Толкования Корана, принадлежащие суннитам 6 страница



5.Саид Ибн Масада, известный как Ахфаш или Ахфаш Аусат. Этот человек является одним из выдающихся грамматиков. Он написал множество книг и добавил один стихотворный размер к тем, которые были установлены Халилем Ибн Ахмадом. По словам Ибн Ан-Надима, родиной этого человека является Хорезм. В то же время его также считают последователем Муджаши. Точно неизвестно, является ли он муджашидом арабского происхождения, и, следовательно, иранцем арабского происхождения, или же, его род восходит к арабскому племени, с которым его предки заключили договор, как было принято в то время. Ахфаш скончался в 215 или 221г.

6. Али Ибн Хамзат Кисаи, о котором мы упоминали ранее в числе чтецов Корана. Кисаи несомненно является иранцем. Имя его прадеда Фируз. Он скончался около 200г. в Рее, во время своего путешествия с Харуном Ар-Рашидом в Хорасан.

7. Фура. Этот человек также иранец, и мы говорили о нем выше, в числе чтецов Корана и его толкователей.

8. Мухаммад Ибн Касим Анбари, известный как Ибн Аль-Анбари. Он родился в городе Анбар, в котором во времена Сасанидов хранились запасы зерна. Был учеником Абуль-Аббаса Салаба и скончался около 327г.

9. Абу Исхак, Ибрахим Ибн Мухаммад Ибн Сари Ибн Сахль, известный как Зуджадж. Он был учеником Мубаррада и Салаба. Будучи учеником, он зарабатывал на жизнь тем, что чистил хрусталь, и поэтому получил прозвище Зуджадж. Говорят, он всегда платил своему наставнику Мубарраду за обучение один дирхем из своего вознаграждения. Скончался около 310г.

10. Абу Али Фарси. Он родом из г. Фаса, расположенного в Фарсе, и является современником Дейламидов. Он родился в 288г. и скончался в 377г. Некоторые считают его последним из грамматиков. В «Та’сис аш-шия»[461] приводятся слова из книги Саламат Ибн Айяза Шами «Аль-мисбах»: «Благодаря Сибуйе, грамматика началась в Фарсе и завершилась в Фарсе с уходом Абу Али Фарси».

Представляется очевидным, что вышеприведенные слова содержат преувеличение.

11. Абдулкахир Джурджани, известный грамматик, литератор, риторик и толкователь смысла. Абдулкахир прославился преимущественно в риторике, то есть искусстве изложения мысли. В то же время он также считается известным грамматиком. Абдулкахир является автором весьма ценных книг по риторике, не утративших своей ценности и по сей день: «Асрар-уль-балака», «Далаиль-уль-аджаз», «Аджаз-аль-Коран» и др. Он скончался в 471 или 474г.

Помимо людей, чьи имена были приведены, сущствует ряд других выдающихся грамматиков, которые были иранцами. Мы кратко приведем их имена: Халаф Ахмар во втором веке, Абу Хатем Саджастани, Ибн Сакит Ахвази Шии, Ибн Катиба Динвари, автор ценных трудов «Адаб аль-катиб», «Аль-Муариф», «Айюн аль-ахбар» и др., Абу Ханифа Динвари, который помимо того, что был литератором, также был мудрецом, математиком и историком, Абу Бакр Ибн Аль-Хаят Самарканди в третьем веке, Хасан Ибн Абдулла Ибн Марзбан Сирафи Ширази, который происходил из рода магов-зороастрийцев, а его отец Абдулла принял ислам, Юсуф Ибн Хасан Ибн Абдулла Ибн Марзбан Сирафи, Абу Бакр Хорезми, чьи предки родом из Табаристана, Ибн Халуйе Хамадани в четвертом столетии, Абу Муслим Исфахани в пятом столетии, Наджм Аль-Аиме Истрабади, известный как Реза, в седьмом столетии.

Также существует ряд иранских ученых в области мусульманской риторике и красноречия: вышеупомянутый Абдулкахир Джурджани, Мухаммад Ибн Омран Марзбани Хорасани Шии, скончавшийся в 371г., о котором говорят, что именно он был основателем риторики, а не Абдулкахир Джурджани, вышеупомянутый Замахшари, Сахиб Ибн Абад Талакани (дата кончины 385г.), Сакаки Хорезми, скончавшийся в седьмом столетии, Кутбиддин Ширази, автор комментария к книге Сакаки «Мифтах», скончавшийся в 710г., Тафтазани Нас’и или Сархаси, скончавшийся в 791г., Мир Сейд Шариф Джурджани, скончавшийся в 816г.

