Двадцать четвертое поколение    1 страница



1. Мухаммад Саид Ибн Мухаммад Муфид Куми, известный как Кази Саид, которого называли также Хаким Кучак. Он был учеником Молла Мохсена Фейза, Молла Абдуразака Лахиджи и Молла Раджабали Табризи. Он обучался у Молла Раджабали в Исфахане, и, как утверждает автор «Раузат», пользовался, как и его наставник, уважением со стороны шаха Аббаса. Однако, кроме этого, он также обучался у Молла Абдуразака в Куме, и, вероятно, также в Куме он обучался у Фейза. Авторы «Раузат» и «Райханат аль-адаб» не указывают дату его кончины, однако, в примечании к «Раузат» со ссылкой на «Аз-зария» говорится, что он родился в 1049г., а скончался – в 1103г.

2. Молла Мухаммад Танкабани Сараб. Он был учеником Молла Раджабали Табризи[611] и Мухакика Сабзвари[612].  

3. Джамалиддин Хансари, известный как Ага Джамал Хансари. Он был сыном вышеупомянутого Ага Хусейна Хансари, его учеником и учеником своего дяди с материнской стороны Мухакика Сабзвари. Он написал комментарий к посвященному естествознанию разделу «Шафа», изданному в настоящее время в сокращенном варианте, а также к «Шарх-е ишарат». Он был исследователем и человеком универсальных знаний. Скончался в 1121г[613].

4. Кавамиддин Мухаммад Рази, известный как Кавамиддин Хаким. Г-н Хамаи в предисловии к «Шарх-е машаир» Молла Джафара Лангруди пишет: «Он был учеником Молла Раджабали Табризи и учителем Шейха Анаятоллы Гиляни». Г-н Сейд Джалалиддин Аштияни во втором томе «Избранных трудов иранских философов, начиная с эпохи Мир Дамада и Мир Фандрески до настоящего времени» опубликовал труды, принадлежащие этому человеку, дав читателям возможность познакомиться с ним.

5. Мухаммад Рафи Пир-Заде. Этот человек также является учеником Молла Раджабали Табризи и, таким образом, учеником Мир Фандрески во втором поколении. Во втором томе «Избранных трудов иранских философов, начиная с эпохи Мир Дамада и Мир Фандрески до настоящего времени» опубликованы некоторые его сочинения[614].

6. Али Кули Хан, сын Карчакай Хана Халаджи Куми. Он был учеником Ага Хусейна Хансари, Молла Шамиса Гиляни и Молла Раджабали Табризи. Многие его философские трактаты упоминаются в книге «Тарбат-е пакан», написанной г-ном Мударриси Табатабаи (с.235-240). Али Кули Хан родился в 1020г., а скончался – 1097г. Школа «Хан» в Куме является одним из памятников, основанных ученым по имени Мехди Кули Хан, который был сыном этого человека.

 

Двадцать пятое поколение

 

1. Молла Мухаммад Садек Ардестани. Достоверные сведения о его жизни отсутствуют, известно лишь, что он был мудрым и благочестивым человеком. Однако, подвергшись гонениям со стороны своих современников, он был обвинен в ереси и вынужден отправиться в ссылку. Он скончался в 1134г[615].

       Как утверждают г-н Хамаи и г-н Аштияни, сохранился трактат, принадлежащий Молла Мухаммад Садеку, который называется «Хикмат садекия». Он посвящен душе человека, ее материальным и духовным силам.

2. Шейх Анаятолла Гиляни. Последователь перипатетического учения и ученик Мир Кавама Хакима.

3. Мир Сейд Хасан Таликани. У этого человека ученики изучали труд Мухиддина «Шарх-е хусус» и труды Шейха Озарения[616].  

