Толкования Корана, принадлежащие суннитам 9 страница



У Абу Сулеймана есть ученик по имени Абу Хиан Таухиди, который является известным в исламском мире ученым, литератором и писателем. Ему принадлежат весьма ценные книги: «Аль-Мукабисат», «Аль-амта ва аль-муанса», «Ас-садик ва ас-садака». Абу Хиан часто упоминает в своих книгах своего наставника, повествуя о его благодеяниях.

Ибн Ан-Надим, Ибн Аль-Кифти и Ибн Аби Асиба упоминают об Абу Сулеймане, но кратко, а Ибн Аль-Кифти, разумеется, упоминает о нем более подробно. Наиболее полным рассмотрением биографии Абу Сулеймана является изложенное Мухаммадом Казвини во втором томе «20 статей» (стр.128-166).

Дом Абу Сулеймана был местом встреч ученых и выдающихся деятелей той эпохи, а сам он считался главой этого сообщества. В кругу людей, собиравшихся у Абу Сулеймана и в действительности представлявших собой философское общество, всегда обсуждались научные и философские вопросы, философы и ученые обменивались мнениями, и, по словам Абу Хиана, устраивали «горячие прения». Абу Хиан собрал дискуссии, проводившиеся в течение ста шести собраний, назвав их «Мукабисат» «Горячие прения».

Дата рождения и смерти Абу Сулеймана точно неизвестна. Доподлинно известно, что этот выдающийся человек жил во второй половине четвертого века. Казвини предполагает, что Абу Сулейман родился около 307г., а скончался около 380г., а, вероятно, что он жил до 390г.

Большинство ученых и философов, принимавших участие в заседаниях научного центра Абу Сулеймана, были учениками Яхии Ибн Ади, а также учениками самого Абу Сулеймана: Абу Мухаммад Арузи, Абу Бакр Кумиси, Иса Ибн Зараа.

2. Абульхасан Амири Нишапури. Об этом человеке также известно немного. Ибн Ан-Надим, Ибн Аль-Кифти и Ибн Аби Асиба о нем не упоминают. Упоминание о нем встречается лишь в книге Якута «Муаджим аль-адаба».

       В книге «Три мусульманских мудреца» говорится: «Амири принадлежат две книги; одна посвящена вопросам этики и называется «Ас-саада ва аль-асад», а другая книга посвящена философии и называется «Аль-амид иля-ль-абид». Он также является автором книги, написанной им в защиту ислама и посвященной превосходству ислама над другими религиями. Она называется «Аль-илям би-мунакиб аль-ислам».

       Также в этой книге также говорится о том, что он интересовался греческой философией и политической философией Сасанидов. Сам же он был учеником Абу Зейда Балхи.

       Некоторые утверждают, что между Амири и Ибн Синой существовала переписка, однако, это не представляется вероятным, поскольку в год, когда скончался Амири, Ибн Сине было одиннадцать лет.

       Говорят, что Амири был учеником Абу Зейда Балхи, однако маловероятно, чтобы Амири мог быть непосредственным учеником Балхи, поскольку Балхи скончался в 322г., а Амири – в 381г., следовательно, год кончины учителя и ученика разделяет пятьдесят девять лет.

3. Абульхейр, Хасан Ибн Савар, известный как Ибн Аль-Хумар. Он является философом, врачом, переводчиком с сирийского языка на арабский, однако он в большей степени является врачом, нежели философом или переводчиком. Он был учеником вышеупомянутого Яхии Ибн Ади Мантеки и воспитал множество учеников. Сначала он был христианином, а в конце жизни (согласно повествованию «Наме-йе данешваран»), он принял ислам.  

       Ибн Ан-Надим, который был его современником, а вслед за ним, и Ибн Аль-Кифти, считали его чрезвычайно мудрым и одаренным человеком. «Наме-йе данешваран» утверждает, что он прожил долгую жизнь, однако не приводит дату его кончины. Мухаммад Казвини в «Бист макале», «Макалейе татма суван-уль-хикма» (т.2, с.141) утверждает, что Абульхейр скончался в 408г.

