Деятельность иранцев по распространению ислама в Индии



 

Газневиды были первыми иранцами, принесшими священную мусульманскую религию по другую сторону Инда, в Индостан. Во времена правления Газневидов в их владения входила область Пенджаба, а Лахор, один из крупнейших городов этого региона, был центром власти Газневидов. Во время правления этой династии в Индию отправилась группа иранских ученых, среди которых был и Бируни, известный ученый и мудрец из Хорасана. Несмотря на то, что войны, которые вели Газневиды, преимущественно сопровождались убийствами и грабежами, и в действительности они не уделяли внимания распространению ислама, однако они сыграли большую роль в разрушении политических и военных преград на полуострове, открыв этим путь будущим поколениям.

 

Гуриды

 

Родиной султанов из династии Гуридов является провинция Гур, расположенная поблизости от Герата, а род их восходит к Шансабу Нами. Этот Шансаб принял ислам во время правления повелителя правоверных Али, который поручил ему правление этой провинцией. Летописцы пишут, что, когда при Омейядах, имя повелителя правоверных предавалось проклятию во всех мечетях, а правители принуждали к этому народ, население Гура не запятнало себя этими действиями, и правители Гура и Гурджестана не предавали поношению имя повелителя правоверных.

Первым правителем из династии Гуридов, совершившим военный поход в Индию, захватившим Дели и сделавшим этот город столицей своего государства, был султан Мухаммад Сам Гури. Начиная со времени правления этого султана (начало седьмого века), когда Дели стал мусульманской столицей, и до завоевания Индии Англией, этот город был столицей мусульманских правителей. Гуриды сыграли большую роль в распространении ислама в Индии, во время их правления в Индию переселились многие иранские ученые, обретя там вторую родину. Распространение учения ислама в Индии в действительности началось со времени правления Гуридов, когда было положено начало строительству школ и мечетей.

Одним из крупных иранских ученых, переехавших в это время в Индию, был Ходжа Моинаддин Чашти. Он внес большой вклад в распространение ислама и воспитал множество учеников, каждый из которых достиг впоследствии высокого религиозного положения. Спустя столетия, школа Ходжи Моинаддина существует по-прежнему, а его гробница, находящаяся в Аджмире, окружена уважением и почетом.

 

Тимуриды

 

Потомок Тимура Захираддин Мухаммад Бабур вторгся со своим войском в Индию и, захватив Дели, сделал этот город своей столицей. Его потомки впоследствии правили в Индии на протяжении четырех столетий. Между Тимуридами, правившими в Индии, и Сефевидами, правившими в Иране, установились добрососедские отношения, и в это время в Индию переехало большое количество иранцев. При Тимуридах все государственные и религиозные посты занимали иранцы. В Индию из Ирана переехали тысячи поэтов, суфиев, правоведов и богословов, что способствовало распространению там исламского учения.            

Одним из крупных деятелей, внесших во время правления Джахангира в Индии значительный вклад в распространение ислама, является Итимад Ад-Дауле Мирза Гияс Бек. Он жил в Хорасане и был наместником шаха Тахмасба в Мерве. Шах Тахмасб разгневался на него и лишил его всего его имущества. Он был вынужден отправиться в Индию и был принят в Агре, при дворе Джалаладдина Акбара. Спустя некоторое время его дочь Нурджахан стала супругой Джахангира и царицей Индии.

Бану Бигум Мумтаз Махал, которая была внучкой Мирза Гияс Бека, стала супругой Шаха Джахана и могущественной царицей Индии. Тадж Махал, который сегодня входит в число прославленных памятников мировой архитектуры и, возможно, является уникальным в своем роде творением рук человеческих, представляет собой гробницу той самой Мумтаз Махал, иранки по происхождению. Во время правления Нурджахан и Мумтаз Махал, которые исповедовали шиизм, в Индию из Ирана переехало большое количество религиозных деятелей.  