 

Двадцать шестое поколение

 

1. Молла Исмаил Хаджуи. Один из известных философов Нового времени. Его родиной является Мазандаран. Автор «Раузат» отзывается об этом человеке с большой похвалой, прославляя его ученость, знание всех наук того времени, благочестие, духовность и твердость характера. Рассказывают, что Надиршах, никому не выказывавший почтения, склонял голову перед этим человеком. Время жизни этого человека совпало с войной в Афганистане. В некоторых своих трудах Хаким Хаджуи сетует на эти военный действия. Автор «Раузат» утверждает, что об учителях этого человека ничего неизвестно. После войны в Афганистане философия получила продолжение благодаря этому великому человеку. Он воспитал поколение ярких учеников, таких как Ага Мухаммад Бидабади, Молла Мехди Нараки, Мирза Абулькасим Мударрис Исфахани, Молла Михраб Хаким Гиляни. Он скончался в 1173г[617]

2. Мирза Мухаммад Таги Альмаси. «Раузат» называет его правнуком Маджлиси. Его отец, внук Маджлиси Первого, был похоронен в одной с ним гробнице в Исфахане[618]. «Раузат» также поясняет, что он был учителем Ага Мухаммада Бидабади[619].

       В предисловии к «Шарх-е машаир» г-н Хамаи упоминает еще двоих человек, которые были современниками Молла Исмаила Хаджуи:

3. Молла Хамзатт Гиляни. Он был учеником Молла Мухаммада Садека Ардестани. Скончался в 1134г.

4. Молла Абдулла Хаким. Подобно Хаджуи и Альмаси, он также считается учителем Ага Мухаммада Бидабади[620].

 

Двадцать седьмое поколение

 

1. Ага Мухаммад Бидабади Гиляни Исфахани. Выдающийся философ Нового времени, давший новую жизнь учению Молласадра. После эпохи Садра Мутаальхина, несмотря на то, что его идеи и воззрения служили предметом рассмотрения ученых, в особенности, тех, которые обучались у его учеников и учеников его учеников, преобладали, по-видимому, воззрения предшественников, таких как Ибн Сина и Шейх Озарения, особенно в том кругу ученых, который обособился, благодаря Мир Фандрески, а затем – благодаря Молла Раджабали. 

       Как нам известно, и как об этом повествует сам Молласадра, при своей жизни Молласадра не пользовался славой и почетом, ведя жизнь простого ученого, тогда как Молла Раджабали (к примеру), который почти был его современником, был окружен некоторой известностью, так как он удостаивался посещения шаха и его советников. Идеи Садра стали известны общественности не сразу. По-видимому, тем проводником, благодаря которому из-под земли забил и стал всем видимым этот подземный источник, является Ага Мухаммад Бидабади.

       Как повествуется в «Раузат», он был чрезвычайно благочестивым, набожным, и терпимым человеком, готовым на самопожертвование и ведущим простой образ жизни. В своих книгах г-н Ага Шейх Ага Бозорг Техрани называет его суфийским ученым. Он в действительности был не только высоконранвственным человеком, но и суфием. В 1352г., благодаря г-ну Мударриси Табатабаи, одного из ученых Кума, в приложении к журналу «Вахид» были опубликованы два небольших его трактата на персидском языке, посвященные суфийскому пути самосовершенствования. Высокая нравственность и моральный облик суфия заставили его отвернуться от власть имущих; они обращались к нему, однако он избегал общения с ними.

       У Бидабади было множество учеников, из которых мы упомянем Анкариба. Он скончался в 1197г.

2. Молла Мехди Нараки Кашани. Выдающийся правовед и философ. Он и его сын Молла Ахмад Нараки относятся к числу наиболее выдающихся мусульманских ученых. Оба они славились своими универсальными знаниями. У него обучались Сейд Мухаммад Бакир Шифти Исфахани и Хадж Мухаммад Ибрахим Кульбаси[621], а сам он был учеником Молла Исмаила Хаджуи[622].

3. Мирза Абулькасим Хусейни Хатунабади, известный как Мударрис. Он был известным в Исфахане учителем философии и происходил из семьи Мир Мухаммада Хусейна Хатунабади Сабт Маджлиси[623]. Он был учеником Молла Исмаила Хаджуи[624]. Скончался в 1203г.

4. Молла Михраб Гиляни, известный мудрец и философ. «Райханат аль-адаб» считает его учеником Хаджуи и Бидабади[625], однако «Раузат» упоминает о нем только как об ученике Хаджуи[626].  

       Как пишет г-н Ага Шейх Ага Бозорг Техрани в «Накба аль-башар» (с.1114), покойный Мирза Абдуразак Хан Бакаири, автор книги «Муарифат аль-кабле», который скончался в 1372г. лунной хиджры, был одним из внуков Молла Михраба. Молла Михраб скончался в 1197г[627].