       Говорят, что Абу Али Ибн Сина, обыкновенно не уделявший особого внимания своим современникам, вспоминал Абульхейра с добротой. Он писал: «Не следует считать Абульхейра таким же, как другие. Да пошлет Господь встречу с ним»[513]

4. Абу Абдулла Натили. Этот тот самый человек, у которого Ибн Сина частично изучил азы логики и математики. Он не был особенно известным человеком и прославился только благодаря своему прославленному ученику.

Натили был также врачом. Ибн Аби Асиба, приводя жизнеописание Абульфараджа Ибн Ат-Тиба, упоминает его в ряду врачей, современников Абульфараджа. Некоторые утверждают, что Натили был учеником Абульфараджа Ибн Ат-Тиба, и, по словам Ибн Аби Асибы, эти сведения основываются на цепочке рассказчиков[514], однако, это неверно. Ибн Аби Асиба упоминает Натили, как одного из современников Абульфараджа, а не как его ученика. Ибн Аби Асиба считает Абульфараджа современником Абу Али, который был учеником Натили, что уж говорить о самом Натили.    

 

Шестое поколение

       Это поколение следует называть поколением гениев. Ни в одном другом поколении филососфов не встречается таких выдающихся ученых, как в этом поколении:

1. Абу Али Ахмад Ибн Мухаммад Ибн Якуб Маскуйе Рази. Он был родом из Рея и некоторое время прожил при дворе Хорезмшаха вместе с Абу Рейханом Бируни, Ибн Синой, Абульхейром, Абу Сахлем Масихи и Абунасром Ираки. Он скончался в Исфахане в 420г. Дата его рождения неизвестна, однако, говорят, он прожил долгую жизнь[515]

       Абу Хиан Таухиди повествует, что Ибн Маскуйе некоторое выремя был учеником Абульхейра[516]. Некоторые утверждают, что он также был учеником Абульхасана Амири[517], однако это утверждение противоречит тому, о чем повествуется в «Муаджим аль-адаба», а именно, что в течение пятилетнего пребывания Абульхасана Амири в Рее он не встречался с Амири, и между ними существовали разногласия[518].

       Известна история о том, как Ибн Сина, находясь в кругу учеников Ибн Маскуйе, бросил перед ним орех со словами: «Определи площадь этого ореха». Положив перед Ибн Синой свою книгу «Ахлаки тахарат-аль-Ирак», Ибн Маскуйе сказал: «Ты более нуждаешься в том, чтобы улучшить свой нрав, чем я – в том, чтобы определить площадь ореха». Поскольку немногие из современников Ибн Сины пользовались его уважением, известны следующие его слова об Ибн Маскуйе: «Когда я обсуждал с ним какой-либо вопрос, то, несмотря на все мои старания, он не мог меня понять».

       Сам Ибн Маскуйе, или его отец (по этому поводу существуют разногласия) был зороастрийцем, принявшим ислам, а некоторые полагают, что он был шиитом. Доподлинно известно, что он был близок к шиизму. Наиболее известные его книги: «Таджариб аль-имам», посвященная истории, «Аль-фауз аль-асгар», посвященная философии и «Тахарат аль-Ирак, посвященная этике.

2. Абу Рейхан Мухаммад Ибн Ахмад Бируни Хорезми. Один из наиболее выдающихся деятелей в истории исламской цивилизации. По мнению некоторых востоковедов, он не имеет себе равных в исламском мире. Основным родом его деятельности была математика, астрономия, история, фармацевтика, изучение религии и обычаев различных народов и т.д. Он является автором весьма ценных книг, на которые мир до сих пор взирает с восхищением: «Тахкик малильхинд», «Аль-асар аль-бакия», «Канун Мас’уди» и т.д. Бируни родился в 362г., а скончался 442г. Помимо персидского, арабского и своего родного хорезмийского языка, он знал также греческий и сирийский языки. Арабский язык он считал наилучшим языком науки и проявлял особенную любовь к этому языку. Он любил повторять: «Я предпочту оскорбление на арабском, нежели похвалу на других языках».

       Его учителя неизвестны, кроме одного человека по имени Абу Наср Ибн Али Ибн Ираки, который, повидимому, и есть тот самый Абунаср Ираки, живший при дворе Хорезмшаха. Неизвестно, были ли у Абу Рейхана ученики, или нет

       Абу Рейхан – человек, проживший относительно долгую жизнь (около 80-ти лет), и все годы своей жизни он посвятил науке. Наука была его единственным занятием, другого служения он не знал (он не занимал должности советника или какой-либо иной должности). В году он отдыхал всего лишь два дня.