Среди языковедов также много иранцев: Джухари Нишапури, автор книги «Сахах аль-лука», скончавшийся приблизительно во второй половине четвертого столетия, Ракиб Исфахани, скончавшийся в 565г., Маджададдин Фирузабади, автор книги «Камус-уль-лука», скончавшийся в 816г., Мейдани Нишапури, автор книги «Ас-сами фи-ль-асами ва муджама-ль-мисаль», скончавшийся в 517г., и другие.

Иранцами также являются некоторые мусульманские историки: вышеупомянутый Абу Ханифа Динвари, вышеупомянутый Ибн Катиба Динвари, вышеупомянутый Табари, Балазари, скончавшийся в 279г., Абульфарадж Исфахани, родом из Омейядов, скончавшийся в 356г., Хамзат Исфахани, скончавшийся в 350г.

Число мусульманских историков очень велико. Возможно, трудно найти область науки, которой было бы посвящено такое же количество трудов.          

Джорджи Зайдан пишет: 

«Мусульмане в большей степени, чем какой-либо другой народ (за исключением народов Нового времени), внесли вклад в развитие истории, написав множество хроник. Например, в «Кашф аз-зунун» упомянуто более тысячи трехсот хроник, и это, не считая трудов, которые представляют собой комментарии к этим книгам, их краткое изложение, или же книги, написанные, но утерянные на протяжении истории, названия которых не приводятся в «Кашф аз-зунун»… Только Мас’уди в книге «Мурудж-аз-захаб» упоминает десятки исторических трудов, существовавших в его время…»

В развитие исламской истории внесли свой вклад различные народы, начиная от андалусцев (Ибн Абдулбар, Ибн Башкваль, Ибн Абар и другие) до египтян (Макризи, Джамалиддин Кутби и другие), сирийцев (Ибн Асакар, Сафади), иракцев (Хатиб Багдади, Абдурахман Ибн Аль-Джузи, его внук Шамсиддин Абу Аль-Мазфар Ибн Аль-Джузи, Ибн Халликан Арбили, иранец по происхождению) и тунисцев (Ибн Халдун и др.).

Кроме того, в исламе существовали различные формы ведения хроник, начиная от жизнеописания конкретного лица (жизнеописания пророков и летописи некоторых царских династий) до хроник городов (таких как «История Кума») и стран («Хроника Египта» или «Хроника Дамаска»). Кроме этого, существовала хроника развития наук, то есть, хроника ученых в какой-либо области науки (например, «Табакат аль-хукама» в философии, «Табакат аль-атба» (в медицине) и «Табакат аль-хаффаз» (в изучении Корана), книги по общей истории (такие, как «История» Якуби и «История» Табари). Помимо всего этого, существовали и некоторые географы: Аль-Макдиси, автор труда «Ахсан ат-такасим» и Истахри Фарси, автор трудов «Суввар аль-акалим» и «Масалик аль-мамалик».  

Джорджи Зайдан вслед за Сейвати полагает, что первыми летописцами исламской эпохи были двое современников:

Одного из них звали Мухаммад Ибн Исхак Матлаби, он был моули и шиитом из Эйн Ас-Самра, а другого – Арут Ибн Аз-Забир, ведущий свой род от известного Забира Ибн Аль-Авама Сахаби. Однако Алламе Сейд Хасан Садр доказал, что первая хроника исламской эпохи была написана Абидуллой Ибн Аби Рафи, писцом Повелителя Правоверных, который происходил из коптов и был египтянином. Книга, которую он написал, была посвящена тем сподвижникам, которые окружали Али во времена его правления.

Если Мухаммад Ибн Исхак Матлаби (который является автором жизнеописания Пророка, и автором жизнеописания Ибн Хишама) является иранцем, как следует из слова «моули», следует сказать, что после Ибн Аби Рафи Кубти Мисри, из двух людей, стоявших у истоков исторической науки, один был иранцем, а другой – арабом из племени курайшитов, с тем отличием, что оригинал труда Мухаммада Ибн Исхака существует в настоящее время, тогда как труды других двух ученых, по-видимому, утрачены.      

