Толкования Корана, принадлежащие суннитам 12 страница



       Алламе Давани – один из тех людей, который вызывал интерес ученых к своей деятельности и при жизни, и после смерти. Известно, что при жизни между ним и Сейд Садриддином Даштаки часто происходила устная и письменная полемика. После смерти 

его труды неоднократно становились объектом внимания, нападок и защиты со стороны других ученых. В третьем томе книги «Асфар» (с.14-16) Садра Мутаальхин на протяжение трех страниц излагает и критически рассматривает идеи Алламе Давани и в заключение пишет: «Мы рассматривали этот вопрос так долго по причине уверенности большинства ученых в том, что этот мудрец сказал последнее слово в вопросе единобожия. Нашей обязанностью было выявить его заблуждения».

       Эти слова свидетельствуют о глубоком влиянии, которое Давани оказал на ученых более поздних эпох.

       При жизни Алламе Давани, благодаря его славе, Шираз был центром философских наук. Туда приезжали студенты из Хорасана, Азербайджана. Кермана, и даже Багдада, Византии и Туркестана[583]. Аламе Давани родился в 830г., а скончался – в 903 или 908г.

3. Али Ибн Мухаммад Самарканди Кушаджи, извемтный как Молла Али Кушаджи, автор известного комментария к труду Ходжи Насреддина Туси «Таджрид». Кушаджи был богословом и математиком. По приказу Улугбека Ибн Шахроха Ибн Амир Тимура, который сам был выдающимся математиком и учителем Кушаджи, он завершил создание астрономического календаря Улугбека, начатый и не завершенный Кази-Заде Руми (его учителем) и Гиясаддином Джамшидом Кашани (выдающимся математиком). Он совершал путешествия в Тебриз и Османскую Турцию. В конце концов, он поселился в Турции, где и скончался в 879г.[584] Комментарий Кушаджи к труду Насреддина Туси «Таджрид» представляет собой одну из тех книг, неизменно пользовавшихся вниманием ученых, которые написали к ней множество комментариев и примечаний. Комментарий Кушаджи сыграл большую роль в истории философии и истории.

 

Девятнадцатое поколение

       В это поколение ученых входят ученики Сейда Садриддина Даштаки и Алламе Давани.

1. Гиясаддин Мансур Даштаки, сын Сейда Садриддина Даштаки считается выдающимся ученым. Рассказывают, что в 20-летнем возрасте он завершил изучение наук своего времени. Во времена царствования шаха Тахмаспа он некоторое время занимал пост главного советника, а затем, оставив должность, возвратился в Шираз. Школа «Мансурие» в Ширазе, сохранившаяся по сей день, является одним их основанных им учреждений. Он продолжил дело своего отца, то есть опровержение идей Алламе Давани, и время от времени принимал участие в диспутах между ними. Он является автором многих философских трудов, например «Исбат аль-ваджиб», комментарий к труду Сухраварди «Хиакаль ан-нур», комментарий к труду Насреддина Туси «Шарх-е ишарат», комментарий к книге Ибн Сины «Шафа», диспуты между его отцом и Давани в принадлежащих им комментариях «Таджрида».

       В разделе, посвященном богословию, книги «Асфар» Садра Мутаальхин называет его «великим ученым»[585]. Гиясададин Даштаки скончался в 940 или в 948г.

2. Махмуд Нейризи, еще один ученик Сейда Садриддина Даштаки. Говорят, что ему принадлежат комментарии к нескольким книгам Джалалиддина Давани, в которых он критиковал его, отстаивая воззрения своего учителя[586].

3. Кази Камалиддин Мибади Йазди. Этот человек прославился, благодаря написанному им комментарию к труду Асириддина Абхари «Хидайя». Этот комментарий известен как «Хидайя Мибади». Он также является автором комментария к сборнику стихов Повелителя правоверных, также принесшему ему известность. Ему также принадлежит книга на персидском языке, которая посвящена философии[587] и называется «Чаша, показывающая мир»[588].