       Встреча Абу Рейхана и Ибн Сины состоялась около 400г. в Хорезме. Абу Рейхан был на несколько лет старше Ибн Сины. Он задал ему около восемнадцати вопросов, касающихся философии и наук, некоторые из которых противоречили учению Аристотеля. Ибн Сина ответил на них, но дело постепенно дошло до резких высказываний[519]. Однако, как утверждают некоторые исследователи, эти вопросы были заданы после отъезда Ибн Сины из Хорезма. В том разделе своей книги «Аль-асар аль-бакия», где он упоминает о некоторых вопросах, заданных им Ибн Сине, Абу Рейхан называет его «молодым мудрецом».

       Абу Рейхан был убежденным приверженцем основ исламского вероучения. В своих трудах он говорит об исламе, как искренне верующий мусульманин, и приводит соответствующие аяты священного Корана. Ему свойственно особо негативное отношение к движению шу’убитов, и в некоторых своих трудах он выражает крайне негативное отношение к нему[520]. По всей вероятности Абу Рейхан был шиитом.

3. Абу Али Хусейн Ибн Абдулла Ибн Сина, уникальный человек и исключительно таланливый представитель своей эпохи. Для того, чтобы узнать его потребуется целая жизнь, а чтобы рассказать о нем – объемистая книга. По просьбе одного из своих учеников он сам написал свою биографию приблизительно до того, как ему исполнилось 35 лет, когда он приехал в Гурган, а его известный ученик Абу Абид Джузаджани впоследствии завершил ее, описав его жизнь до последнего дня. Благодаря этой биографии можно в некоторой степени узнать о его жизни, научной деятельности и взглядах. Его жизнь, неспокойная и полная событий, была относительно недолгой. Несмотря на такой недолгий и наполненный событиями жизненный путь, такое количество знаний и произведений является поистине удивительным.

       Удивительно, что, хотя Ибн Аби Асиба и Ибн Аль-Кифти записали обе части биографии Ибн Сины без расхождений, последнее предложение, указывающее на срок жизни Шейха, было записано ими по разному. Согласно повествованию Ибн Аби Асибы, Шейх прожил 54 года, а согласно повествованию Ибн Аль-Кифти – 58 лет. Некоторые другие историки («Наме-йе данешваран») предполагают, что Шейх прожил 63 года.

       Необходимо отметить, что Абу Али Ибн Сина затмил своим сиянием всех своих предшественников. После Ибн Сины его книги, как по медицине, так и философии, были предметом изучений, исследований и комментариев.

       Другое обстоятельство заключается в том, что до Ибн Сины центром философии и медицины был Багдад. Ибн Сина не поехал в Багдад, его отец был родом из Балха, а мать – из Бухары, поэтому первую половину своей жизни он провел в тех местах. В силу определенных причин он отправился в Хорасан и Гурган, и в течение короткого времени останавливался в разных городах. В конце концов, он избрал местом своего жительства Исфахан, а затем – Хамадан. Его слава и известность привлекали к нему людей, стремящихся к знаниям, со всех концов страны. У него обучалось множество учеников. Слава Ибн Сины при его жизни и известность его книг после его смерти, которые обсуждались учеными и которые можно было найти в Иране, стали причиной того, что центр философии и медицины переместился из Багдада в Иран.

4. Абульфарадж Ибн Ат-Тиб. Этот человек родом из Ирака (по-видимому, родом из Багдада). Он был врачом и философом, однако, в большей степени врачом. Ибн Сина, который был его современником, прославлял его искусство в медицине, но не в философии, в которой Ибн Сина не считал его ученым[521]. В целом же Ибн Сина не считал заслуживающим внимания ни одного из своих современников. В переводе книги «Татма суван аль-хикма»[522] повествуется, что Ибн Сина говорил о книгах Абульфараджа, посвященных философии: «Следует вернуть его книги продавцу, не требуя деньги обратно». В этой книге также говорится: «Когда отношения между Ибн Синой и Абу Рейханом стали напряженными, Абу Рейхан в своем письме использовал резкие слова, и об этом узнал Абульфарадж, он сказал: «Если кто-то так поступает так с другими, также будут поступать и с ним».