 

Двадцать восьмое поколение

1. Молла Али Нури Мазандарани Исфахани. Один из крупнейших мусульманских ученых и один из немногих людей за последние три-четыре столетия, которым удалось постичь всю глубину учения Молласадра. Начав свое обучение в Мазандаране, в Казвине, он приехал затем в Исфахан, где обучался у Ага Мухаммада Бидабади и Сейда Абулькасима Мударриса Исфахани и сам впоследствии основал в Исфахане крупнейший научный центр.

Принимая во внимание преподавание, основание учебного центра, воспитание учеников и длительность преподавательской деятельности (говорят, этот период составляет почти семьдесят лет), а также распространение точных наук, найдется немного людей, которые могли бы сравниться с Молла Али Нури.

Когда покойный Мухаммад Хусейн Хан Марви основал в Тегеране религиозную школу «Марви», он обратился к Фатхалишаху с просьбой пригласить из Исфахана Молла Али Нури для преподавания точных наук в этой школе. Шах обратился к нему, но тот написал в ответ, что в Исфахане овладевают знаниями две тысячи учащихся, четыреста из которых, если не больше, достойны того, чтобы преподавать в этой школе, и они прибудут в его распоряжение, а если он сам приедет в Тегеран, его научный центр распадется. Шах вновь обратился к нему с просьбой выбрать для преподавания в этой школе одного из лучших своих учеников. Тогда он избрал Молла Абдуллу Занури и отправил его в Тегеран[628].  

Родиной всех этих учеников были не окрестности Исфахана, они съехались для обучения у этого великого человека, который, как утверждают, занимался преподавательской деятельностью на протяжении около семидесяти лет, со всех концов страны, а затем, разъехавшись, распространили полученные знания во всех краях.

Автор «Раузат» пишет: «Я видел его в детстве, когда он был седовласым стариком. Он посещал мечеть, в которой намаз читал Сейд Мухаммад Бакир Хаджат Аль-Ислам, а после молитвы они беседовали друг с другом. Сам Сейд Хаджат Аль-Ислам когда-то был его учеником. Он и Хаджи Кульбаси, люди, обладающие в Исфахане большим духовным авторитетом, всегда признавали над собой его превосходство[629].  

Несмотря на то, что в то время существовали и другие крупные ученые, своим продолжением мусульманская наука обязана этому великому человеку. Сохранились некотрые краткие комментарии, написанные им к труду Молласадра «Асфар», являющие собой образец точности и тщательности исследовательской мысли. Рассказывают, что ему принадлежит подробное толкование суры «Таухид». Он скончался в 1246г[630].  

2. Хадж Молла Ахмад Нараки, сын вышеупомянутого Хадж Молла Мехди Нараки. Как и его отец, он был всесторонне образованным ученым, главным судьей и богословом. Точные науки он изучил у своего отца. Скончался в 1244 или 1245г.

       Алламе Техрани в книгах «Аль-карам аль-барура» и «Накба аль-башар» со ссылкой на книгу Молла Хабибуллы Кашани «Либаб аль-алкаб», приводит имена некоторых ученых Кашана, живших в тринадцатом-четырнадцатом веках. Это свидетельствует о том, что еще в недавнем прошлом Кашан являлся одним из научных центров Ирана. По-видимому, точные науки в Кашане распространялись, именно благодаря ученым из рода Нараки.    

3. Мирза Мехди Ибн Мирза Хадаятулла Шахид Машхади. Этот человек является известным правоведом и философом своего времени. Он изучал исламское право и основы вероучения у Вахида Бихбихани. Является современником Сейда Мехди, Бахр-Уль-Улума и Шейха Джафара Кашеф Аль-Кита. По-видимому, его родиной является Исфахан. В Исфахане он изучил у Ага Мухаммада Бидабади философию, затем поселился в Мешхеде, где занялся преподаванием исламского права, основ вероучения и точных наук. Молла Али Нури, его современник, посещавший вместе с ним занятия Бидабади, обращаясь, как об этом повествуется в «Раузат», к Мирза Абулькасиму Куми за вынесением решения, упоминает в связи с некоторыми обстоятельствами о Мирза Мехди Машхади. Этот человек также был сведущ в математике, котрую он изучил у отца своей жены Шейха Хусейна Амили Машхади. Все его сыновья Мирза Хадаятулла, Мирза Абдулджавад и Мирза Дауд были сведущи в философии. Двое последних считаются выдающимися математиками Хорасана своего времени. Крупные ученые появлялись в роду Сейд Мехди Шахида на протяжении около ста пятидесяти лет. Его потомком является Хадж Мирза Хабиб Резави, известный мешхедский ученый, богослов, философ и поэт (скончался в 1327г.), также его потомком является Ага Бозорг Хаким Шахиди Машхади, известный философ и учитель Хорасана середины четырнадцатого столетия лунной хиджры (скончался в 1355г.), о котором будет сказано выше.