Ибн Ан-Надим в «Аль-Фихристе» приводит имена некоторых историков первых веков исламской эпохи, которые были «моули».

«Моули», по-видимому, не были арабами. Автор не может утверждать точно, называли ли этим словом только иранцев, или представителей других неарабских народов, или же этим словом также называли арабов, заключивших с одним из арабских племен определенный договор. Как бы ни было, Ибн Ан-Надим приводит имена некоторых людей вместе с определением «моули», в отношении же некоторых людей он пишет, что они были из Ирана. Это, например, известный историк Вакиди, скончавшийся в 207г., Абулькасим Хамад Ибн Сабур Дейлами, скончавшийся в 156г., Абу Джанад Ибн Васель Аль-Куфи, Абульфазль Мухаммад Ибн Ахмад Ибн Абдулхамид Аль-Катиб, Алан Шу’уби Кулини Рази и другие.

Разумеется, не следует преувеличивать, полагая, что гуманитарные науки арабов, включая грамматику, языкознание, риторику, историю и другие науки, развивались исключительно благодаря иранцам. Среди ученых, вносивших свой вклад в развитие арабских гуманитарных наук, было множество ярких представителей других народов – арабы, андалузцы, египтяне, сирийцы, курды, турки, греки. Упомянув данное обстоятельство ранее, мы во избежание многословия воздерживаемся от упоминания их имен. 

Среди книг по гуманитарным арабским наукам существуют четыре книги, которые считаются столпами арабской гуманитарной науки: «Адаб аль-катиб», автор Ибн Катиба Динвари, «Аль-Камиль», автор Мубаррад, «Аль-байан ва аль-табиин», автор Джахиз, «Навадир», автор Абу Али Кали.

Из четырех авторов этих книг только Ибн Катиба является иранцем. Мубаррад является арабом из племени азд, Джахиз – арабом из племени кунан, а родиной Абу Али Кали является Диарбакир.

Ахмад Амин в книге «Захи-ль-ислам», цитируя книгу «Аль-мазхар», пишет о том, что во втором веке хиджры появились трое людей, которые считаются образцом для подражания в арабской поэзии и языкознании. Ни до них, ни после них не существовало человека, им подобного; все, что у нас есть, мы имеем, благодаря им:

Абу Зейд Ансари Хазарджи, скончавшийся в 215г.

Асмаи, известный литератор и языковед, скончавшийся около 215г.

Абу Абиде Муамар Ибн Аль-Мусна, скончавшийся около 210г.

Из этих трех человек только Абу Абиде является иранцем по происхождению, тогда как Абу Зейд является арабом из Медины, племени хазардж, а Асмаи – арабом из племени бахиль.

 

Богословие

 

       Богословие также является исключительно исламской наукой. Богословие представляет собой исследование основ исламского вероучения и их обоснование, в не зависимости от того, относится ли вопрос веры к чисто теоретической области, например, области догмата единобожия и атрибутов Господа, или же области преданий, вера или отсутствие веры в которые играет большую роль в судьбе человека, например, вопрос права на власть с точки зрения шиитов. По этой причине богословие делится на рациональное и связанное с преданиями.

       Возникновение такой науки, как богословие, в лоне такой религии, как ислам, уделявшей внимание многим вопросам, объяснявшим происхождение мира и человека, в обществе, подобном исламскому обществу первых веков исламской эпохи, в котором бурно развивалась научная мысль, является естественным и необходимым явлением.

       Священный Коран приводит ясные доказательства некоторых вопросов веры, таких как единобожие, существование загробного мира и пророческой миссии, требуя от несогласных приведения своих доказательств: «Скажи: «Представьте ваши доказательства, если вы правдивы!»[462]    

Доподлинно известно, что первым человеком, исследовавшим рациональные вопросы ислама и рассматривающим такие вопросы, как возникновение мира, его изначальность, конечность или бесконечность, предопределение и свободная воля человека, простота или сложность бытия и им подобные вопросы, является повелитель правоверных Али Ибн Аби Талиб. По этой причине шииты всегда превосходили нешиитов в области точных наук.

Мы начинаем рассмотрение вклада иранцев в развитие исламского богословия с иранцев-шиитов:

1. Первым богословом шиитом, написавшим книгу, посвященную вопросам богословия, является Али Ибн Исмаил Ибн Мисам Тимар. Сам Тимар считался ярким шиитским оратором и сподвижником повелителя правоверных Али. Масим, будучи родом из Хаджара в Бахрейне, считается иранцем. Его внук Али Ибн Исмаил Ибн Мисам, является современником Зарара Ибн Амра, Абульхазиля Алафа и Амра Ибн Абиде, известных богословов второго века хиджры, с которыми он вел научные дискуссии, посвященные вопросам веры.