4. Джамалиддин Махмуд Ширази. Этот человек занял место преподавателя после смерти Джалалиддина. К нему стекались ученики со всех концов страны. Его учениками были Молла Ахмад Ардебили, известный как Мукаддас Ардебили, Молла Абдулла Шуштари, Молла Абдулла Йазди, автор известного комментария к «Тахзиб аль-мантек», Молла Мирза Джан Ширази, известный как Фазиль Багнави[589].

5. Молла Хусейн Илахи Ардебили, сын Ходжи Шарафиддина Абдулхака Ардебили. Ученик Алламе Давани и Амира Гиясаддина. Он был шиитом. Поскольку при его жизни произошло восхождение на престол Исмаила Сефевида, он посвятил ему и принес в дар некоторые свои трактаты. Хотя он был родом из Ардебиля, для получения знаний он посетил различные края, в том числе Шираз и Герат. Ему принадлежат разнообразные сочинения по логике, богословию, философии, геометрии и астрономии, которые он по обычаю того времени излагал на полях произведений других авторов или комментариев к ним: комментарии к «Шарх-е мувакаф», «Шарх-е мутала», «Шарх-е шамсия», «Шарх-е хидайя Мибади», комментарий к «Шарх-е таджрид» Алламе Давани, комментарий Сейд Садра к этой книге, «Шарх-е чакмини», комментарий к труду по астрономии «Тазкира» Ходжи Насреддина Туси, труду Аклидия по геометрии «Тахрир», а также «Бист баб дар аструлаб». Дата его смерти неизвестна[590].

 

Двадцатое поколение

1. Молла Абдулла Йазди, автор известного комментария к «Тахзиб аль-мантек», известный как «Хашие-йе Молла Абдулла», который является учебником логики. Некоторые утверждают, что он был далек от богословских наук, однако, он, напротив, был сведущ в исламском праве и логике. Он изучал науки в Ширазе у вышеупомянутых Джамалиддина Махмуда и Амира Гиясаддина Даштаки. В конце жизни он переехал в Ирак, где и скончался в 981г[591].

2. Молла Хабибулла Багнави Ширази, известный как Молла Мирза Джан и Фазиль Багнави. Был учеником Джамалиддина Махмуда и написал несколько комментариев к комментариям Алламе Давани. Скончался в 994г. В разделе, посвященном естественным наукам, «Шарх-е манзуме» Сабзвари о нем встречается упоминание, как о «мудреце Багнави».

3. Шамсиддин Мухаммад Хафари Ширази. Он был учеником Гиясаддина Мансура, и, по-видимому, посещал занятия Алламе Давани и Сейд Садриддина Даштаки. Он написал комментарии к «Шарх-е таджрид» и «Шарх-е хикмат аль-айн». Ему также принадлежит трактат под названием «Исбат аль-ваджиб». Его взгляды рассматривает Садра Мутаальхин в первом томе своего труда «Асфар». Хафари также можно считать принадлежащим к девятнадцатому поколению, то есть, он относится к молодым ученым девятнадцатого поколения и зрелым ученым двадцатого поколения. Он скончался в 957 или 953г.

4. Ходжа Афзалиддин Турки. Ученик Джамалиддина Махмуда[592]. Автор «Раузат» пишет: «Фазиль Хаким Ходжа Афзалиддин Мухаммад Ибн Хабибулла, известный как Турки, является учителем Шейха Абулькасима Казеруни Хакима Имами, известного как Наср Аль-Байан. Наср Аль-Байан в книге «Салам ас-самват», один раздел которой посвящен истории философии (автор «Раузат» часто обращается к этой книге и приводит из нее цитаты), пишет о своем учителе, что его расцвет и слава пришлись на промежуток между 970 и 990 годами. Он жил в арабской части Ирака и Хорасане.

5. Хаким Дауд Ибн Омар Антаки Мисри. Упоминание об этом человеке встречается только в «Наме-йе данешваран». Он был одним из ярких и пользующихся авторитетом ученых в области медицины конца десятого-начала одиннадцатого века. Согласно тому, что было записано под его диктовку, он родился в Антикии. Будучи слепым от рождения и неподвижным до семилетнего возраста, он изучает основы наук и выучивает наизусть Коран. Все это время он молит Бога об исцелении и достижении успеха в овладении знаниями. Однажды на его пути появляется путешественник из Аджама по имени Мухаммад Шариф, который излечивает его и, видя его разум и необыкновенные способности, обучает его логике, математике и философии. У него появляется желание изучить персидский язык, однако учитель советует ему изучить греческий, поскольку в этих краях никто не владеет этим языком.