       Ибн Аль-Кифти, приведя слова Ибн Сины об Абульфарадже, пишет: «Я и все справедливые люди говорим только то, чтоАбульфарадж возродил науки прошлого и сделал явным то, что было в них сокрыто».

       Абульфарадж был христианином и учеником Абульхейра. У него было некоторое количество учеников. Как утверждает Ибн Аль-Кифти, он еще был жив после 420г., и скончался в 435г.

5. Абульфарадж Ибн Хинду. Он изучал медицину и философию у Абульхейра и считался одним из величайших его учеников. Кроме этого он был литератором, поэтом и оратором.

6. Абу Али Хасан Ибн Аль-Хасан (Аль-Хусейн) Ибн Аль-Хисам Басри. Философ, врач, физик и математик. Он прославился на весь мир в области физики и математики и сыграл важную роль в развитии мировой математики. Он родился в 354г., а скончался около 430г[523]. В «Татма суван аль-хикма» говорится о том, что он создал проект использования воды из Нила в период засухи и привез его с собой в Каир. Однако Аль-Хаким Билах оставил его без внимания, более того – разгневался на него, и ему пришлось бежать в Дамаск. Также там говорится, что он, будучи чрезвычайно благочестивым и набожным человеком, весьма уважал законы ислама. Говорят, что часть своей жизни он провел на Западе[524]. Сейд Хасан Таги-Заде пишет в «Истории наук в исламе»:

«Ему принадлежит множество сочинений. Написанию трудов он посвятил всю свою жизнь. По словам Саратона, Ибн Аль-Хисам был величайшим ученым исламского мира в естественных науках (физике) и одним из величайших в истории человечества ученых в этой области. Его известная книга по естествознанию сыграла большую роль в развитии науки на Востоке и Западе, оказав большое влияние на выдающегося философа Роджера Бекона и Кеплера, открывшего новые законы астрономии… Ибн Аль-Хисам проводил весьма точные и значительные исследования в области света и его законов. По-видимому, он является первым человеком, использовавшим темную комнату для опытов со светом… Этот ученый решал уравнения четвертой степени и пытался определить объем земной атмосферы…»[525].

       Одновременно с этим поколением ученых появились выдающиеся математики: Абульвафа Бузаджани Нишапури, Абдурахман Суфи Рази, Абу Сахль Кухистани Табристани и другие, которые будут рассмотрены в отдельной главе. 

 

Седьмое поколение

 

       В это поколение входит две группы ученых: ученики Ибн Сины и ученые, которые не были его учениками. Первая группа:

1. Абу Абдулла Факих Масуми. Шейх сказал о нем: «Он для меня то же, что Аристотель для Платона». По его просьбе и на его имя Шейх написал трактат «Рисале-йе ешк», он же выступил посредником в переписке Абу Рейхана и Ибн Сины. Когда Абу Рейхан прибег к резким словам в адрес Шейха, Шейх, не желая ничего писать в ответ, попросил сделать это Факиха Масуми. Тот подверг Абу Рейхана порицанию и написал ему: «Если бы ты, обращаясь к «мудрецу», избрал иные слова, это более подобало бы разуму и знаниям»[526]. Бейхаки утверждает, что им написана книга о трансцендентных сущностях, количестве ангелов и небес, а также их иерархии. Эта книга была предметом восхищения философов, однако она была утеряна. Точная дата его кончины незвестна; возможно, это произошло около 450г[527].     

2. Абульхасан Бахманияр Ибн Марзбан Азарбайджани. Он был зороастрийцем, принявшим ислам. Наиболее известный из учеников Ибн Сины. В первую очередь, он прославился, благодаря многочисленным вопросам, которые он задал Ибн Сине, и на которые Ибн Сина дал ответ (большая часть книги Шейха «Мубахисат» представляет собой ответы на вопросы Бахманияра). Во-вторых, он прославился, благодаря известной книге «Ат-Тахсиль», которая многократно упоминается в книгах по философии. Неоднократно ссылается на эту книгу Садра Мутаальхин в своей книге «Асфар», а также дважды – на его книгу под названием «Аль-бахджа ва ас-саада». Книга «Ат-Тахсиль», содержащая исправления и приложения автора настоящей книги, была издана недавно институтом богословия и исламских знаний. Бахнияр скончался в 458г.