       У Мирза Мехди ученики изучали «Ишарат» Шейха и некоторые книги по математике. Он родился в 1152г., а в 1218г., защищая права народа, он погиб на одной из улиц Мешхеда от руки Надир Мирзы, внука Надир Шаха, в борьбе против посягательства Надир Мирзы на имущество святой гробницы имама Реза[631].     

 

Двадцать девятое поколение

 

1. Мирза Хасан Нури, сын Молла Али Нури. После смерти своего отца он основал крупный учебный центр. Когда Ага Али Мударрис Занури Техрани, о котором речь пойдет ниже, посещал Исфахан, он посещал занятия этого ученого. Как утверждает Джалалиддин Хамаи в предисловии к сборнику избранной поэзии трех великих поэтов Хорасана, некоторые считают его более выдающимся ученым, чем его отец. До нас не дошли его значительные труды, которым можно было бы дать оценку, однако то обстоятельство, что его учениками были такие люди как Ага Али Мударрис, ясно свидетельствует о его учености и мудрости. В любом случае он – один из людей, сыгравших важную роль в передаче знаний от предшествующего поколения последующему.

2. Молла Исмаил Ибн Молла Мухаммад Сами Дарабкушки Исфахани. Известный как Вахид Аль-Айн. Один из наиболее ярких учеников Молла Али Нури и учитель Хадж Молла Хади Сабзвари. У него обучались многие ученики. Он написал глоссы к трудам Молласадра «Асфар» и «Машаир», а также – к труду Лахиджи «Шаварик». Ему также принадлежит комментарий к труду Молласадра «Аршия». Скончался в 1277г.

3. Молла Абдулла Занури. Это тот самый человек, которого Хаким Нури отправил по просьбе Мухаммад Хусейн Хана Марви из Исфахана в Тегеран для преподавания философии. С этого времени начинается угасание Исфахана и преобладание Тегерана в научной жизни страны.

       Согласно тому, что поведал его сын, также крупный ученый Ага Али Мударрис, Молла Абдулла изучил основы наук в Азербайджане, затем отправился в Кербелу, где изучал исламское право у автора «Риад». Тогда же он провел некоторое время в Куме, посещая занятия известного богослова Мирзы Куми. Затем он отправился в Исфахан, где изучал философию у Хакима Нури, а в 1237г. он переселился в Тегеран. Он скончался в 1257г., по прошествии двадцати лет, посвященных преподавательской деятельности[632].  

4. Молла Мухаммад Джафар Лангруди Лахиджи. Он является современником Молла Абдуллы Занури и учеником Сейд Абулькасима Мударриса Исфахани, Молла Михраба Гиляни и в особенности – Молла Али Нури. Его ивестным трудом является комментарий к труду Молласадра «Машаир». Этот труд, содержащий предисловие доктора Сейд Хусейна Наср на английском языке, предисловие профессора Джалаладдина Хамаи и предисловие профессора Сейд Джалаладдина Аштияни на персидском языке, был опубликован недавно в связи с четырехсотлетним юбилеем со дня рождения Молласадра. Помимо комментария к «Машаир», им написаны также примечания к труду Кушаджи «Шарх-е таджрид» и комментарию Хафари к «Шарх-е таджрид» Кушаджи. Его комментарий к «Шарх-е таджрид» был написан им в 1255г. во время правления Мухаммад Шаха.          

       Дата его кончины неизвестна; об этом же пишет и г-н Хамаи: «Несомненно, что это произошло ранее 1294г.».