       Затем Дауд отправляется в Каир и находит, что народ этого края не стремится к наукам. В конце жизни он поселяется поблизости от Каабы. Скончался он в 1008г.

        О хорошем знании Даудом таких философских и медицинских трудов, как «Канун», «Шафа», «Ишарат», «Неджат», «Хикмат аль-машракия», «Таликат», «Мухакимат», «Мутарихат», трактаты «Братьев чистоты», всегда сопровождавшие эти книги, рассказывают истории.

       Дауд является автором нескольких сочинений, в том числе трактата «Рисалеи дар ешк», который подробно освещается в «Наме-йе данешваран»[593].

 

 

Двадцать первое поколение

 

1. Мир Мухаммад Бакир Дамад. Он достаточно известен для того, чтобы его представлять. По неустановленным причинам после монгольского нашествия заслуживающий внимания научный центр существовал только в Фарсе. Конечно, существовали ученые в Герате, Самарканде и других местах, однако, по-видимому, оживленным научным центром был только Шираз. 

       К сожалению, научной деятельности Шираза была свойственна чрезвычайная степень полемичности. В течение почти двух с половиной столетий основные усилия тратились на споры и диспуты между учеными; писавшими глоссы и комментрии к трудам друг друга, затем к этим комментариям писались другие комментарии и так до бесконечности… В то же время эпоха Шираза была эпохой зрелости.

        Во время правления шаха Аббаса Великого, с появлением таких людей, как Мир Дамад, Шейх Бахаи и Мир Фандрески, центром исламской науки становится Исфахан. В стремлении к знаниям туда переезжает, оставляя свою родину, такой ученый, как Садра Мутаальхин, а с переселением в Иран таких ученых Джабаль Амиля, как Мухакик Корки и другие, в Исфахане создается сильный научный центр исламского права. Одна из особенностей, присущих деятельности философского центра Исфахана заключается в том, что утихают споры и диспуты, большинство из которых были бесплодными. Благодаря Мир Дамаду, философия становится другой, которой более не свойственны бесконечные споры и диспуты.

       Если Мир Дамада трудно считать великим ученым, то он, несомненно, может называться, как минимум, достойным ученым. Помимо того, что он был философом, он также был правоведом, математиком, литератором и государственным деятелем. В целом же, будучи разносторонним человеком, он называл себя «Третьим учителем».

       Он создал прекрасный, оживленный и благословенный научный центр. В главе, посвященной двадцать второму поколению ученых, мы рассмотрим некоторых его учеников. При каких обстоятельствах изучал философию Мир Дамад и кто был его учителем, точно неизвестно. Как предполагается, его учителями были Шейх Абдулали Корки, Сейд Нураддин Амили, Таджиддин Хусейн Саид Туси, Фахриддин Истрабади Самаки. Первые трое, не будучи сведущи в точных науках, преподавали Мир Дамаду гуманитарные науки. Лишь последний из них был учителем точных наук.

       В статье под названием «Философия, биография и критика трудов Мир Дамада», Сейд Али Бихбани пишет: «Фахриддин Мухаммад Хусейни Истрабади, современник шаха Тахмаспа (918-984г.), по словам Искандара Бека, был одним из известных людей Истрабада. Зная его взгляды на богословие, можно сделать вывод, что Мир Дамад посещал его занятия, однако с точки зрения времени, он не был одного с ним поколения (?). Для различения с Мухакиком Хафари его называли Мухакиком Фахри»[594].  

       Мухаддис Куми в «Аль-куни ва аль-алкаб» также утверждает, что этот человек был учителем Мир Дамада, об этом же говорит и «Райханат аль-адаб». Однако волею случая в ту эпоху упоминается и другой человек с точно таким же именем (Фахриддин Истрабади Хусейни), который также был сведущ в точных науках и который является автором комментария к разделам, касающихся богословия, формы и содержания, труда Кушаджи «Шарх-е таджрид»[595], и, как утверждает Али Давани, комментарий к «Тахзиб аль-мантек»[596]. Поначалу создается впечатление, что это не два человека, а один, однако автор «Аз-Зария»[597] разъясняет, что на самом деле, речь идет о двух людях; имя одного из них – Фахриддин Самаки Мухаммад Ибн Аль-Хусейн, а имя другого – Мухаммад Ибн Аль-Хусейн.