3. Абу Абид Абдулвахид Джузаджани. Ученик, мурид и неизменный спутник Ибн Сины на протяжении двадцати или двадцати пяти лет. Это тот самый человек, который завершил биографию Ибн Сины.

       Ибн Сина не заботился о сохранении своих трудов; в различные моменты жизни он раздавал другим людям написанные им небольшие и длинные трактаты, не заботясь о том, чтобы сохранить их копии. Возможно, что сохранением части произведений Шейха мы обязаны именно Абу Абиду. Он дополнил раздел, посвященный математике, книг «Неджат» и «Данешнаме-йе алаи»[528].   

4. Абу Мансур Хусейн Ибн Тахир Ибн Зилят Исфахани. Согласно повествованию «Татма суван аль-хикма», им были написаны краткое изложение книги Ибн Сины «Шафа» и комментарии к его трактату «Хия Ибн Якзан». Ему также принадлежит сочинение, посвященное музыке. Сам он был непревзойденным знатоком музыки. Он скончался спустя двадцать лет после кончины своего наставника (около 450г.). Ибн Зилят, как и Бахманияр, задавал время от времени вопросы Шейху, и Шейх отвечал на них. Рассказывают: «Книга «Мубахисат» изначально представляла собой вопросы Бахманияра, в меньшей степени – вопросы Ибн Зилята и других»[529].   

У Ибн Сины были и другие ученики, имена которых мы не буде упоминать.

Другие ученые этого поколения, которые не были учениками Ибн Сины:

1. Али Ибн Ризван Мисри. Он был врачом и философом. Он был среди тех людей, которые опровергали теорию Мухаммада Ибн Закария Рази. Это был благородный человек, но он обладал весьма некрасивой внешностью. Как повествуется в «Наме-йе данешваран», он написал книгу, в которой доказывалась истинность пророческой миссии последнего из пророков на основании Торы, Евангелия и законов философии. Он скончался в 453г. Сведения о его наставниках и учениках отсутствуют.

2. Абульхасан Мухтар Ибн Хасан Ибн Абадан Ибн Саадан Ибн Бутлан Багдади Назрани, известный как Ибн Бутлан. Ученик вышеупомянутого Абульфараджа Ибн Ат-Тиба Назрани. Как и его наставник, он является врачом и философом, однако в большей степени врачом, нежели философом. Он испытывал неприязнь по отношению к вышеупомянутому Али Ибн Ризвану, называя его за некрасивую внешность «джинном» и «крокодилом»[530]. Единственный раз совершив путешествие в Египет, он встретился с ним, но, в конце концов, их встреча закончилась ссорой. Он также посетил Алеппо и Константинополь. У него не было семьи. Скончался он в 444г.

3. Абульхасан Анбари. На данный момент о нем известно немного. Известно только, что, как повествуется в «Татма суван аль-хикма»[531], он был философом и математиком, однако, в большей степени математиком. У него обучался математике Омар Хайям.       

 

Восьмое поколение

 

       Это поколение представляет собой поколение учеников Ибн Сины как тех, которые действительно были его учениками, так и тех, что были их современниками.

1. Абуль-Аббас Фазль Ибн Мухаммад Лукари Марви. Философ и поэт. Иногда его называют «Поэт Абуль-Аббас Лукари». Он был учеником Бахманияра. Ему принадлежит известная книга «Байан аль-хак бадаман ас-садак», которая еще не опубликована, но существуют ее копии, которые пользуются вниманием философов последующих эпох. Его имя упоминается в разделе книги «Асфар», посвященном богословским наукам. Он известен своей преподавательской деятельностью и воспитанием учеников. Бейхаки пишет в «Татма суван аль-хикма»: «Философия распространилась в Хорасане, благодаря Лукари»

       Махмуд Мухаммад Хазиль, наставник Джами Аз-Зухра пишет в статье, опубликованной в Багдаде в книге «Аль-китаб аз-захаби ли-ль-михриджан аль-алфи лизкари Ибн Сина» (с.55) в честь тысячелетия со дня рождения Ибн Сины: «Абуль-Аббас прожил долгую жизнь. Дата его кончины неизвестна, но я полагаю, что это произошло в конце пятого века хиджры».


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 303; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!