 

       Кутбшахиды Декана

 

Мухаммад Али Кутбшах родился в Хамадане и в молодости переехал из Ирана в Индию. В Декане он занял место в свите правителя этого края. Благодаря проявленным способностям, его положение улучшалось с каждым днем, и, спустя некоторое время, его стали называть Кутб Аль-Мольк. В 918г. хиджры он стал официальным правителем Декана. Кутбшах был учеником Шейха Сафиддина Ардебили. Когда он услышал о том, что Шах Исмаил способствует распространению в Иране шиизма, он также стал способствовать распространению шиизма в Декане, объявив ее официальной религией.

Правители из рода Кутбшаха приложили много усилий для распространения в Декане ислама и шиизма, и во время их правления в Декан для распространения мусульманского учения переехало большое количество иранцев. Одним из известных иранских деятелей, переехавших в это время в Индию, был Мир Мухаммад Мумин Истрабади. Будучи ученым и высокопоставленным государственным деятелем, он в течение двадцати пяти лет занимал пост главного представителя султана. Он считался одним из наиболее эрудированных людей своего времени, специалистом в области всех наук, от точных до гуманитарных. Кутбшахиды правили в Декане в течение двухсот лет, и хроника их правления весьма подробно задокументирована.

 

Адельшахиды Биджапура

 

Основателем этой династии является Юсуф Адельшах, иранец по происхождению, выросший в Саве. Он переехал из Индии в Иран на заре своей юности, и, приехав в Индию, поступил на службу к правителям Биджапура. Спустя некоторое время, он получил власть над всей этим краем и прославился как Юсуф Адельшах Савеи. Правители из рода Адельшаха также были шиитами и внесли большой вклад в распространение этой религии. Многие центральные провинции Индии, населенные язычниками, перешли во время правления Али Адельшаха под власть мусульман.

В войске правителей династии Адельшахидов постоянно находились некоторые иранские ученые из священных городов Неджефа, Кербелы и Медины, ведавшие религиозными делами. Большинство политических и государственных дел страны также находились в ведении иранцев. История царствования этой династии мусульманских правителей Индии также хорошо отражена в исторических документах, и она приводится в истории мусульманской Индии.

 

Низамшахиды Ахмаднегара

 

Основателем династии этих правителей был некий индиец по имени Тимабахт, захваченный в плен мусульманами во времена правления султана Ахмадшаха Бахмани. Султан нашел его весьма разумным и способным, подарил его своему сыну Мухаммадшаху, отправил его вместе с ним в школу, где он за короткое время обучился чтению и письму на персидском языке и получил прозвание Мольк Хасан Бахри. Наконец, вследствие некоторых событий, в изложении которых здесь нет необходимости, он пришел к власти, а, утвердившись на троне, принял шиизм и всячески способствовал его распространению.  

При Низамшахидах иранцами также было большинство придворных, государственных и религиозных деятелей страны, в ведении которых находились политические и религиозные дела. В эпоху правления этих падишахов в Индию отправился Шах Тахир Хамадани, известный как Декани. Шах Тахир, который сначала был сторонником Шаха Исмаила, стал его противником, и едва не был убит. Тайно прибыв в Индию, он жил при дворе Низамшахидов, окруженный величием и почетом. Деятельность Шаха Тахира в Индии была весьма ценной; он воспитал большое количество ученых в различных сферах ислама, а учебный центр, в котором он преподавал, был одним из крупнейших научных центров Индии. Шах Тахир пользовался большим уважением, а его деятельность была весьма ценной. Этому уникальному человеку следовало бы посвятить отдельную книгу. История правления Низамшахидов также подробно отражена в хрониках, а для описания их религиозной деятельности потребуется значительная по объему книга.

 

Правители Удды из Нишапура

 

Во времена шаха Султана Хусейна Сефеви один ученый из Нишапура по имени Саид Мухаммад Нами переехал в Индию и поселился в Дели. Его сыновья заняли государственные посты и постепенно стали играть важную роль в государстве. Один из потомков Саида Мохаммада по имени Бурхан Аль-Мольк стал правителем провинции Удды. Спустя некоторое время он стал независимым правителем, а его связь с Дели была прервана. После него в этой провинции правили его потомки.