       Мы не располагаем более подробной информацией об учителях Мир Дамада в области точных наук. Мы также не имеем точных сведений о том, кто был учителем Фахриддина Самаки (Мухакика Фахри), кто были его соученики, и в каком году он скончался. Некоторые утверждают, что он был учеником Гиясаддина Мансура Даштаки[598].

2. Шейх Бахааддин Мухаммад Ибн Хусейн Ибн Абдулсамад Амили. Один из ученых, переселившихся из Джабаль Амиля. Необыкновенно широкообразованный человек. Из его учителей точных наук (логики и философии) нам известен только вышеупомянутый Молла Абдулла Йазди. Поколения его учителей точных наук восходят через Молла Абдуллу к Ходже Насреддину Туси, а далее – к Ибн Сине. Несомненно, что Шейх, будучи литератором, правоведом, толкователем Корана, математиком, инженером и поэтом, был также мудрецом и философом. О его преподавательской деятельности сведения отсутствуют. Известно, что его занятия сначала посещал Садра Мутаальхин. Шейх, увидев его необыкновенны способности, отправил его учиться к Мир Дамаду. Из философских трудов Шейха также не сохранилось ничего, кроме одного трактата, который, как говорят, был недавно издан в Египте под названием «Вахдат-е воджуд»[599].     

       Шейх скончался в 1030г.

3. Мир Фандрески. Его родина – Фандреск, расположенный в окрестностях Истрабада. Философ, математик и суфий. Хотя он занимался активной преподавательской деятельностью, и его занятия посещало множество учеников, о его жизни известно мало. Он был современником Шейха Бахаи и Мир Дамада. Он посещал Индию и был знаком с взглядами индийских философов. Ему принадлежит трактат о видах искусства, который известен под названием «Рисале санайя», а также «Рисалеи дар харакат», написанный в соответствии с перипатетическим учением[600]. Он скончался в 1050г. в возрасте восьмидесяти лет.

           

Двадцать второе поколение

В это поколение входят ученики Шейха Бахаи и Мир Фандрески.

1. Рафиддин Мухаммад Ибн Хейдар Хусейни Табатабаи Наини, известный как Мирза Рафия. Он был учеником Шейха Бахаи и Мир Фандрески. Ведет свой род от пророка Мухаммада. Его родиной является Ардестан. Его потомком является Мирза Джелве, известный философ эпохи Каджаров, скончавшийся в 1314г. Ему принадлежит трактат «Рисале дар аксам-е ташкик», пользующийся вниманием со стороны ученых последующих поколений. Он является автором комментариев к «Шарх-е ишарат» Насреддина Туси и «Шарх-е хикмат аль-айн» Шарифа Джурджани, а также трактата «Рисалеи дар шебхе истильзам», обсуждаемого в философских книгах. При содействии современного исследователя Абдуллы Нурани был недавно опубликован трактат под названием «Самара шаджарат аль-иляхия», посвященный основам вероучения и некоторым основам философского знания. Мирза Рафия родился в 999г., а скончался – 1083г. в возрасте восьмидесяти пяти лет.

2. Мухаммад Ибн Ибрахим Кавами Ширази, известный как Садра, а также Садра Мутаальхин, уникальный мудрец и философ, открывший новую страницу в истории божественной философии. В той области, которую называют высшей наукой, общей наукой, первичной философией или божественной мудростью, той сфере, которая являет собой истинную философию, поскольку другие сферы знания, как математическая, так и естественная, относятся к наукам, Садра, затмил собой всех своих предшественников. Он изменил основы и принципы этого знания, поместив его на неопровержимых основах.