       Удивительно, что Алламе Техрани, Ага Шейх Ага Бозорг в книге «Аль-карам аль-барура фи аль-карн ас-салис бад-уль-ашара» (с.239-257) упоминает трех человек, причем все они были философами, носили одно и тоже имя, жили в одно время и были родом из Гиляна. Один из них – Шейх Джафар Лахиджи, другой – Шейх Мухаммад Джафар Лангруди (автор комментария к «Машаир» Молласадра), и третий – Шейх Мухаммад Джафар Лахиджи, написавший комментарий к «Машаир», и глоссы – к богословской части «Шарх-е таджрид».

       Весьма маловероятно, чтобы в одно время жили трое ученых, которые носили бы одно и то же имя и проживали в одной провинции, поэтому, этот вопрос требует дальнейшего изучения.

5. Молла Агайе Казвини. Этот человек также является одним из наиболее ярких учеников Молла Али Нури[633]. Возвратившись из Исфахана в Казвин, он основал крупный учебный центр, в который стремились ученые со свех концов страны. В своем жизнеописании Ага Али Мударрис Занури писал о том, что он приехал на некоторое время в Казвин, чтобы посещать занятия этого выдающегося человека. Он – один из людей, обучавшихся у Молла Исмаила Исфахани, который в свою очередь был ярким учеником Молла Али Нури[634]. Следовательно, его можно по праву считать представителем тридцатого поколения, к которому принадлежит и Хаджи Сабзвари. Он скончался в 1282г[635].

 

Тридцатое поколение

 

1. Хадж Молла Хади Сабзвари. Самый известный после Молласадра философ последних трех-четырех столетий. Хаджи Сабзвари родился в 1212г. в Сабзваре. Ему было семь лет, когда умер отец. В десятилетнем возрасте он отправляется учиться в священный Мешхед, где проводит десять лет. Слава исфаханских ученых привлекает его в Исфахан. Приблизительно в течение семи лет он посещает занятия Молла Исмаила Дарабкушки Исфахани, в то же время он в течение двух-трех лет успевает посетить последние занятия Хакима Нури. Затем он возвращается в Мешхед, где несколько лет занимается преподавательской деятельностью. Затем он отправляется в Мекку. На обратном пути он в силу необходимости проводит два или три года в Кермане. Во время пребывания в Кермане, для того, чтобы укрепить и испытать свой дух, он постарался остаться неузнанным, и с помощью Хадема преподавал в медресе в течение всего времени своего пребывания в этом городе. Затем он взял дочь Хадема в жены и отправился в Сабзвар. Он прожил в этом городе до конца жизни и провел в нем около сорока лет, ни разу не покидая его и посвятив всего себя изучению трудов предшественников, исследованию, преподаванию, написанию книг, благочестию, совершенствованию духа и воспитанию учеников.   

       Что касается роли Хакима Сабзвари в создании крупного научного философского центра, привлечения учеников со всех концов страны и их воспитания, а также распространения, благодаря им, знаний в различных странах, ему нет равных после Хакима Нури. Его слава гремела по всему Ирану и за его пределами. К нему стремились жаждущие знаний из всех стран и краев. Благодаря этому выдающемуся человеку, безвестный городок Сабзвар превратился в Мекку для стремящихся к истине и стал научным центром. 

       К. Гобино, известный французский философ, чьи особые взгляды на философию истории пользуются известностью, и чье трехлетнее пребывание в Иране в качестве полномочного представителя Франции совпало с расцветом славы Хакима Сабзвари, опубликовал книгу под названием «Три года в Иране». Он пишет:

«Его слава и известность прогремели так, что к нему в Сабзвар стекалось множество учеников из разных стран – Индии, Турции, Аравии, которые постигали науки в его школе»[636].   

Хаким Сабзвари был замечательным оратором, прекрасно владеющим речью; его преподавательскому стилю была присуща пылкость и притягательность. Помимо его достоинств, как мудреца и ученого, его характеру также была свойственна склонность к суфийскому пути познания. Кроме этого, он был набожным, благочестивым, достойным человеком, и, более того, стремящимся к Богу. Все это стало причиной горячей любви к нему его учеников. Хакиму Сабзвари не было равных в создании притяжения между учеником и учителем. Некоторые из его учеников и по прошествии сорока лет со дня его смерти не могли сдержать чувств и плакали, вспоминая о нем.      


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!