Во времена правления падишахов из Нишапура в Индию приехало большое количество иранцев из Нишапура, священного Мешхеда и других городов Хорасана и поселились в Лакхнау, который был центром этой провинции. Почти все государственные и политические деятели во время правления этой династии были родом из Хорасана. Во время правления падишахов Удды в Индию перебралось семейство Накави, которые были родом из Нишапура. Под покровительством этой династии работал Мир Хамид Хусейн Нишапури, автор книги «Абакат аль-анвар». В Индии написано несколько книг, посвященных падишахам из династии Нишапури, одной из которых является «История правления династии Нишапури».

Помимо тех правящих династий, которые были упомянуты, в Бенгалии, Бахаре, Гуджарате, Бараре и Педжабе правили и другие династии, каждая из которых многое сделала для распространения ислама в своем регионе. История ислама в Индии изложена весьма детально, и заниматься исследованиями в этой области должна специальная группа ученых. К счастью, библиотеки Индии и Пакистана очень богаты, и предоставляют в распоряжение ученых весьма ценный материал.   

 

Ислам в Кашмире

 

Мусульманские историки пишут о том, что до 715г. хиджры население Кашмира не было мусульманским. В этом столетии в Кашмире появился некий иранец, одетый в одежду дервишей, и начал в этой провинции свою проповедническую деятельность. Поскольку население Индии и Кашмира особо почитает странствующих дервишей и аскетов, они стали собираться вокруг него, а уважение и почет, которыми он пользовался, стали возрастать с каждым днем.

В «Тарих-и фереште» говорится: «Этого человека звали Шах Мирза. Он появился в Сринагаре во времена Сихдива, который был правителем Кашмира, и поступил на службу к этому радже. Шах Мирза постепенно приобрел влияние на этого человека и обеспечил этим свое будущее. Спустя некоторое время Сихдив скончался, бразды правления принял его сын Ранджан, который сделал Шах Мирзу своим визирем и советником. Тогда Мирза заявил свои претензии на власть, а его сыновья объявили о своей независимости.

Спустя некоторое время скончался и этот раджа, и власть перешла к его супруге. Шах Мирза и его сыновья проявили неуступчивость по отношению к ней, и она была вынуждена согласиться стать супругой Шах Мирзы и передать ему полномочия правителя. После этого женщина приняла ислам, Шах Мирза объявил себя султаном Кашмира, повелел жителям упоминать его имя в своих молитвах и стал называть себя Шамсиддином.

Этот человек способствовал распространению ислама в Кашмире, а также наставлению и обучению людей, поэтому некоторое время спустя большинство жителей Кашмира стали мусульманами. Среди людей, внесших большой вклад в распространение ислама в Кашмире, был Мир Саид Али Хамадани. Этот великий человек, который является гордостью ислама, воспитал в Кашмире тысячи учеников, каждый из которых впоследствии также стал вести преподавательскую деятельность. До сих пор в Кашмире память Саида Али Хамадани окружена почетом, люди посещают его гробницу, а в дни годовщины гибели имама Хусейна скорбящие, проходя мимо нее, в знак уважения опускают свои знамена.   

 

Ислам в Китае

 

В отношении того, когда ислам пришел на землю Китая, точные данные отсутствуют. Однако, точно известно, что ислам появился на этой земле в первые века мусульманской эры, благодаря купцам из Хорезма, Самарканда и Бухары. Во время правления Хорезмшаха, особенно Алааддина Мухаммада Хорезмшаха, под властью которого находились Туркестан и Атра, контакты иранцев с китайцами стали более оживленными. После монгольского завоевания Ирана и их господства в этой стране, в Китай переселилось большое количество иранцев. Разрушив города Хорасана, Чингизхан повелел переселять в Китай и Монголию людей, сведущих в науках, знаниях, словесных искусствах и ремеслах, чтобы они передавали свои знания местному населению и знакомили их с искусствами и ремеслами, распространенными в Иране. Помимо искусств и ремесел, которыми владели иранцы, они передали им также свою религию и традиции. Таким образом, благодаря иранцам, священная мусульманская религия была принесена в Китай мирным путем, а все религиозные книги китайских мусульман были также написаны на персидском языке.

 


Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 335; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!