       С одной стороны, философия Садра представляет собой четыре пути, она соединила в себе четыре направления – учение перипатетиков, Аристотеля и Ибн Сины, иллюминативное учение Сухраварди, теоретический мистицизм Мухиддина и богословское толкование смыслов. Слившись воедино, подобно четырем рекам, они образовали бурлящий поток. С другой стороны, философия Садра подобна форме, связавшей после ряда действий и реакций четыре различные стихии, принеся им новую сущность и реальность, отличную от сущности каждой из четырех стихий, образующей ее содержание.

       Учение Садра представляет собой некий скачок, произошедший в рациональных исламских науках и завершивший собой процесс медленного и постепенного развития.

       Учение Садра обладает кажущейся простотой; на первый взгляд оно весьма просто, ибо облечено литературным слогом, однако человеку выдающихся способностей потребуется много лет труда для того, чтобы достичь первой ступени, то есть, понять, что он его не понимает и, избрав новый подход, снова приняться за его изучение. Многие люди на протяжении долгих лет занимались преподаванием учения Садра, не постигая всей его глубины. По этой причине, не каждому человеку, изучающему философию, дано постичь и изложить учение Садра.

       Садра был учеником Шейха Бахаи и Мир Дамада. В комментарии, написанном им к «Осул-е кафи», он называет Шейха Бахаи учителем гуманитарных наук, а Мир Дамада – учителем точных наук. Труды Садра слишком известны для того, чтобы их представлять. Он скончался в 1050г. в Басре, во время совершения своего седьмого хаджа, который он всегда предпринимал пешком.

3. Шамсиддин Гиляни, известный как Молла Шамиса. Один из учеников Мир Дамада. Между ним и его соучеником Молласадра существовала переписка. Молла Шамиса задал тому несколько вопросов, касающихся некоторых философских проблем – количественного движения и субъективного бытия, на которые Молласадра дал ответ. Ответ Молласадра составил небольшой трактат, записанный на полях его труда «Мабда ва маад», который издан в настоящее время.

4. Султан Аль-Алама Амили Мазандарани, известный как Халифат Ас-Султан. Ученик Шейха Бахаи и Мир Дамада. Он взял в жены дочь шаха Аббаса Второго и в течение некоторого времени занимал пост советника шаха Сафи и шаха Аббаса Второго. Он – человек, обладающий несомненным талантом исследователя; его комментарий к «Муалим» и «Шарх-е ламия» представляют собой образец исследовательского труда. Слог этих произведений отличается краткостью и конкретностью. Ему также принадлежит комментарий к комментарию Хафари к «Шарх-е таджрид» Кушаджи. Он скончался в 1064г. в возрасте шестидесяти четырех лет.

5. Сейд Ахмад Амили. Зять, двоюродный брат и ученик Мир Дамада. Ему принадлежит комментарий к богословскому разделу «Шафа» Ибн Сины, которое было опубликовано в Тегеране. В нем он приводит отрывки, доказывающие, что они принадлежат Мир Дамаду, а иногда приводит свои разъяснения. Мир Дамад и Сейд Ахмад являются внуками (сыновьями дочери) Мухакика Корки.

6. Кутбиддин Ашкури, автор известной книги «Махбуб аль-кулуб». В хронике философов он упоминается как ученик Мир Дамада.

7. Сейд Амир Фазлуллах Истрабади. Этот человек также был учеником Мир Дамада[601].                   

       Достоверно об этом человеке известно немногое. Как говорится в «Раузат», со ссылкой на текст «Риад аль-улама»[602], в главе, посвященной жизнеописанию Мукаддаса Ардебили, Амир Фазлуллах был одним из наиболее ярких учеников Мукаддаса Ардебили. Когда жизненный путь Мукаддаса Ардебили приближался к концу, его спросили: «К кому нам обращаться за советом после твоей смерти?». Он ответил: «В вопросах шариата – к Амиру Аламу, а в вопросах точных наук – к Амиру Фазлуллаху». 

 

Двадцать третье поколение

1. Молла Мохсен Фейз Кашани, известный мудрец, философ и знаток хадисов. Будучи учеником и зятем Молласадра, он изучал у него философию. Сохранился его трактат, посвященный философии. Его труд «Осуль аль-маариф» был опубликован в недавнее время[603].


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 278; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!