занимает такое же место, как труд Птолемея «Миджаста» в астрономии, или «Логика» Аристотеля – в формальной логике; она неоднократно издавалась в Париже, Берлине, Калькутте и Египте. Сейд Бахр Аль-Улум и другие утверждали, что все ученые в грамматике являются последователями Сибуйе. В этой книге исследуются свыше трехсот аятов Священного Корана. Мазани, известный арабский грамматик, хотя ему хорошо платили за преподавание, отказался обучать этой книге одного из заммиев, единственно по той причине, чтобы аятов Корана не касалась рука немусульманина.


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 284; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!