2. Хишам Ибн Салим Джузаджани. Этот человек является одним из известнейших последователей Имама Садека. Среди последователей Имама Садека существует группа людей, которых Имам Садек называл богословами и упомянул о них в книге «Аль-хиджа кафи».[463] Это Хамран Ибн Аин, Мумин Ат-Таг, Кайс Ибн Аль-Масир, Хишам Ибн Аль-Хукм и другие.     

Кайс Ибн Масир является тем самым человеком, который, как говорят, изучал богословие у Али Ибн Аль-Хусейна.[464]

3.Фазль Ибн Абу Сахль Ибн Ноубахт. Происходит из рода Ноубахтидов. Род Ноубахтидов, как пишет Ибн Ан-Надим, был прославленным шиитским родом и на протяжении трех веков дал миру множество ученых, говорить о которых сейчас нет возможности. Сам Ноубахт был астрологом при дворе Мансура. Однажды он привел своего сына по имени Абу Сахль во дворец Мансура и представил его как своего преемника. Мансур спросил его: «Как твое имя?» Тот ответил: «Хоршид Мах Тимазах Мабазарад Бад Хосров Нохшах». Мансур спросил: «Все это – твое имя?» Тот ответил: «Да». Мансур улыбнулся и сказал: «Что делал твой отец?!! Сократи свое имя, избери из него слово Тимаз, или же я выбираю для тебя слово «Абу Сахль» и будет оно твоей куньей». Абу Сахль согласился на это имя.[465] Многие из рода Ноубахтидов носили кунью Абу Сахль.  

Из рода Ноубахтидов происходят многие богословы шииты. Это Фазль Ибн Аби Сахль Ибн Ноубахт, воглавлявший во времена Харуна Ар-Рашида известную библиотеку «Байт аль-хикма» и известный во времена правления Харуна и Мамуна, как переводчик с персидского языка на арабский, а также Исхак Ибн Аби Сахль Ибн Ноубахт, его сын Исмаил Ибн Исхак Ибн Аби Сахль Ибн Ноубахт, другой его сын Али Ибн Исхак, его внук Абу Сахль Исмаил Ибн Али Ибн Исхак, которого шииты прозвали Шейх Аль-Мутакаллимин «шейх богословов», а также Хасан Ибн Муса Ноубахти, племянник Абу Сахля Исмаила Ибн Али, и некоторые другие представители этого иранского рода.[466]    

4.Фазль Ибн Шазан Нишапури. Он жил в конце второго – начале третьего века, и о нем мы уже упоминали ранее. Фазль Ибн Шазан был последователем Имама Реза, Имама Джавада и Имама Хади. Он является автором множества книг по богословию.

5. МухаммадИбн Абдулла Ибн Мамлик Джурджани Исфахани, современник Абу Али Джибаи, живший в третьем веке.[467]

6. Абу Джафар Ибн Каба Рази, жил в третьем веке хиджры. Между ним и Абулькасимом Кааби Балхи существовала научная переписка, касающаяся вопросов имамата.

7. Абульхасан Сусангарди, современник Ибн Кааба Рази. Говорят, он был в услужении у Абу Сахля Исмаила Ибн Али Ноубахти и пятьдесят раз пешком совершал хадж в Мекку.

8. Абу Али Ибн Маскуйе Рази Исфахани, выдающийся мусульманский богослов, философ и врач. Его книги «Аль-фауз аль-акабир» и «Аль-фауз аль-асгар» опубликованы и доступны. Его книга «Тахарат аль-арак», посвященная этике, является одной из наиболее ценных книг по исламской этике. Современник Абу Али Ибн Сины, известного мусульманского мудреца и целителя. Скончался в 431г.

       Число шиитских богословов, иранского и неиранского происхождения, весьма велико. Число иранских богословов шиитов также велико. В качестве примера, выше мы привели имена ученых со второго по четвертый век хиджры. В последующие века столпами исламского богословия были богословы шииты.

       С появлением Ходжи Насреддина Туси, известного мусульманского философа, богослова, математика и политика, и написания книги «Таджрид», шиитское богословие приобрело большее значение, и, начиная с этого времени, книга «Таджрид» в большей степени, чем любая другая книга, стала осью богословских диспутов у шиитов и суннитов.   

       Теперь, что касается богословов суннитов: многие богословы сунниты, а, возможно, большинство из них – иранцы; наиболее ранним из них является Хасан Басри, а затем его ученик Васель Ибн Ата Газаль, оба они являются моули. Хасан Басри жил во второй половине первого века – первой половине второго века хиджры. Он скончался в 110г.[468], а его ученик Васель, избравший собственный путь и основший свое собственное учение, получившее название мутазилитства, скончался в 181г[469].

3. Абульхазиль Алаф. Этот человек также является моули. Его считают основателем рационального богословия. Он был весьма образован и знаком с философскими сочинениями. У него был знакомый писатель из магов-зороастрийцев по имени Милас. Однажды этот писатель собрал группу зороастрийцев для того, чтобы встретиться с Абульхазилем и обсудить вопросы единобожия и дуализма. Абульхазиль подверг их осуждению, и Милас принял ислам. Шибли Ниман[470] и другие писали, что, благодаря Абульхазилю, ислам приняло несколько тысяч иранских зороастрийцев. Все уклонялись от ведения дискуссии с Абульхазилем, поскольку он был чрезвычайно сильным полемистом. Известна его дискуссия с Салехом Ибн Абдулкудусом, известным еретиком и зиндиком (по выражению той эпохи), о которой повествует Ибн Ан-Надим[471]. Единственным человеком, дискуссии с которым избегал Абульхазиль, был Хишам Ибн Аль-Хукм, известный шиитский богослов, араб по происхождению и сподвижник Имама Садека[472].

4. Ибрахим Ибн Сайяр, известный как Низам, скончавшийся в 221г. Согласно тому, что пишет Ибн Халликан в третьем томе своей книги, в главе, посвященной жизнеописанию Мухаммада Ибн Абдулькарима Шахристани, этот человек был родом из Балха. Взгляды Низама на вопросы богословия, и частично, философии, широко известны. Низам был учеником Хишама Ибн Аль-Хукма.

5. Амр Ибн Абид Ибн Баб. Его отец был из пленников Кабула и служил в войсках, следящих за порядком в Басре. Амр Ибн Абид родился в 80г. и скончался до 150г.

Амр Ибн Абид обладал склонностью ко всему иностранному и прославился своим самолюбием. Его связывала дружба с Мансуром Аббасидом до его прихода к власти. Однажды, во время правления Мансура, он пришел к нему, тот воздал ему почести и попросил о проповеди и наставлении. В числе прочего Амр сказал Мансуру следующее: «Царство и власть, которые сейчас находятся в твоих руках, если и были для кого-то вечными, не будут таковыми для тебя. Бойся ночи, которая принесет день, после которого не будет ночи (Судный день)». Когда Амр хотел идти, Мансур приказал дать ему десять тысяч дирхемов. Он не принял их. Мансур поклялся, что тот должен их принять. Амр поклялся, что он не примет их. Присутствовавший при этом сын и наследник Мансура Мехди, вознегодовал и сказал: «Что это значит? Ты произносишь клятву, опровергающую клятву халифа?!» Амр спросил Мансура: «Кто этот юноша?» Тот ответил: «Мой сын и наследник Мехди». Амр сказал: «Клянусь Богом, ты облачил его в одежду праведников и нарек его именем (Мехди), которого он недостоин. Ты уготовил ему сан, пользование которым равносильно небрежению им». Тогда Амр обратился к Мехди и сказал: «Да, дорогой племянник, нет препятствий к тому, чтобы твой отец произнес клятву, а твой дядя создал предпосылки к ее нарушению. Если решать, мне искупать вину за ложную клятву или твоему отцу, твоему отцу удастся это лучше». Мансур сказал: «Если есть у тебя доказательства, говори». Тот сказал: «У меня есть только одно доказательство, и оно заключается в том, что больше не увидишь ты моего следа». Мансур сказал: «Значит, ты не увидишь меня до конца дней своих». Амр сказал: «Это и есть мое доказательство». Сказав это, он с достоинством удалился твердыми шагами. Мансур смотрел ему вслед, и, испытывая унижение перед Амром, сложил три известных строки[473]:

کلکم یمشی روید

                      کلکم یطلب صید


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 293; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!